Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Земельная политика как инструмент решения социально-экономических задач по развитию государства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В земельные отношения также вовлечены прочно связанные с земельными участками объекты (объекты недвижимости) — водоемы, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др., перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба их назначению и состоянию. При этом земельный участок является ключевым элементом недвижимости. ГК РФ (ст. 130) в качестве объектов недвижимости… Читать ещё >

Земельная политика как инструмент решения социально-экономических задач по развитию государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Земельные отношения

Общественные отношения — это отношения между людьми, устанавливающиеся в процессе их совместной практической и духовной деятельности. Их подразделяют на: материальные и идеологические. Основу существования и развития человеческого общества составляет производство материальных благ, поэтому общественные отношения формируются на основе материальнопроизводственной деятельности. Производственные отношения определяют характер всех других общественных отношений — политических, правовых, нравственных, религиозных и т. д.

Земельные отношения являются разновидностью общественных отношений. Такие отношения возникают между людьми при их взаимодействии по поводу владения, пользования и распоряжения земельными ресурсами.

Объекты земельных отношений: земельные ресурсы в целом, отдельные земельные участки, земельные доли.

Земля всегда занимала особое место среди других благ, доступных и используемых человечеством. Это незаменимый, нерукотворный, пространственно-ограниченный природный ресурс. При этом земельные ресурсы — это очень многоаспектное понятие. В зависимости от контекста иод землей можно понимать:

  • 1) в географическом аспекте — поверхность Земли-планеты;
  • 2) в экологическом аспекте — это структурная единица биосферы — биогеоценоз (сообщество жизни и земли). То есть взаимосвязанное сочетание растительности, животных, почвы, рельефа и климата;
  • 3) в экономическом аспекте — средство производства, отражающее объективно существующее единство земли как материального объекта и процесса ее функционирования в сфере производства. Никакое производство невозможно без использования земли;
  • 4) в социальном аспекте — место проживания и жизнедеятельности людей;
  • 5) в организационно-хозяйственном аспекте — земельное угодье, то есть обособленная часть территории, систематически используемая для конкретных целей;
  • 6) в архитектурно-строительном аспекте — территория, предназначенная (или пригодная) для возведения каких-либо объектов или территория, на которой такие объекты уже имеются;
  • 7) в юридическом аспекте — участок, на который распространяются какие-либо права субъектов земельных отношений;
  • 8) в пространственно-политическом аспекте — территория государства, его обособленная часть, территория муниципального образования.

Как пространственный объект, земля имеет определенные площадные и рельефные характеристики. Когда к земле присоединяется человеческий труд (живой и овеществленный), этот пространственный объект может выступать в роли средства производства, вовлеченного в процесс сельскоили лесохозяйственного производства. В этом случае земля выступает не только как материальное условие производства, но и как его активный фактор — главное средство производства. То есть земельные ресурсы, используемые в сельскохозяйственном производстве, являются не только предметом груда (тем, на что оказывается воздействие), но и непосредственным средством труда (способом, инструментом, при помощи которого достигается результат).

В процессе общественного производства происходит соединение рабочей силы со средствами производства и производственными фондами, поэтому отношения по поводу земли возникают в первую очередь в производственном процессе, и, следовательно, они носят экономический характер. Характер земельных отношений оказывает влияние на другие виды общественных отношений, на морально-психологический климат в обществе. Он может сглаживать или обострять социальные противоречия, способствовать или ограничивать коммерческую и хозяйственную деятельность товаропроизводителей, стимулировать или сдерживать развитие производства и внедрение достижений научно-технического прогресса.

Процесс использования и распоряжения землей затрагивает, помимо экономических, ряд социальных вопросов (землеобеснеченность различных групп населения и перераспределение земли между ними) и даже политических вопросов (обладание землей — это власть).

Но земля — это не только объект производственноэкономических и социально-политических отношений. Земля является природным ресурсом и остается важнейшей составной частью окружающего нас мира, основным звеном всех существующих биоценозов и биосферы в целом, источником красоты и богатства природы. Земля накапливает и перераспределяет огромные ресурсы энергии, определяет состав и динамику атмосферы и гидросферы. Она предстает в качестве составной части биосферы как саморегулирующейся системы живого вещества и неживой материи.

Как компонент природного комплекса и как среда для растений и живых организмов, земля участвует в разных естественнобиологических связях. А вопрос об участии в таких связях для созданных человеческим трудом строений или сооружений не столь акту ален. Так же, как воздушное пространство или водные ресурсы земля подвержена загрязнению и другим негативным воздействиям антропогенного характера. Но в отношении земли негативные последствия нерационального природопользования проявляются позднее, чем, например, при загрязнении атмосферы или гидросферы. В сравнении с ними земля, как природный объект, обладает большей инертностью: она более устойчива к внешним воздействиям, но и дольше удерживает в себе загрязняющие вещества.

Отличительной особенностью земельных отношений и основной предпосылкой для их регулирования является их объект — земельные ресурсы. Важнейшей особенностью земельных ресурсов является почвенное плодородие, т. е. способность почвы обеспечивать растения необходимыми для их жизни питательными веществами. Почва является геохимическим аккумулятором питательных элементов, она удерживает их в досту пной для растений форме и предохраняет вынос этих элементов со стоком. Столь уникальным свойством не обладает ни один другой доступный человеку ресурс материального мира. Главным богатством почвы, основой ее важнейших функций, является продукт преобразования растительных материалов — гумус, накапливающий в себе солнечную энергию. Плодородие земли как природного тела (природное плодородие) связано с климатом, рельефом, материнскими породами, флорой и фауной. Воздействие на землю человеческого труда, т. е. включение ее в процесс производства путем регулярной обработки почвы, внесения удобрений, возделывания сельскохозяйственных растений, ведет к возникновению на основе природного — иного плодородия — рукотворного (или искусственного). Поскольку человек обрабатывай землю на протяжении всей своей истории, то два вида плодородия слились в единое целое. Различные по характеру возникновения естественное и искусственное плодородие находятся в диалектической связи, а окультуренная человеком почва стала классическим примером природно-антропогенного воздействия. Поэтому плодородие является историческим понятием, т. е. каждому уровню земледелия присущ определенный уровень плодородия.

Следовательно, уровень почвенного плодородия не постоянен и зависит от ряда социально-экономических, технологических и других факторов. Почвенный покров является саморегулирующейся биологической системой, т. е. при условии их рационального сельскохозяйственного использования земельные ресурсы могут восстанавливать и повышать уровень плодородия, однако это очень длительный процесс. Так, при благоприятных условиях черноземный горизонт толщиной в 1 см образуется примерно за столетие. Кроме того, возможность увеличения производительной способности земли имеет предел, т. е. повышение удельного вложения энергии в агросистему не дает пропорционального увеличения ее продуктивности. Одним из основных условий сохранения почвенного плодородия является чередование культур, т. е. в систему землепользования входит подсистема севооборотов. Следовательно, потребность тех или иных земельных массивов в материальных, людских и финансовых ресурсах для их обработки отличается по годам, при этом такие ресурсы должны применяться каждый год на новом участке севооборота.

Другое отличие земельных ресурсов от объектов недвижимости и средств производства заключается в том, что земля не является результатом человеческого труда — она уникальный нерукотворный продукт природы. В отличие от других также необходимых для человека объектов (жилые и производственные помещения, транспортные системы и т. п.) земля не может быть воссоздана вновь.

Земля как место жизни и деятельности людей имеет свои границы и не может быть расширена по желанию людей, она огранимена в пространстве. Эта ограниченность обуславливает возможность использования только тех территорий, которые даны человеку природой. В некоторой степени ограниченность земельных ресурсов компенсируется научно-техническим прогрессом, позволяющим интенсифицировать их использование. Но даже научнотехнический прогресс не может полностью компенсировать процесс относительного уменьшения продуктивных земельных ресурсов, вызванный ростом численности населения в мире (т.е. уменьшения площади земель на душу населения) Земля непсрсмсщасма, т. е. земельные участки можно использовать только там, где они находятся. Возможности использования земельных массивов для различных целей определены расположением их в различных климатических, экологических, сейсмических, гидрологических, урбанистических и других условиях. В частности, климат оказывает определяющее влияние на произрастание растений, он обуславливает направленность и технологии сельскохозяйственного производства в той или иной местности, сказывается на продуктивности и затратах. Поэтому использование земли как главного средства производства в сельском хозяйстве характеризуется рядом дополнительных ограничений, связанных с комплексным использованием солнечной энергии, тепла, атмосферных осадков, воздуха и других природных, неуправляемых человеком факторов.

Различные участки земли отличаются, но степени плодородия, пригодности для других целей (например, строительства) и пространственным свойствам, т. е. особенностью земли является и неоднородность различных участков, которая влияет на приоритетное развитие тех или иных отраслей народного хозяйства, их специализацию и эффективность производства. В отличие от других средств производства, земельные ресурсы практически не подвержены моральному и физическому износу. Поэтому в современных условиях вложение средств в приобретение земель становится выгодным способом инвестирования. Кроме того, обладание землей наряду с хозяйственно-экономическим имеет существенное социальное значение. Например, наличие прав на землю исторически определяло общественное положение тех или иных слоев населения. Следовательно, в ряде случаев потенциальный хозяин земли может быть заинтересован только в приобретении земли, но не в организации ее охраны и рационального использования. И наоборот, пользователь земли, особенно если он временный, может стремиться получить максимальную выгоду в кратчайший срок, не уделяя внимание сохранению полезных свойств земли.

Таким образом, при выработке земельной политики и регулировании земельных отношений земельные ресурсы рассматриваются как:

  • 1) пространственный базис для осуществления любой деятельности, существования растительного и животного мира, размещения и функционирования созданных человеческим трудом рукотворных объектов;
  • 2) уникальная «самовоспроизводимая машина», способная обеспечивать растения необходимыми для их развития питательными веществами;
  • 3) вовлеченный в многочисленные связи природный компонент, уязвимый в результате нерационального антропогенного воздействия.

Значительная часть земель (как сельскохозяйственные угодья, так и земли поселений) в той или иной степени подвержена различным негативным процессам природного и антропогенного характера. Причем, воздействие человечества на земельные ресурсы возрастало на протяжении всей его истории. По мере развития научнотехнического прогресса и роста численности населения качественно изменялся характер землепользования. Существование людей за счет даров природы и охота первобытнообщинного человека, которые практически не влияли на устойчивое состояние экосистем (человек был всего лишь одним из биологических видов), сменились целенаправленным скотоводством и распашкой естественных угодий. Но пока люди не располагали современными возможностями и своей деятельностью вносили в природу нарушения, устраняющиеся естественным путем, не возникало вопроса о целенаправленной деятельности по ее охране (в природе наблюдалось подвижное равновесие — гомеостаз или постепенно одни биогеоценозы сменялись другими в результате сукцессионных процессов).

Затем сфера воздействия на природ)' расширилась: потребовалось сельскохозяйственное освоение новых территорий (вырубка лесов, освоение пустынь и целинных земель и т. п.), значительные площади земель оказались занятыми городами, промышленными и транспортными объектами или оказались в зонах их влияния. Постепенно масштабы воздействия на окружающую среду стали такими, что возникла угроза выхода экологической системы из состояния равновесия. К началу XX столетия стали проявляться уже не только простейшие последствия антропогенного воздействия на земельные ресурсы (эрозия, засоление почв и т. п.), но и более сложные, представляющие опасность для развития растений и животных и даже для здоровья человека.

Поэтому в истории взаимодействия природы и человека выделяют три этапа:

  • 1) экстенсивный этап, когда было немногочисленное население, примитивная техника и слабая энергетика. Хозяйственная деятельность охватывала ограниченную площадь, и поэтому природа могла самовосстанавливаться;
  • 2) интенсивный этап, когда человечество стремилось не «вписаться» в природу, а победить ее, подняться над ней, при этом рост населения и научно-технический прогресс привели к нарушению гармонии экосистем;
  • 3) адаптивный этап, в который человечество еще только вступает.

В настоящее время продолжается ухудшение качественного состояния как сельскохозяйственных угодий, так и территорий поселений (общее снижение уровня почвенного плодородия, ускоренное разрушение гумуса, несбалансированный вынос элементов питания, процессы эрозии и опустынивания, зарастание продуктивных угодий, подтопление и заболачивание, различные виды техногенного загрязнения, карстово-суффозиозные процессы и др.).

В земельные отношения также вовлечены прочно связанные с земельными участками объекты (объекты недвижимости) — водоемы, многолетние насаждения, здания, строения, сооружения и др., перемещение которых невозможно без нанесения несоразмерного ущерба их назначению и состоянию. При этом земельный участок является ключевым элементом недвижимости. ГК РФ (ст. 130) в качестве объектов недвижимости выделяет: земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Ранее (до 2006 года) в понятие недвижимости включались как самостоятельные объекты также леса, многолетние насаждения и обособленные водные объекты. В настоящее время они исключены из состава недвижимого имущества как самостоятельные объекты и являются составной частью земельного участка, хотя при этом и подлежат отдельному учету.

Земельный участок — это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Каждый земельный участок обладает набором дополнительных характеристик, которые вносятся в ГКН: кадастровый номер, площадь, адрес (местоположение), сведения об ограничениях и обременениях; кадастровая стоимость, сведения о лесах, водных объектах и об иных природных объектах, расположенных в пределах земельного участка, категория земель и вид разрешенного использования.

Земельный участок может быть образован: а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности либо при создании искусственных земельных участков (образование нового земельного участка); б) в результате преобразования существующих земельных участков путем их раздела, объединения, перераспределения или выдела из них нового земельного участка.

Раздел земельного участка — это образование нескольких земельных участков из земельного участка (рис. 1). При этом по общему правилу исходный участок прекращает свое существование; исключением является следующее:

  • — раздел между гражданами в соответствии с проектом организации и застройки территории земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан;
  • — раздел земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах), а также предусмотренные иными федеральными законами случаи.
Раздел земельного участка.

Рис. 1 Раздел земельного участка

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности нескольких лиц. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков (рис. 2). При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). Выдел отличается от раздела земельного участка тем, что при выделе исходный участок сохраняется в измененных границах, тогда как при разделе исходный земельный участок по общему правилу прекращает свое юридическое существование в качестве объекта права.

Выдел земельного участка.

Рис. 2 Выдел земельного участка

Объединение смежных земельных участков — это образование вместо них одного земельного участка, и прекращение существования таких смежных земельных участков (рис. 3). Объединение земельных участков допускается в том случае, если исходные (преобразуемые) земельные участки являются смежными, то есть граничащими друг с другом.

Объединение смежных земельных участков.

Рис. 3 Объединение смежных земельных участков.

При перераспределении нескольких смежных земельных участков (исходных, преобразуемых) образуются несколько других смежных земельных участков, а существование исходных в качестве объектов права прекращается (рис. 4).

Земельная доля — это полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу закона об обороте сельхозземель (2003 г.) доля в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Размер земельных долей может быть выражен (является юридически действительным) как в виде простой правильной дроби, так и в гектарах или баллах.

Перераспределение смежных земельных участков.

Рис. 4 Перераспределение смежных земельных участков.

Субъекты земельных отношений — граждане, юридические лица, их объединения, государство и муниципии, а также органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления, выступающие от имени государства или муниципий. В качестве субъектов земельных отношений могут быть и иностранные граждане, и юридические лица, а также лица без гражданства. Однако их права могут быть ограничены законом.

Для того чтобы граждане и юридические лица могли выступать в качестве субъектов земельных отношений, им необходимо обладать земельной правосубъектностью, признаваемой государством. Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность.

Земельная правоспособность — это возможность лица иметь права и обязанности в сфере земельных отношений; земельная дееспособность — способность лица своими действиями приобретать и осуществлять соответствующие права, создавать для себя обязанности и исполнять их.

Земельная правоспособность граждан возникает в момент рождения, их земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и всту пления в брак в более раннем возрасте).

Юридическое лицо — это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, имеет самостоятельный баланс или смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Земельная правосубъектность юридического лица является специальной, ее объем и содержание определяются целями деятельности данного юридического лица.

Граждане и юридические лица, участвующие в земельных правоотношениях по объему и содержанию их прав и обязанностей, могут быть:

  • — собственниками земельных участков, то есть лицами, имеющими земельные участки на праве собственности;
  • — землевладельцами, то есть лицами, имеющими земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения;
  • — пользователями земли, то есть лицами, пользующимися земельными участками на праве постоянного (бессрочного) или срочного пользования;
  • — арендаторами земельных участков, то есть лицами, владеющими и пользующимися земельными участками по договору аренды или договору субаренды;
  • — обладателями сервитута, то есть лицами, имеющими право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Государство и муниципальные образования, участвуя в правоотношениях по поводу земли, высту пают в двух качествах: как орган власти и как собственник принадлежащих государству земель. Во втором случае Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают на равных началах с иными участниками имущественных отношений — гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований — органы местного самоуправления.

Современная особенность муниципального устройства заключается в его двухуровневости. Муниципальное образование — это:

  • 1) городское или сельское поселение,
  • 2) муниципальный район,
  • 3) городской округ либо
  • 4) внутригородская территория города федерального значения.

При этом городские и сельские поселения входят в состав муниципальных районов. В этой связи некоторая сложность заключается в том, что наделяя муниципальные образования различными правомочиями и обязанностями в сфере земельных отношений, законодатель не всегда четко определяет такой уровень.

Круг субъектов земельных отношений может меняться. Так, в России при проведении земельной реформы 90-х годов он резко расширился (как в количественном плане — увеличилось число землепользователей, так и в качественном — появились новые виды землепользователей — КФХ, собственники долей и т. п.).

Земельные отношения затрагивают разные стороны общественной жизни и производственных процессов, интересы различных слоев населения. В них вовлечены различные социальные группы (в том числе и не имеющие непосредственного отношения к системе общественного производства). Цели, к которым стремятся люди, вступающие в такие отношения, очень разнообразны и нередко антагонистичны. При осуществлении разного рода действий в отношении земли происходит столкновение интересов отдельных землепользователей, различных социальных групп.

В основе земельных отношений также лежат отношения собственности на землю, которые включают в себя отношения по владению (фактическому обладанию землей), пользованию (извлечению дохода в процессе использования земли) и распоряжению (отчуждении земли по своему усмотрению — ее продажа, дарение, завещание, обмен, залог). После того как эти отношения санкционированы государством, они приобретают юридическую форму. Таким образом, собственность (а также владение, пользование и распоряжение) — понятие и экономическое, и правовое.

Земля как объект права собственности может принимать такие формы как: частная, муниципальная, государственная и другие. Наиболее проблемным является вопрос о частной собственности на землю, поскольку определяемые этой формой собственности способ и характер присвоения, распределения и потребления благ, усложняется особенностями земельных ресурсов. Кроме того, понятие собственности на землю зачастую необоснованно подменяется понятием организационно-хозяйственного устройства землепользователей (например, ошибочно отождествляют форму хозяйствования — фермеры и форму собственности на землю — частная собственность; следует учитывать, что как крупные хозяйства, так и фермеры могут работать при любой форме собственности на землю).

Наряду с отношениями собственности на землю в системе земельных отношений большую роль играют другие виды гражданско-правовых отношений, например, арендные отношения. Так же, как собственность, аренда — понятие и экономическое, и правовое. С одной стороны, аренда отражает объективные экономические интересы, а с другой — регламентирует производственные процессы. Институт аренды земли является не просто способом реализации прав собственника земли, но и одним из важнейших механизмов обеспечения рациональности землепользований, оптимизации их структу ры и площади в увязке с другими ресурсами, используемыми в процессе производства.

Отношения, возникающие в процессе присвоения и распределения полученного благодаря использованию земли дохода, также являются составной частью земельных отношений. Это рентные отношения, представляющие собой экономическую форму, через которую реализуется земельная собственность.

Все эти особенности земли и складывающихся по поводу нее общественных отношений, а также наличие различных конфликтов интересов между субъектами земельных отношений привели к тому, что процесс использования земельных ресурсов в значительной степени подвержен регулирующему воздействию со стороны общества (традиции, мораль, религия и т. п.). Регулирование земельных отношений осуществлялось на всех этапах развития человеческого общества. Современная система регулирования земельных отношений включает в себя две формы регулирования в земельноимущественной сфере: государственное регулирование, обеспечивающее организационно-правовой базис, регламентирующее права и обязанности субъектов земельных отношений, и рыночное регулирование, основанное на взаимодействии спроса и предложения на землю.

Целью государственного регулирования земельных отношений является соблюдение баланса социально-экономических интересов различных субъектов земельных отношений, повышение эффективности использования и охрана земель, как основного компонента окружающей среды и главного средства производства в сельском хозяйстве.

Рыночные регуляторы выступают как механизм саморегулирования системы земельных отношений и реализуются посредством целенаправленных, подчиненных определенным объективным потребностям действий субъектов земельных отношений. Эти субъекты самостоятельны в рамках существующей правовой базы и с учетом условий разрешенного использования земли. Однако рыночные регуляторы эффективно функционируют лишь при соблюдении целого ряда условий, обеспечиваемых государственным регулированием. В первую очередь это касается: защиты прав субъектов земельных отношений (с учетом различий в их правовом статусе); создания для них относительно равных стартовых возможностей осуществления производственной деятельности; экономического стимулирования рационального размещения и специализации отраслей и предприятий, а также экологической защиты земельных угодий и др.

Соотношение государственного и рыночного регулирования должно гармонировать с политическим и экономическим устройством общества. Следовательно, степень государственного вмешательства в коммерческую деятельность субъектов земельных отношений должна соответствовать общему уровню экономических и политических свобод (баланс интересов индивидуума и общества).

Государственное регулирование в сфере земельных отношений и землепользования проявляется двояко:

1) реализация государством роли высшей власти, обладающей территориальным верховенством в отношении всех земель (проведение государственной земельной политики); 2) осуществление функций собственника земель, находящихся в собственности государства (хозяйственное управление], когда государство участвует в гражданско-правовых отношениях по поводу земли на тех же основаниях, что и другие участники этих отношений.

Во все времена государство проводило в отношении земли определенную государственную политику (от греч. politiko — государственные или общественные дела, от polis — государство). Как правило, такая земельная политика была подчинена общим целям, к которым стремилось государство в экономике, общественной жизни, государственном управлении.

Так, в XI веке в Англии Вильгельм I, рассматривая своих противников как бунтовщиков, собрал воедино все земли и роздал их в качестве феодальных владений своим наиболее верным дружинникам. Иван Грозный, подавляя оппозиционную феодальную знать и поддерживая «нужных» государству людей, массово передавал московским служилым людям земли, конфискованные после присоединения к Москве новгородских земель. В обоих случаях это способствовало формированию жесткой и централизованной государственной власти. В России XV—XIX вв.еков на это же было направлено и крепостное право, которое и как способ жизнедеятельности, и как бытовая основа российской экономики являлось основной опорой российского самодержавия.

Таким образом, земельные отношения — это сложная система, состоящая из различных компонентов, основными из которых являются: 1) их объект — земля; 2) граждане и другие субъекты этих отношений; 3) отношения собственности на землю, 4) другие виды гражданско-правовых отношений. Например, возникающие при аренде земли, предоставлении ее в пользование или пожизненное наследуемое владение или установлении сервиту тов; 5) отношения по поводу присвоения и распределения дохода, полученного благодаря использованию земли, в том числе земельных платежей; 6) процесс хозяйственного использования земли; 7) процедуры регулирования земельных отношений.

Экономическое (приведенное выше) и правовое понимание земельных отношений несколько отличаются. В правовом смысле земельные отношения охватывают только использование и охрану земель, как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 сг. 3 ЗК РФ). Имущественные же отношения по поводу земли (еще их называют земельноимущественными) — это отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок. Таким образом, экономическое понимание шире, причем сугубо правовое восприятие земельных отношений не распространяется на те их аспекты, которые не урегулированы действующими правовыми нормами.

Совокупность земельных отношений и имущественных отношений по поводу земли, их характер можно назвать земельным строем того или иного общества. При этом характер земельного строя существенно влияет на иные виды общественных отношений (например, аграрных).

Земельный строй должен соответствовать сложившемуся уровню развития производительных сил и производственных отношений. В противном случае он начинает сдерживать развитие различных отраслей общественного производства, особенно — сельскохозяйственного. Поэтому по мере развития производительных сил земельные отношения претерпевают определенные изменения — они развиваются и совершенствуются, отражая процесс социальноэкономического развития общества.

Изменение земельных отношений может происходить эволюционно, постепенно, на протяжении длительного периода, отражая развитие производительных сил. Но в тех случаях, когда такие перемены осуществляются довольно быстро и затрагивают основы земельного строя — собственность на землю, инструментарий государственного регулирования, масштабное перераспределение земель и т. п., — говорят о земельной реформе.

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте земельные отношения, как разновидность общественных отношений.

  • 2. В чем заключаются экономическая и волевая стороны земельных отношений?
  • 3. Каковы особенности земли как объекта земельных отношений?
  • 4. Дайте определение земельного участка.
  • 5. В каких случаях образуются земельные участки?
  • 6. Что такое земельная доля?
  • 7. Кто является субъектом земельных отношений?
  • 8. В чем состоит двойственная роль государства в земельных

отношениях?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой