Предисловие.
География мира.
Социально-экономическая география мира
Текст данного тома сопровождается рисунками, табличным материалом, детальными приложениями, максимально конкретизирующими социальногеографическую и геоэкономическую картины мира. Как и в первом томе, списки литературы включают веб-сайты крупнейших международных организаций, которые потребуются студентам в рамках самостоятельной работы. Предполагается также использование в этой работе ранее… Читать ещё >
Предисловие. География мира. Социально-экономическая география мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общественно-географическая картина мира, включающая политикогеографическую[1], социально-географическую и экономико-географическую (геэкономическую) составляющие, постоянно усложняется, обновляются ее количественные и качественные характеристики. Социальные и экономические процессы в разнообразных условиях земного пространства (геопространства) порождают сложные системы социально-географического и экономико-географического (геоэкономического) характера, изучаемые, соответственно, социальной географией и экономической географией; их взаимодействие, сочетание составляют предмет социальноэкономической географии. Эти общественно-географические системы глобального, регионального и странового масштабов имеют большой практический и научный интерес. Их знание и умение анализировать — необходимое условие понимания объективных тенденций общественного развития, существующих проблем различного геопространственного масштаба, поиска путей их решения.
Цель второго тома учебника — представить обучающимся важнейшие аспекты социально-географической и геоэкономической картин современного мира: демографический, расселения населения, урбанизации, миграционный, расовый, этнический, конфессиональный, международного разделения труда, географии отраслей мирового хозяйства, внешнеэкономических связей, финансовой сферы и туризма. Отметим, что два последних аспекта крайне редко рассматриваются в учебниках по экономической и социальной географии мира.
Текст данного тома сопровождается рисунками, табличным материалом, детальными приложениями, максимально конкретизирующими социальногеографическую и геоэкономическую картины мира. Как и в первом томе, списки литературы включают веб-сайты крупнейших международных организаций, которые потребуются студентам в рамках самостоятельной работы. Предполагается также использование в этой работе ранее изданных географических атласов по экономической и социальной географии мира и России.
Учебник предназначен для обучающихся по основным образовательным программам обществоведческого и гуманитарного профилей бакалавриата, магистратуры, аспирантуры высших учебных заведений, а также для преподавателей вузов, учителей географии, обществознания и всех интересующихся социально-географической и геоэкономической проблематикой современного мира.
В результате освоения содержания учебника и самостоятельной работы обучающиеся должны:
знать
- • географические особенности процессов естественного движения населения и демографической политики;
- • формы расселения населения и закономерности их исторического развития;
- • расселение крупнейших этносов мира по регионам и странам;
- • конфессиональный состав населения стран и регионов мира;
- • этапы и движущие силы развития международного разделения труда и мирового хозяйства;
- • особенности отраслевой и географической структуры мирового хозяйства;
- • виды международных внешнеэкономических связей, основные показатели их измерения;
- • географическую специфику и региональные особенности туристской деятельности;
- • виды международных финансовых отношений;
- • основные источники общественно-географической и картографической информации на глобальном, региональном и страновом уровнях;
уметь
- • применять полученные знания в научных исследованиях общественногеографических явлений;
- • анализировать и прогнозировать развитие социально-географических и геоэкономических процессов;
- • пользоваться учебной, научно-популярной и специальной научной литературой, справочными и периодическими общественно-географическими и смежными с ними изданиями;
- • обобщать и систематизировать информацию о демографических процессах и демографической политике в различных регионах и странах мира;
- • анализировать и интерпретировать информацию о процессах урбанизации на региональном, страновом и глобальном уровнях;
- • определять расовый, этнический и этнолингвистический состав населения на уровне макрорегионов мира, отдельных стран и их регионов;
- • характеризовать государства и регионы мира по конфессиональному признаку;
- • анализировать тенденции и особенности развития мирового хозяйства;
- • анализировать геоэкономическое положение стран в мирохозяйственной системе;
- • характеризовать значение и место туризма в мировой системе сферы услуг;
- • классифицировать страны по их роли в международных финансовокредитных отношениях;
- • выявлять актуальные общественно-географические проблемы на глобальном, региональном и страновом уровнях;
- • определять место страны, международной организации в международном разделении труда;
- • составлять социально-географические, экономико-географические и комплексные характеристики стран и регионов мира;
владеть
- • понятийно-терминологическим аппаратом экономической и социальной географии мира;
- • приемами использования полученных знаний для решения конкретных задач в области экономической и социальной географии мира;
- • общественно-географической номенклатурой названий на глобальном, региональном и страновом уровнях;
- • навыками анализа социальнои экономико-географической проблематик мира, регионов и отдельных стран;
- • навыками анализа социально-географического анализа основных показателей воспроизводства населения и демографической политики стран;
- • методами классификации и типологии поселений;
- • приемами анализа этногеографической оценки межэтнического взаимодействия в макрорегионах и странах мира;
- • навыками выявления актуальности и проблематики современных конфессиональных процессов;
- • знаниями главных показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства;
- • навыками анализа геоэкономического положения стран и регионов;
- • знаниями об основных интеграционных группировках мира и стадиях их развития;
- • приемами оценки состояния мирового и региональных туристских потоков;
- • навыками анализа финансовых систем стран различных социальноэкономических типов;
- • навыками анализа и систематизации учебной и научной общественно-географической информации;
- • навыками выполнения расчетно-графических и картографических работ;
- • навыками работы с общегеографическими и тематическими картами.
- [1] См. первый том учебника.