Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Какие вопросы в философии религии считаются главными?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

А между тем, внутри каждой из религий есть попытки по-своему интерпретировать четыре этих вопроса. И тогда внутри христианства рождаются конфессии православия, католицизма и протестантизма; в рамках ислама — шииты, сунниты, мутазилиты; в буддизме — махаяна, хинаяна и ваджраяна. Все это свидетельствует о том, что принципиальные разногласия по четырем универсальным вопросам рождают самостоятельную… Читать ещё >

Какие вопросы в философии религии считаются главными? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Не будем забывать, что философия религии является лишь одним из многочисленных разделов философского мировоззрения, а следовательно, оставаясь частью, она должна сохранять в себе структуру целого. Мы помним, что философия как высшая форма рационального знания дает человеку целостное представление о том:

  • 1) что есть мир;
  • 2) что представляет собой человек;
  • 3) каковы пути познания у человека;
  • 4) как вести себя человеку в мире, чтобы обрести совершенство.

Каждая из вышеперечисленных проблем философии рождает свой фундаментальный раздел, который соответственно именуется онтологией, антропологией, гносеологией, этикой. Все прочие философские разделы, такие как социальная философия, философия культуры, эстетика, философия истории, философия религии и другие органично вытекают из четырех вышеназванных фундаментальных разделов. А раз так, то в каждом из них должны сохраняться те части, которые соответствуют целостному философскому взгляду. И действительно, философия религии сохраняет в себе онтологическую, антропологическую, гносеологическую и этическую проблематики, каждая из которых выдвигает в рамках этой дисциплины свой кардинальный вопрос.

Так, онтологическая сфера философии религии выдвигает вопрос: «Существует ли Бог?». И если Бог существует, то какова его природа, в чем его суть?

Антропологическая область философии религии ставит свой вопрос: «Что такое человек? И каким образом его душа и тело были сотворены Богом?».

Гносеологическая составляющая философии религии задается вопросом: «Как Бог открывает себя человеку, или как человек постигает Бога?».

Этическая сфера философии религии определяется вопросом: «Как вести себя человеку в жизни, чтобы, достигнув совершенства, спасти свою душу?».

В попытке ответить на эти фундаментальные вопросы и родилось все многообразие религиозных доктрин, отличающихся друг от друга по широте и глубине своего охвата. Так, одни религии, отвечая на четыре вопроса, становятся доступными для самых широких слоев населения и потому они охватывают собой максимальное число верующих. Другие религии, глубоко вторгаясь в метафизику и мистику, лишают себя возможности быть доступными для большинства и поэтому остаются привилегией избранных — аристократов духа. Наиболее доступные формы ответов на поставленные вопросы рождают все мировые транснациональные религии, к которым без сомнения относятся буддизм, христианство, ислам. Зато скрытые для поверхностного взора мистические религии создают альтернативный вариант философско-религиозных доктрин, к коим можно отнести веданту, суфизм, неоплатонизм, каббалистическую веру и др.

А между тем, внутри каждой из религий есть попытки по-своему интерпретировать четыре этих вопроса. И тогда внутри христианства рождаются конфессии православия, католицизма и протестантизма; в рамках ислама — шииты, сунниты, мутазилиты; в буддизме — махаяна, хинаяна и ваджраяна. Все это свидетельствует о том, что принципиальные разногласия по четырем универсальным вопросам рождают самостоятельную религию, а непринципиальные разногласия — конфессии, школы и секты.

Кроме того, в истории человечества есть ряд попыток ответить на эти универсальные вопросы, не выходя за рамки одного единственного народа, группы лиц или даже одного человека. И тогда мы становимся свидетелями того, как рождаются национальные, кастово-профессиональные или даже индивидуальные религии. К первому типу относятся народные религии древних греков, римлян, славян, китайцев, индусов и т. д. Ко второму типу принадлежат религии социальных каст, как это было и есть в Индии, и религии профессиональных сообществ. Так, например, в Древней Греции у каждого профессионального клана были свои боги, которым и преклонялись представители конкретной профессии. Вместе с тем обыватель по мере развития своего ума и степени приобщенности к культуре мог верить и в своего — персонального бога, который не имел никакого отношения к традиционному культу. И тогда рождались частные формы фетишизма, идолопоклонничества, материализма.

Подводя итоги, можно сказать, что четыре универсальных вопроса, включающих в себя онтологическую, антропологическую, гносеологическую и этическую проблематики, создают для всех религиозных доктрин условную иерархию, благодаря которой человечество получает «последовательную» по смыслу, но разбросанную по разным эпохам и пространствам «цепь» религий, первое звено которой берет начало в вере обывателя, преклоняющегося перед персональным богом. Последнее же звено этой цепи принадлежит аристократу духа, который не только верит в универсальный Абсолют, но и, выступая проводником его свойств, претендует на роль учителя человечества.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой