Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Международные перевозки. 
Международное коммерческое право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Глава 12. Международные перевозки Первая система регламентирует вопросы организации международных железнодорожных сообщений и осуществления перевозок в странах Западной Европы, ряд стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Указанная система в части перевозок грузов представлена Бернскими международными грузовыми конвенциями 1980 г. (СИМ-КОТИФ), которые состоят из Международной конвенции… Читать ещё >

Международные перевозки. Международное коммерческое право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ключевые слова: транспорт, международная перевозка, международная перевозка грузов, международная перевозка пассажиров.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать основные положения, характеризующие правовую природу и особенности международных перевозок, а также основные международные документы, регулирующие перевозки на морском, внутреннем водном, железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте;

уметь толковать и применять нормы и правила, содержащиеся в международных конвенциях и соглашениях и имеющие отношение к регламентации договоров международной перевозки грузов, пассажиров и багажа;

владеть навыками давать квалифицированные юридические заключения и консультации по вопросам перевозки различными видами транспорта на международном рынке транспортных услуг.

12.1. Общая характеристика… _.

Общая характеристика правового регулирования международных перевозок

• Международная перевозка — это перевозка грузов, пассажиров, багажа между двумя и более странами.

Формулировки определения «международная перевозка», содержащиеся в международных конвенциях и соглашениях, имеют некоторые различия. Так, в Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. под международной перевозкой понимается всякая перевозка, при которой согласно определению сторон место отправления и место назначения вне зависимости от того, имеется или нет перерыв в перевозке, расположены либо на территории двух государств-участников, либо на территории одного и того же государства-участника, если согласованная остановка предусмотрена на территории другого государства, даже если это государство не является государствомучастником. Перевозка без подобной остановки между двумя пунктами, находящимися на территории одного и того же государства-участника, не рассматривается как международная.

Согласно Афинской конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. международная перевозка — это любая перевозка, при которой в соответствии с договором перевозки место отправления и место назначения расположены в двух различных государствах либо в одном государстве, если согласно договору перевозки или предусмотренному рейсу промежуточный порт захода находится в другом государстве. Аналогичное определение дается в Международной конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, 1961 г.

Более широко международная перевозка трактуется в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., согласно которой международная перевозка — это перевозка, которая осуществляется по территории, по крайней мере, двух государств вне зависимости от местожительства и национальности заключающих договор сторон. Сходная формулировка содержится в Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г.

Исходя из анализа приведенных определений, можно сказать, что для признания перевозки международной обязательным условием является ее осуществление на территории не одного государства. При этом пункт отправления и пункт назначения могут быть либо на территории разных государств, либо на территории одного государства, но в последнем случае необходимо наличие согласованной сторонами остановки транспорта на маршруте в промежуточном пункте (пунктах) на территории другого государства.

Поэтому в качестве одного из признаков международной перевозки можно выделить пересечение государственной границы. Перевозки, осуществляемые в пределах одной страны, не являются международными даже в случаях наличия иностранного контрагента. Возникающие в таких ситуациях международно-правовые вопросы не затрагивают процесса перемещения и, следовательно, международного транспорта[1].

Следующий признак международной перевозки — ее осуществление наусловиях, закрепленных международными соглашениями. Такая перевозка должна быть оформлена как международная. Указанный признак важен, так как в некоторых ситуациях фактического поступления груза или пассажира на территорию другого государства, т. е. фактического пересечения границы, может и не быть, например при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления. Отнесение перевозки к международной связано с фактом ее начала для провоза пассажиров, багажа по территории двух и более стран, а не с фактическим осуществлением на указанной территории[2].

Особенностью правового регулирования перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении являются высокий удельный вес материально-правовых норм международного характера по сравнению с коллизионными нормами и наличие широкого комплекса норм внутригосударственного законодательства[3].

Основные вопросы регламентации международных перевозок решаются в международных транспортных соглашениях, содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия перевозок грузов и пассажиров. Количество подобных соглашений весьма значительно.

12.1. Общая характеристика…

Их нормы, в отличие от норм конвенций в области международной купли-продажи товаров, носят императивный характер. При отсутствии единообразных международных материальноправовых норм следует обращаться к нормам национального права в соответствии с коллизионными нормами транспортных конвенций или национального законодательства.

Еще одна особенность регулирования международных перевозок заключается в том, что в ходе исполнения соответствующих договоров материально-правовые нормы применяются на основании различных коллизионных принципов. Так, при отправлении груза руководствуются законом страны отправления, при выдаче груза в конечном пункте — законом страны назначения. В других случаях применяется закон перевозчика или закон страны суда. В России согласно ст. 1211 ГК РФ к отношениям по перевозке при отсутствии соглашения сторон подлежит применению право страны перевозчика. Коллизионные нормы в отношении отдельных видов перевозки содержатся в соответствующих кодексах и законах, например, в гл. XXVI КТМ РФ.

Правовое регулирование перевозок грузов, пассажиров и багажа в межгосударственном сообщении посредством норм международных соглашений носит отраслевой характер, т. е. зависит от применяемого для перевозки вида транспорта.

Международные автомобильные перевозки регулируются следующими основными документами:

  • — Конвенцией о дорожном движении 1968 г., дополняющее ее Европейское соглашение 1971 г. и Конвенция о дорожных знаках и сигналах 1968 г. регламентируют вопросы использования автомобильных дорог и применения правил дорожного движения, дорожных знаков и сигналов;
  • — Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Европейское соглашение о международной перевозке опасных грузов 1969 г. и Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа (КАПП) 1973 г. устанавливают правила осуществления перевозок автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа. Россия является участницей КДПГ с 1983 г. В КАПП Россия не участвует.

Международные перевозки между странами СНГ регулирует Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа 1997 г.

Важнейшим актом ЕС, регулирующим автотранспортные перевозки, является Директива 96/53/ЕС от 25.07.1996,.

Глава 12. Международные перевозки измененная Директивой Европейского парламента и Совета 2002/7/ЕС от 18.02.2002, которая устанавливает максимально допустимые размеры и вес при международных перевозках. Директива Европейского парламента и Совета № 2009/103/ ЕС гармонизирует законодательные положения государств-членов о страховании гражданской ответственности, связанной с использованием транспортных средств. Регламент № 4060/89 от 21.12.1989 обеспечивает свободное передвижение автотранспортных средств государств-членов на территории ЕС.

Национальное российское законодательство представлено Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и рядом подзаконных актов, например Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112.

К основным источникам правового регулирования международных воздушных перевозок относятся следующие акты:

  • — Соглашение о транзите по международным воздушным линиям 1944 г. и Соглашение о международном воздушном транспорте 1944 г. устанавливают порядок использования воздушного пространства и коммерческие права авиакомпаний в области воздушных перевозок;
  • — Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г., а также ряд межправительственных соглашений о воздушных сообщениях регламентируют осуществление воздушной навигации и техническое обслуживание воздушных судов.

Регулирование в сфере организации и осуществления воздушных перевозок грузов, пассажиров и багажа представлено двумя системами.

Первая — варшавская система, состоит из Варшавской конвенции об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (далее — Варшавская конвенция 1929 г.) и дополняющих и изменяющих ее протоколов и конвенций. Это, в частности, Гаагский протокол 1955 г.; Гватемальский протокол 1971 г., который увеличил предел ответственности воздушного перевозчика за ущерб, причиненный жизни и здоровью пассажира, и, кроме того, ввел принцип объективной ответственности перевозчика независимо от его вины; Монреальские протоколы № 1—4 1975 г., которые изме12.1. Общая характеристика…

нили расчетную единицу, используемую для исчисления пределов ответственности воздушного перевозчика, введя SDR вместо франка Пуанкаре, и подтвердили принцип объективной ответственности перевозчика; Гвадалахарская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, осуществляемых лицами, не являющимися перевозчиками по договору, 1961 г., распространившая принципы Варшавской конвенции на перевозки, осуществляемые арендованными воздушными судами; Монреальское соглашение о повышении пределов своей ответственности при перевозках в США, из США или через территорию США 1966 г.; Мальтийское соглашение 1974 г., в силу которого предел ответственности перевозчика был повышен в отношении не только американских, но и других перевозок.

Россия присоединилась к Варшавской конвенции 1929 г. и к Гаагскому протоколу 1955 г. в 1934 и 1954 гг. соответственно.

Вторая система регулирования представлена Монреальской конвенцией для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 г. (далее — Монреальская конвенция 1999 г.), которая упорядочила и систематизировала нормы, содержащиеся в документах варшавской системы. Россия в Монреальской конвенции не участвует.

Документы ЕС в области регулирования воздушного транспорта немногочисленны. Регламент № 2343/90 от 24.07.1990 отменил исключительные права на полеты в границах ЕС, которыми обладали отдельные перевозчики. Регламенты № 2407/92 и № 2408/92 от 23.07.1992 установили на территории ЕС единые правила лицензирования воздушных перевозчиков государств-членов. Правила ответственности воздушных перевозчиков содержатся в Регламенте Совета № 2027/97 от 09.10.1997 и Регламенте Европейского парламента и Совета № 889/2002 от 13.05.2002. Регламент Европейского парламента и Совета № 261/2004 от 11.02.2004 регулирует вопросы компенсации и помощи пассажирам в случае снятия с борта, отмены или задержки рейсов.

В России в области воздушного транспорта действует Воздушный кодекс от 19.03.1997 № 60-ФЗ, Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, федеральные авиационные правила и ряд подзаконных актов.

В сфере регулирования международных железнодорожных перевозок существуют две правовые системы.

Глава 12. Международные перевозки Первая система регламентирует вопросы организации международных железнодорожных сообщений и осуществления перевозок в странах Западной Европы, ряд стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки. Указанная система в части перевозок грузов представлена Бернскими международными грузовыми конвенциями 1980 г. (СИМ-КОТИФ), которые состоят из Международной конвенции о перевозке товаров железнодорожным транспортом (СИМ) и Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ). КОТИФ включает в себя в том числе Соглашение о перевозке грузов курьерской скоростью, Правила международного грузового сообщения, Правила перевозок опасных грузов.

Регламентация пассажирских перевозок в рамках первой системы осуществляется Конвенцией о железнодорожных перевозках пассажиров и багажа 1923 г. (МПК) с учетом Правил перевозки пассажиров, являющихся приложением к КОТИФ.

Россия присоединилась к системе СИМ-КОТИФ в 2009 г. с определенными в Федеральном законе от 17.07.2009 № 152-ФЗ оговорками и заявлениями, в частности, ограничивающими применение некоторых положений указанных конвенций.

Вторая правовая система регулирует осуществление международных железнодорожных перевозок в странах СНГ, Прибалтики, Албании, Болгарии, Польше, Китае, КНДР, Монголии, Вьетнаме и Иране. Данная система базируется на Соглашении о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г. и Соглашении о международном пассажирском сообщении (СМПС) 1950 г. Россия входит в число государств, заключивших указанные соглашения.

Упомянутые две правовые системы закрепляют различные условия организации и осуществления перевозок пассажиров и грузов. Для того чтобы участники перевозки стран, применяющих различные системы, могли выполнить обязательства друг перед другом, установлена процедура переоформления транспортной накладной, составленной на базе одной системы, с учетом требований другой системы.

ЕС был издан ряд правовых актов, проводящих унификацию и гармонизацию отдельных элементов правового статуса железнодорожных предприятий, формы и содержания предоставляемых ими услуг, в частности, Регламент № 1192/69 от 26.06.1969 об общих правилах нормализации расчетов железнодорожных предприятий, Директива 95/18/ЕС от 19.06.1995 о лицензировании железнодорожных предприя12.1. Общая характеристика…

тий, Директива 2008/57/ЕС от 17.06.2008 о функциональной совместимости железнодорожной системы в ЕС и др.

Деятельность железнодорожного транспорта в России регулируют Федеральные законы от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», приказы Министерства транспорта РФ и др.

Источники правового регулирования международных морских перевозок весьма многочисленны. Организацию международных морских сообщений регулируют Конвенция по облегчению международного морского судоходства 1965 г. и целый ряд двухсторонних международных соглашений.

Регламентация международных морских перевозок грузов представлена двумя системами. Каждая из них относится к договорам морской перевозки грузов по коносаментам.

Первая система — Гаагско-Висбийские правила — состоит из Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. и изменяющих ее Протоколов 1968 и 1978 гг. Гаагско-Висбийские правила весьма популярны среди ведущих экспортеров и импортеров мира, судовладельцев и морских перевозчиков стран-лидеров. Россия присоединилась к Гаагско-Висбийским правилам в 1999 г., российское национальное законодательство в области торгового мореплавания построено в большинстве своем на их основе.

Вторая система представлена Конвенцией ООН о морской перевозке грузов 1978 г. и получила название Гамбургские правила. Указанные правила применяются в торговом мореплавании реже, чем Гаагско-Висбийские. Тем не менее российское национальное законодательство восприняло ряд норм Гамбургских правил.

Морские перевозки пассажиров регулируются Международной конвенцией об унификации некоторых правил, относящихся к перевозке пассажиров морем, 1961 г. (далее — Брюссельская конвенция 1961 г.), Международной конвенцией для унификации некоторых правил, относящихся к перевозке багажа пассажиров морем, 1967 г. и Афинской конвенцией о перевозке морем пассажиров и их багажа 1974 г. (далее — Афинская конвенция 1974 г.). Россия участвует в Афинской конвенции с 1987 г.

В ЕС действует ряд документов, направленных на обеспечение действия принципов свободного предоставления услуг и свободного передвижения работников, в частности, Регламент 1419/2006 от 25.09.2006, посвященный применеГлава 12. Международные перевозки нию к предприятиям морского транспорта положений антимонопольного законодательства ЕС, сформированного в рамках политики защиты конкуренции.

Национальное российское законодательство в сфере морского транспорта представлено КТМ РФ, Федеральным законом от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и рядом подзаконных нормативных актов.

Особую роль в регулировании международных морских перевозок играют морские правовые обычаи. Они охватывают весьма важную сферу отношений в морском торговом мореплавании, касающуюся технико-юридических вопросов морских перевозок. Например, в отношении погрузочно-разгрузочных работ морские обычаи портов устанавливают сталийное, контрсталийное время, ставки платы за контрсталийное время и некоторые другие.

Существуют внутренние (национальные) и международные морские обычаи. Внутренние обычаи — это обычаи морских портов, которые фиксируются самими портами или национальными торговыми палатами. Международные обычаи закрепляются в специальных сводах, которые издаются международными морскими организациями. Одним из таких сводов являются Йорк-Антверпенские правила об общей аварии.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ обычаи морского порта представляют собой правила поведения, сложившиеся и широко применяемые при оказании услуг в морском порту и не предусмотренные законодательством РФ. Торгово-промышленная палата РФ свидетельствует обычаи морского порта.

Основными источниками, регулирующими международные перевозки внутренним водным транспортом, являются Конвенция о договоре международной перевозки пассажиров и багажа по внутренним водным путям (КППВ) 1976 г. и Будапештская конвенция о договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ) 2001 г. Россия присоединилась к Будапештской конвенции в 2007 г., а также является участницей Соглашения между Дунайскими пароходствами Болгарии, Венгрии, Румынии, СССР и Чехословакии об общих условиях перевозки грузов 1956 г.

Среди документов ЕС важнейшим является Регламент 718/1999 от 29.03.1999 о политике ЕС в области пропуск12.2. Договоры в сфере международных перевозок ной способности флота в целях стимулирования внутреннего водного транспорта и Директива 96/75/ЕС от 19.11.1996 о системе фрахтования и расценок в ЕС для национального и международного внутреннего водного транспорта.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 № 24-ФЗ является основой функционирования речного транспорта в России.

Международные смешанные перевозки регламентируются Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г., положения которой распространяются на все виды транспорта, участвующие в смешанных перевозках, а также Правилами ЮНКТАД/МТП о документах смешанных перевозок.

Ключевым актом ЕС в сфере смешанных перевозок является Директива 92/106/ЕЭС от 07.12.1992 об учреждении общих правил для некоторых видов смешанных перевозок грузов между государствами-членами.

В России нет специального закона, регулирующего смешанные перевозки. Такой вид перевозок регулируется нормами транспортных уставов и кодексов, например, гл. V Устава железнодорожного транспорта РФ, гл. XIV Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

  • [1] Садиков О. Н. Правовое регулирование международных перевозок. М.:Юрид. лит., 1981. С. 6.
  • [2] Там же. С. 7.
  • [3] Ерпылева Н. Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права // Адвокат. 2003. № 2—3.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой