Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Педагогическая деятельность: ее цели, содержание и особенности в современном обществе (философско-методологические контуры анализа)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от непрофессионала, педагог, которого можно назвать профессионалом, как правило, владеет технологией педагогической работы на уровне сферы сущностей. При этом всегда заметны его стремления к переходам от сущности первого порядка, к сущности второго, третьего рода и т. д. Определения педагогических ситуаций профессионала носят четко фиксирующий характер, в них больший охват связей, нет… Читать ещё >

Педагогическая деятельность: ее цели, содержание и особенности в современном обществе (философско-методологические контуры анализа) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ПЕДАГОГ КАК СУБЪЕКТ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБУЧЕНИЮ, ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ЛЮДЕЙ.

Технология, искусство и профессионализм в деятельности педагога

Педагогика — это не только наука о нормах обучения и воспитания людей (и она не является директивной наукой: только так и никак иначе), а еще и практическая деятельность о возможных, естественно, наиболее эффективных и благоприятных способах постановки и решения образовательных задач в тех или иных конкретных условиях.

Именно поэтому педагогическая деятельность — активное отношение человека к другому человеку или другим людям в связи с постановкой и решением целей и задач по их образованию (обучению, воспитанию и развитию). Важно для отличия педагогической деятельности от других видов деятельности (научных, организационных, художественных) всегда видеть общую определенность ее целей, связанных с обучением и воспитанием людей. Обучение и воспитание не могут состояться, если для их осуществления не подведены (не поставлены) цели. Цель — это идеальный результат педагогической деятельности. Этот результат — в нашем сознании, он — causa finalis — конечная причина (побуждающая сила) и финал (окончание) какой-либо нашей деятельности в образовательных процессах. Цели здесь — побудительные начала действий, но одновременно они и их причины, поскольку проецируют сам процесс, результаты, действий, а также и конец этих действий. Эти цели могут быть общими и достаточно широкими. Но они могут быть и предельно конкретизированы, например, подготовка специалиста по строительству дорог, формирование компетенций (способностей) осуществлять какие-либо действия, связанные с рекламной деятельность в области торговли кондитерскими изделиями, коррекция той или иной модели поведения людей и т. п. Кроме того, в педагогических процессах необходимы цели, в которых должно определяться окончание деятельности, достижение результата. В этой связи должны быть долговременные цели и конкретизирующие их, кратковременные цели, даже например, завтрашнего дня. Естественно, в педагогическом процессе цели должны быть озвучены (известны), открыты для всех. Ведь человек, не знающий планов и перспектив развития своей жизнедеятельности, по мнению А. С. Макаренко, это человек недалекий. Он действительно в этом случае существует, как растение, только здесь и сейчас. Его действия стихийны, суетливы и сбивчивы.

Именно поэтому все эти многообразные цели и задачи, которые выдвигает педагог в своей профессиональной деятельности в работе с учениками и воспитанниками, делают образовательные процессы целерациональными. Ведь целерациональность этих процессов способствует их осознанному вхождению в сферу общественного бытия людей, приобщению к реальному процессу их жизнедеятельности в обществе. Это значит, что образование, образовательная деятельность, осуществляемые педагогом, заключаются не только в трансляции социально значимого содержания ценностей духовной культуры человечества, но состоят и в развитии, обогащении самой личности, когда социально значимое усваивается и приобретает в ней индивидуально-особенную форму ее общественного бытия. В этом целенаправленном процессе развития и духовного обогащения самой личности человека как раз и заключается специфичность (отличие) педагогической деятельности.

Своеобразие педагогической деятельности может быть осмыслено и понято не только через ее цель, но и структуру. Структура (состав элементов) педагогической деятельности определяется взаимодействием ее субъекта и объекта (педагога и ученика, воспитанника). Понятно, что в педагогической деятельности объект — не вещь и не предмет, а человек, наделенный сознанием и волей, и он, следовательно, не пассивен, а активен. Он вполне сознательно может отказаться от взаимодействия с педагогом (равно как, конечно, и педагог может исключить какие бы то ни было формы общения) и тогда никакой педагогической деятельности не будет, она в данном случае не состоится. Взаимодействие педагога и учащихся, воспитанников включает в себя много разных действий — актов реализации тех или иных педагогических целей при создании определенной личности человека: обучение, просвещение, переобучение, формирование, воспитание, перевоспитание, развитие и т. п. Все эти действия составляют непрерывный педагогический процесс, сопровождающий жизнь любого человека. Неслучайно Ф. Ницше, говоря о воспитании как непрерывном процессе, соотносил его не с вооружением глаз очками, а освобождением от мусора, червей, которые хотят прикоснуться к человеку. Согласно Ф. Ницше, Р. Штайнеру и многим другим мыслителям, о которых мы уже говорили, педагогический процесс — это распознавание способностей и развитие учащихся, воспитанников, а затем содействие правильному созреванию определенной добродетели.

Главное цель, которая решается в ходе всех этих действий целостного педагогического процесса, — взращивать и приводить все силы человека в гармоническое соотношение. Процесс этот, как уже было отмечено, непрерывный, как непрерывна сама жизнь и многообразны ситуации, с которыми сталкивается каждый человек.

Центральной фигурой, подлинным субъектом педагогического процесса выступает педагог (наставник, учитель, преподаватель, воспитатель, гуру). Во всех философско-педагогических теориях всегда это подчеркивалось. И это не случайно, ибо на протяжении веков слово «учитель» ассоциировало лось с такими характеристиками его деятельности, как усердие, бескорыстие, самоотдача делу и прочими важнейшими нравственными качествами его личности. Так, например, Аристотель высоко ценил роль педагога. Он считал, что педагоги достойны даже большего уважения, чем родители, ибо если родители дают жизнь, то воспитатели дают достойную жизнь. Вместе с тем, к личности и квалификации учителя всегда предъявлялись высокие требования. Широта таких требований, по словам Л. Н. Толстого, может только поражать и удивлять. Уже М. В. Ломоносов в свое время полагал, что педагог должен быть гуманным, искренним человеком, пользующимся у людей доверием. Его отношения с учениками должны быть доброжелательными, ибо учителю нельзя поступать с учеником «ни гордо, ни фамильярно», ибо это может повредить авторитету наставника. Высок авторитет того педагога, который будет, писал он, «не токмо словами, но и поступками добрый пример показывать учащимся». Важно только, чтобы он был «добросердечный и совестливый человек, а не легкомысленный ласкатель и лукавец».

Современные педагоги (по общим, конечно, приблизительным подсчетам в мире сейчас насчитывается примерно 60 млн. педагогов) по своей сущности не очень сильно отличаются от своих коллег из прошлого. Они в своем большинстве по-прежнему осознают социальную ответственность за свои действия и направляют лучи добра, красоты, истины в души своих подопечных. Ведь педагогическая деятельность — это важнейшая работа во всяком обществе, ибо педагогу доверено образование людей и особенно образование детей и молодежи, от которых будет зависеть будущее развитие общества. Естественно, эффективно и качественно эту миссию может выполнить лишь профессионал — человек, способный и умеющий выполнять эту специализированную деятельность по обучению и воспитанию людей. Педагог — человек, который осознает и несет ответственность за свою деятельность. Он субъект педагогической деятельности, ибо управляет этой деятельностью, ведет ее к реализации тех или иных, поставленных жизнью и им тоже целей обучения, воспитания и развития людей. Эта деятельность потому и делает его субъектом, поскольку она всегда является по своему назначению и мотивациям ее осуществления целерациональной. Именно этой деятельностью он придает субъективный смысл — акт, который по своему действию отнесен к актам (действиям, мыслям, поступкам) других людей. Он направляет действия, мысли, поступки к достижению значимых целей — изменению и совершенствованию людей, которых он обучает и воспитывает.

Таким образом, активной стороной выступает педагог, ибо он решает через посредство взаимодействия со своими учениками и воспитанниками не только определенные, конкретные задачи обучения, подготовки к жизни в определенной социокультурной среде, но и передает им, как правило, опыт, культуру предшествующих поколений.

Правда, известный американский специалист по детству Маргарет Мид показывает, как меняется образование и роль педагога в нем в зависимости от смены, перехода от одного типа культуры к другому[1]. Она проводит различение трех типов культуры с точки зрения трансляции опыта от одного поколения к другому. Первый тип культуры М. Мид называет постфигуративным (название идет от слова figurative — образный, изобразительный). В этом типе культуры новое поколение людей всегда перенимает опыт (учится) прежде всего у своих предшественников. Второй тип культуры, по Мид, конфигуративный: все стремятся учиться и учатся у своих сверстников. В течение длительного периода человеческой истории, примерно до конца XX века, дети, молодежь в основном черпали этот опыт у своих предшественников, хотя, конечно, и дети, и взрослые перенимали этот опыт также и у своих сверстников. Однако примерно с конца XX в. возникает новый, третий тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старших поколений уже не так сильно тяготеет над молодыми людьми. Сейчас, когда люди разных частей света объединены разветвленной сетью электронной коммуникации, у молодежи возникает общность опыта, которого никогда не было в прошлом и который, соответственно, уже не является исключительно лишь повторением опыта прежних поколений. Это значит, как отмечает М. Мид, что имеет место разрыв между поколениями, который является совершенно новым, ибо он глобален, поскольку имеет всеобщий характер.

Действительно, в наше время культура, ориентированная на передачу опыта от старших к младшим, все более заменяется новым типом отношений между поколениями, в том числе и отношениями между учителями и учащимися. Эти отношения утрачивают характер принуждения и не могут быть ничем иным, как отношениями сотрудничества и взаиморегуляции равных субъектов взаимодействия. И понятно, что педагог должен быть готов и подготовлен к профессиональному ведению диалога со своими учениками и воспитанниками. В этой связи уже нельзя не видеть, что меняется и роль учителя сегодня. В наше время многие учащиеся, студенты, владея цифровыми технологиями получения знаний, имеют порой эксклюзивную информацию, которой нет у преподавателей. Кстати, изменение отношений между младшим и старшим поколениями в значительной мере меняет и отношение людей, особенно молодежи к своим преподавателям и вообще педагогам.

Интересно, что за длительный период истории образования, вплоть почти до последней четверти XX в., можно было видеть всеобщую любовь и уважение, либо открыто проявляемое почтение людей, молодежи к своим учителям и воспитателям. Это проявлялось всюду и на разных уровнях обучения: и в массовой школе, и в вузах. Потом это почитание людей сменилось почти полным безразличием к своим учителям и наставникам. Ведь такое безразличие к своим наставникам шло от отсутствия интереса к учебе. А в последнее время встречается уже совершенно другая позиция некоторых студентов, которые полагают, что вузовские преподаватели, в общем-то, и не очень нужны, если только, может быть, расписаться в зачетке о принятии зачета или экзамена, к которому они самостоятельно, без посещения лекций и семинаров, подготовились. Ведь сейчас по каждой дисциплине существует такое обилие самых разных учебных пособий, методических руководств и справочников.

Может быть, действительно, это значит, что педагоги (преподаватели и воспитатели) теперь ни в старшей средней школе, ни в вузе не нужны, если только не понадобятся для аттестации знаний учащихся и студентов? Ведь есть уже и подтверждения. Немало учащихся старших классов получили школьный аттестат через экстернат. Большое число студентов получило дипломы о высшем образовании, учась заочно. И все-таки ответ здесь существует лишь один: ни экстернат, ни заочное обучение и никакое другое образование не может быть без педагога как субъекта образовательной деятельности в полной мере системным, а следовательно, и качественным.

  • • Любой педагог, хорошо или не очень хорошо, но ориентирует учащихся в изучении смыслового и содержательного назначения предмета учебной дисциплины и каждой его темы в их связи с современным развитием науки и практики.
  • • Всякий педагог учит системному видению процессов и явлений изучаемой предметной области действительности. Сами учащиеся и студенты этого видения изначально не имеют. Без постоянной помощи преподавателя в формировании системного подхода в теоретическом анализе действительности у них не складываются и аналитические способности. Такие люди навсегда остаются ремесленниками.
  • • Без педагога самому человеку почти невозможно выстроить для себя школу последовательного обучения — лестницу со всеми ее ступеньками общих и специальных знаний.
  • • Обучение (да и воспитание тоже) рационально, и педагог спасает ученика, студента от хаоса, стихийности и от непредсказуемости результатов образования.
  • • Каждому ученику и студенту в их образовании нужен взгляд со стороны. Только педагог профессионально может осуществлять контроль в процессе их образования и понять насколько глубоко его ученики усвоили изучаемый предмет, поняли они его или нет. (Очень часто опытный преподаватель может даже по глазам учащихся судить о понимании изучаемого предмета.)

Все это говорит о том, что педагог является субъектом образовательной деятельности, а это означает, что он и в сегодняшнем префигуративном типе культуры часто является медиатором, т. е. посредником образовательной деятельности. Ведь он — медиатор — организатор образовательного процесса и даже тогда, когда он что-то и не знает, но что уже знает студент. Он этим самым показывает, что он не маг и для него есть незнание. Тем самым он, выступая просто транслятором или медиатором в какой-то отдельной ситуации, побуждает своих учеников к поиску знаний, творчеству, ибо утверждает, что пределов для научных исследований и открытий нет.

Сегодня педагогу (учителю в школе, преподавателю в вузе), чтобы быть настоящим педагогом субъектом образовательного процесса уже мало просто подбирать и объяснять новый материал, контролировать усвоение учащимися знаний. Сейчас педагогическая работа вряд ли может считаться успешной, если она целиком строится лишь на выполнении преподавателями функции поставщика информации — вливании знаний в головы учащихся. Преподаватель должен выступать перед своими учениками, студентами как тренер (коуч), помогая каждому из них выстроить цепочки своего развития, найти собственную дорогу к знаниям и их пониманию. Как тренер помогает спортсменам подготовиться к соревнованиям или игре на поле, так и преподаватель не может просто принуждать учащихся к занятиям, приказывать им учиться, он обязан дать учащимся необходимые для их учебы инструменты:

  • — помочь сделать знание доступным;
  • — найти мотивацию к учебе как напряженному труду;
  • — поощрять учащихся к совместной работе, чтобы достигнуть поставленных целей;
  • — помочь учащимся самостоятельно оценивать процесс познания и выработать уважение к знаниям.

Помогая учащимся овладеть такими инструментами для успешной учебы, преподаватель делает их ответственными за свою учебу и приобретенные знания, а это означает, что и сам педагог становится тренером или наставником своих питомцев. Однако в последние годы тренерская функция преподавателей средней школы в связи с обязательной сдачей всеми выпускниками единого государственного экзамена (ЕГЭ) стала преобладающей. Образовательный процесс практически почти целиком сводится к подготовке учащихся к этим экзаменам. Ведь успешность работы учителя теперь во многом определяется результатами учащихся на этих экзаменах. Это значит, что уходят в сторону другие важные функции педагогической деятельности в школе. Кстати, и выпускники средней школы в своей массе ориентируются сейчас не столько на содержание и глубину знаний, сколько на экзаменационные результаты.

Еще одна новая функция в деятельности педагога — быть обучающим менеджером: руководить программой обучения; уметь планировать и организовывать процесс изучения материала в учебной аудитории и вне ее при координации и контроле самостоятельной работы учащихся. Эта функция достаточно сложная и, несомненно, творческая. Все это требует от преподавателя-менеджера обладания высокими организаторскими навыками. Ведь эти навыки предполагают умение преподавателей не только формировать наиболее продуктивные группы учащихся для выполнения ими различных учебных заданий, но и помочь им овладеть различными средствами поиска, получения информации и самообучения (библиотеки, компьютеры, формы аудиои видеонаглядности).

Важнейшей функцией педагога в условиях современного продвижения к обществу знания становится обязательное его занятие научно-исследовательской деятельностью. Сейчас призывы к педагогам, которые работают с учащимися разных образовательных уровней, регулярно повышать свою квалификацию, участвовать в научных конференциях, заниматься исследовательской работой, публиковать ее результаты, становятся общим требованием практически во всех странах, в том числе, конечно, и в России. Понятно, почему это гак важно для современных педагогов. Исследовательская деятельность, как известно, не дает педагогу, что бы он ни преподавал и где бы ни работал, отставать в своем развитии как преподавателю и человеку. Кроме того, и современное обучение не только в университетах, но в лицеях и в средних школах нацелено на формирование творческого отношения учащихся к изучению действительности. Творчеством человеку трудно овладеть без собственных исследований. Однако к собственным исследованиям учащихся надо готовить, учить. Между тем ясно, что привить навыки исследовательской (творческой) работы своим ученикам без собственной исследовательской практики у педагога вряд ли может получиться.

При всех названных выше функциях современной деятельности педагога, нельзя забыть и обойти его функцию как воспитателя. (О содержании и особенностях воспитания, мы поговорим особо.) Сейчас же стоит отметить, что без выполнения этой миссии преподавателя, его как педагога и наставника нет.

Понятно, что педагог только тогда становится подлинным субъектом образовательного процесса и медиатором деятельности по развитию личностей своих учеников и воспитанников, когда он не только грамотно ставит перед собой эти задачи, но и эффективно их решает. В этой связи резонно можно говорить о его профессионализме. Говоря о профессионализме педагога, его готовности, стремлении им стать, следует учитывать неразрывную связь: 1) индивидуально-личностного (качеств, которыми необходимо должен удовлетворять человек, занимающийся данной профессией) и 2) надындивидуального (требований, которые выдвигаются к педагогу, его работе со стороны общества). Соответствие индивидуального надындивидуальному в деятельности педагога проявляется в профессионализме — уровне, качестве его педагогической деятельности.

Профессионализм невозможен без знания и практического использования педагогической технологии.

Технология (от греческих слов «техне» — мастерство, ремесло и «логос» — слово, наука) буквально означает науку о ремесле. В современном звучании технология — это система продуманных, последовательных и апробированных алгоритмов (способов, средств), применение которых ведет к намеченным результатам в осуществлении той или деятельности.

Любая профессия (специализированная по производству чего-либо деятельность) строится на знании процесса необходимых последовательных операций, в результате которого получается требуемый продукт с заранее заданными конкретными свойствами. Однако для профессиональности педагога знания педагогической технологии явно недостаточно. Производство человека, его обучение и воспитание — это ведь не производство соляной кислоты. Необходимо учитывать, что в педагогике принципиально невозможно создать некий универсальный справочник — некую единую технологию с уже готовыми советами и рекомендациями на все случаи жизни. Образовательный процесс настолько динамичен, изменчив, что нельзя однажды и навсегда освоить все секреты педагогического мастерства. Ведь то, что безотказно действовало сегодня, уже завтра может оказаться недостаточным или даже непригодным. По этой причине педагогическая деятельность, но природе своей всегда является творческой, а сам педагог — рефлексирующим субъектом, постоянно анализирующим и оценивающим свою работу. Именно поэтому педагогическая технология необходимо дополняется искусством осуществления педагогической деятельности. Иначе говоря, технология и искусство в профессиональной педагогической деятельности — это две тесно взаимосвязанные друг с другом стороны педагогической работы (профессиональности). И если технология — это знание содержания механизмов педагогической деятельности, то искусство — это форма этой деятельности, конкретный способ организации, осуществления процессов образования человека.

Обе стороны педагогической профессиональной деятельности и технология, и искусство, естественно, базируются на науке, опираются на проверенные практикой методы, на коллективный опыт, традиции. Однако, если в технологии все же больше объективного, общезначимого, устойчивого, проверенного, то в искусстве, как конкретном способе осуществления педагогической деятельности, больше субъективного, личного, интуитивного, идущего от самого педагога. Именно по умению решать конкретные педагогические задачи судят о педагогическом искусстве учителя, воспитателя, его профессионализме.

Важно отличать педагога-профессионала от дилетанта в педагогике. Данное обстоятельство очень важно, поскольку педагогические функции в силу тех или иных обстоятельств могут выполняться и выполняются разными людьми, нередко не только не имеющими специальной профессиональной подготовки, но, как говорят, и не горящими желанием ее исполнять. Я отнюдь не хочу утверждать, что профессионал в педагогике — это тот человек, который имеет специальное педагогическое образование, а человек без диплома, но творчески отдающий себя делу воспитания, будто не может считаться таковым. Еще Л. С. Выготский писал о том, что учительская профессия — место, куда когда-то шли отставные солдаты. Это писалось им в 20-х гг. прошлого века, но ведь так и сегодня, уже в XXI в. учительские ряды нередко заполняются людьми, которые в этой профессии оказались совершенно случайно. Конечно, причины данного явления разные. Это и очень малый престиж педагога, преподавателя, связанный прежде всего с неоправданно низкой зарплатой. Но дело не только в зарплате, хотя это и существенно, но и в заскорузлости, закостенелости, бюрократизме системы образования. Кроме того, есть серьезные противоречия между ценностными установками педагогов, воспитанных в духе авторитарного сознания и установками личной инициативы либерального общества. Во всяком случае, проблема престижности профессии педагога нуждается в особом и тщательном исследовании.

Можно предложить ряд критериев (рамки их, конечно, условны) для деления всех занимающихся педагогическим трудом на подлинных профессионалов своего дела и, так сказать, любителей, так или иначе не ставших или еще не сумевших стать профессионалами в педагогике.

В работе непрофессионала больше присутствует оценочного (вкусового) и описательного, чем аналитико-понятийного и концептуального. Его определения той или иной педагогической ситуации практически всегда расписывающие, в них меньше охват связей и оносредований, а указания чаще всего директивно поучающие. В его указаниях содержится больше абсолютизаций и наличествует плеоназм (смысловая избыточность). Непрофессионал чаще и более всего работает в сфере явлений. Он, как говорил А. И. Герцен о дилетантах, «сшибает верхушки», но не видит глубинных оснований и причин тех или иных педагогических процессов и состояний в их развитии.

В отличие от непрофессионала, педагог, которого можно назвать профессионалом, как правило, владеет технологией педагогической работы на уровне сферы сущностей. При этом всегда заметны его стремления к переходам от сущности первого порядка, к сущности второго, третьего рода и т. д. Определения педагогических ситуаций профессионала носят четко фиксирующий характер, в них больший охват связей, нет абсолютизаций единичного и особенного. Его педагогические указания не столько поучающие, сколько советующие и мобилизующие. Педагогическая же его работа с учениками, воспитанниками базируется па всей системе теоретического знания, в своем анализе и выводах он в меньшей мере опирается и полагается на массовое и обыденное сознание. Поэтому во взаимоотношениях с ними профессионалу свойственна богатая палитра реакций от отвержения до сопереживания и одобрения. В этом случае можно, по-видимому, сказать, что педагог — это профессионал. Педагог является профессионалом, если устремлен на что-то «сверх» и «вне» конкретной педагогической ситуации, которую, конечно же, он воспринимает и которая, естественно, обусловливает те или иные определенные его действия. Однако профессиональный педагог всегда может как бы выходить за пределы этой ситуации и расширять свои собственные пределы (т.е. привлекать опыт других, опираться на выводы науки и пр.). Проявление этого в человеке можно условно назвать «трансцендированием». Вот такое трансцендирование и есть важнейший признак профессионализма педагога.

Вместе с тем и для профессионала, и для непрофессионала в педагогике общим смыслом деятельности должен стать принцип, который сходен с принципом работы врачей — «не навреди». Иначе говоря, любое действие или бездействие педагога не должно наносить, причинять физический или духовный вред воспитаннику, ученику. Это должно быть действие, которое всегда несет добро, основывается на доброжелательном, даже любовном отношении к своему подопечному. Ведь учитель, педагог не может действовать, учить, воспитывать со злым умыслом, имея недобрые намерения, как, скажем, делала лиса из русской сказки, когда учила волка ловить рыбу в проруби реки, используя свой хвост. Педагогическая работа должна основываться на терпении, исключать всякого рода предвзятость, раздражительность, высокомерие. Естественно, любой человек, занимающийся педагогической деятельностью должен заботиться и о своем реноме, основанием которого как раз и является принцип не нарушить основной закон этой деятельности — не причинить вред, сея «разумное, доброе, вечное», ибо как говорил В. С. Соловьев, каждый человек утверждается в другом. Ответственность педагога в этом смысле особенна. Утверждая себя в других — своих учениках и воспитанниках — педагог формирует тем самым и личность человека, но вместе с этим он создает и достойную общественную среду его окружения.

Таким образом, требования к профессионализму в педагогической деятельности включают в себя как бы два уровня: надличностный — знание и владение общей технологией обучения и воспитания — и личностный — владение искусством претворения знаний и умений общей технологии воспитания и обучения в решении конкретных педагогических задач. При этом важно подчеркнуть, что подлинно профессиональная работа педагога возможна лишь на базе глубоких специальных знаний, широкой эрудиции и общей культуры. Педагог должен обладать последовательной мировоззренческой и гражданской позицией и, конечно же, высокими нравственными качествами. Важнейшее значение в профессиональной деятельности педагога имеют, несомненно, и его личностные психологические свойства (темперамент, характер, способности, воля). Вместе с такими личностными свойствами, конечно, значимы и его социальные качества (предрасположенность, подготовленность к данному виду труда и гуманное, чуткое отношение, любовь к своим ученикам и воспитанникам). Как писал в свое время Л. Н. Толстой, «если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель»[2]

  • [1] См.: Мид М. Культура и мир детства. М., 1988.
  • [2] См.: Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М., 1953.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой