Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Организационно-правовые формы государственных и муниципальных предприятий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных… Читать ещё >

Организационно-правовые формы государственных и муниципальных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Одним из основных направлений совершенствования гражданского законодательства является развитие учения о юридических лицах, формирование единого представления об их сущности, видовой характеристике и практического значения для правоприменительной деятельности. Положения нормативных правовых актов об унитарных предприятиях имеют основополагающее и системообразующее значение для развития современного гражданского законодательства.

Анализ проблематики Реформы, проведенные в экономической сфере за период становления новой системы (условий) хозяйствования, не только не смогли разрешить накапливающиеся проблемы, касающиеся государственных предприятий, но и усложнили экономическое положение государства. Это можно объяснить рядом причин, важнейшая из которых — слабая адаптация самих предприятий к изменяющейся ситуации.

Кроме того, до сих пор нет единого мнения о доле участия государства в экономической деятельности (жизни).

Эти негативные моменты дополняются отсутствием системного подхода к их разрешению. Можно сказать, что государственные предприятия с начала перестройки находятся в сфере нерешенных проблем. Все происходящие с ними изменения не имеют под собой научного объяснения. Ситуация усугубляется кризисностыо и отсутствием стабильности в экономике. Особый интерес в связи с этим вызывает положение государственных и муниципальных унитарных предприятий.

В последние годы в РФ принято значительное количество нормативных актов, определяющих правовой статус отдельных видов юридических лиц. Логическим продолжением этого процесса должно быть установление постоянной и замкнутой системы организационно-правовых форм юридических лиц как частного, так и публичного права в ГК РФ.

Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права. Важную роль здесь играет понятие гражданского правоотношения.

Гражданское правоотношение — это общественное отношение, урегулированное нормой гражданского права.

В предмет гражданского права входят как имущественные, так и личные неимущественные отношения.

Субъектами гражданских правоотношений являются их участники. В науке гражданского права в качестве субъектов гражданских правоотношений выделяются физические и юридические лица.

Статья 48 ГК РФ определяет юридическое лицо как организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом обосновывается понимание юридического лица как организации. Рассмотрим подробнее понятие «организация», чтобы в дальнейшем обосновать свою позицию по этому вопросу. Организация (франц. organisation, лат. organizo — «предоставляю структурный вид, упорядочиваю») — это объединение людей, общественных групп, государств на базе общности интересов, целей, программы действий и т. д.[1]

Организация — это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры; общественное объединение, государственное учреждение1.

В юридической литературе распространено толкование организации как определенным образом организованного коллектива. Так, С. Братусь отмечал, что отделение определенной группы людей в целях обеспечения и осуществления тех или иных интересов должно вылиться в надлежащую организационную форму, эта организационная форма создает необходимые для данного общественного образования единство и порядок в его деятельности, делает его организацией[2][3].

Анализ проблематики По мнению авторов учебника, определение юридического лица как организации — это дань законодательству и теориям юридического лица советского периода, а положения, посвященные видам и организационно-правовым формам юридических лиц, заимствованы из зарубежных источников. В связи с этим предлагаем рассматривать юридическое лицо как правовой статус, правосубъектность, т. е. возможность иметь и приобретать права и обязанности, не имея своим субъектом человека, но при этом пользуясь охраной со стороны закона.

Как же соотносятся понятия «организация» и «юридическое лицо»? Размышляя над соотношением реального и абстрактного в таком явлении, как юридическое лицо, мы приходим к выводу, что существующие разногласия между различными авторами во многом вызваны смешиванием и отождествлением понятий «организация» и «юридическое лицо».

Организация — это реальное социальное явление. Она создается людьми или другими организациями, за которыми в конечном итоге тоже стоят люди. Организации так же реальны, как и люди. Они существуют в обществе параллельно с другими социальными явлениями, такими, например, как государство и право. Организации, так же как и люди, могут существовать независимо от права, а порой даже вопреки ему[4]. Все государства мира борются с террористическими организациями, но вряд ли кому-то придет в голову, что на самом деле противник есть нечто абстрактное.

Когда организация вступает в сферу, урегулированную правом, она должна учитывать те требования, которые право ей ставит. К организациям, которые намерены вступить в сферу гражданского оборота, право ставит одно требование — быть (стать) юридическим лицом. Это и есть единственная форма существования организации, которая делает возможным ее участие в гражданских правоотношениях. Признавая организацию юридическим лицом, право не создает ее, а лишь констатирует наличие у существующей организации определенных признаков, которые делают возможным ее участие в гражданском обороте.

Юридическое лицо — эго одна из форм существования организации в праве, но не единственная. Это явление принципиально иного характера, чем организация; оно немыслимо без права.

Важно запомнить!

Понятия «организация» и «юридическое лицо» нетождественны. Организация — это реальное социальное образование; юридическое лицо — это установленная правом абстрактная форма существования организации в гражданских правоотношениях. Юридическое лицо — одно из средств, с помощью которого законодатель регулирует гражданские правоотношения, инструмент в руках законодателя, так же как сделка, договор, ответственность и пр.[5]

Классификация юридических лиц дает исчерпывающее представление обо всех их разновидностях, препятствуя появлению непонятных, сомнительных субъектов, делает возможным четкое определение правового статуса той или иной организации и исключает смешение различных, но юридической природе организационно-правовых форм хозяйственной деятельности.

Юридические лица могут классифицироваться по различным критериям. Но в любом случае основание классификации должно иметь юридическое значение, т. е. разделение соответствующих организаций юридических лиц на различные группы в зависимости от особенностей их правового положения.

Одним из наиболее распространенных критериев для классификации юридических лиц является разделение по организационно-правовой форме, которая является формой юридической регистрации предприятия, создающей этому предприятию определенный правовой статус.

По правовому статусу (организационно-правовым формам) предприятия можно разделить:

  • — на хозяйственные товарищества и общества;
  • — производственные кооперативы;
  • — государственные и муниципальные унитарные предприятия;
  • — индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

Гражданское право Российской Федерации относит государственные и муниципальные предприятия к юридическим лицам публичного права и признает их субъектами права собственности.

Выделение указанных юридических лиц в ГК РФ обязано достижению компромисса между цивилистами и хозяйственниками. Цивилисты не могли согласиться с тем, что государственное или муниципальное предприятие будет отнесено к юридическим лицам частного права. В свою очередь, хозяйственники указывали на то, что, независимо от государственной формы собственности, указанные предприятия все же являются субъектами хозяйствования и обладают всеми признаками юридических лиц частного права, а потому должны быть уравнены с ними в правовом статусе.

Субъектами хозяйствования государственного сектора экономики являются субъекты, действующие на основе только государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает 50% или составляет величину, которая обеспечивает государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов[6]. Субъекты государственного сектора экономики могут быть созданы или существовать в весьма ограниченном количестве организационно-правовых форм.

По способу финансового обеспечения государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением (ст. 123.22 ГК РФ).

Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества.

По способу образования выделяют унитарные и корпоративные предприятия.

Унитарное предприятие создается одним учредителем — государством, а владельцами или учредителями корпоративного предприятия выступают как государство, так и другие коммерческие структуры и частные лица.

Унитарные предприятия представлены государственными и муниципальными предприятиями, в которых государству принадлежит 100% акций. Кроме того, на базе государственного или муниципального имущества может быть создано унитарное казенное предприятие (казенное предприятие).

Также следует отметить, что в связи с трансформационными процессами — корпоратизацией, приватизацией, разгосударствлением — получил широкое развитие государственный корпоративный сектор, который также является составной частью государственного сектора экономики.

Таким образом, по нашему мнению, предприятия, функционирующие исключительно на государственной форме собственности, можно объединить в государственный унитарный сектор. Исходя из вышеизложенного, государственный сектор экономики можно представить как совокупность государственного унитарного и государственного корпоративного секторов.

Государственный унитарный сектор — совокупность предприятий, учреждений и организаций, уставный капитал которых полностью принадлежит государству, а их деятельность регламентируется государственными органами, которые создали данные субъекты.

В основе нормативных положений об унитарных предприятиях заложены условия перспективного развития хозяйственных правоотношений, возникающих между государственными юридическими лицами и другими участниками гражданского оборота, что особенного актуально в условиях предстоящей социально-экономической модернизации российского общества в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 г.1

Статистические данные Поданным официальной статистики, на 1 января 2013 г. в стране насчитывалось 209 055 государственных и муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия (в 1992 г. — 349 381 государственное и муниципальное предприятие), и 5029 акционерных обществ с долей государственного участия. Наибольшее число государственных унитарных предприятия действует в сфере операций с недвижимым имуществом и предоставления услуг — 23,4%; обрабатывающего производства — 18,1%; торговли, ремонта автотранспорта и бытовых приборов — 14,2%; сельского и лесного хозяйства —13,3%; строительство — 9%[7][8].

По действующему гражданскому законодательству, только унитарные предприятия являются коммерческими организациями со специальной правоспособностью. Наделение государственных (муниципальных) унитарных предприятий специальной предметно-целевой правоспособностью, определяемой предметом, целями создания и деятельности, особенностями правового режима имущества обусловлено социально-экономической сущностью этих субъектов, сочетающих в себе преимущества коммерческих организаций и возможности решения общегосударственных задач. Специальная правоспособность в равной степени защищает интересы собственника имущества и интересы предприятия от его недобросовестных действий, а обременение субъективного права унитарного предприятия волеизъявлением собственника не является механизмом ограничения правоспособности предприятия. Предметно-целевой способ установления специальной правоспособности унитарных предприятий, с одной стороны, предотвращает ненадлежащее и бесконтрольное использование государственной (муниципальной) собственности, но, с другой стороны, является априорным фактором, противодействующим их участию в гражданском обороте в качестве полноценных бизнес-единиц1.

Руководитель государственного или муниципального унитарного предприятия не может им распоряжаться и «владеет» на праве хозяйственного ведения (ГК РФ, ст. 114) или оперативного управления (ГК РФ, ст. 113). В последнем случае такое предприятие носит название федерального казенного предприятия. Руководитель назначается органом, принявшим решение о его создании.

Устав является единственным учредительным документом государственных и муниципальных унитарных предприятий. Его содержание можно разделить на две части:

  • — общую (для всех юридических лиц — ГК РФ, ст. 52, п. 2), содержащую наименование, места нахождения, порядок управления деятельностью;
  • — специфическую (только для государственных и муниципальных унитарных предприятий — ГК РФ, ст. 113, п. 3), включающую сведения о предмете и целях деятельности предприятия, о размере уставного фонда предприятия, о порядке и источниках его формирования.

Устав в обязательном порядке должен соответствовать Примерному уставу федерального государственного унитарного предприятия1. Требования к уставу государственного или муниципального унитарного предприятия изложены в ст. 9 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Государственное и муниципальное унитарное предприятие занимает двоякое положение. С одной стороны, это коммерческая организация, поскольку его основной деятельностью является получение прибыли. С другой стороны, государственное и муниципальное унитарное предприятие имеет целевую (уставную) правоспособность, направленность как некоммерческой организации.

Размер уставного фонда, который должен быть прописан в уставе, не может быть менее суммы, определенной законодательством о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 3 ст. 113 ГК РФ). Размер уставного фонда является не только гарантом исполнения обязательств предприятия перед контрагентами, но и позволяет говорить о финансовом положении предприятия.

Порядок изменения величины уставного фонда, источники его финансирования действующим законодательством не прописаны. Исключение составляет ситуация, когда в государственном или муниципальном унитар-[9][10]

ном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, по окончании финансового года стоимость чистых активов меньше размера уставного фонда.

Пример из практики Отметим нюанс: в соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в РФ1 и Постановлением «Обусилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управления, находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ«[11][12] размер уставного фонда может нс соответствовать минимальному. Это и получается на практике: размер фонда чаще всего в несколько десятков раз меньше минимального размера.

Фирменное наименование государственных или муниципальных унитарных предприятий имеет ряд особенностей, отличающих его от других предприятий. Во-первых, оно должно содержать указание на собственника его имущества (ГК РФ, ст. 113, п. 4). Во-вторых, как юридическое лицо оно должно включать указание на его организационно-правовую форму (ГК РФ, ст. 54). Иначе говоря, в наименовании любого государственного унитарного предприятия должно присутствовать словосочетание «федеральное государственное унитарное предприятие» или «муниципальное унитарное предприятие». Ведомственная принадлежность государственного унитарного предприятия указывается в уставе, поэтому в название ее можно не включать; но обязательно в наименовании должен быть отражен характер его деятельности (например, строительный или научный).

Указанные особенности организационно-правового статуса государственного и муниципального унитарного предприятия характеризуют их как разновидность юридических лиц в гражданском праве.

  • [1] Асаул А. II. Организация предпринимательской деятельности: учебник. СПб., 2009.С. 94.
  • [2] Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб., 2009. С. 529.
  • [3] Братусь С. Я. Субъекты гражданского права. М., 1994. С. 106.
  • [4] Гаджиев Г. Л. Конституционные основы современного права собственности // Журналроссийского права. 2006. № 12. С. 30—41.
  • [5] Гражданское право России: обязательственное право: курс лекций / отв. ред.О. II. Садиков. М" 2010. С. 217.
  • [6] Жилинский Е. С. Государственная собственность в Российской Федерации: конституционно-правовая основа разграничения. М., 2010. С. 18.
  • [7] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г>.
  • [8] Есенина О. А. Правовой режим имущества унитарного предприятия // Юрист. 2013.№ 27. С. 5−9.
  • [9] Кудрявцева Н. Р. Эффективность и перспективы унитарных предприятий и учреждений. URL: http://konf2014.afurgi.ru/stat/kudravceva.pdf (дата обращения: 29.11.2015).
  • [10] Приказ Минэкономразвития РФ от 25.08.2005 № 205 «Об утверждении Примерногоустава федерального государственного унитарного предприятия, основанного на правехозяйственного ведения».
  • [11] Постановление Правительства РФ от 09.09.1999 № 1024 «О Концепции управлениягосударственным имуществом и приватизации в Российской Федерации».
  • [12] Постановление Правительства РФ от 03.02.2000 № 104 «Об усилении контроля за деятельностью федеральных государственных унитарных предприятий и управлением находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой