Сенат.
Проекты реформ
Сие образование кратко состояло в следующем: 1) как судная часть по существу своему весьма различна от части правительственной, то и положено дать обеим сим частям разные и каждой свойственные устройства, а для большей точности в понятиях различить самые их наименования, назвав соединение правительственных частей Сенатом Правительствующим, а судных — Сенатом Судебным; 2) Правительствующий Сенат… Читать ещё >
Сенат. Проекты реформ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мысль об устройстве Сената, от века Екатерины дошедшая, в 1811 г. возобновилась, но в другом виде. Полагали не прикасаться к древнему зданию, но укрепить токмо его основание. Посему в тот же день, как явилось учреждение Министерств (2 сентября 1802 г.), издан был и манифест о правах Сената.
Три существенные перемены установлялись сим манифестом: 1) решительным большинством голосов в Общих Собраниях считать не простое большинство, но две трети всего числа наличных сенаторов; 2) в случае несогласия генералпрокурора вносить дело к государю не через него одного, но при депутации от Сената; 3) дозволено Сенату представлять государю докладом, если усмотрит он какое-либо важное неудобство в законе существующем. Из сих трех постановлений осталось в действии одно первое; второе же, по очевидному его неудобству, вскоре само собою пало в бездействие, а третье ограничено в последующем году указом, коим растолковано, что под именем законов существующих дблжно разуметь не новые законы, но прежние. Сим в 1802 г. кончились все предположения об исправлении Сената. Можно было тогда же предвидеть, что они скоро возобновятся.
И действительно, в 1809 г., когда приступили к решительному устройству Министерств, при первом соображении открылась, во-первых, та же самая истина, которая еще в 1781 г. была примечена, а именно, что устройство Сената не было сообразно с учреждением губерний; во-вторых, что Сенат, быв средоточием Министерств, должен быть в устройстве его с ними сообразен и что без сей сообразности два сии установления должны по необходимости одно вредить другому.
Посему положено было вслед за окончательным учреждением Министерств составить образование Сената.
Сие образование кратко состояло в следующем: 1) как судная часть по существу своему весьма различна от части правительственной, то и положено дать обеим сим частям разные и каждой свойственные устройства, а для большей точности в понятиях различить самые их наименования, назвав соединение правительственных частей Сенатом Правительствующим, а судных — Сенатом Судебным; 2) Правительствующий Сенат установить один для всей Империи, а Судебный разместить по округам, по предположению императрицы Екатерины, здесь, в Москве, в Киеве и Казани; 3) в Правительствующем Сенате учредить два рода присутствий: одно для дел текущих, другое для дел, следующих к разрешению государя императора, определив сии два рода дел со всею возможною точностию.
Учреждение Министерств кончено и утверждено в июне 1811 г., а в августе и сентябре того же года внесено в Совет учреждение Сената. Быв напечатано и роздано в проекте членам Совета, оно было по предварительному их рассмотрению выслушано в присутствии государя императора в Общем Собрании и большинством голосов одобрено. Но как приведение его в действие требовало многих предварительных мер, а война уже грозила, то и признано удобнейшим отложить сие учреждение до другого времени.
Сим окончились предположения об устройстве Сената.