Уровни нормативно-технического обеспечения проектной подготовки капитального строительства
Так, например, ISO (International Organization for Standardization, Международная организация по стандартизации, ИСО) — ее сфера деятельности распространяется на стандартизацию всех областей деятельности, кроме электротехники и электроники. Последние области относятся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). На сегодняшний день в состав ISO входит 164 страны своими… Читать ещё >
Уровни нормативно-технического обеспечения проектной подготовки капитального строительства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Проектная подготовка капитального строительства регулируется на различных уровнях нормативно-технического обеспечения в соответствии с действующим законодательством, нормативными актами и организационно-распорядительными документами (рис. 1.8). По ряду объективных причин на международном уровне практически отсутствуют строительные нормы и кодексы, которые охватывали бы наиболее существенные аспекты нормирования инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства и могли бы применяться повсеместно. Вместе с тем, известны прецеденты разработки международных строительных норм для отдельных регионов, однако отсутствует длительный опыт их практического применения.
В отличие от международных строительных норм практика разработки и применения международных строительных стандартов имеет многолетнюю историю. Международные строительные стандарты разрабатываются рядом международных саморегулируемых организаций по стандартизации, включая ISO, IEK, AISC, ASME, ASCE, ASTM и др.
Рис. 1.8. Уровни нормативно-технического обеспечения.
Так, например, ISO (International Organization for Standardization, Международная организация по стандартизации, ИСО) — ее сфера деятельности распространяется на стандартизацию всех областей деятельности, кроме электротехники и электроники. Последние области относятся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК, IEC). На сегодняшний день в состав ISO входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета — члена ISO.
В общем случае международные стандарты ISO не являются обязательными для применения на территории РФ. Вместе с тем стандарты ISO используют при разработке государственных стандартов ГОСТ Р серии ИСО. Некоторые из них становятся обязательными к применению, поскольку на них есть ссылки в строительных нормах, включенных в Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521. Стандарты ISO являются общедоступными, однако предоставляются Международной организацией по стандартизации за плату. Кроме того, на русский язык переведены не все стандарты, и осуществление их квалифицированного перевода может потребовать значительных дополнительных затрат.
Европейские кодексы (Eurocode, Еврокодекс) представляют собой комплект гармонизированных европейских стандартов (HEN), касающихся расчета несущих конструкций строительных сооружений и защиты конструкций от воздействия огня. Еврокодексы являются модельными (типовыми) стандартами и не предназначены для прямого применения, поэтому в каждой стране, где они применяются, разрабатываются национальные приложения к Еврокодексам с указанием параметров (числовых значений) для данной страны. После адаптации Еврокодексы приобретают статус национальных стандартов добровольного применения.
Система введения Еврокодексов предусматривает переходный период (около 5 лет), в течение которого они действуют в конкретной стране наряду с ранее применяемыми национальными стандартами. По истечении указанного срока действуют только Еврокодексы. В настоящее время обсуждается вопрос о возможности национальной адаптации Еврокодексов для применения в Российской Федерации в качестве альтернативы отечественным стандартам.
Федеральный уровень нормативно-технического обеспечения проектной подготовки капитального строительства включает законы РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, иные правовые акты и нормативно-технические документы РФ. Наиболее значимые нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы федерального уровня приведены в табл. 1.2, п. А.
Примером успешного нормативно-технического обеспечения проектной подготовки капитального строительства на региональном уровне является РМД 11−22—2013 «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» (табл. 1.2, п. Б). Данный документ отражает организационно-технический порядок осуществления градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга в части архитектурно-строительного проектирования объектов капитального строительства, независимо от источников финансирования и форм собственности, а также требования законов Санкт-Петербурга (например, Закона от 16.02.2009 № 29−10 «О правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга»),.
Выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства на отраслевом уровне (табл. 1.2, п. В) осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России).
Таблица 1.2
Нормативно-техническое обеспечение проектной подготовки капитального строительства.
№. п/п. | Нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы РФ. |
А. | Федеральный уровень |
А.1. | Градостроительный кодекс Российской Федерации от 19.12.2004 № 190-ФЗ. |
А.2. | Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ, часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ). |
Л.З. | Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ. |
А.4. | Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». |
Окончание табл. 1.2
№. п/п. | Нормативно-правовые акты и нормативно-технические документы РФ. |
А.5. | Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях». |
А.6. | Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». |
А.7. | Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». |
А.8. | Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». |
А.9. | Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (утв. постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87). |
Б. | Региональный уровень |
Б.1. | РМД 11−22—2013 «Руководство по проектной подготовке капитального строительства в Санкт-Петербурге» (Актуализированная редакция РМД 11−08−2009 — Правительство СПб., 2013). |
В. | Отраслевой уровень |
В.1. | Положение о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1038, в ред. постановления Правительства РФ от 18.03.2014 № 200). |
В.2. | Постановление Правительства РФ от 19.01.2006 № 20 «Об инженерных изысканиях для подготовки проектной документации строительства, реконструкции объектов капитального строительства». |
В.З. | Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (утв. постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 № 83). |
В.4. | Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54). |
В.5. | Положение о критериях отнесения проектной документации к типовой проектной документации (утв. приказом Минрегионразвития России 09.07.2007 № 62). |
В.б. | Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (утв. приказом Минрегионразвития России от 30.12.2009 № 624). |
В.7. | Федеральный реестр сметных нормативов, подлежащих применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета (по состоянию на 18.11.2014). |
В соответствии с Положением Минстрой России самостоятельно осуществляет полномочия и принимает следующие нормативные правовые акты:
- 1) своды правил и другие нормативно-технические документы, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
- 2) порядок подтверждения пригодности новой продукции для применения в строительстве, требования к которой не регламентированы нормативными документами и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений;
- 3) перечень новой продукции, подлежащей проверке и подтверждению пригодности для применения в строительстве;
- 4) порядок подтверждения пригодности инновационных технологий для применения в строительстве.
Только за 2014—2015 гг. Минстроем России разработано 69 сводов правил, 23 межгосударственных строительных норм, 13 международных сводов правил.
На уровне некоммерческого партнерства (саморегулируемых организаций, СРО) разрабатываются:
- — документы, устанавливающие условия выдачи СРО свидетельств о допуске к работам, влияющим на безопасность объектов капитального строительства;
- — правила контроля в области саморегулирования инженерных изысканий, подготовки проектной документации и строительства;
- — документы, устанавливающие систему мер дисциплинарного воздействия в отношении членов СРО за несоблюдение предъявляемых требований и правил саморегулирования;
- — стандарты СРО и правила саморегулирования.
На уровне предприятия и организации разрабатываются стандарты организации (СТО) по продукции, направлениям деятельности, видам работ и услуг.
Нормативно-техническое обеспечение на других уровнях (см. рис. 1.8) охватывает отдельные направления проектной подготовки капитального строительства, в том числе в сфере технического регулирования, промышленной и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, экономики строительства.
Так, например, обеспечение промышленной безопасности объектов капитального строительства регулируется Федеральным законом от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
В сфере технического регулирования проектирования и строительства постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 утвержден Перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (табл. 1.3).
Национальные стандарты и своды правил, не вошедшие в указанный Перечень, носят рекомендательный характер, если иное не установлено застройщиком или заказчиком в задании на проектно-изыскательские, строительные, монтажные и иные работы в отношении объектов капитального строительства.
Перечень национальных стандартов, утвержденных Правительством РФ.
Таблица 13
№. п/п. | Национальные стандарты. |
ГОСТ Р 54 257−201 027 751—88 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения и требования». | |
ГОСТ 25 100–2011 «Грунты. Классификация». Разделы 3—5; приложение А. | |
ГОСТ 30 494–2011 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». Раздел 3. | |
ГОСТ Р 51 164—98 «Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии». | |
ГОСТ Р 22.1.12—2005 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования». | |
ГОСТ Р 52 748—2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Нормативные нагрузки, расчетные схемы нагружения и габариты приближения». Разделы 4, 5. | |
ГОСТ Р 21.1101—2013 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации». | |
ГОСТ 31 937–2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». |
Требования в сфере охраны окружающей среды, санитарные нормы и правила содержатся в сборниках СанПиН. Например: СанПиН 2.2.½.1.1.1200—03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».
Основными нормативно-методическими документами в сфере экономики строительства являются МД С 81−35.2004 «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» и сметные нормативы, подлежащие применению при определении сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета.