Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Признаки педагогических технологий, отличных от классно-урочной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Осознанность деятельности педагога и ученика означает осмысление всего процесса учения, обучения, включая методику собственной деятельности, цели, конечные результаты и выбор способа организации деятельности. Диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация, исчерпывающая оптимальность… Читать ещё >

Признаки педагогических технологий, отличных от классно-урочной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выделение ПТ в педагогической науке привело к появлению отдельного направления в ее теории в связи с тем, что конкретные ПТ наделены специфическими признаками, базируются на определенных принципах, позволяющих отличить их от других педагогических категорий.

Принципы построения ПТ выделяются различные: стратегические и тактические. По мнению Н. Е. Щурковой, стратегическим принципом является ориентация на отношения, возможности корреляция этих отношений с позиции современной цивилизации и духовной культуры при организации образовательного процесса на основе ПТ. Кроме этого принципа при построении ПТ выделяются принципы гуманности, непрерывности, системности, содержательной и деятельностной интегративности, демократичности, субъект-субъектности в построении общения, эргономичности, индивидуальности, альтернативности, гибкости, открытости и др. — это те принципы, которые лежат в основе реализации гуманистической парадигмы образования. В зависимости от признаков, которыми наделяют авторы (В. П. Беспалько, Б. С. Блюм, Ф. Янушкевич, М. В. Кларин, М. Чошанов, Г. К. Селевко и др.) ПТ, можно судить об авторской позиции в понимании сущности ПТ. Изучение работ отечественных и зарубежных ученых по проблемам ПТ позволило выделить признаки ПТ. Представим их в обобщенном виде (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Признаки педагогических технологий (по работам авторов).

Признак педагогических технологий.

Автор

Совершенствование условий труда, экономия времени, сохранение здоровья учащихся и педагога.

Ф. Янушкевич.

Динамичность образовательного процесса, альтернативность, целостность.

С. Сполдинг.

Диагностическое целеобразование, результативность, экономичность, алгоритмируемость, проектируемость, целостность, управляемость, корректируемость, визуализация, исчерпывающая оптимальность.

М. Чошанов.

Осознанность деятельности педагогом и учеником, эффективность, динамичность, мобильность, валеологичность, целостность, системность, проектируемость, диагностичность, алгоритмичность, сочетание индивидуального с коллективным, управляемая контролируемость, вариативность, творчество, субъект-субъектный характер взаимодействия, самоуправление.

Н. Н. Суртаева.

Результативность, доступность, нормированность, оригинальность, эффективность, модификация профессиональной компетентности.

В. М. Монахов.

Системность, научность, структурированность, управляемость. Стороны и признаки объединения технологий: уровень применения, философская основа, методологический подход, ведущий фактор развития личности, научная концепция, механизм передачи и освоения опыта, ориентация на личностные сферы и структуры индивида, характер содержания и структуры, основной вид социально-педагогической деятельности, тип управления учебно-воспитательным процессом, преобладающие методы и способы, подход к ребенку и ориентация педагогического взаимодействия, направления модернизации, категория педагогических объектов.

Г. К. Селевко.

Широта применения к преподаванию различных предметов, планирование результатов обучения, проектирование и др.

В. В. Гузеев.

Окончание табл. 1.1

Признак педагогических технологий.

Автор

Последовательная ориентация на четко определенные цели, оперативная обратная связь, гарантированность достижения поставленных целей, корректируемость, ориентация всего хода обучения на достижение поставленных целей.

М. В. Кларин.

Каждый их выделенных признаков подчеркивает какую-либо сторону ПТ. Так, эффективность предполагает достижение наиболее высоких результатов деятельности субъектами при внедрении технологии в сравнении с классно-урочной системой.

Экономичность подчеркивает факт сокращения учебного времени на изучение учебной дисциплины (темы, модуля, учебного элемента) и времени на организацию образовательного процесса.

Алгоритмичность отражает процесс внедрения ПТ при организации учебной деятельности и его воспроизводимость любым педагогом при сохранении возможности инверсии.

Корректируемостъ, контролируемость подчеркивают наличие постоянной обратной связи в системе учитель — ученик в соответствии с намеченными целями.

Проектируемостъ, целостность предполагают описание всех этапов системы построения педагогической технологии — от выделения целей до прогнозирования ожидаемых результатов.

Осознанность деятельности педагога и ученика означает осмысление всего процесса учения, обучения, включая методику собственной деятельности, цели, конечные результаты и выбор способа организации деятельности.

Вопросы и задания

  • 1. Какие признаки выделяют при характеристике ПТ?
  • 2. Выделите авторов, позиции которых совпадают по вопросу характерных признаков для описания ПТ.
  • 3. Составьте схему, перечислив все признаки, выделяемые для характеристики ПТ.

Признаки ПТ:

  • — гибкость;
  • — диагностичность;
  • — целостность и др.
  • 4. Какие принципы лежат в основе построения ПТ?
  • 5. Охарактеризуйте признаки ПТ.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой