Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Иконостас. 
История отечественной культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Местный чин занимает нижний ряд иконостаса; в нем помещаются храмовый образ, иконы Христа, Богоматери и местно-чтимых святых. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола — царские, или святые, врата, северные (слева) и южные (справа), называющиеся также дьяконскими. В центральные двери, предназначенные для Царя Славы — Христа, входят только лица, имеющие… Читать ещё >

Иконостас. История отечественной культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как было сказано, иконостас составляет принадлежность только русской церкви. В Византии алтарь отделялся от храма невысокой мраморной преградой на колоннах. С утверждением иконопочитания на нее стали выставляться в один ряд особо чтимые иконы. Открытый алтарь существовал и в западной церкви; он сохраняется до настоящего времени. Не было иконостасов и в древнерусских церквах домосковского периода. Впервые иконостас был сооружен в 1406 г. иконописцами Андреем Рублевым, Феофаном Греком и Прохором с Городца. Вероятно, появление иконостаса отражало идею превосходства священства над царством, которая начинала входить в древнерусское церковное сознание. Однако повсеместному распространению иконостатса на Руси способствовало массовое строительство деревянных церквей, исключавшее возможность применения фресковой стенописи.

В течение XV—XVII вв. сложился классический тип русского иконостаса. Он состоит из пяти ярусов, или чинов, — местного, деисусного, праздничного, пророческого и праотеческого.

Местный чин занимает нижний ряд иконостаса; в нем помещаются храмовый образ, иконы Христа, Богоматери и местно-чтимых святых. В этом ряду имеются три двери, ведущие в алтарь: центральные, напротив престола — царские, или святые, врата, северные (слева) и южные (справа), называющиеся также дьяконскими. В центральные двери, предназначенные для Царя Славы — Христа, входят только лица, имеющие священнический сан. Вверху на царских вратах изображается Благовещение, на створках — четыре евангелиста (либо образы составителей божественной литургии Василия Великого и Иоанна Златоуста). На боковых дверях могут быть изображены благоразумный разбойник, покаявшийся и первым попавший в рай, ангелы, святые архидиаконы, а также ветхозаветные сцены.

Второй чин — деисусный — представляет Христа, восседающего на царском престоле («Спас в силах»), и предстоящих ему в молении Богоматерь и архангела Михаила (слева), а также Иоанна Предтечу и архангела Гавриила (справа). Сюда же помещаются иконы апостолов Петра и Павла и других святых.

Третий, праздничный, чин состоит из 16 икон, на которых изображены главные события из земной жизни Христа и Богоматери: «Рождество Пресвятой Богородицы», «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение / Богоявление», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Входе Иерусалим», «Распятие», «Воскресение Христово», «Сошествие во ад», «Вознесение Господа Иисуса Христа», «Пятидесятница / Сошествие Святого Духа на апостолов» (иногда вместо этой иконы помещают образ Троицы), «Успения Пресвятой Богородицы». В отдельных случаях в праздничный чин включаются иконы «Крестовоздвижения», «Покрова Пресвятой Богородицы» идр.[1]

В четвертый, пророческий, чин включены пророки Ветхого завета Исайя, Иезекииль, Даниил, цари Давид, Соломон и др. Обычно их изображают со свитками, содержащими указания на пришествие Мессии. В центре пророческого чина располагается икона Богоматери как символ исполнения всех библейских пророчеств.

Верхний ряд иконостаса — праотеческий — возник позднее, в XVII в. Здесь находятся иконы Авраама, Исаака, Иакова, Ноя и т. д., т. е. тех ветхозаветных отцов веры, которые жили до Моисея. В центре этого ряда находится «Саваоф» (в других случаях «Отечество» или «Троица Новозаветная»), хотя считается, что эти иконы являются неканоническими, поскольку Библия запрещает изображение ветхозаветного Бога.

Завершает иконостас образ Голгофы — крест как символ смерти и воскресения Сына Божия — Иисуса Христа.

Таким образом, иконостас раскрывает сущность христианской веры от возвещения ее ветхозаветными пророками до пришествия Христа, а следовательно, и смысл существования самой России — «Святой Руси»1.

  • [1] В настоящее время установилась традиция помещать праздничный чин во втором ряду, ниже деисусного, чтобы верующие моглилучше видеть более мелкие иконы этого ряда. См.: Языкова II А*Богословие иконы. М. 1995. С. 42.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой