Заключение.
Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты
Старение населения приводит к возрастанию в старших возрастных группах рисков заболеваний с тяжелыми и катастрофическими последствиями, предупредить и снизить которые — задача номер один социальной политики государства для этой группы населения. Расходы на медицинскую помощь и помощь по уходу выступают непомерными по объемам для подавляющего большинства пенсионеров, поэтому пожилые остаются… Читать ещё >
Заключение. Социальная политика: качество жизни пожилого населения и страховые институты социальной защиты (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
По прогнозам Росстата, в предстоящем десятилетии тенденция старения населения сохранится и к 2021 г. доля пожилого населения в общей численности населения возрастет до 26,4%, а их численность достигнет 37,4 млн человек.
Неотвратимый характер старения населения в России вызывает устойчивую тенденцию роста расходов на пенсионное обеспечение, поскольку период наиболее благоприятной демографической ситуации (2002—2009) завершился и в ближайшие годы прогнозируется нарастание нехватки трудовых ресурсов, а также повышение пенсионной нагрузки на работающих. Уже в среднесрочной перспективе возникнет необходимость более высоких расходов общества на медицинскую помощь, социальное обслуживание и пенсионное обеспечение, обусловленных повышением доли лиц пожилого возраста в составе населения. На финансирование трех вышеуказанных компонентов социальной политики в отношении пенсионеров развитые страны выделяют примерно 20—25% ВВП.
Сегодня в мире складывается консенсус относительно необходимости радикальной реорганизации предоставления услуг по оказанию медицинской и социальной помощи пожилым посредством предоставления интегрированной помощи на уровне сообщества.
Существующая в нашей стране патерналистская модель социальной политики требует корректировки, которая позволила бы реализовать потенциал самих граждан, использовать новые формы социального страхования, включая гериатрическое страхование, и солидарную взаимопомощь в форме социальных услуг пожилым людям (в рамках соседской и муниципальной взаимоподдержки).
Предметное поле и сама модель оказания социальной поддержки по схеме «социальный работник — гражданин» нуждаются в изменении своих границ, включения новых активных субъектов (семьи, соседей, общества и работников социальных служб), повышения мотивации граждан к активному образу жизни.
Представляется целесообразным разработать государственную программу жизнедеятельности пожилого населения России, а в качестве ее основных направлений предусмотреть меры, способные:
• улучшить качество медицинской помощи, предоставляемой пожилым гражданам, с учетом современных достижений геронтологии (диагностика, лечение и реабилитационное обслуживание);
- • повысить социальную защиту пожилых граждан, включая нормативные и контрольные механизмы по исключению дискриминации в трудовой, социальной, образовательной и культурной сферах;
- • стимулировать разработку и реализацию на уровне корпораций и муниципалитетов программ по привлечению пожилых работников к трудовой и общественной жизни;
- • сформировать систему гериатрического страхования.
Сейчас человечество серьезно продвинулись в вопросе продления жизни людей. Сегодня рождается поколение людей, большинство из которого проживет не менее 85—90 лет. В этой связи возникает ряд вопросов: как правильно с позиции психологии и социально-трудовых аспектов организовать этому поколению свою трудовую и послетрудовую жизнь?
Как долго они должны трудиться, а сколько — отдыхать после трудовой деятельности? Ведь уже сегодня многие заняты трудовой деятельностью 30—35 лет и 20- 25 лет проводят на пенсии. Чем будут заниматься на пенсии люди середины XXI в., когда этот период будет составлять примерно 40 лет?
Таким образом, важнейшими целями государственной социальной политики в этой области выступают: интеграция пожилых в социальную жизнь общества, их материальная защищенность, психико-социальное благополучие, эффективная медицинская и реабилитационная помощь, в том числе оказание поддержки при определении вероятности наступления рисков заболеваний с тяжелыми и критическими последствиями (инфарктов, инсультов, онкологических заболеваний и т. д.).
Перспективными направлениями повышения доступности социального обслуживания и медицинской помощи целесообразно определить:
- • использование сети стационаров, различающихся по интенсивности лечения (больницы интенсивного лечения, долечивания и сестринского ухода, социальные стационары);
- • использование дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии, «стационаров на дому», центров социального обслуживания, центров социальных коммуникаций для пожилых людей;
- • обеспечение физической и экономической доступности эффективных лекарств;
- • использование службы медико-социального ухода, мобильных специально оснащенных патронажных бригад для пожилых людей;
- • стимулирование (в том числе налоговое) неформальных практик помощи пожилым;
- • применение телекоммуникационных технологий и телемониторинга за состоянием здоровья пожилых людей;
- • обучение навыкам самои взаимопомощи среди пожилых;
- • внедрение программ обучения «здоровому старению» на предприятиях;
- • прогнозирование государственных расходов на здравоохранение на долгосрочный период.
По нашим оценкам, процесс старения населения и существенное увеличение доли пожилого населения в россии в ближайшие 10—15 лет вызовет необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов на пенсионное обеспечение, которые могут составить до 12—14% ввп, что примерно в 1,5 —1,6 раза больше, чем это предусмотрено программой правительства россии, направленной на совершенствование пенсионной системы в период до 2025 г.
Существующая пенсионная система и система социального обеспечения только частично учитывает процесс старения. Механизмы адаптации людей пожилого возраста к трудовой деятельности пока не созданы. Продуманную государственную политику в этой сфере предстоит еще только разработать.
Старение населения приводит к возрастанию в старших возрастных группах рисков заболеваний с тяжелыми и катастрофическими последствиями, предупредить и снизить которые — задача номер один социальной политики государства для этой группы населения. Расходы на медицинскую помощь и помощь по уходу выступают непомерными по объемам для подавляющего большинства пенсионеров, поэтому пожилые остаются фактически беззащитными перед рисками старости.
Основными направлениями государственной политики по регулированию вопросов занятости пожилых целесообразно определить:
- • стимулирование работодателей и работников к продлению трудовой жизни пожилых работников с помощью системы преференций;
- • создание благоприятных условий труда для пожилых работников путем сокращения дневного или недельного рабочего времени, включая работу с неполной занятостью, увеличение отпуска, приспособление характера выполняемой работы к условиям максимального сохранения здоровья работников и обеспечение регулярного наблюдения за состоянием их здоровья;
- • совершенствование трудового законодательства и законодательства о занятости пожилого населения, его гармонизация с международными нормами, направленными на создание благоприятных возможностей для занятия трудовой деятельностью в пожилом возрасте;
- • стимулирование работодателей к созданию учебных центров подготовки пожилых работников к жизнедеятельности в пожилом возрасте.
Вопросы социальной поддержки пожилых людей можно удовлетворительно решить только совместными усилиями семьи, общества и государства. Основная ячейка общества — семья — несет главный груз заботы о пожилых родственниках: от элементарной помощи в быту (стирка, уборка, покупка продуктов, приготовление еды), до медицинской и социальной помощи. В этой связи важным направлением государственной политики по созданию условий жизнедеятельности пожилым гражданам является разработка и реализация государственной программы по оказанию помощи семье в вопросах социальной поддержки пожилых граждан, нуждающихся в длительном уходе.