Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Этапы работы над репортажем

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Скажем, если это будет репортаж о спуске на воду нового корабля, следует узнать что-то о кораблях этого класса. Чтобы оживить материал, репортер может рассказать о традициях спуска судов на воду, о том, как были случаи, когда традиционная бутылка шампанского не разбивалась о борт корабля с первого раза, как зимой бывает тяжело сдвинуть корабль с места или, наоборот, как, разогнавшись, спущенный… Читать ещё >

Этапы работы над репортажем (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс создания радийного репортажа и процесс работы над телерепортажем во многом схожи и предполагают три основных этапа, или периода:

  • 1) подготовительный;
  • 2) запись звука или изображения и звука (в кино и на телевидении этот период называется съемочным);
  • 3) монтажно-тонировочный — на телевидении, монтажный — на радио.

Поскольку телевизионное производство представляет собой более сложный и многоуровневый процесс, чем создание радийного продукта, то ниже речь пойдет только о технологии создания телевизионного репортажа. К тому же съемка и монтаж телерепортажа включают и работу над звуковой партитурой, аналогичную работе над радийным репортажем.

Подготовительный этап.

Хорошо и своевременно проведенный подготовительный этап — основа эффективной работы всего творческого коллектива в последующие периоды, в частности съемочный и монтажнотонировочный. Этот постулат имеет отношение как к работе над большим аудиовизуальным произведением, так и над простым репортажем или интервью.

Если событие, о котором предстоит делать репортаж, запланированное, то желательно заранее прибыть на место, где оно должно состояться, чтобы определить точки съемки, условия для записи звука и договориться с определенными людьми о записи с ними интервью. Ну и, конечно, максимально подготовиться, изучив заранее материал, касающийся темы репортажа.

Скажем, если это будет репортаж о спуске на воду нового корабля, следует узнать что-то о кораблях этого класса. Чтобы оживить материал, репортер может рассказать о традициях спуска судов на воду, о том, как были случаи, когда традиционная бутылка шампанского не разбивалась о борт корабля с первого раза, как зимой бывает тяжело сдвинуть корабль с места или, наоборот, как, разогнавшись, спущенный со стапелей корабль несся так, что достигал другого берега реки, и т. п. Если нужно рассказать о выставке, то также следует изучить материал, но соответствующей теме, чтобы не только давать правильный комментарий, но и задавать во время интервью уместные и грамотные вопросы.

Например, вы готовите тематический репортаж о каком-нибудь аспекте жизни города. Казалось бы, простое задание: достаточно увидеть своими глазами тот или иной объект, поговорить с людьми — и репортаж у вас «в кармане». Однако если вы хотите, чтобы ваш отснятый или передаваемый в прямой эфир материал был интересен аудитории, то потребуется основательная подготовка. Не полагайтесь на то, что вы быстро сориентируетесь на месте и будете задавать уместные вопросы в надежде получить на них интересные ответы, импровизируя «по ходу пьесы». Как известно, лучшая импровизация та, что подготовлена заранее.

Вот один из примеров спонтанного, проведенного без подготовки тематического (познавательного) репортажа.

Пример 3.

Журналистка отправляется по нескольким адресам, желая поведать зрителю о разных сторонах жизни города.

В первом сюжете она наведывается в районную поисково-спасательную службу МЧС. Дав зрителю краткую информацию о том, где она находится, девушка задает вопрос начальнику отделения: «А где пульт, с которого вы получаете команду?». Начальник отвечает: «А здесь нет никакого пульта. Мы получаем информацию от диспетчера». Журналистка, слегка смутившись, продолжает: «Значит, вы находитесь здесь всю смену. А где и как вы питаетесь?». Работники приводят ее на кухню и дают попробовать готовое блюдо. Репортер изображает, что еда очень вкусная, и, распрощавшись, отправляется со съемочной группой дальше.

Второй сюжет. Посещение цирка. Журналистка проходит мимо клеток с дикими зверями, морща нос от не очень приятного запаха, и интересуется, какие животные находятся сегодня в цирке, в каких номерах участвуют и не могут ли они вырваться из клеток.

Третий сюжет. Журналистка посещает научный центр, где ведется исследование поведения божьей коровки. Она умиляется при виде красивых насекомых, интересуется у ученых, сколько черных пятнышек бывает у божьих коровок, находит коровку, у которой на «спине» пять черных точек и «на счастье» берет ее с собой.

А теперь представим, как могли быть построены те же репортажи, если бы журналист удосужился хотя бы бегло ознакомиться с темами, которые собрался освещать.

Готовясь к первому сюжету, прежде всего следовало получить сведения о системе работы службы спасателей. Затем нужно было созвониться с отделением заранее и попросить подготовить рассказы о случаях, с которыми им приходилось сталкиваться, — как серьезных и опасных (спасение людей, попавших в аварию, извлечение из упавших конструкций и т. п.), так и забавных и трогательных (спасение домашних животных, людей, попавших в нелепые ситуации, и т. п.).

Чтобы грамотно и интересно комментировать второй сюжет, достаточно было просмотреть в Интернете материалы о содержании животных в цирке. Тогда репортер мог бы рассказать о том, что одна из проблем цирковшапито — недостаток площадей для диких животных, которые основную часть времени проводят в тесных клетках, а слонов обычно приковывают короткими цепями. Как правило, это однополые особи, потому что в противном случае слон может однажды вырваться и разнести цирк в щенки. От тесноты и неподвижности животные часто впадают в депрессию. Чтобы снять у них напряжение и тоску, слонов, например, время от времени поят разбавленной водкой. И вместо того, чтобы умиляться при виде медведей и обезьянок, репортер мог бы добавить, что во многих странах давно запрещено использовать в цирке зверей, для которых не может быть создано нормальных условий.

Третий сюжет репортажа — об изучении божьих коровок — вообще оказался лишен смысла и даже мог натолкнуть зрителя на мысль о том, что ученые занимаются чепухой.

Речь же в этом сюжете должна была идти о биологических способах борьбы с сельскохозяйственными вредителями. Дело в том, что божьи коровки — это крошечные хищники, каждый из которых способен поедать за день по 100 и более клещиков, тлей и других малоподвижных иасекомых-вредителей и их личинок. Всего нескольких божьих коровок и отложенных ими личинок достаточно, чтобы очистить от тлей садовый участок. Но продуктивное использование этих насекомых осложняется тем, что после брачного периода они в первый же безветренный день поднимаются в воздух. Поэтому трудно предсказать, куда их занесут воздушные потоки. Задача ученых — «научить» определенный вид божьих коровок истреблять тлю и прочих паразитов там, куда их доставят. Попутно репортер мог сообщить любознательному зрителю, что яркая окраска этих насекомых служит предупредительным сигналом о смертельной опасности для пернатых хищников: я очень ядовита (лучше меня не трогайте!).

Так отсутствие подготовки репортера к работе над сюжетом и его наивная вера в то, что он на месте во всем разберется, приводит к появлению пустых, лишенных интересной информации репортажей.

Подготовка к съемке включает и различные организационные моменты. Повторим уже не первый раз: журналист отвечает за все. Поэтому репортеру нелишне перепроверить, взял ли оператор необходимую съемочную и осветительную аппаратуру, заряжены ли аккумуляторы, есть ли запасные записывающие устройства и т. п. Следует также перед выездом попросить редактора-координатора еще раз позвонить туда, где будет проводиться съемка, и удостовериться, что все люди, которых надо снимать, находятся на месте. А до этого оператору нужно уточнить, есть ли там розетки для подключения приборов, в каком помещении будет съемка и т. д. Журналист должен заранее оговорить с человеком, дающим интервью, круг тем, которые будут затронуты во время беседы, а при необходимости переслать список вопросов, на которые хотелось бы получить ответ, а также сообщить, сколько времени записанное интервью в конечном счете (после сокращений и монтажа) будет длиться в эфире.

Съемочный период. При работе над событийным репортажем съемочной группе необходимо вовремя оказаться на месте съемки, а если это значительное событие, то желательно прибыть заранее — чтобы выбрать точки съемки, договориться с соответствующими лицами об интервью, выяснить дополнительные подробности о предстоящем событии.

Как уже отмечалось в главе 2, тележурналист должен работать в тесном контакте с оператором. Уже по пути на место съемки он рассказывает оператору обо всем, что знает сам: как будет развиваться запланированное событие (с чего начнется, кто и когда в нем будет участвовать, сколько времени оно будет длиться и чем закончится), и оговаривает, как может быть выстроена структура репортажа (место стендапа, количество интервью, характер общих, средних и крупных планов и панорам, желательные экшен и лайф).

Прибыв на место события (это может быть встреча спортивной команды, открытие памятника, День города, торжественное заседание и т. п.), журналист и оператор выбирают наиболее подходящие и интересные точки съемки, выясняют возможность съемки с верхней точки (хотя это лучше сделать заранее), лишний раз оговаривают условные знаки, которые будет подавать журналист оператору, чтобы действия съемочной группы были согласованными.

Если развитие запланированного события достаточно предсказуемо, съемочная группа может, быстро собрав недостающую информацию, отснять кадры, которые дадут представление о месте действия, о причинах или поводах, связанных с событием, и о людях, принимающих в нем участие, и поскорее вернуться в студию, чтобы успеть смонтировать и озвучить отснятый материал к очередному выпуску новостной программы.

Если же событие развивается во времени и его кульминация оказывается ближе к концу (спуск корабля на воду, одергивание покрывала с памятника, перерезание ленточки в момент открытия выставки и т. п.), то следует дождаться этого момента и снять все существенные для данного события сцены.

Начинающим журналистам следует твердо запомнить на всю жизнь: каждый раз надо уточнять (записывать на диктофон или в блокнот) название мероприятия, все необходимые цифры, даты, фамилии. К сожалению, нередки случаи, когда репортер по-своему понимает цель мероприятия, путает цифры, перевирает фамилии, что значительно вредит престижу журналистской профессии, который в настоящее время и без того невысок.

Закончив работу, необходимо поблагодарить тех, кто помогал вам осуществлять ее на данном участке. Если для съемки приходилось что-то передвигать, переставлять, изменять, следует непременно все восстановить. Это важно не только для того, чтобы оставить о себе хорошее впечатление, но и для того, чтобы следующую съемочную группу здесь приняли хорошо.

Итак, событие началось, и вы приступили к работе. Каждое запланированное событие имеет более-менее четкий регламент и длится в течение определенного отрезка времени, поэтому журналист и оператор должны работать предельно согласованно и оперативно. Нужно успеть сиять основные моменты события, для того чтобы оно было показано в развитии. Зритель должен понять, что и где происходит (экспозиция), увидеть на экране начало, затем главный момент события (кульминацию) и завершение процесса (финал).

Как бы ни готовился журналист к съемке событийного репортажа, многие проблемы приходится решать на месте, причем экстренно. Надо быстро собрать дополнительную информацию, уточнить уже имеющуюся, составить в уме предварительный план репортажа и начать продумывать текст, который будет звучать в кадре (стендап) и за кадром. Хотя опытный оператор знает, что и как ему снимать, подсказка журналиста, представляющего, какое изображение будет сопровождаться той или иной фразой, будет совсем нелишней. Репортер может также вовремя указать оператору выразительную деталь, которую следует снять, отметить эмоциональную реакцию одного из участников или посоветовать неожиданную точку съемки.

Репортер на событийной съемке одновременно выполняет разные функциональные обязанности: администратора (договаривается о местах съемки; планирует свою работу в данный временной отрезок, определяя последовательность съемок стендапа, интервью, лайфа); ассистента режиссера (выбирает людей для интервью; ищет в случае необходимости материалы в видеотеке); сценариста и автора текста — и, конечно, режиссера (во время съемки он должен мыслить моптажпо, а после съемки собрать воедино изобразительный и звуковой ряд).

Поскольку репортер имеет дело с реальностью, то жизнь постоянно вносит в процесс съемки свои коррективы. Нередко событие начинает развиваться не совсем по тому сценарию, который задумали его организаторы, и это может поломать схему, задуманную журналистом. В этом случае надо идти за тем, что происходит на самом деле, и мгновенно принимать решение о съемке того, что заранее не было предусмотрено.

Одним из профессиональных качеств репортера и оператора-хроникера должно стать умение предвидеть, а порой предчувствовать дальнейшее развитие событий, чтобы не выключить камеру в самый интересный момент, успеть провести панораму за человеком или другим объектом, неожиданно сменившим направление движения, и т. п.

Предположим, первое лицо города решило посетить некоторый объект. Естественно, его сопровождает толпа телеи фотожурналистов. Вот высокое начальство зашло внутрь какого-нибудь сооружения (магазина, спортивного комплекса, культурного центра), и все ринулись за ним. В какой-то момент вы должны почувствовать, что ситуация подходит к финальной точке, и быстро выбраться наружу. В этом случае, в отличие от других корреспондентов, вы будете снимать важную персону не со спины, а значит, сможете задать свой вопрос, после чего оператор снимет реакцию собравшихся вокруг людей.

Не факт, однако, что народ будет тепло и радостно встречать представителя власти, и в этом случае съемочная группа должна быть готова к тому, чтобы успеть сиять возникшую ситуацию, что позволит сделать репортаж живым, острым и интересным.

Сегодня чисто событийный репортаж на телевидении встречается не очень часто, поскольку большинство событий, которые склонны показывать наши телеканалы, происходят неожиданно, внезапно и несут с собой последствия не самого радостного характера. Поэтому сейчас вместо терминов «событийная» или «прямая» съемка принято, как уже отмечалось, использовать термин «экстренная съемка», «экстренный репортаж». Фактически же это репортаж по следам события или происшествия. В этом случае главное — собрать на месте съемки нужную, существенную, интересную и при этом достоверную информацию. Первым делом журналист попытается найти свидетелей происшествия среди оставшихся на месте события зевак и тех, кто оказался его невольным участником.

Учитывая, что каждый человек воспринимает чрезвычайную и неожиданно возникшую ситуацию по-своему (и далеко не всегда адекватно), следует снять не одного, а нескольких участников и свидетелей и потом отобрать наиболее убедительные версии, чтобы зритель понимал: ситуация неоднозначная и требует тщательного расследования. Желательно взять интервью у «эксперта» — компетентного лица, расследующего происшествие. Даже если специалист отвечает на вопросы журналиста уклончиво, он все равно выдвинет одну или несколько версий о причинах и последствиях происшедшего.

Монтажно-тонировочный период. В этом термине сошлись слова из двух языков: montage (фр.) — сборка, составление и ton (нем.) — звук, звучание. В данный период происходит окончательное формирование аудиовизуального произведения: определяются окончательное композиционное решение всего произведения, соразмерность всех составляющих этой композиции (архитектоника), изобразительное и звуковое решение каждого из эпизодов и сцен, выверяется воздействие полученного результата на зрителя.

О технологии проведения монтажно-тонировочного периода более подробно будет рассказано в главе 9. Здесь же обратим внимание на следующие моменты.

Окончательный образ телепередачи или телефильма формируется в процессе монтажа. Что-то из отснятого материала вообще не войдет в окончательный вариант, что-то придется доснять, сократить или поменять местами. Но все же в основном звукозрительный образ экранного произведения формируется в подготовительный и съемочный период. Если у тележурналиста нет четкой идеи, которую он воплощает в жизнь, то с помощью монтажа, как правило, трудно добавить то, что изначально не замышлялось.

Студентам, которые выполняют учебные задания по съемке репортажей, портретных зарисовок или документальных телефильмов, хотелось бы посоветовать оставлять больше времени на монтажно-тонировочный период, чтобы осмыслить снятое, а также быть предельно собранными, усидчивыми, уметь слушать замечания и конструктивно вносить в работу коррективы.

Работа в монтажно-тонировочный период начинается с отбора материала и его сортировки. Но прежде чем этим заняться, тележурналисту придется потратить свое время на то, чтобы «расписать» изобразительный материал и сделать «расшифровку» синхронов.

Если поисковая система книги — страницы, абзацы и строки; фильма, снятого на кинопленку, — футажные номера, зафиксированные рядом с перфорацией, то для аналоговых и цифровых систем видеосъемки поиск нужного кадра осуществляется по тайм-коду {time code).

В первую очередь изымаются все бракованные кадры и ненужные дубли (что-то из отсеянного может потом неожиданно понадобиться, поэтому эти кадры лучше не удалять, а на всякий случай отправить в «архив»).

Затем материал разбирается на эпизоды и каждой папке с эпизодом присваивается условное название: «Вокзал», «Митинг», «Лайф», «Интервью» и т. п.

После этого производится черновой монтаж, т. е. материал собирается в той последовательности, в какой должны выстраиваться эпизоды и монтажные фразы внутри каждого из них. Но прежде чем это произойдет, необходимо все это прописать на бумаге, составив монтажный лист. Он необходим для того, чтобы монтажно-топировочный период прошел в оптимальном режиме и в установленные сроки. А эго может быть только в том случае, если журналист тщательно подготовился к работе с монтажером (рис. 3.7).

Работа журналиста с монтажером.

Рис. 3.7. Работа журналиста с монтажером.

Готовя монтажный лист, тележурналист или режиссер ставит цифру тайм-кода перед каждым кадром, чтобы легко и быстро можно было найти искомый план. В этом же монтажном листе расписывается содержание кадра (на тот случай, если вдруг неточно указан тайм-код), включается закадровый текст и обозначаются начальные и конечные фразы синхронов. Прописывается и остальная часть звуковой партитуры (шумы, музыка, паузы), а также предполагаемые спецэффекты, которые можно осуществить на монтажной линейке.

Наиболее подробный монтажный лист выглядит так (рис. 3.8).

№.

кадра.

Тайм;

код.

Крупность плана.

Содержание кадра.

Синхрон.

Закадровый текст.

Шумы, музыка.

Спецэффекты.

Рис. 3.8. Монтажный лист

Попутно отметим, что в режиссерском сценарии и монтажном листе для обозначения ряда профессиональных терминов принято использовагь аббревиатуры. Общий, средний и крупный план обозначаются как об. п., ср. п., кр. п.; панорама — ПНР, наплыв — НПЛ, затемнение — ЗТМ, надпись — НДП.

После просмотра чернового монтажа и выяснения того, как его оценивают редакторы и те люди, вкусу которых вы склонны доверять, начинается доводка работы «до товарного вида».

Следующий этап — создание чистового монтажа с уточненным изобразительным рядом, окончательно готовой фонограммой и т. п. Подробнее обо всем этом мы поговорим в главе 9.

Итак, подведем итоги и кратко представим технологическую цепочку создания видеорепортажа — это пригодится вам при выполнении учебных заданий.

I. Подготовка к съемке репортажа (подготовительный период).

1. Обсуждение представленной заявки на съемку репортажа (предподготовителъный период).

Заявка рассматривается с точки зрения:

  • — важности и актуальности события;
  • — композиционного построения репортажа;
  • — стилистического решения сюжета.
  • 2. Разработка технологии съемки.

Сбор информации, необходимой для оптимального проведения съемочного периода, заключается:

  • — в проверке фактов, полученных из различных источников;
  • — определении места (мест) съемок;
  • — уточнении, где и как будет записываться стендаи;
  • — выборе вероятных героев сюжета и вероятных людей для записи с ними интервью;
  • — выборе экспертов или специалиста для комментария события;
  • — выборе возможного люфта, лайфа или экшена.

II. Съемка репортажа (съемочный период).

  • 1. На этом этапе особенно важна координация действий журналиста, оператора и звукооператора. Если событийный репортаж носит запланированный характер, журналист разъясняет съемочной группе, по какому сценарию планируется провести мероприятие, что предполагается снять и на что следует обратить внимание. Уточняется, как (каким способом и какими условными знаками) журналист будет общаться с оператором во время съемок.
  • 2. Желательно появиться на объекте съемки заранее, чтобы обозначить точки съемки и выбрать людей для записи синхронов.
  • 3. При съемке репортажа следует снимать оптимальное количество материала. Недостаточное количество материала заставит журналиста повторно включать в видеосюжет одни и те же кадры; избыточный материал удлинит процесс монтажа, что также говорит о недостаточном профессионализме съемочной группы.
  • 4. Репортер должен отмечать для себя, что снимает оператор, чтобы уже на месте проведения съемки продумать, в какой последовательности будут смонтированы кадры и какой текст будет их сопровождать.

III. Монгажно-тонировочный период.

  • 1. Просмотр чернового монтажа репортажа. Определяется композиционное построение видеосюжета и то, насколько четко передана мысль репортера (отвечает ли материал традиционным вопросам «Что?», «Где?», «Когда?»). Анализируется уровень изобразительного и звукового решения.
  • 2. Написание закадрового текста. Репортер должен думать о том, как будет сочетаться изображение с текстом, где лучше сделать в тексте паузу, чтобы усилить внимание зрителя к изображению, как можно обыграть в тексте то или иное изображение. Каждая фраза текста должна иметь логическую связь с предыдущей и последующей фразами.

Текст должен лишь уточнять изображение и давать дополнительную информацию; не следует включать в текст фразы, которые, по сути, дублируют изображение.

Особое внимание следует уделять первой и последней фразе репортажа. Первая фраза должна содержать некоторый элемент интриги, вызывать любопытство зрителя. Последней фразой журналист как бы подводит итог сообщению либо обещает зрителю продолжение разговора.

3. Аудиозапись текста. Журналист работает с интонацией, выделением необходимых смысловых ударений, пауз, определением темпоритма отдельных частей текста.

Основные требования к тексту:

  • — текст должен быть удобен для произношения корреспондентом и легок для восприятия зрителем. Необязательно, чтобы фраза была простой и короткой; главное — она должна восприниматься слушателем быстро и однозначно;
  • — нс следует перегружать текст сложными цифрами, лучше округлять их в ту или иную сторону;
  • — интонация и темпоритм произнесения текста зависят от темы репортажа. Интонация может быть нейтральной, лиричной, ироничной, радостной, грустной — в зависимости от информации, которую журналист сообщает зрителю. Темп может быть размеренным, энергичным, в процессе развития темы репортажа может меняться.

Поскольку стендап нередко записывается в реальных условиях, а закадровый комментарий — в студии, очень важно не допускать резкого перепада в тембровых и пространственных характеристиках речи репортера. В закадровом тексте следует также использовать разговорную интонацию и оставлять интершум, записанный во время съемок.

Репортеру также нужно помнить, что подготовленный им материал в эфире будет предварен словами ведущего программы — подводкой. Она не предназначена для краткого пересказа сюжета, а должна быть либо небольшой вводной частью, способной заинтересовать зрителя, либо частью телевизионного сюжета. В любом случае репортер должен знать, какая подводка предварит его сюжет, чтобы не было ненужных повторов.

4. Сочетание изображения и звука. Главное технологическое требование — соблюдать соотнесенность уровня доминирующего звука (стендап, синхроны, закадровый текст) и фонового (интершум, музыка, дополнительные шумы).

Для оживления репортажа следует использовать как принцип синхронности (полного совпадения изображения и звука), так и асинхронности (например, изображение слушающего репортера на закадровых словах интервьюируемого).

При работе с интершумами важно иметь в виду, что при монтаже коротких планов изображения нельзя монтировать встык записанные в них интершумы, — это вызывает дискомфорт. В тех случаях, когда монтируются несколько однотипных планов, но с разными интершумами, нужно объединять их одним доминирующим звуком.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой