Основы управления в судебных органах
Таким образом, правосудие — это урегулированная законом (уголовнопроцессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным процессуальным законодательством или Законом о Конституционном Суде РФ и др.) деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел и дел, подсудных Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов РФ… Читать ещё >
Основы управления в судебных органах (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • понятие и признаки правосудия;
- • отличие правосудия от других форм государственной деятельности;
- • характеристику судебной системы РФ;
- • особенности управления в органах судебной власти;
уметь
- • обобщать и систематизировать правовые нормы, регулирующие основы управления судебными органами;
- • использовать полученные знания об основах управления в судебных органах на практике;
- • ориентироваться в полномочиях судебных органов;
владеть навыками
- • работы с учебной и научной литературой об основах управления судебными органами;
- • поиска и анализа информации, касающейся основ управления судебными органами.
Понятие и признаки правосудия, его отличие от других форм государственной деятельности
Главным содержанием судебной власти является отправление правосудия. Оно имеет ряд характерных признаков:
- 1) осуществление правосудия только судом (ст. 118 Конституции РФ). Осуществление правосудия является видом государственной, правоохранительной деятельности, которая составляет исключительную компетенцию суда;
- 2) осуществление правосудия лишь по гражданским, уголовным делам, делам об административных правонарушениях, а также по делам, подсудным Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов РФ;
- 3) рассмотрение дел в определенном процессуальном порядке в соответствии с УПК, ГПК, КоАП РФ и Законом о Конституционном Суде РФ;
- 4) рассмотрение дел в форме судебных заседаний, которые проводятся непрерывно, устно, открыто (в установленных законом случаях — закрыто). В судебном заседании участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов. Ведущее место принадлежит суду. При разрешении дела суд применяет норму материального права к конкретному делу. Осуществляют правосудие судьи, присяжные и арбитражные заседатели. Они независимы и подчиняются только закону. Завершается судебное заседание вынесением судебного решения (приговора, решения, постановления, определения). Оно должно быть законным и обоснованным, в противном случае может быть отменено судом апелляционной, кассационной или надзорной инстанции. Деятельность этих судебных инстанций тоже является правосудием.
Таким образом, правосудие — это урегулированная законом (уголовнопроцессуальным, гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным, административным процессуальным законодательством или Законом о Конституционном Суде РФ и др.) деятельность по рассмотрению уголовных, гражданских, административных дел и дел, подсудных Конституционному Суду РФ, конституционным (уставным) судам субъектов РФ, и принятию по ним судебных актов (решений, приговоров, постановлений, определений).
Правосудие осуществляется лишь Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ, мировыми судьями. Никакие другие органы и лица не вправе реализовывать функцию правосудия.
Суды общей юрисдикции осуществляют не только уголовно-процессуальную и гражданскую процессуальную деятельность, но и рассматривают дела об административных правонарушениях.
Районные суды, к примеру, разрешают вопросы, связанные с исполнением приговора. При этом они освобождают условно-досрочно от наказания, заменяют неотбытую часть наказания более мягким, направляют осужденного из воспитательной колонии в места лишения свободы. Так как согласно законодательству правосудие по уголовным делам должно быть направлено на разрешение вопроса о виновности подсудимого, применение установленных законом мер наказания к лицу, виновному в совершении преступления, либо на оправдание невиновного, а при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора, этого не происходит, названный вид уголовно-процессуальной деятельности суда правосудием не является.
Согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства прекратить уголовное дело по нереабилитирующим основаниям может следователь, а по подследственным ему преступлениям — и орган дознания. В ходе проведенного до этого предварительного расследования они признают лицо виновным (выдвигают обвинение) в совершении преступления. Между тем только исходящее от суда признание и провозглашение от имени государства гражданина виновным в совершении преступления (назначение ему наказания) признается правосудием. Какую бы деятельность следователь или орган дознания ни осуществляли, правосудием она признана быть не может уже потому, что согласно ч. 1 ст. 118 Конституции РФ правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.
Таким образом, отличие судебных органов от законодательных и исполнительных органов власти состоит в том, что они рассматривают и разрешают гражданские, уголовные дела, дела об административных правонарушениях, дела, подсудные Конституционному Суду РФ, а законодательные органы принимают нормативные правовые акты, которыми руководствуются суды при осуществлении правосудия, органы же исполнительной власти осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность по реализации принятых законов, указов Президента РФ.