Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Предупреждение преступности. 
Криминология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профилактика преступлений" является более узким по значению понятием, нежели предупреждение преступлений, так как характеризует один из компонентов предупредительной активности как деятельности по ограничению преступности. Для подтверждения данного мнения можно указать на общепринятую в дисциплинах «криминального» (уголовно-правового) цикла характеристику квинтэссенции уголовно-правового… Читать ещё >

Предупреждение преступности. Криминология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Преступность представляет собой не только актуальную проблему современности, которая требует от общества и государства активных форм реагирования, но и многовековой трагический человеческий опыт, который должен оцениваться всеми учеными-криминологами и другими специалистами как в его лонгитюдной (длительной, исторической), так и в феноменологической (одномоментной) перспективах.

При использовании такого подхода к исследованию преступности и с опорой на науковедческие составляющие общечеловеческой практики станет возможным реальное, эффективное, действенное противоборство с криминально-криминогенным феноменом и преследование высочайшего общественно-правового идеала достичь того времени, когда идейные вдохновители данного противостояния и сами воины, как некогда изрек пророк Исайя, «перекуют мечи свои на орала, и копья свои — на серпы» (Исайя 2:4). Передовой этого противоборства, как доказали криминологи, являются не уподобляющие юристов патологоанатомам ретроспективные реакции в виде сурового наказания и иных форм репрессии на то, что уже произошло, свершилось в прошлом, а деятельность по предупреждению преступности.

Предупреждение преступности представляет собой особую область общественного регулирования, содержание которой сегодня наполняется внушительным конгломератом самых разнообразных мер упреждающего воздействия на преступность. Все эти приемы и средства слагаются в многоуровневую, слаженную систему государственного и общественного контроля, нацеленную на выявление, ослабление или устранение причин и условий преступности в целом, а также ее отдельных разновидностей и конкретных преступных проявлений, выявление и устранение ситуаций класса криминогенных на отдельных объектах и территориях, снижение уровня виктимности граждан, оказание индивидуального по характеру воздействия как на состоявшихся, так и потенциальных преступников.

Так как преступность, а тем более неосторожная, в какой-то мере будет присутствовать в жизни любого общества, то ее окончательная и абсолютная ликвидация вряд ли будет возможна, однако действующее в интересах общества и граждан государство, осуществляя деятельность по предупреждению преступлений, в состоянии сдерживать преступность в приемлемых, допустимых пределах, ослаблять или полностью устранять действие ее основных факторов и предпосылок. Поэтому генеральными целями предупреждения преступных посягательств являются именно обеспечение ограничения распространения преступности и сокращение темпов ее прироста.

Эти цели конкретизируются в следующих задачах: воздействие на совершивших либо способных совершить преступные акты индивидов, предотвращение замышляемых и готовящихся преступлений, выявление и нейтрализация общих причин и условий преступности и обстоятельств, способствующих совершению отдельных преступных посягательств, снижение уровня виктимности населения и отдельных граждан.

Наряду со словосочетанием «предупреждение преступности» в отечественной криминологической и публицистической литературе в отношении действий по реагированию на проблему преступности также нередко употребляются слова «борьба», «пресечение», «противостояние», «противодействие», «противоборство», «профилактика», «предотвращение», «сдерживание», «ограничение», «управление», «война» и «контроль».

Следует отметить, что характеризующие сугубо криминологический элемент реагирования на преступность термины «предупреждение» и «профилактика» (от греческого слова «prophylaktikos» — предохранительный) семантически близки друг другу и довольно часто отождествляются или используются как синонимы. Однако предпочтительной нам видится точка зрения А. И. Алексеева, Ю. М. Антоняна, Р. А. Базарова, Ю. А. Воронина и других российских ученых-криминологов, согласно которой данные понятия следует различать.

«Профилактика преступлений» является более узким по значению понятием, нежели предупреждение преступлений, так как характеризует один из компонентов предупредительной активности как деятельности по ограничению преступности. Для подтверждения данного мнения можно указать на общепринятую в дисциплинах «криминального» (уголовно-правового) цикла характеристику квинтэссенции уголовно-правового механизма привлечения к ответственности — уголовного наказания — как предупредительной меры (цель предупреждения прямо указана в ст. 2 и ст. 43 УК РФ), но не как профилактической (регрессно-ретроспективная сущность мер уголовной ответственности не лишает последних своего мощного предупредительного потенциала; между тем, профилактика, сущностью которой является поиск, фиксация и устранение истоков и первопричин преступного поведения, как и любая защита, оборона или страховка, невозможна в отношении того, что уже произошло). Данной точки зрения придерживался и академик РАН В. Н. Кудрявцев, писавший, что «профилактика возможна только до момента начала преступления»[1].

Термин «предупреждение преступлений», предметное содержание которого охватывает содержательные смыслы понятий «недопущение», «нейтрализация», «преграждение» и «воспрепятствование», в отличие от более конкретного понятия «профилактика», возможно распространить на все формы антикриминальной активности, которые осуществляются на этапах подготовки и совершения преступных деяний, а равно на меры репрессивно-карательного свойства, в частности, на смертную казнь — вид уголовного наказания, который никакого отношения к профилактике (в ее общенаучном и криминологическом смыслах) не имеет, однако со всей очевидностью обладает способностью предупредить (исключить возможность) совершение преступлений особо общественно опасным или же не поддающимся исправлению и исчерпавшим «кредит» социальных надежд преступником.

Предотвращение и пресечение преступлений, как и преследование совершивших их людей в уголовном порядке, назначение им наказания, следует рассматривать в качестве составных частей, уровней, фазисов процесса предупреждения преступности и одних из вариативных форм, более общего по отношению к предупреждению, процесса воздействия на преступность.

Предотвращение преступных актов предполагает недопущение их совершения на исходном, первоначальном этапе действий преступника — стадии вынашивания преступных замыслов и планирования, а пресечение преступлений осуществляется в момент приготовления или покушения на преступление, а также на других этапах его совершения до достижения преступником поставленной цели и наступления общественно опасных последствий.

Употребляющееся чаще всего в уголовно-процессуальном праве, криминалистике и теории оперативно-розыскной деятельности понятие «пресечение преступлений», сводящееся к применению специальных мер или средств на стадиях неоконченного преступления или во время так называемых длящихся и продолжаемых преступных деяний, не выходит, по нашему мнению, за рамки единой и многопрофильной деятельности по предупреждению преступных посягательств.

В зарубежных странах существуют понятия генеральной (общей) превенции (general deterrence) и частной (приватной) превенции. Они нередко используются и в отечественной криминологической литературе, так как считаются тождественными понятиям общего предупреждения и индивидуальной профилактики преступлений.

С 90-х годов XX века в криминологической литературе все чаще стало использоваться слово «компромисс», отражающее нетрадиционные подходы (X. Д. Аликперов, М. А. Зейналов и др.) к проблеме реагирования на преступные проявления. Под компромиссом с преступностью многими авторами понимается практика соглашений общества в лице государства с преступниками на основе взаимных уступок (ее частными случаями и примерами являются «сделка с правосудием» как давно применяющийся институт в западного судопроизводства, освобождение преступников от уголовной ответственности при условии добровольного освобождения ими заложника или похищенного человека).

Заключение

досудебных соглашений о сотрудничестве и иные консенсусные формы, проникшие в российскую юридическую практику последних десяти лет, показали, что такой подход вполне оправдан.

В то же время следует отметить, что компромисс с преступностью не должен быть рассматриваемым как проявление какого-то регресса, капитулянства, попыток уклониться от решительного противоборства с этим опасным явлением и заключить с преступниками взаимовыгодную вечную унию, некий конкордат. Данный компромисс вызван социально-этической необходимостью и продиктован тактическо-стратегическими соображениями, требованиями принципов гуманизма, демократизма и приоритета безопасности жертв посягательств, его масштабы ограничены как положениями закона, так и рамками разумности и целесообразности.

Несомненным является то обстоятельство, что деятельность по предупреждению преступных актов является приоритетной задачей для любого государства при любом политическом режиме (даже в смутное время гражданской войны в России, когда один и тот же город за месяц мог по несколько раз переходить от одной противоборствующей стороны другой, не прекращалась работа городских отделов уголовного розыска[2], соответствующие структуры действовали и в войсках каждой из сторон братоубийственного конфликта).

Принуждение и репрессии занимают в деле предупреждения преступных проявлений далеко не первостепенное положение. На первый план в этой деятельности обоснованно выдвинуты такие меры социального контроля, как привитие и стимулирование законопослушного поведения, выработка сознательной гражданской позиции, развенчивание и дискредитация идеи допустимости преступлений в общественном сознании и воспитание уважения к праву, а потому она предполагает взращивание высоких моральных качеств, повышение уровня правосознания и юридической культуры населения.

Значимых и существенных результатов в работе по предупреждению преступности возможно достичь лишь при всестороннем и комплексном подходе к решению данной сложной задачи, посредством использования большого числа экономических, политических, социальнокультурных, воспитательных, морально-нравственных и правовых мер.

Закрепляемые государством в законах правовые нормы позволяют обеспечить механизм функционирования гибкой, чутко реагирующей на общественные изменения системы социального контроля и очерчивания поведенческих границ, основанной на общеизвестном постулате: твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого человека.

Использование предупредительных средств должно основываться на точных, четко выверенных криминологических данных и сочетаться с постоянным повышением качественного уровня юридической техники и содержания уголовного, уголовно-исполнительного, административного и уголовно-процессуального законодательства.

Ко всем мерам по предупреждению преступности предъявляются следующие требования и условия: криминологическая обоснованность, законность и справедливость, избирательность и дифференцированность (ее выражает известная морально-правовая максима правоприменителей современного периода: «не всем одно и то же, а каждому свое, ибо для неравных равное стало бы неравным»), гуманность и согласованность с нормами общечеловеческой морали, непрерывность, последовательность, комплексность, целенаправленность, системность, оптимальность, эффективность, целесообразность и рациональность, преемственность, многоплановость, своевременность и достаточность.

Предупреждение преступных проявлений остро нуждается в непрерывном информационно-аналитическом обеспечении. Значение аналитической работы выражается в том, чтобы системно, всесторонне и полно отразить объектную сферу производимого целенаправленного предупредительного воздействия — детерминантов преступности, а также все происходящие в ней процессы и изменения. Информационно-аналитическое обеспечение также позволяет выработать генеральную стратегию противостояния преступности, объединить все субъекты деятельности по профилактике преступных посягательств в одну слаженно функционирующую систему и исключить рассинхронизацию в их работе.

Назначение криминологической информации — отражать основные качественные и количественные показатели преступности: ее уровень, динамику, структуру, интенсивность, состояние, связь преступности с различными антиобщественными (фоновыми) явлениями: социальными девиациями, аберрациями и перверсиями. Использование данного типа информации дает возможность координировать усилия и нацеливать все субъекты предупредительной деятельности на верный выбор приемов, форм и методов их работы, определение объема используемых ресурсов и средств, интенсивности и периодичности проводимых профилактических мероприятий.

Весь массив информации, который используется при предупреждении преступного поведения, делится на две части: криминологическую (или внешнюю) и организационную (или внутреннюю) информацию.

Внутренняя (организационная) информация предполагает сведения о совершенных уголовных, административных, дисциплинарных и других правонарушениях, суициде, алкоголизме, наркомании, токсикомании, проституции, бродяжничестве и безнадзорности. К этой разновидности используемой в предупреждении преступности информации относятся данные о состоянии общественного мнения, социальном, политическом, экономическом, культурном и демографическом развитии общества.

Организационная информация также включает в себя сведения о различных аспектах организации и осуществления предупредительной деятельности. Она позволяет судить об общем состоянии механизма предупреждения преступности, получать сигналы о проблемах, которые возникают в работе по субъектам предупредительной деятельности на том или ином участке.

Как криминологические, так и организационные сведения должны максимально полно отражать сложившуюся в государстве криминальную обстановку и степень эффективности противодействия ее ухудшению.

Отметим то обстоятельство, что для постоянного и своевременного получения точной криминологически значимой информации следует сформировать и отладить универсальную систему ее поиска, хранения, классификации и обработки. При этом в первую очередь должна быть решена проблема надежности и достоверности источников получения таких сведений.

В настоящий момент к числу основных источников информации относятся статистические данные о преступности. Недостаток этого источника заключается в том, что ныне действующая система учета и регистрации преступлений и совершивших их граждан, выстроена на основании принципов внутриведомственной статистической регистрации. Это обстоятельство приводит к эффекту дисперсии — «растаскивания», «распыления» информационных данных и явно затрудняет выстраивание целостной, всесторонней и мозаичной, а не калейдоскопической, картины преступности.

Другим немаловажным источником информации продолжают оставаться результаты, полученные при проведении криминологических и социологических исследований. По итогам этих разработок появляется важная информация о характере, уровне, географии, структуре, динамике, и латентности преступности.

Предупреждение преступных проявлений, как, собственно, и всякая форма волевой и целенаправленной деятельности человека, нуждается в планировании и организации. Организация процесса предупреждения преступности преследует цель упорядочивания этого вида деятельности и повышения его результативности. Причем под организацией в данном случае понимается не столько организационная структура деятельности, сколько организация процесса предупреждения преступлений.

Процесс организации включает в себя следующие важные участки и направления: постановка конкретных целей и задач предупреждения преступности, информационно-знаниевое обеспечение этой деятельности, криминологическое прогнозирование, программирование и планирование предупреждения преступности, материальное и техническое обеспечение реализации намеченных мероприятий, координирование деятельности субъектов предупреждения, внесение поправок и корректив в текущую деятельность по предупреждению преступлений, юридическое, кадровое и иное ресурсное обеспечение.

Организационно-нормативный базис предупреждения преступности составляют планы и программы по борьбе с преступностью. Такие акты разрабатываются на различных уровнях власти, в них предусматриваются конкретные мероприятия по предупреждению преступности и ресурсное обеспечение данной деятельности, указываются исполнители намеченных мероприятий, оговаривается возможность участия в них представителей общественности, негосударственных объединений и других субъектов, не являющихся специализированными, определяются конкретные сроки и этапы реализации плана или программы и источники финансирования.

Предупреждение преступности представляет собой единую систему, которая включает в себя объекты предупреждения, его уровни и формы, конкретные меры предупредительного воздействия на преступность и тот круг субъектов, силами которых осуществляется данная деятельность.

К объектам предупреждения преступности относятся процессы и явления, обусловливающие состояние преступности, деятельность людей, обладающая заметным криминогенным потенциалом или уже принявшая криминальные формы (разнообразные виды человеческой активности: экономической, бытовой, научно-производственной, политической и т. д., для которых характерно присутствие в них криминогенных очагов), личность преступников и неустойчивых в плане соблюдения норм права и морали индивидов, процессы самодетерминации преступности.

Среди объектов предупреждения преступности центральное место обоснованно отводится детерминантам преступности — тем негативным процессам, событиям и явлениям, которые опосредуют и способствуют ее существованию и воспроизводству.

Субъекты предупредительной деятельности в зависимости от их назначения, функций и компетенции делятся на органы власти самой общей компетенции, специализированные, частично специализированные и неспециализированные. К субъектам предупреждения преступности относятся законодательные и исполнительные органы государственной власти, структуры судебной власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы, контрольно-надзорные и инспектирующие (налоговые, природоохранные, антимонопольные и др.) ведомства, администрации предприятий, учреждений и организаций, политические партии, общественные объединения, профессиональные союзы и советы трудовых коллективов, международные организации, средства массовой информации, правозащитные и религиозные организации, научные сообщества, семья, отдельные граждане и их коллективы.

Отдельную категорию составляют международные организации как научной и исследовательской направленности (например, Международное криминологическое общество, руководящий аппарат которого находится в г. Риме), так и практической (в частности, Интерпол с штабквартирой в г. Лионе). В число таких субъектов входят Совет Европы и Организация Объединенных Наций (ООН), при участии которых создаются материалы об интенсивности, объеме, тенденциях и предупреждении преступности в различных странах мира. Начиная с 1955 года в рамках ООН разрабатывается общая мировая стратегия борьбы с преступностью, проводятся международные конгрессы и симпозиумы по предупреждению преступности и обращению с преступниками.

Законодательное собрание Российской Федерации, местные легислатуры (законодательные органы власти субъектов Российской Федерации) осуществляют функции правового регулирования (уголовноправового, административно-правового, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального правового сопровождения) предупреждения преступности. Ими принимаются законы, образующие юридическую базу предупреждения преступности. Федеральные органы исполнительной власти издают развивающие и конкретизирующие положения законов нормативно-правовые акты по предупреждению преступности, а также координируют, организуют и контролируют работу подчиненных им структур по исполнению законодательства, регулирующего деятельность по предупреждению преступных актов, осуществляют непосредственное руководство субъектами предупреждения на подведомственной им территории, разрабатывают и утверждают программы и комплексные планы профилактики преступлений.

Межведомственные комиссии по предупреждению преступлений (например, Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений при Правительстве РФ, Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РФ и многое другое) направляют и ориентируют работу субъектов предупреждения преступности.

Специализированные субъекты предупреждения преступлений — правоохранительные органы, контрольно-надзорные и ревизионнофискальные структуры (органы прокуратуры, следственного комитета России, полиции, ФСБ, ФТС, ФССП, ФСО, ФАС, ФСИН, ФНС и др.) осуществляют в пределах юрисдикции и компетенции непосредственное предупреждение преступных посягательств.

Также в предупреждении преступных посягательств принимают непосредственное участие организации и учреждения здравоохранения, образования, культуры, социальной защиты и помощи населению, органы финансового аудита и нотариата, корпоративные службы безопасности и охраны и юридические службы предприятий и организаций.

Правоохранительные органы, будучи «вооруженным и передовым отрядом» когорты субъектов предупреждения преступности, нацелены на постоянную работу по устранению детерминантов преступности. Органы безопасности и правопорядка должны действовать слаженно и сообща, однако четко соблюдать рамки, очерчивающие направления и участки их работы, осуществлять предупреждение преступных посягательств в пределах своих полномочий, в зависимости от стоящих перед ними целей и задач.

Они обладают правомочиями в ходе своей деятельности напрямую обращаться в государственные и муниципальные органы исполнительной и представительной власти с указанием на проблемы криминогенного характера, которые требуют решения на законодательном и регулятивно-управленческом уровнях.

Безусловно, органы внутренних дел играют ведущую роль в системе предупреждения преступности, на что указывают спектр возложенных на них функций, широта содержания компетенции, наличия в их структуре большого числа специализированных подразделений по предупреждению преступности. Из всех специальных служб и ведомств, ведущих борьбу с преступностью, именно полицейским органам чаще других приходится заниматься непосредственной реализацией многих предупредительных мер, находится на переднем крае работы по профилактике преступлений.

В деятельности органов полиции по предупреждению преступлений выделяются основные направления: пресечение готовящихся и начатых преступлений; своевременное раскрытие совершенных преступлений и обеспечение принципа неотвратимости юридической ответственности; решение программных задач борьбы с преступностью на отдельно взятых территориях и объектах; разработка планов предупреждения преступных посягательств на основе обобщения и изучения данных о качественно-количественных параметрах преступности; реагирование на обращения и жалобы граждан, связанные с противозаконной активностью; регистрация и учет преступлений и совершивших их лиц; проведение индивидуальных профилактических мероприятий с конкретными людьми, относящимися к криминогенному контингенту.

В системе государственных органов, реализующих мероприятия по предупреждению преступности, также велика роль органов прокуратуры. Согласно положениям действующего законодательства, они призваны принимать меры по выявлению и устранению нарушений законности и правопорядка, опротестовывать незаконные действия должностных лиц, нормативные акты, противоречащие российским законам, обеспечивать строгое соблюдение прав осужденных и предусмотренных в уголовно-процессуальном законодательстве гарантий и прав при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и предварительного расследования.

Функция надзора за исполнением законов является «центром тяжести» в деятельности органов прокуратуры РФ по предупреждению преступности. Выполняя данную функцию, сотрудники прокуратуры не только решают общие задачи предупреждения преступных проявлений, но и осуществляют общий контроль за деятельностью других субъектов предупреждения. Предупредительная работа прокуроров также состоит в поддержании обвинения в суде и оказании воздействия на граждан и должностных лиц посредством внесения представлений об устранении имеющихся нарушений закона, их причин и способствующих им условий (такие представления относятся к так называемым сигнальным мерам специально-криминологического предупреждения преступности). С 2010 года схожими полномочиями по объявлению предупреждений гражданам о недопустимости поведения, которое может привести к совершению преступления, обладают органы ФСБ России.

Выявив факт совершенного преступления, сотрудники прокуратуры обязаны обеспечить контроль за выполнением всех необходимых мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступного посягательства. Причем повышение эффективности как указанной, так и иных форм предупредительной работы органов прокуратуры, достигается путем реализации на практике принципов гласности и публичности их деятельности.

Федеральная служба безопасности регулярно проводит мероприятия по предупреждению террористической деятельности, разведывательной и диверсионной работы иностранных спецслужб, разглашений сведений, составляющих государственную тайну, деятельности представителей организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и боеприпасов, контрабанды, незаконного оборота наркотиков и других, угрожающих безопасности государства, преступлений. Подразделения ФСБ России вправе оказывать содействие хозяйствующим субъектам в разработке и внедрению специальных средств и методов предупреждения угроз и посягательств на охраняемую правом информацию, в том числе и сведения, относящиеся к коммерческой тайне.

Органы судебной власти осуществляют от имени государства функции защиты прав, свобод и законных интересов граждан, участвуя тем самым в общем процессе предупреждения преступности. Помимо прямого осуществления правосудия и достижения тем самым указанных в законе задач преследования правонарушителей и обеспечения принципа неотвратимости ответственности, другими формами предупредительной активности судебных органов являются: привлечение представителей общественности к судебному разбирательству уголовных дел, которым обеспечивается воспитательно-мобилизующее воздействие на самые широкие слои населения, вынесение частных определений, требующих от руководителей организаций и должностных лиц осуществления мер по устранению причин и условий преступлений, проведение публичных выездных судебных заседаний по месту жительства, работы или службы подсудимых, реализация функции судебного контроля за исполнением приговоров и определений суда в части ликвидации условий совершения преступлений, координирование и участие в комплексном планировании деятельности по предупреждению преступлений на основе обобщения судебной практики.

Суды реализуют закрепленные в уголовном законодательстве нормы с двойной превенцией, примером которых являются предусмотренные ст. 119, 280 и 354 УК РФ. Назначая уголовное наказание за совершение преступлений, закрепленных в таких уголовно-правовых нормах, органы судебной власти предупреждают совершение более тяжких преступлений.

Участие общественных объединений и отдельных инициативных и сознательных граждан в деятельности по предупреждению преступлений осуществляется при активной поддержке специализированных субъектов государственной системы предупреждения преступности на основании соблюдения принципов добровольности и стимулирования.

Все задействованные в предупреждении преступных проявлений общественные объединения по уровню и направлениям их работы можно разделить на три основные группы.

Первую группу составляют массовые общественные организации, действующие на основе собственных уставов и положений (политические партии, профессиональные союзы, спортивные организации, трудовые и творческие коллективы, религиозные организации, казачьи сообщества, некоммерческие ассоциации, партнерства, фонды, молодежные движения и объединения).

Во вторую группу входят общественные структуры и образования, которые непосредственно участвуют как вспомогательные в деятельности правоохранительных органов (комиссии по делам несовершеннолетних, частные детективные и охранные предприятия).

Третью группу образуют отдельные представители общественности и небольшие по численности объединения граждан (правозащитники, добровольные народные дружины (ДНД), оперативные молодежные отряды дружинников (ОМОД), общественные пункты охраны порядка, «зеленые патрули», внештатные сотрудники полиции и общественные помощники следователей следственного комитета).

Предупредительная активность общественных организаций вбирает в себя обсуждение насущных вопросов предупреждения преступных деяний применительно к текущему моменту и в ближайшей перспективе, участие в планировании предупредительной деятельности, в разработке совместно с правоохранительными органами нормативноправовых и методических документов, использование различных мер общественного воздействия на лиц с девиантным поведением для того, чтобы обеспечить своевременную коррекцию направленности их поведения, выявление криминогенных очагов семейных и бытовых конфликтов и принятие мер к их устранению, осуществление социального контроля за соблюдением законодательства о трудовом распорядке и условиях труда, об охране собственности, борьба с пьянством и другими негативными явлениями, проведение рейдов, патрулирование в общественных местах в целях пресечения преступных посягательств.

Предупреждение преступности представляет собой многоплановую систему, которая включает в себя большой арсенал различных средств и способов нейтрализации либо снижения воздействия криминогенных факторов. Цели предупреждения порождают необходимость проведения крупномасштабных преобразований в общественно-политической жизни, особенно, в сферах экономики, культуры, права, политики и идеологии. Оказываемое на преступность предупредительное воздействие должно быть нацелено на все ее предпосылки: социальные, психологические, экономические, биологические, идеологические и т. д.

По критериям направленности применения и их содержанию все предупредительные меры можно разделить на следующие.

Социально-экономические меры. Эти меры направлены на развитие экономики и производственного сектора, сглаживание общественных противоречий и снятие социальной напряженности, повышение доходов населения и потребительской способности, насыщение рынка товарами массового потребления, обеспечение социальной защиты необеспеченных и нуждающихся слоев населения, поддержку законной коммерческой деятельности и защиту ее как от коррупционных, так и иных преступных посягательств, развитие аудита, институтов финансового и таможенного контроля, предоставление рабочих мест безработным, решение острых жилищно-бытовых проблем, нейтрализацию социально-экономических последствий преступлений, материальное обеспечение и стимулирование деятельности правоохранительных органов.

Политико-идеологические меры. Осуществление политических мер предполагает решение межгосударственных и внутригосударственных национальных конфликтов, дальнейшую демократизацию политической жизни и развитие институтов гражданского общества, формирование прозрачной и доступной для мер общественного контроля системы государственного администрирования, решительную, постоянную борьбу с коррупцией и злоупотреблениями. К ним также относятся пресечение попыток лоббирования частных и партикулярных интересов в органах политической власти, закрепление в законе обязанности чиновников декларировать свои доходы, разработка криминологически обоснованной и целостной государственной стратегии противостояния преступности, активная поддержка и в то же время осуществление надзора со стороны органов государства за деятельностью муниципальных органов власти, повышение степени доверия граждан к правоохранительным органам, развитие международного сотрудничества в области предупреждения преступности, совершенствование миграционного законодательства.

Юридические меры. Используемые в настоящее время правовые меры выражаются в устранении лакун, изъянов, неточностей и коллизий в действующем законодательстве, в восполнении имеющихся недочетов в уголовно-правовой оценке различных общественно опасных деяний, обеспечении стабильности законодательных предписаний в области предупреждения преступлений, упрощении различных юридических процедур, связанных с предпринимательской деятельностью, проведении криминологической экспертизы проектов нормативных актов, разработке и внедрению международных стандартов безопасности, повышении ряда гарантий при осуществлении правоприменительной деятельности, в том числе реализацию программ защиты свидетелей по уголовным делам[3], прописывание в уголовно-процессуальном законодательстве России имеющего конституционно-правовое и кримино-пенологическое значение правила Миранды (Miranda Rule), согласно которому полиция и другие органы правопорядка обязана сообщать подозреваемым их права и юридические последствия их действий или бездействия во время задержания.

Актуальным в настоящее время представляется дальнейшее апробирование и внедрение в практику разработанного американским криминологом Ховардом Зером механизма восстановительного правосудия (Restorative justice), ставящего своей базовой целью не наказание виновного, а содействие примирению потерпевшего с посягателем, и предполагающего обязательное участие в этом процессе нейтральной стороны — посредника-медиатора.

Культурно-воспитательные и психолого-педагогические меры. Они сводятся к просвещению и правовому воспитанию граждан государства, активной антинаркотической и антиалкогольной пропаганде, устранению юридической безграмотности и правовой инфантильности населения, ресоциализации отбывших уголовное наказание, развенчиванию мифов криминальной субкультурной среды, применению мер индивидуальной виктимологической профилактики, укреплению брачно-семейных устоев, освещению в средствах массовой информации неискаженного состояния преступности и положительных результатов борьбы с криминальными проявлениями с целью влияния на мнение общественности, обеспечению должной социализации всех граждан усилиями специальных социальных служб и психологов.

Организационно-технические меры. Применяемые в работе по предупреждению преступных деяний организационные и технические меры выражаются в координации деятельности правоохранительных органов и обеспечении их взаимодействия в борьбе с преступностью, качественному подбору и расстановке кадров, разработке и внедрении современных технических средств, систем и технологий, в достойном техническом оснащении правоохранительных органов, превосходящим по уровню оснащение преступников. Технические меры включают в себя защиту информации, автоматизацию технологических процессов с целью предотвращения аварий и причинения вреда здоровью людей, повышение уровня защиты от подделок денежных купюр и ценных бумаг.

К числу технических мероприятий можно отнести и пока еще не распространившуюся повсеместно практику использования электронного мониторинга, предполагающего применение специального устройства в форме наручного браслета, который подает сигнал, если осужденный за преступление вышел за пределы территории, на которой ему разрешено находиться, а равно использование спутникового слежения за людьми, обязательную дактилоскопию трудоспособной части населении, которая была успешно апробирована в ряде стран, и выдачу антропометрических заграничных паспортов.

Также в структуре предупредительной деятельности выделяются осуществление уголовного преследования, исправление и перевоспитание совершивших преступления людей в местах лишения свободы, контроль за их поведением после отбытия уголовного наказания и различные меры по сглаживанию и нейтрализации негативных последствий, возникших в результате совершения преступных посягательств.

Специфическими мерами предупреждения преступлений являются профилактическая паспортизация, профилактический учет, включающий в себя учет несовершеннолетних правонарушителей, профилактическое предписание и воспитательно-профилактическая беседа.

Профилактические беседы проводят работники правоохранительных органов, органов ювенальной юстиции либо психолого-социальной помощи населению с людьми, от которых можно ожидать совершения преступного акта или с уже совершившими какое-либо правонарушение.

Беседы должны проводится в спокойной, бытовой обстановке, атмосфере психологического комфорта, доверия, доброжелательности, непринужденности и искренности намерений их инициаторов. Такие профилактические беседы могут иметь ознакомительный (информативный) характер или же прямо преследовать какую-либо воспитательную задачу.

Профилактическая паспортизация предполагает проверку охраннотехнической и противопожарной обеспеченности определенного объекта. Ее осуществляют сотрудники полиции, надзорных органов, в частности, МЧС России и различных контрольно-ревизионных структур.

Профилактический учет производится органами внутренних дел. Этот учет ведется в отношении тех людей, которые освободились из мест лишения свободы, а также тех, к кому была применена отсрочка исполнения наказания, кто был освобожден по амнистии, два и более раза совершил административное правонарушение, притоносодержателей и родителей, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей. На данных субъектов заводится специальная профилактическая карточка. Профилактический учет несовершеннолетних правонарушителей ведется органами ювенальной юстиции.

Профилактическое предписание, по общему правилу, направляется администрации и должностным лицам предприятий, учреждений и организаций по результатам специальной проверки или рассмотрения материалов уголовных дел с указанием на осуществление конкретных мер по устранения причин и условий совершения преступлений.

Составной частью общего процесса предупреждения преступности является уголовно-правовое предупреждение. Последнее обладает своей собственной специфической целью — своевременное обнаружение факта преступления, его раскрытие и верная правовая оценка, объективное и беспристрастное разрешение уголовного дела судом, чтобы каждый преступник был подвергнут справедливому наказанию (отступления от принципа справедливости наказания присутствуют в уголовно-правовой истории нашей страны в изрядном количестве, один из них — применение в 1961 году в нарушение общепризнанных правил об обратной силе уголовного закона высшей меры наказания — расстрела — к «валютчикам», проходившим по делу Рокотова и Файбишенко) и ни один невиновный не был незаслуженно привлечен к ответственности. Как сказал известный французский моралист Жан де Лабрюйер (1645—1696), «ненаказанный преступник — это пример для всех негодяев; невинно осужденный — это вопрос совести всех честных людей». Со схожих максималистских позиций абсолютистской морали, находясь под влиянием европейских просветителей и гуманистов, высказалась и императрица Екатерина II (1729—1796): «Лучше оправдать десять виновных, чем осудить одного невиновного». Эта фраза была своего рода интерпретацией слов главы Гарвардского колледжа Инкриса Мэзера, сказанных в ходе знаменитого судебного процесса над «ведьмами» в американском городе Салеме: «Пусть лучше несколько ведьм выживут, чем один невиновный будет казнен».

Уголовно-правовое предупреждение преступности основывается на ряде принципов, среди которых, помимо общеправовых принципов равенства всех перед законом, гуманизма и законности, следует выделить своевременность и достаточность используемых мер (применение их в объеме, позволяющем не допустить совершение новых преступлений), социальную справедливость, предполагающую охрану свобод и законных интересов при осуществлении мероприятий по предупреждению преступности и недопущение причинения вреда, физических страданий, унижения достоинства личности, комплексность, предусматривающую объединение усилий всех субъектов уголовно-правовой деятельности, и дифференциацию всех мер предупредительного воздействия на основе учета личностных особенностей правонарушителей и их положительной либо отрицательной динамики.

Как уже говорилось нами ранее, деятельность по предупреждению преступных посягательств носит полиаспектный и многоуровневый характер. В отечественной криминологической литературе по интенциональному критерию (по области целеполагания) и содержанию используемых форм активности принято выделять два уровня предупреждения преступности: общесоциальный (или общий) уровень и специально-криминологический (или специальный) уровень.

Общесоциальный уровень предупреждения связан с улучшением экономического благосостояния, духовно-нравственного благополучия населения, условий созидания и проведения досуга; с устранением кризисных явлений в развитии экономики, острых социальных проблем и напряженности, диспропорций в распределении общественных благ, а также с другими важными долговременными мерами, направленными на позитивные изменения в обществе и государстве. Все эти мероприятия осуществляется теми субъектами, для которых функции предупреждения преступности не являются узкопрофессиональными.

Их также отличают масштабность, нацеленность на неограниченный круг граждан, комплексный характер, взаимозависимость со специально-криминологическим уровнем и непрерывность. Применяемые на данном уровне средства специально не преследуют задачи предупреждения преступности, однако их осуществление существенно способствует ее сдерживанию и снижению, так как все проводящиеся общесоциальные мероприятия затрагивают криминогенные факторы самого различного плана.

Организационно-правовую основу предупреждения преступности на общем уровне составляют принимаемые на федеральном уровне власти и рассчитанные на несколько лет правительственные программы и иные программные документы (законы, положения, уставы), регулирующие деятельность субъектов общего предупреждения.

Общесоциальный уровень предупреждения преступности в России нуждается в своем безотлагательном демонтаже и укреплении.

Специальный уровень предупреждения преступности предполагает реализацию мероприятий, направленных на устранение определенных, заранее конкретизированных причин и условий преступности в целом или отдельных преступных проявлений. Причем данная активность нацелена как на большие социальные группы, организации и определенные сферы деятельности людей, так и на конкретных индивидов.

Предупредительные мероприятия, проводящиеся на данном уровне, осуществляются субъектами, для которых работа по предупреждению преступности относится к профессиональным функциям.

Масштабы и диапазон применения таких мер значительно меньше, чем мер, которые применяются на общесоциальном уровне. Специально-криминологическое предупреждение преступлений представляет собой деятельность, основанную на использовании специальных методов и приемов и осуществляемую в целях ликвидации негативных факторов, способных привести к совершению преступных актов. Данный вид предупреждения называется так не только потому, что он направлен на достижение специальных, более узких и конкретных целей, но и потому, что требует от субъектов предупреждения специальных компетенций и криминологических познаний, которые необходимы им при реализации специально-криминологических предупредительных мер.

Также в криминологии на основе критерия вертикальной структуры проведения выделяются три уровня предупреждения, которые находятся во взаимодействии.

Первый (высший) уровень предусматривает решение глобальных, наиболее значимых общественных, экономических и других проблем, выражающееся в социально-экономических прогрессивных реформах и преобразованиях, интенсификации пропагандистского и воспитательного воздействия и т. д.

Второй (средний) уровень включает в себя различное по характеру профилактическое воздействие на специально выбранные общественные группы и слои населения, которые подвергнуты влиянию отрицательных общественных тенденций. На данном уровне реализуется комплекс мер по трудоустройству безработных, демаргинализации отдельных групп населения, организации досуга представителей молодого поколения, регистрации пребывающих в страну иностранцев, обеспечению граждан жильем, борьбе с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и проституцией.

Третий (низший) уровень предполагает проведение индивидуальнопредупредительной работы в отношении конкретных личностей с целью коррекции их поведения и создания позитивных изменений в сознании.

По объекту предупреждение преступности подразделяется на два типа: общее предупреждение и частное предупреждение. Последний вид нередко называют индивидуальной профилактикой преступлений.

Общее предупреждение — это система криминологических средств, направленных на выявление и устранение детерминантов преступности безотносительно конкретных личностей (к ней можно отнести усиление работы правоохранительных органов, совершенствование уголовного законодательства, правовую пропаганду и повышение правосознания населения).

Индивидуальная профилактика преступлений представляет собой совокупность специальных криминологических мер, осуществляемых в отношении конкретных индивидов, со стороны которых, судя по их поведению и условиям жизни, есть объективные основания ожидать совершения преступлений. Целью мер индивидуальной профилактики, которые выбираются прежде всего исходя из личностных особенностей профилактируемых, является устранение выявленных предпосылок преступного поведения и антиобщественных взглядов отдельных индивидов. Для этого проводится длительная работа по установлению таких субъектов, их внимательному изучению, устранению источников негативного воздействия, контролю за поведением данных людей и воспитательному воздействию на них.

Непосредственными объектами индивидуального (персонального) профилактического воздействия являются не только конкретные люди с преступным или девиантным поведением, но и та микросреда, в которой они существуют.

Индивидуальная профилактика, как и специальное предупреждение преступлений, делится на ряд подвидов: ранняя профилактика (этот вид профилактики впервые был выделен криминологом Г. М. Миньковским (1923—1998) в 1966 году), непосредственная (оперативная) профилактика, пенитенциарная профилактика и постпенитенциарная профилактика.

Меры ранней профилактики начинают применяться тогда, когда преступная направленность личности еще не обозначилась, однако, судя по отдельным чертам поведения человека, скоро она может проявиться, либо когда криминальный характер поведения начинает явно выражаться, однако еще не достигает своей интенсивности. Данный вид профилактики необходимо проводить с самого раннего возраста.

Непосредственная (оперативная) профилактика должна проводиться в отношении тех людей, которые уже нарушали нормы закона, но еще не находятся в той степени общественной опасности, при которой к ним можно было применить суровое уголовное наказание. Нередко в работах по криминологии такие люди именуются криминогенным контингентом.

Профилактика рецидивного преступного поведения делится на пенитенциарную профилактику, осуществляемую в местах лишения свободы, и постпенитенциарную профилактику, которая проводится в отношении тех людей, которые освободились из мест лишения свободы и требуют внимательного отношения со стороны правоохранительных органов вплоть до установления за ними непосредственного надзора.

Процесс индивидуального предупреждения преступных проявлений включает ряд последовательно сменяющих друг друга этапов.

На подготовительном этапе осуществляются выявление и изучение людей с антиобщественными установками и ориентациями, а также тех элементов микросреды, которые оказывают на них свое отрицательное влияние. Затем наступает непосредственный этап, на котором проводятся мероприятия по организации, планированию и непосредственному воздействию на девиантную личность и окружающую ее микросреду.

Заключительный этап индивидуальной профилактики предполагает проверку и подтверждение результатов проведенных профилактических мероприятий. Также на данном этапе намечаются новые цели и задачи, в том числе и по закреплению и усугублению достигнутого эффекта.

Меры индивидуальной профилактики преступлений призваны не только устранить или скорректировать отрицательные свойства личности человека, но и сформировать в нем те положительные качества, которые обеспечат законопослушное поведение с его стороны в будущем.

Основными требованиями, предъявляемыми к индивидуальному предупреждению преступных актов, являются научно-методологическая обеспеченность и психологическая обоснованность этой деятельности, так как в первую очередь она будет направлена на различные категории людей: тех, кто уже неоднократно совершал преступные деяния, людей, проявляющих первые девиативные признаки в линии поведения, а также совершающих аморальные проступки и незначительные правонарушения.

К индивидуальной предупредительной деятельности относится и работа на индивидуальном уровне виктимологической профилактики. Она направлена на людей, которые с большей вероятностью, нежели остальные, могут стать жертвами преступлений, и ставит своей целью снижение степени их индивидуальной виктимности.

  • [1] Кудрявцев В. Н. Стратегии борьбы с преступностью. М., 2003. С. 57.
  • [2] В частности, в екатеринбургской газете «Уральская жизнь» за июль 1918 года сообщалось: «Среди населения города распространяется тревожный слух, что в момент перехода власти в Екатеринбурге 25—26 июля из тюрьмы выпущены уголовники. Слух этотне соответствует действительности. Уголовный элемент из тюрьмы выпущен не был. Из некоторых частей Красной Армии, действительно, ушли, но в небольшом количестве, мелкие преступники, к задержанию которых чинами уголовного розыска на другой жедень были приняты меры».
  • [3] 20 августа 2004 года был принят Федеральный закон «О государственной защитепотерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», которыйзаложил основы системы государственной защиты этой категории граждан, а в 2008 года создано специализированное подразделение МВД России — Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой