Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ответственность за отдельные нарушения обязательств по перевозке груза

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отношении грузоотправителя ГК установлена ответственность за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам (п. 1 ст. 794). Формулировки норм, закрепляющих ответственность грузоотправителя в транспортных уставах и кодексах, отличаются от приведенного положения ГК большей конкретизацией. Так, УЖТ содержит перечень оснований ответственности… Читать ещё >

Ответственность за отдельные нарушения обязательств по перевозке груза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Ответственность за неподачу транспортных средств и непредъявление груза к перевозке

Гражданским кодексом РФ предусмотрена ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя — за непредъявление груза либо за неиспользование поданных транспортных средств (п. 1 ст. 794). Однако конкретные санкции за эти правонарушения не закреплены. Законодатель делегировал такое право транспортным уставам и кодексам, а также сторонам договорных отношений.

В некоторых транспортных законах норма ГК, устанавливающая ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств, конкретизирована и расширена. Так, например, в УАТГНЭТ закреплена ответственность перевозчика за несвоевременное предоставление транспортных средств, контейнеров, предусмотренное договором. В УЖТ содержится иная формулировка — ответственность перевозчика за неподачу под погрузку вагонов, контейнеров в установленное время. Кроме того, УАТГНЭТ устанавливает ответственность за невывоз груза (ч. 1 ст. 34), а УЖТ — за подачу под погрузку вагонов и контейнеров, не пригодных для перевозок грузов (ч. 2 ст. 94).

Вместе с тем в УЖТ отсутствует норма об ответственности перевозчика за неподачу вагонов, контейнеров для перевозки ?-руза в соответствии с принятой заявкой. Это является пробелом в регулировании ответственности перевозчика. Такая ответственность закреплена в УЖТ лишь в связи с неподачей рефрижераторных вагонов и транспортеров (ч. 4 ст. 94).

В качестве санкций транспортными законами предусмотрено применение к перевозчику штрафа. В УЖТ он «привязан» к непогруженным объемам груза. Единицей измерения служит одна тонна непогруженного груза. Размеры штрафных санкций на железнодорожном транспорте зависят от того, перевозится ли груз в контейнерах или в вагонах, а также от вида вагона (вагон или рефрижераторный вагон, транспортер).

УАТГНЭТ устанавливает штраф за каждый полный час просрочки подачи транспортного средства. Его размер определен в зависимости от того, осуществляется ли перевозка груза в городском, пригородном или междугородном сообщении. Необходимо отметить, что в отличие от УЖТ и транспортных кодексов УАТГНЭТ кроме штрафа предоставляет грузоотправителю право потребовать от перевозчика возмещения причиненных убытков в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 1 ст. 34).

Что касается КТМ, то в нем отсутствует развернутое регулирование ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств. Все же отдельные его статьи касаются этого вопроса. Так, в соответствии с п. 2 ст. 124 перевозчик не несет ответственность за нсморсходнос состояние судна, если докажет, что оно было вызвано недостатками, которые не могли быть обнаружены при проявлении им должной заботливости (скрытыми недостатками). Следовательно, при недоказывании перевозчиком приведенных обстоятельств он несет ответственность за подачу непригодного для перевозки груза судна на общих основаниях либо на условиях, установленных соглашением сторон.

Статья 128 КТМ, регулирующая обязанность перевозчика подать судно в обусловленный чартером срок, устанавливает его ответственность за несоблюдение данного срока. В этом случае фрахтователь вправе потребовать возмещения убытков. Другое правовое последствие неисполнения перевозчиком обязательства — отказ фрахтователя от договора морской перевозки груза.

В отношении грузоотправителя ГК установлена ответственность за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам (п. 1 ст. 794). Формулировки норм, закрепляющих ответственность грузоотправителя в транспортных уставах и кодексах, отличаются от приведенного положения ГК большей конкретизацией. Так, УЖТ содержит перечень оснований ответственности грузоотправителя за невыполнение принятой заявки. В него включены четыре основания, среди которых неиспользование поданных вагонов, контейнеров, а также отказ от предусмотренных заявкой вагонов и контейнеров (ч. 1 ст. 94). Но в этом перечне отсутствует основание, прямо указанное в ГК — непредъявление для перевозки груза.

В отличие от УЖТ закрепленная в ГК ответственность грузоотправителя за непредъявление для перевозки груза полностью воспроизведена в УАТГНЭТ (ч. 1 ст. 35). Кроме того, этим Уставом на него возложена ответственность за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку. Санкции за указанные нарушения обязательств зеркально отражают санкции, применяемые к перевозчику за невывоз по его вине груза и за несвоевременное предоставление транспортных средств, контейнеров, предусмотренных договором перевозки груза. Вместе с тем, как и в случае с ответственностью перевозчика, кроме штрафной санкции предусмотрено право перевозчика требовать от грузоотправителя возмещения причиненных им убытков за непредъявление для перевозки груза (п. 1 ст. 35 УАТГНЭТ).

В УАТГНЭТ выделена специальная норма, устанавливающая ответственность грузоотправителя за задержку (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и поданных иод погрузку, сверх норм, установленных договором перевозки груза (ч. 7 ст. 35). Санкции за совершение этого правонарушения такие же, как и за задержку (простой) транспортного средства, поданного под погрузку.

Следует отметить, что Уставом закреплены более строгие штрафные санкции к грузоотправителю при задержке (простое) специализированных транспортных средств. Они увеличены в два раза по сравнению с санкциями за задержку (простой) обычного транспорта (ч. 5 ст. 35 УАТГНЭТ). Аналогичной нормы относительно ответственности перевозчика за несвоевременное предоставление под погрузку специализированных транспортных средств мы не найдем. Тем самым нарушается принцип равной ответственности сторон договора за «симметричные» правонарушения.

В КВВТ не имеется отличий в урегулировании ответственности грузоотправителя от той, которая установлена ГК. Что касается санкций, то они такие же, как и применяемые к перевозчику, и исчисляются из количества тонн непогруженного груза (ст. 115).

ГК устанавливает основания освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств. В соответствии с п. 2 ст. 794 они освобождаются от ответственности, если нарушения обязательств произошли вследствие:

  • — непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;
  • — прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;
  • — в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами.

Транспортные уставы и кодексы содержат перечни оснований освобождения перевозчиков и грузоотправителей от ответственности, базирующиеся на закрепленных в ГК основаниях. Так, УЖТ, регулируя основания освобождения от ответственности перевозчика, повторяет первое основание, а также конкретизирует второе и третье (ст. 117). В частности, второе основание определено как прекращение или ограничение погрузки грузов в предусмотренных Уставом случаях. Эти случаи касаются блокады, эпидемии, иных независящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок. Вследствие таких обстоятельств погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. Руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков.

УЖТ допускает временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных железнодорожных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика обстоятельств только в исключительных случаях. Решение об этом принимает руководитель федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта в письменном виде. При этом он немедленно извещает о принятом решении Правительство РФ, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Ограничение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа на отдельные железнодорожные станции возможно в связи с необеспечением выгрузки вагонов грузополучателями или неприемом вагонов железными дорогами иностранных государств. Оно проводится владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением перевозчиков и федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Если ограничение и прекращение перевозки груза, грузобагажа осуществляется по инициативе перевозчика, он немедленно информирует об этом соответствующих владельцев инфраструктур и в письменной форме уведомляет грузоотправителей и заинтересованных грузополучателей.

Сформулированное в ГК в общей форме третье основание освобождения перевозчика от ответственности конкретизировано в УЖТ в виде двух самостоятельных оснований, таких как:

  • — неподача перевозчиком вагонов, контейнеров по причине невнесения грузоотправителем платы за перевозку грузов и иных причитающихся платежей;
  • — неподача под погрузку не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров по причинам, зависящим от грузоотправителя.

Что касается оснований освобождения от ответственности грузоотправителя, то из закрепленных в ст. 116 УЖТ пяти оснований первое и второе полностью совпадают с первыми двумя основаниями освобождения от ответственности перевозчика. К оставшимся относятся:

  • — обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке грузов, а также авария у грузоотправителя, в результате которой прекращено осуществление его основной производственной деятельности;
  • — неиспользование вагонов, контейнеров, поданных грузоотправителю сверх указанных в принятой заявке без предварительного его согласия;
  • — выполнение заявки (в тоннах).

УАТГНЭТ не выделяет специальных оснований освобождения сторон от ответственности за невыполнение заявки. Закрепленные в ст. 36 основания освобождения сторон от ответственности распространяются на все указанные в законе нарушения обязательств, в том числе связанные с невыполнением заявки на перевозку груза. Перечисленные в ней основания, по сути, дублируют основания, закрепленные в п. 2 ст. 794 ГК.

КВВТ не выделяет закрепленного в ГК первого основания (непреодолимой силы). Но, устанавливая в качестве основания ограничение или запрещение движения судов, увязывает его с непреодолимой силой, военными действиями, объявлением карантина, а также чрезмерным скоплением грузов и судов в порту в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов. Вместе с тем второе основание он трактует как установленные в соответствии со ст. 77 КВВТ ограничения и запрещения движения судов на период таких ограничений и запрещений (подп. 1 п. 1 ст. 118 КВВТ).

Кроме того, КВВТ включает такое дополнительное основание, как спасание жизни людей или имущества на воде (п. 1 ст. 118).

На грузоотправителя КВВТ распространяет в качестве основания освобождения его от ответственности лишь ограничение или запрещение движения судов по тем же причинам, которые касаются ограничения и запрещения движения судов применительно к освобождению от ответственности перевозчика.

КТМ не содержит норм, закрепляющих основания освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств. Однако, как вполне обоснованно отмечает В. В. Витрянский, обстоятельствам, закрепленным в п. 2 ст. 794 ГК в качестве оснований освобождения перевозчика и грузоотправителя от ответственности, в определенной степени корреспондируют положения ст. 156 КТМ, содержащие перечень обстоятельств, при наступлении которых до отхода судна от места погрузки груза каждая из сторон договора морской перевозки груза вправе отказаться от его исполнения без возмещения другой стороне убытков[1].

К таким обстоятельствам КТМ относит:

  • — военные или иные действия, создающие угрозу захвата судна или груза;
  • — блокаду места отправления или места назначения;
  • — задержание судна по распоряжению соответствующих властей по причинам, не зависящим от сторон договора;
  • — привлечение судна для государственных нужд;
  • — запрещение соответствующими властями вывоза груза или ввоза его в место назначения.

Таким образом, транспортные кодексы и уставы с разной степенью детализации регламентируют применительно к особенностям каждого вида транспорта закрепленную в ст. 794 ГК ответственность перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за непредъявление груза к перевозке либо неиспользование поданных транспортных средств и основания освобождения от нее. Исключение составляет ВК. Это единственный транспортный законодательный источник, который не содержит норм, регулирующих эти вопросы.

  • [1] См.: Витрянский В. В. Договор перевозки. М., 2001. С. 389.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой