Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Представительный орган муниципального образования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Единственное исключение из общего правила об обязательности представительного органа предусмотрено для малочисленных поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 чел. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Делая эту оговорку, федеральный законодатель… Читать ещё >

Представительный орган муниципального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Обязательность наличия представительных органов муниципальных образований

Как следует из ч. 2 ст. 130 Конституции РФ, органы местного самоуправления могут быть как выборными, так и создаваемыми на других основах. При этом по смыслу данного нормативного положения наличие выборных органов в структуре органов местного самоуправления является императивным конституционным предписанием. Ему корреспондируют и положения Европейской хартии местного самоуправления (ч. 2 ст. 1), в соответствии с которыми создание «советов или собраний, состоящих из членов избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования», является обязательным для осуществления местного самоуправления. В связи с этим представительные органы являются необходимым, конституционно обусловленным элементом структуры органов местного самоуправления, что подтверждается в том числе нормативно-интерпретационной практикой Конституционного Суда РФ (п. 11 мотивировочной части Постановления от 1 февраля 1996 г. № 3-П, п. 3 мотивировочной части Определения от 21 февраля 2002 г. № 26−0).

Обязательность наличия представительного органа муниципального образования обусловлена его особой ролью и предназначением в системе муниципальной демократии. Находясь в устойчивой активной представительно-правовой связи с населением и выражая его волю во властно-обязывающих актах нормативного характера, занимающих высшее после решений, принятых на местном референдуме, место в системе правовых актов местного самоуправления, представительный орган вырабатывает стратегические направления и планы развития муниципального образования, осуществляет текущее регулятивное руководство решением важнейших вопросов местного значения, формирует правовые основы для организации и деятельности всех органов и должностных лиц местного самоуправления, обеспечивает надлежащие организационно-правовые механизмы и гарантии осуществления муниципальных прав граждан.

Единственное исключение из общего правила об обязательности представительного органа предусмотрено для малочисленных поселений, в которых численность жителей, обладающих избирательным правом, составляет не более 100 чел. В этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан (ч. 3 ст. 35 Федерального закона № 131-ФЗ). Делая эту оговорку, федеральный законодатель руководствовался тем, что создание представительных органов в указанных муниципальных образованиях нецелесообразно, поскольку оно не только не облегчает, а напротив, существенно усложняет осуществление местного самоуправления, возлагая на местное сообщество крайне обременительные как в материально-финансовом, так и в организационно-техническом плане задачи. В то же время в компактном поселении население само вполне в состоянии справиться с решением вопросов местного значения, включая и те, которые входят в состав полномочий представительного органа, посредством использования функционала институтов непосредственной демократии, а также через создание действительно необходимого исполнительно-распорядительного аппарата, отвечающего за текущую муниципально-управленческую деятельность. Из этого исходит и Конституционный Суд РФ, установивший, что такое законодательное регулирование ориентировано на обеспечение сбалансированного использования гражданами институтов прямой и представительной демократии при осуществлении местного самоуправления, учитывает реальные возможности непосредственного решения населением вопросов местного значения в небольших по числу жителей поселениях, не выходит за рамки дискреционных полномочий федерального законодателя и не нарушает гарантированное Конституцией РФ право граждан, проживающих в иных муниципальных образованиях, на осуществление местного самоуправления путем референдума, выборов, иных форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления[1].

В Государственную Думу поступали предложения смягчить требование об обязательности представительного органа за счет установления возможности осуществления его полномочий сходом граждан в поселениях с численностью жителей менее 1000 чел., но они не получили поддержки[2]. Главным мотивом отказа послужило то, что в поселениях с таким количеством жителей крайне затруднительно будет не только обеспечивать организованную работу схода, состоящего из нескольких сотен участников, но и собственно созывать столь масштабный сход на периодической основе в правомочном составе, если иметь в виду, что в настоящее время многие граждане, фактически проживая в одном муниципальном образовании, официально зарегистрированы за его пределами, а следовательно, не могут участвовать в работе муниципально-властных институтов по месту жительства.

  • [1] См. абз. 2 и. 3.1 мотивировочной части Определения от 8 апреля 2010 г. № 454-О-О.
  • [2] См.: проект Федерального закона № 332 215−5 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «(внесен депутатом Н. В. Пугачевой 19 февраля 2010 г., снят с рассмотрения в связи с отзывом субъекта права законодательной инициативы 17 июня 2010 г.).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой