Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Территориальные органы внутренних дел, их структура, задачи, полномочия и функции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осуществляет в соответствии с законодательством РФ: определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории РФ; прием, рассмотрение заявлений по вопросам гражданства, исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства, отмену в пределах своей компетенции решений по вопросам гражданства; выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих… Читать ещё >

Территориальные органы внутренних дел, их структура, задачи, полномочия и функции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В соответствии с Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 2 апреля 2016 г. № 699, территориальными органами на региональном уровне являются Министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ.

Территориальные органы входят в состав (систему) ОВД РФ и подчиняются МВД России.

Руководство деятельностью территориальных органов осуществляет Министр внутренних дел РФ.

Положения о территориальных органах утверждаются Министром на основании утвержденного указом Президента Типового положения.

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и (или) через подчиненные территориальные органы МВД России на районном уровне, а также подразделения и организации, созданные для реализации задач и обеспечения деятельности территориальных органов.

Основными задачами территориального органа являются: обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности на территории субъекта РФ; управление подчиненными органами и организациями; осуществление социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, гражданских служащих системы МВД России и работников территориального органа, подчиненных органов и организаций.

Территориальный орган в своей деятельности руководствуется законодательством РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, актами Президента РФ и Правительства, законами субъекта РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безпасности, принятыми в пределах его компетенции, нормативными правовыми актами МВД России, а также положением о территориальном органе.

Орган осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти, расположенными на территории субъекта РФ, органами исполнительной власти субъекта РФ, иными государственными органами, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями.

Деятельность территориального органа является открытой для общества и публичной в той мере, в какой это нс противоречит требованиям законодательства РФ.

При территориальном органе и подчиненных органах действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции».

Анализируя нормативные предписания Типового положения о территориальном органе внутренних дел, следует иметь в виду, что наличествует много сходных и даже единых нормативных предписаний по правовому регулированию перечня задач, полномочий, организационных свойств с нормативно-правовыми установками Положения о МВД России. И это закономерно, так как данные Положения регулируют указанные основополагающие вопросы единой системы ОВД, выделяя особенности с учетом иерархии и правового статуса в системе управления.

Территориальный орган осуществляет следующие полномочия:

  • — разрабатывает меры по укреплению правопорядка на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, положения дел в области охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов на территории субъекта РФ;
  • — участвует в реализации государственной политики в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции на территории субъекта РФ;
  • — обобщает правоприменительную практику ОВД и вносит в МВД России и в органы государственной власти субъекта РФ предложения по совершенствованию законодательства в сфере внутренних дел, а также нормативных правовых актов МВД России;
  • — разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • — обеспечивает совместно с органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок в общественных местах на территории субъекта РФ;
  • — организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ оперативно-разыскную деятельность; розыск лиц и похищенного имущества, а также деятельность по установлению имущества, подлежащего конфискации;
  • — организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ дознание и производство предварительного следствия по уголовным делам;
  • — принимает в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности; обеспечивает участие подчиненных органов в мероприятиях по противодействию терроризму, в обеспечении правового режима контртеррористической операции, в защите потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан, а также обеспечивает безопасность и антитеррористическую защищенность объектов органов внутренних дел;
  • — организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ экспертно-криминалистическую деятельность;
  • — организует и осуществляет в соответствии с законодательством РФ контроль в области частной детективной (сыскной) деятельности на территории субъекта РФ;
  • — обеспечивает в соответствии с законодательством осуществление подчиненными органами контроля за деятельностью народных дружин;
  • — осуществляет контроль за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • — осуществляет в соответствии с законодательством РФ хранение, перевозку и уничтожение конфискованных или изъятых из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • — осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;
  • — участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения на территории субъекта РФ;
  • — координирует деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ в области обеспечения безопасности дорожного движения;
  • — обеспечивает в соответствии с законодательством РФ государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • — обеспечивает производство по делам об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции органов внутренних дел;
  • — осуществляет в соответствии с законодательством РФ лицензирование частной детективной (сыскной) деятельности;
  • — обеспечивает участие подчиненных органов в осуществлении контроля (надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений, а также в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
  • — обеспечивает в соответствии с законодательством РФ проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
  • — осуществляет в соответствии с законодательством РФ: определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории РФ; прием, рассмотрение заявлений по вопросам гражданства, исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства, отмену в пределах своей компетенции решений по вопросам гражданства; выдачу и замену гражданам Российской Федерации документов, удостоверяющих их личность на территории РФ; оформление и выдачу паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию; регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации; регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства по месту жительства, учет иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания; выдачу, продление срока действия, восстановление, аннулирование виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся на территории РФ; реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • — принимает в соответствии с законодательством РФ решения по заявлениям об изменении гражданства; о депортации иностранных граждан и лиц без гражданства; о выдаче, об отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;
  • — обеспечивает реализацию прав и обязательств Российской Федерации, предусмотренных международными договорами РФ о реадмиссии;
  • — анализирует оперативную обстановку на территории субъкта РФ, разрабатывает и реализует меры по повышению эффективности применения сил и средств подчиненных органов;
  • — обеспечивает планирование и координацию деятельности подчиненных органов и организаций, осуществляет контроль за деятельностью подчиненных органов и организаций, а также их инспектирование;
  • — обеспечивает выполнение мероприятий, но гражданской обороне подчиненными органами и организациями, повышение устойчивости работы этих органов и организаций в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;
  • — организует и осуществляет регулярное информирование органов государственной власти субъекта ПФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, граждан о своей деятельности, представляет отчет об этой деятельности законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ, а также организует отчеты должностных лиц подчиненных органов перед представительными органами муниципальных образований и перед гражданами;
  • — осуществляет постоянный мониторинг общественного мнения о деятельности территориального органа, подчиненных органов и организаций;
  • — обеспечивает ведение и функционирование информационных систем, в том числе банков данных, достоверность, актуальность содержащейся в них информации и ее защиту от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления и (или) распространения, а также от иных неправомерных действий;
  • — обеспечивает предоставление сведений, содержащихся в этих информационных системах и банках данных, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, расположенным на территории субъекта РФ, органам исполнительной власти субъекта РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством РФ;
  • — осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов МВД России, а также интересов территориального органа;
  • — организует кадровое обеспечение территориального органа, подготовку кадров для органов внутренних дел, в том числе осуществляет профессиональное обучение сотрудников территориального органа;
  • — обеспечивает соблюдение законности при осуществлении сотрудниками и государственными служащими территориального органа, подчиненных органов и организаций оперативно-служебной деятельности, поддержание служебной дисциплины;
  • — организует воспитательную, психологическую, социальную, культурно-просветительскую работу с этими сотрудниками и государственными служащими;
  • — обеспечивает исполнение законодательства РФ о противодействии коррупции, а также собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в территориальном органе, подчиненных органах и организациях;
  • — осуществляет материально-техническое обеспечение территориального органа, подчиненных органов и организаций;
  • — обеспечивает рациональное и эффективное использование бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также имущества, закрепленного за территориальным органом на праве оперативного управления;
  • — осуществляет функции получателя и распорядителя бюджетных средств (получателя, распорядителя средств федерального бюджета), а также бюджетные полномочия администратора доходов федерального бюджета, главного администратора (администратора) доходов бюджета субъекта РФ и местных бюджетов в соответствии с правовым актом главного администратора доходов бюджета о наделении соответствующими полномочиями;
  • — организует прием граждан, своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;
  • — разрабатывает и реализует меры по обеспечению социальной и правовой защиты сотрудников, государственных служащих и работников территориального органа;
  • — организует и осуществляет в пределах своей компетенции профилактические, лечебно-оздоровительные, реабилитационные и санаторнокурортные мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников, государственных служащих и членов их семей, работников территориального органа, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, а также иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства РФ возложено на МВД России;
  • — осуществляет иные полномочия в сфере внутренних дел в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами МВД России.

Территориальный орган в целях осуществления своих полномочий имеет право:

  • — запрашивать и получать в установленном порядке от территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций, от должностных лиц этих органов и организаций, а также от граждан документы, справочные и другие материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
  • — использовать в соответствии с законодательством РФ возможности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, расположенных на территории субъекта РФ, органов государственной власти субъекта РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций;
  • — привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;
  • — участвовать в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности органов внутренних дел на территории субъекта РФ;
  • — формировать и вести в соответствии с законодательством РФ учеты, информационные системы, в том числе банки данных, содержащие оперативно-справочную, разыскную, криминалистическую, статистическую, правовую и иную информацию, а также пользоваться в установленном порядке учетами и информационными системами других федеральных органов исполнительной власти;
  • — взаимодействовать в соответствии с международными договорами, законодательством РФ и в порядке, установленном МВД России, с компетентными органами иностранных государств и международными организациями по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
  • — образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в сфере внутренних дел;
  • — использовать в своей деятельности информационные системы, системы связи и передачи данных, а также современную информационнотелекоммуникационную инфраструктуру;
  • — использовать достижения в области науки и техники, современные технологии и информационные системы.

Подчеркивая в целом важность и необходимость правового регулирования проводимых реформ в сфере ОВД, выделим отдельные положения, касающиеся организационных вопросов и прежде всего структурного построения системы управления территориальных органов МВД России. Так, закреплен перечень подразделений полиции в территориальных органах МВД России, определены нормативы формирования территориальных органов и их структурных подразделений. Утверждены структуры на окружном уровне — Главного управления МВД России по федеральному округу; на окружном уровне — Управления на транспорте МВД России по федеральному округу; на межрегиональном уровне — линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. В настоящее время на оптимальном уровне разработаны и утверждены типовые структуры территориального органа МВД России — на региональном уровне, на районном уровне, а также типовая структура на районном уровне с постоянным населением менее 25 тыс. человек, типовая структура отдела (отделения, пункта) полиции в составе территориального органа МВД России на районном уровне, типовая структура территориального органа на районном уровне — линейного отдела МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, типовая структура линейного отдела (отделения, пункта) полиции в составе линейного управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, линейного отдела МВД России. Утверждена типовая структура Федерального казенного учреждения «Центр хозяйственного и сервисного обеспечения» территориального органа МВД России на региональном уровне.

Одновременно утвержден перечень должностей старшего и среднего начальствующего состава и соответствующих предельных специальных званий в территориальных органах МВД России на всех уровнях управления.

Так, в перечень подразделений полиции в территориальных органах МВД России входят подразделения:

  • — по оперативному управлению силами и средствами ОВД, в том числе дежурные части;
  • — уголовного розыска;
  • — оперативно-поисковые;
  • — специальных технических мероприятий;
  • — оперативно-розыскной информации;
  • — собственной безопасности;
  • — по противодействию экстремизму;
  • — экономической безопасности и противодействия коррупции;
  • — по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите;
  • — специального назначения;
  • — экспертно-криминалистические;
  • — по обеспечению взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции — Интерпола и с Генеральным секретариатом Интерпола;
  • — участковых уполномоченных полиции;
  • — патрульно-постовой службы;
  • — по обеспечению безопасности дорожного движения;
  • — по исполнению административного законодательства, в том числе подразделения по содержанию лиц, арестованных в административном порядке;
  • — по делам несовершеннолетних, в том числе подразделения для временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;
  • — дознания;
  • — охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых;
  • — по содержанию подозреваемых и обвиняемых;
  • — подразделения лицензионно-разрешительной работы;
  • — по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств;
  • — по организации дополнительного образования сотрудников полиции.

Территориальные органы МВД России на региональном уровне в своей структуре имеют начальника органа и трех заместителей. Один из заместителей является начальником полиции, другой — начальником следственного управления. Начальник полиции, в свою очередь, имеет трех заместителей: по оперативной работе полиции, по охране общественного порядка и еще один заместитель ведает иными полицейскими службами (дежурная часть, оперативное управление, центр специального назначения сил оперативного реагирования, экспертно-криминалистический центр и др.).

Подразделения по оперативной работе включают в себя: управление (отдел) организации ОРД (по определенным направлениям); оперативно-розыскные части (ОРЧ) уголовного розыска, экономической безопасности и противодействия коррупции, по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; бюро специальных технических мероприятий; отдел национального центрального бюро (11ЦБ) Интерпола; центр кинологической службы. К числу основных подразделений полиции по охране общественного порядка относятся: управление организацией охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного управления, в котором имеются отделы по организации охраны общественного порядка на улицах и при проведении массовых мероприятий, по организации деятельности участковых уполномоченных и подразделений по делам несовершеннолетних, по организации охраны и конвоирования, по организации применения административного законодательства, по взаимодействию с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления; центр лицензионно-разрешительной работы; управление ГИБДД и его подразделения; управление вневедомственной охраны.

Кроме того, имеются такие обеспечивающие подразделения, как штаб; информационный центр; инспекция; организационно-штатный отдел и др.

В Типовом положении о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне определено, что территориальными органами МВД России являются управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

Территориальные органы на районном уровне подчиняются соответствующим руководителям территориальных органов МВД России на региональном уровне.

Основными направлениями деятельности указанного ОВД являются:

  • — защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
  • — предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • — выявление и раскрытие преступлений, производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;
  • — розыск лиц;
  • — производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
  • — обеспечение правопорядка в общественных местах;
  • — обеспечение безопасности дорожного движения;
  • — контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;
  • — охрана имущества и объектов;
  • — участие в обеспечении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
  • — осуществление экспертно-криминалистической деятельности и др.

Реализация указанных направлений осуществляется подразделениями полиции и отделами по обеспечению функционирования органа МВД России на районном уровне.

В Типовой структуре органа данного уровня руководство представлено начальником управления и тремя его заместителями (по оперативной рабо те, по охране общественного порядка и по руководству оперативным отделом, дежурной частью и экспертно-криминалистическим отделом).

В полиции по охране общественного порядка — отделы охраны общественного порядка, участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних, по лицензионно-разрешительной работе; отдел ГИБДД с соответствующими службами: строевые подразделения патрульно-постовой службы полиции (ППСП), охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, центры по исполнению административного законодательства и временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей; управление вневедомственной охраны.

В структуре районного органа находится следственное управление, штаб и иные обеспечивающие подразделения, отдел информационных технологий, связи и защиты информации. В эту же структуру входят отделы, отделения, пункты полиции. Их типовые структуры представлены в усеченном виде — в них начальник полиции имеет двух заместителей. В ведении одного — отдел (отделение, группа) уголовного розыска и экспертнокриминалистический отдел. Другой заместитель начальника организует работу отделов (отделений, групп) участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних; по исполнению административного законодательства и лицензионно-разрешительной работы вневедомственной охраны, а также строевых подразделений ППСП, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых, комендантского отделения.

Что же касается типовой структуры территориального органа МВД России на районном уровне с постоянным населением менее 25 тыс. человек, то ее организационное построение и функциональные направления работы подразделений практически тождественны. Разница лишь в штатной численности подразделений, определяющих их статус по меньшему количеству обслуживаемого населения на конкретной территории.

В структуре территориального органа МВД России на районном уровне находятся отдел (отделение, группа) дознания; группа анализа, планирования и учета; дежурная часть; отделение (группа) материально-технического и хозяйственного обеспечения; группа делопроизводства и режима (последние два подразделения в пункте полиции не создаются), которые подчиняются непосредственно начальнику отдела (отделения, пункта) полиции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой