Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Философско-политические учения немецкого классического идеализма конца XVIII — начала XIX в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

История человечества для Канта — это область, которую еще «предстоит завоевать для Царства моральных целей», человечество неизбежно приближается к постижению тайны Провидения. Именно им поддерживается механизм природы, совершенствующийся по общим законам целесообразности. Категорические императивы морали и права, внедряясь путем просвещения, воспитания через сознание отдельных лиц, призваны… Читать ещё >

Философско-политические учения немецкого классического идеализма конца XVIII — начала XIX в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Иммануил Кант

Иммануил Кант (1724−1804) — основатель немецкого классического идеализма, внесший серьезный вклад в разработку государственно-правовых вопросов. Родился в Кенигсберге в семье скромного мастера, окончил гимназию, затем местный университет (1745). Большое влияние на формирование мировоззрения молодого человека оказали идеи X. Вольфа и И. Ньютона. После 9 лет работы домашним учителем, в 1755 г., Кант в качестве приват-доцента начал чтение лекций по метафизике и многим естественным предметам в Кенигсбергском университете, в 1770—1796 гг. стал профессором, а позднее деканом факультета и дважды ректором университета.

В 1780-е гг. Кант создает свои основные философские произведения, связанные с критикой теоретического разума и исследованием его границ: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). Последнее десятилетие своей жизни Кант посвятил разработке государственно-правовых вопросов. В 1795 г. он опубликовал ставший широко известным трактат «К вечному миру», а в 1797 г. — «Метафизику нравов» в двух частях, где им были развиты общие взгляды на право и государство. Воздействие идей Руссо, французской революции заметно сказались на учении о государстве. Государство, по мнению Канта, — это объединение людей в рамках правовых законов. Его цель — соблюдать и обеспечивать действие принципа «справедливости для всех его граждан, отсюда гражданское устройство в каждом государстве должно быть республиканским»[1].

От Руссо Кант перенимает идею народного суверенитета, согласно которой законодательная власть может принадлежать только объединенной воле народа. В условиях ее попрания со стороны тирана его низложение справедливо, однако со стороны подданных «в высшей степени несправедливо» путем революций добиваться своего права. «Против законодательствующего главы государства, — пишет Кант в «Метафизике нравов… «, — нет правомерного сопротивления народа Малейшая попытка в этом направлении составляет государственную измену изменник может караться только смертной казнью, как за попытку погубить свое отечество"'. Такая тенденция государственно-правовой теории, при всей своей противоречивости, в сущности, реализовала основные принципы радикального либерализма, генетически связанного с политико-юридическим мышлением, подготовлявшим великие события во Франции в 1789—1794 гг. Как свод категорических требований к властям, она тяготела к форме революционного ультиматума, но личностные установки Канта как политического мыслителя противостояли этому смыслу. Он высказывался тоном просителя, обвиняя тоном верноподданнейшего советника[2][3].

Неотъемлемой частью государственно-правового учения, как и всей философской системы Канта, является концепция о неизбежности вечного мира. Родившаяся в умах Лейбница и аббата СенПьера, она получила дальнейшее углубленное развитие и конкретное оформление в трактате Кан га «К вечному миру». Согласно этой концепции, развитие общества как единого организма осуществляется в направлении к всеобщему правовому гражданскому состоянию, к некой идеальной республике, а впоследствии — к союзу народов и вечному миру.

История человечества для Канта — это область, которую еще «предстоит завоевать для Царства моральных целей», человечество неизбежно приближается к постижению тайны Провидения. Именно им поддерживается механизм природы, совершенствующийся по общим законам целесообразности. Категорические императивы морали и права, внедряясь путем просвещения, воспитания через сознание отдельных лиц, призваны преобразовать историю в единый технологический процесс в сторону торжества морали. Назначение человеческой природы «заключается именно в этом движении вперед, к будущему великому государственному объединению, упразднению войн, к вечному миру», несмотря на то что пока нет никакой почвы для этого и пока «господствует не право, а только сила».

Во многом противоречивое и непоследовательное, государственно-правовое учение Канта, как и вся его философская система, оказало огромное влияние на последующее развитие политикофилософской мысли. Вопросы о «моральной автономии» индивида, сконституированном «строгом праве», об общественном договоре как «практической идее разума», идеал «правового государства» все больше стали находить свое отражение и дальнейшее развитие в идеологиях самых различных школ: неокантианского либерального реформизма (марбургского и баденского направлений), революционного демократизма и «этического социализма».

  • [1] Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1963;1966. Т. VI. С. 289.
  • [2] Кант И. Сочинения: В 6 т. М" 1963;1966. Т. IV. С. 242.
  • [3] Философия Канта и современность. М., 1974. С. 233.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой