Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гражданские религии. 
Социология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Американцы объединены религиозной верой в священный характер Америки и, следовательно, преданностью американской нации. В сознании американцев Бог и Америка тесно взаимосвязаны. Бог для них, по сути, является «американцем». И когда дети заканчивают свои молитвы словами «Боже, благослови мамочку и папочку», политики заканчивают ее словами «Боже, благослови Америку». Определенные фигуры… Читать ещё >

Гражданские религии. Социология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Продолжая функционалистскую традицию, современные последователи Э. Дюркгейма усматривают религиозность людей в таких источниках коллективной идентичности, как принадлежность к нации, политическому движению и даже членство в спортивных клубах. Эта тенденция была подмечена Робертом Белла в 1967 г., когда он ввел понятие гражданской религии применительно к современному американскому обществу.

В Великобритании и США религия близка к тому, что называется национальной идентичностью. То есть быть англичанином — значит принадлежать к англиканской церкви, а быть американцем — значит посещать церковь. Это позволяет социологам предполагать, что секуляризованное общество может быть организовано с помощью гражданской религии.

Появление гражданских религий социологи связывают с незавершенным процессом рационализации общества. Это значит, что, несмотря на растущую десакрализацию, современные общества все еще опираются на приверженность традиционным социальным институтам. В частности, символы национальной идентичности объединяют нацию, несмотря на традиционные религиозные различия. В гражданской религии само общество (нация) начинает приобретать сакральные черты, т. е. становится объектом религиозного поклонения, находясь в центре определенных гражданских ритуалов. Церемонии Инаугурации, День Благодарения, День независимости в США являются примерами таких гражданских религиозных ритуалов.

Американцы объединены религиозной верой в священный характер Америки и, следовательно, преданностью американской нации. В сознании американцев Бог и Америка тесно взаимосвязаны. Бог для них, по сути, является «американцем». И когда дети заканчивают свои молитвы словами «Боже, благослови мамочку и папочку», политики заканчивают ее словами «Боже, благослови Америку». Определенные фигуры из американской истории, олицетворяющие американские ценности, вызывают настоящее благоговение людей. Так, например, история Авраама Линкольна, совершившего путь «из деревенского домика в Белый Дом», является центральной для американской мифологии об Америке как открытом, бесклассовом обществе и олицетворением «американской мечты».

Понятие гражданской религии достаточно хорошо объясняет характер советского строя СССР. В самом марксизме содержатся идеи, которые могут быть истолкованы в религиозном духе, например идея всемирноисторической миссии пролетариата, заключающаяся в освобождении всего мира от эксплуатации и строительстве справедливого общества. Здесь, естественно, напрашивается аналогия со вторым пришествием Иисуса Христа.

Марксизм-ленинизм как официальная идеология СССР отождествлял революционную роль пролетариата с возникновением и деятельностью советского государства и его лидеров. Эта идеологическая доктрина содержала в себе образы таких «священных» сущностей, как пролетариат и партия. Особо выдающиеся теоретики и практики марксизма были, по сути, возведены в ранг святых и стали объектом поклонения (Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин). Тело Ленина, которое до сих пор хранится в мавзолее в Москве, было в центре многих государственных церемоний.

Функционирование Советского государства предполагало наличие своих «святых» и священных ритуалов, праздников и моральных обязательств перед предками (борцами за свободу) и народом. В СССР были учреждены новые праздники (7 ноября — день Великой Октябрьской Социалистической революции, 1 мая — день Международной солидарности трудящихся, 8 марта — Международный женский день) и новые ритуалы, связанные с ними. Чувство сплоченности и ответственности простых людей за успешное строительство коммунизма усиливалось посредством проведения парадов, шествий и демонстраций. Портреты лидеров Коммунистической партии и Советского государства использовались как национальные символы, связывающие прошлое и настоящее. Появились новые символы советской идентичности — красный флаг, Красная армия, красная звезда.

Апелляции к строящемуся коммунистическому обществу служили оправданием обязательств людей по отношению к существующему политическому порядку. Несмотря на отсутствие трансцендентных (потусторонних) богов, в бывших социалистических странах существовало трансцендентное государство и поэтому, по мнению ряда социологов, советский коммунизм может быть определен как гражданская религия.

Следует подчеркнуть, что гражданские религии, как и традиционные, не обязательно предполагают наличие истинной веры у своих последователей. Участие в ритуалах здесь тоже может быть продиктовано как прагматизмом и конформизмом самих людей, так и давлением со стороны властей. Например, неучастие в демонстрациях и других ритуальных действиях, неуважительное отношение к символам революции и социализма в СССР могли повлечь за собой не только моральное осуждение окружающих, но и ощутимые проблемы на работе или даже тюремное заключение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой