Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исследование принципов символической организации культуры. 
Структурализм

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Концептуализация культуры как организации представлений, знаний, практик в символической форме сложилась в социальной и культурной антропологии примерно к 60-м гг. XX в. Это теоретическое направление объединяется поиском общих принципов упорядочения человеческого опыта совместной жизни с помощью построения знаковых систем. Оно несет на себе существенный отпечаток идей структурной лингвистики… Читать ещё >

Исследование принципов символической организации культуры. Структурализм (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Концептуализация культуры как организации представлений, знаний, практик в символической форме сложилась в социальной и культурной антропологии примерно к 60-м гг. XX в. Это теоретическое направление объединяется поиском общих принципов упорядочения человеческого опыта совместной жизни с помощью построения знаковых систем. Оно несет на себе существенный отпечаток идей структурной лингвистики, семиотики (теория знаков) и семантики (теория значений). Исследования в этих рамках связаны с анализом символических культурных порядков, будь то структуры родства, мифы или «естественные» классификации различных областей реальности (изучаемые в рамках «этноботаники», «этнозоологии» и т. п.). Основные имена, связанные с этим направлением, — К. ЛевиСтросс, У. Гудинаф, О. Вернер, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида.

Важно запомнить!

Представленные таким образом явления культуры объясняются по аналогии с феноменами языка через обнаружение идсациональных кодов, связанных с воспринимаемыми культурными порядками. При этом язык в лингвистическом понимании рассматривается как один из многих — хотя и имеющий первостепенную важность — кодов культурной информации.

С точки зрения темы «сходства и различия» в культурах следует отметить, что в рамках этого направления основной теоретический акцент помещен не на уникальность культур, но на поиск всеобщих способов их внутренней организации. Это связано с успехами в лингвистике, где выделение универсальной грамматики из наблюдаемого синтаксического разнообразия было признано классическим открытием двадцатого столетия. Достижения в этой сфере распространились на область культурно-антропологических исследований. Вопрос о том, имеются ли в нелингвистических областях культуры образцы универсалий, аналогичные существующим в языке, считается здесь весьма актуальным.

Однако само, но себе их обнаружение не обеспечивает понимания как человеческой природы, так и культурных феноменов, поскольку нс проясняет вопроса о соотношении генетической запрограммированности и возможности структурных изменений человеческого знакового поведения.

Поэтому б рамках структурной антропологии методологическим императивом считается постоянная верификация представлений человека о своем окружении путем их сопоставления с данными о человеческой психике.

Культура рассматривается сторонниками этого теоретического направления как порождаемые разумом кумулятивные множества разделяемых символов. В качестве исходного допущения принимается представление об инвариантности во времени психических принципов, составляющих основу трансформации внешних стимулов и внутрииндивидуальных импульсов в устойчивые знаковые формы, пригодные для обмена в процессах социального взаимодействия. Оно имеет важные познавательные следствия для изучения культурных многообразия и динамики. В первом случае принято считать, что существующие в настоящее время различные виды культур нельзя упорядочивать с точки зрения единой шкалы развития. Они представляют собой вариации из сочетаний этих психических принципов, наложенных на неоднородный «природный материал». Во втором случае структуралисты полагают, что физический мир, в котором живет человек, обеспечивает «сырье», перерабатываемое универсальными психическими трансформационными (преобразующими) механизмами во внешне различные, но принципиально структурно сходные объекты (артефакты). Следовательно, динамика культуры обусловлена постоянной трансформацией внешних и внутриличностных стимулов в единицы восприятия; сортировкой этих единиц по значимости; преобразованием их во внутренние концепты, а затем в знаки и символы; сравнением их с другими аналогичными формами, ведущим либо к подтверждению, либо к изменению существующих идеациональных порядков.

Определение культуры через символическую активность высвечивает в качестве предмета исследования операции, которые придают сложным феноменам совместной человеческой жизни свойство коммуницируемости. Считается, что это происходит благодаря способности человека отбирать и связывать друг с другом элементы непосредственного опыта, относящиеся к его различным уровням.

Ниже будут представлены основные схемы трансформаций восприятия окружения, переживаний в определенные культурные порядки.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой