Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность
Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности РФ; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о лицах, без вести пропавших… Читать ещё >
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Первоначально организация и деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, регламентировалась подзаконными нормативными правовыми актами, как правило, имевшими гриф секретности. Более того, не подлежал огласке даже перечень тех методов, которыми добывалась оперативно-розыскная информация, не разглашались и возможности тех либо иных должностных лиц по ее последующему использованию. В ряде случаев это приводило к нарушению прав, свобод и законных интересов лиц, вовлеченных в эту сферу государственной деятельности. Все вышеуказанное обусловило необходимость принятия федерального закона, закрепляющего понятие данной деятельности, се принципы, основные задачи, перечень оперативно-разыскных мероприятий, а также ряд иных не менее значимых положений.
В соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» данный вид деятельности осуществляется гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-разыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются:
- — выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- — осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- — добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;
- — установление имущества, подлежащего конфискации.
Право осуществлять оперативно-розыскную деятельность предоставляется оперативным подразделениям следующих органов:
- — органы внутренних дел Российской Федерации (ОВД РФ);
- — Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России);
- — Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России);
- — Федеральная таможенная служба Российской Федерации (ФТС России);
- — Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России);
- — Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России);
- — Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России);
- — органа внешней разведки Минобороны России (оперативные подразделения этого органа проводят оперативно-разыскные мероприятия только в целях обеспечения безопасности данного органа и в случае, когда проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных органов, осуществляющих оперативно-разыскные мероприятия).
Все органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, действуют исключительно в пределах имеющихся у них полномочий.
При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-разыскные мероприятия: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент.
В ходе проведения оперативно-разыскных мероприятий используются информационные системы, видеои аудиозапись, кинои фотосъемка, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерба жизни и здоровью людей и не причиняющие вреда окружающей среде.
Должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, решают ее задачи путем личного участия в организации и проведении оперативно-разыскных мероприятий, используя помощь должностных лиц и специалистов, которые обладают научными, техническими и иными специальными знаниями, а также отдельных граждан с их согласия на гласной и негласной основе.
Основаниями для проведения оперативно-разыскных мероприятий являются:
- — наличие возбужденного уголовного дела;
- — ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения: о признаках противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших; о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу безопасности РФ; о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; о лицах, без вести пропавших, и об обнаруженных неопознанных трупах;
- — поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- — запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- — постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц;
- — запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ.
Результаты оперативно-розыскной деятельности направляются в органы уголовного судопроизводства. Процедура такой передачи регламентирована Инструкцией о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд (утверждена совместным приказом МВД России № 368, ФСБ России № 185, ФСО России № 164, ФТС России № 481, СВР России № 32, ФСИП России .№ 184, ФСК11 России № 97, Минобороны России № 147 от 17.04.2007).
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах своих полномочий также собирают данные, необходимые для принятия следующих решений:
- — о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну;
- — о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды;
- — о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о доступе к материалам, полученным в результате ее осуществления;
- — об установлении или о поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-разыскных мероприятий;
- — об обеспечении безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
- — о предоставлении либо об аннулировании лицензии на осуществление частной детективной или охранной деятельности, о переоформлении документов, подтверждающих наличие лицензии, о выдаче удостоверения частного охранника;
- — о достоверности и полноте сведений, представляемых гражданином, претендующим на замещение должности судьи.
Осуществление оперативно-розыскной деятельности органами и лицами, которым такое право не предоставлено в соответствии с законом, недопустимо и влечет наступление юридической ответственности.