Патристика.
Основы философии
В продолжение всего Средневековья церковь оставалась самой влиятельной политической и идеологической силой и единственным институтом, который, несмотря на глубокие социальные перемены и варварские нашествия, непрерывно охраняя и поддерживая преемственную связь со своим античным прошлым. В глазах средневекового человека современная ему церковь была прямой наследницей церкви античной. Средневековая… Читать ещё >
Патристика. Основы философии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
«Основоположники Средневековья» были в большинстве своем «отцами» и «учителями» христианской церкви, поэтому и период, на который приходится деятельность (II—VI вв.), обычно называется эпохой патристики.
Средневековый способ философствования зарождается в условиях распада Римской империи, деформации и разложения рабовладельческого строя и возникновения нового феодального способа производства. В этой связи постарайтесь вспомнить такие исторические процессы той эпохи, как:
- — укрупнение масштабов хозяйственной деятельности, связанное с политикой Рима, которая вела к концентрации средств производства в руках более ограниченного круга рабовладельцев и обезличиванию рабского труда;
- — обострение антагонизма между хозяевами и рабами, следствием которого были массовые восстания рабов и ужесточение законодательства против рабов;
- — падение производительности рабского труда, благодаря чему рабовладелец вынужден был прибегать к новым формам производственной эксплуатации: «прикреплять» рабов к земле и средствам производства и предоставлять им некоторую хозяйственную свободу;
- — деформация рабовладения вела к изменениям социальной стратификации. Появилось множество прослоек и социальных групп (вольноотпущенники, свободные люмпены, колоны, профессиональные солдаты и т. д.);
- — прикрепление свободных крестьян к земле и уравнение их с земледельческими рабами получают юридическое оформление в целом ряде государственных декретов. Одновременно с этим издаются декреты о прикреплении свободных ремесленников к ремесленным корпорациям.
Таким образом, к началу V в. по своей хозяйственной и социальной организации римское общество больше напоминало не античность, а профеодальное общество средневекового типа. В VI в. разрушение античных рабовладельческих порядков было ускорено варварскими нашествиями, результатом которых стал экономический хаос и беспорядок. Последующая эпоха, которую принято называть эпохой раннего феодализма, стала для Западной Европы сложнейшим переплетением позднеантичных и варварских общественно-экономических укладов, сплав и синтез которых позднее стал экономической основой зрелого феодализма.
Превращение Римской империи в общество с ярко выраженными протофеодальными чертами служило опосредованным основанием для формирования именно в этот период классических образцов средневековой идеологии. Именно к этому периоду относится жизнь учредителей средневековой духовной культуры.
В продолжение всего Средневековья церковь оставалась самой влиятельной политической и идеологической силой и единственным институтом, который, несмотря на глубокие социальные перемены и варварские нашествия, непрерывно охраняя и поддерживая преемственную связь со своим античным прошлым. В глазах средневекового человека современная ему церковь была прямой наследницей церкви античной. Средневековая церковь всегда оправдывала свое право на исключительность в делах веры, ссылаясь именно на наследственную связь ш с «апостольской традицией». С другой стороны, христианские ереси, выступавшие против господствующей церкви, осуждали ее как раз за отступничество от принципов древней веры.
Так или иначе, ортодоксальное[1] и неортодоксальное христианство Средних веков апеллировало к традициям, сложившимся еще в античном мире.
Революционность и оппозиционность христианства естественным образом убывали, а его консерватизм и социально-политический конформизм возрастали по мере того, как античное общество преобразовывалось в общество средневекового типа. Носителем и проводником христианской идеологии была церковь, которая сама в ходе своего развития претерпевала значительную эволюцию. На разных стадиях этой эволюции церковь вносила коррективы в свое политическое, моральное и религиозное учение. Не оставались неизменными и мировоззренческие позиция христианства.
Многообразие мировоззренческих позиций эпохи патристики было обусловлено не только трансформацией церковных институтов, но и непрерывными контактами древнего христианства с языческой античностью, в частности с античной философией.
- [1] Ортодоксальный — неуклонно придерживающийся основ какого-либо (здесьхристианского) учения.