Признаки педагогических технологий, отличных от классно-урочной системы
Осознанность деятельности педагога и ученика означает осмысление всего процесса учения, обучения, включая методику собственной деятельности, цели, конечные результаты и выбор способа организации деятельности. Диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация, исчерпывающая оптимальность… Читать ещё >
Признаки педагогических технологий, отличных от классно-урочной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Выделение ПТ в педагогической науке привело к появлению отдельного направления в ее теории в связи с тем, что конкретные ПТ наделены специфическими признаками, базируются на определенных принципах, позволяющих отличить их от других педагогических категорий.
Принципы построения ПТ выделяются различные: стратегические и тактические. По мнению Н. Е. Щурковой, стратегическим принципом является ориентация на отношения, возможности корреляция этих отношений с позиции современной цивилизации и духовной культуры при организации образовательного процесса на основе ПТ. Кроме этого принципа при построении ПТ выделяются принципы гуманности, непрерывности, системности, содержательной и деятельностной интегративности, демократичности, субъект-субъектности в построении общения, эргономичности, индивидуальности, альтернативности, гибкости, открытости и др. — это те принципы, которые лежат в основе реализации гуманистической парадигмы образования. В зависимости от признаков, которыми наделяют авторы (В. П. Беспалько, Б. С. Блюм, Ф. Янушкевич, М. В. Кларин, М. Чошанов, Г. К. Селевко и др.) ПТ, можно судить об авторской позиции в понимании сущности ПТ. Изучение работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам ПТ позволило выделить признаки ПТ. Представим их в обобщенном виде (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Признаки педагогических технологий (по работам авторов).
Признак педагогических технологий. | Автор |
Совершенствование условий труда, экономия времени, сохранение здоровья учащихся и педагога. | Ф. Янушкевич. |
Динамичность образовательного процесса, альтернативность, целостность. | С. Сполдинг. |
Диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация, исчерпывающая оптимальность. | М. Чошанов. |
Осознанность деятельности педагогом и учеником, эффективность, динамичность, мобильность, валеологичность, целостность, системность, проектируемость, диагностичность, алгоритмичность, сочетание индивидуального с коллективным, управляемая контролируемость, вариативность, творчество, субъект-субъектный характер взаимодействия, самоуправление. | Н. Н. Суртаева. |
Результативность, доступность, нормированность, оригинальность, эффективность, модификация профессиональной компетентности. | В. М. Монахов. |
Системность, научность, структурированность, управляемость. Стороны и признаки объединения технологий: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, научная концепция, механизм передачи и освоения опыта, ориентация на личностные сферы и структуры индивида, характер содержания и структуры, основной вид социально-педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом, преобладающие методы и способы, подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия, направления модернизации, категория педагогических объектов. | Г. К. Селевко. |
Широта применения к преподаванию различных предметов, планирование результатов обучения, проектирование и др. | В. В. Гузеев. |
Окончание табл. 1.1
Признак педагогических технологий. | Автор |
Последовательная ориентация на четко определенные цели, оперативная обратная связь, гарантированность достижения поставленных целей, корректируемость, ориентация всего хода обучения на достижение поставленных целей. | М. В. Кларин. |
Каждый их выделенных признаков подчеркивает какую-либо сторону ПТ. Так, эффективность предполагает достижение наиболее высоких результатов деятельности субъектами при внедрении технологии в сравнении с классно-урочной системой.
Экономичность подчеркивает факт сокращения учебного времени на изучение учебной дисциплины (темы, модуля, учебного элемента) и времени на организацию образовательного процесса.
Алгоритмичность отражает процесс внедрения ПТ при организации учебной деятельности и его воспроизводимость любым педагогом при сохранении возможности инверсии.
Корректируемостъ, контролируемость подчеркивают наличие постоянной обратной связи в системе учитель — ученик в соответствии с намеченными целями.
Проектируемостъ, целостность предполагают описание всех этапов системы построения педагогической технологии — от выделения целей до прогнозирования ожидаемых результатов.
Осознанность деятельности педагога и ученика означает осмысление всего процесса учения, обучения, включая методику собственной деятельности, цели, конечные результаты и выбор способа организации деятельности.
Вопросы и задания
- 1. Какие признаки выделяют при характеристике ПТ?
- 2. Выделите авторов, позиции которых совпадают по вопросу характерных признаков для описания ПТ.
- 3. Составьте схему, перечислив все признаки, выделяемые для характеристики ПТ.
Признаки ПТ:
- — гибкость;
- — диагностичность;
- — целостность и др.
- 4. Какие принципы лежат в основе построения ПТ?
- 5. Охарактеризуйте признаки ПТ.