Структура общего бюджета предприятия
Для постановки бюджетного процесса необходимы не только грамотное решение методологических проблем, осмысление нужного инструментария финансового планирования, но также и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия. Почти у всех предприятий разработка бюджета продаж является… Читать ещё >
Структура общего бюджета предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общий бюджет любого предприятия состоит из двух основных бюджетов — операционного и финансового.
Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период и включает:
- • бюджет продаж;
- • бюджет производства;
- • бюджет прямых расходов на материалы;
- • бюджет прямых расходов на оплату труда;
- • бюджет общепроизводственных расходов;
- • бюджет производственных запасов (готовой продукции, незавершенного производства, материалов);
- • бюджет производственной себестоимости;
- • бюджет коммерческих расходов;
- • бюджет управленческих расходов;
- • бюджет доходов и расходов (прогноз отчета о финансовых результатах).
Состав операционного бюджета определяет руководство организации, прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса.
Цель финансового бюджета — планирование баланса денежных поступлений и выплат для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.
Финансовый бюджет включает:
- • инвестиционный бюджет;
- • бюджет налоговых платежей;
- • бюджет движения денежных средств;
- • прогнозный балансовый отчет.
Структура общего бюджета коммерческого предприятия показана на рис. 7.2.
" Выходными" результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчетности:
- • отчет о доходах и расходах — «выходная» форма операционного бюджета;
- • отчет о движении денежных средств — «выходная» форма финансового бюджета;
- • бухгалтерский баланс — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты операционного и финансового бюджетов.
Для постановки бюджетного процесса необходимы не только грамотное решение методологических проблем, осмысление нужного инструментария финансового планирования, но также и разработка соответствующих организационных процедур, регламентирующих все вопросы взаимоотношений отдельных структурных подразделений с руководством предприятия.
Бюджетный регламент — это установленный в организации порядок составления (разработки), представления (передачи), согласования (визирования), консолидации (обра;
Рис. 7.2. Структура системы бюджетов на предприятии.
ботки и анализа), проведения план-факт анализа и оценки исполнения бюджетов различного вида и уровней. Все это должно находить отражение в организационных документах:
- • Положении об организационной структуре компании;
- • Положении о финансовой структуре компании;
- • Положении о бюджете доходов и расходов;
- • Положении о бюджете движения денежных средств. Главная задача бюджетного регламента — обеспечение возможности контролировать ход исполнения бюджетов различных видов и уровней. Кроме того, бюджетный регламент — это способ установления финансовой дисциплины.
Для эффективного бюджетного планирования важно не только содержание общего бюджета, но и процедура его составления.
Первым этапом разработки общего бюджета является составление предварительного прогноза объема продаж на бюджетный период в стоимостном и физическом выражении в разрезе отдельных видов продукции (работ, услуг), результаты которого влияют на все последующие бюджеты.
Бюджет продаж
В зависимости от прогнозного объема продаж на последующих этапах планируются производственная программа, величина и структура запасов, инвестиции и источники финансирования.
Верхний предел физического (в натуральных единицах) объема продаж предприятия объективно определяется существующими производственными мощностями и величиной запасов в разрезе видов продукции на начало бюджетного периода.
В бюджете продаж отражаются запланированные на бюджетный период объем реализованной продукции (работ, услуг) в натуральных единицах измерения, ассортимент продукции (работ, услуг), цена и выручка от реализации.
Почти у всех предприятий разработка бюджета продаж является наиболее сложным этапом в процессе планирования. Прогноз объема продаж осуществляется на основании анализа и обсуждения различных микрои макроэкономических факторов, в том числе описываемых статистическими данными.
Факторы, влияющие на прогноз объема продаж:
- • объем продаж предшествующих периодов;
- • производственные мощности;
- • зависимость продаж от общеэкономических показателей, уровня занятости, цен, уровня личных доходов и т. д.;
- • рентабельность продукции;
- • изучение рынка, рекламная кампания;
- • ценовая политика, качество продукции;
- • конкуренция;
- • сезонные колебания;
- • долгосрочные тенденции продаж для различных товаров.
Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.
Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов.