Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Культура западной европы в новое время

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Естествознание стало в XV в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку. Но утверждались они нелегко, порой требуя в жертву убеждения и человеческую жизнь. Так, в книге Николая… Читать ещё >

Культура западной европы в новое время (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура эпохи Возрождения. Европейская культура XII, XVIII, XIX вв.

Гуманистические ценности культуры Возрождения

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) — это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое знаменует конец Средневековья и начало современности. Ренессанс возник в Италии в XIV в., распространился в западных странах (северное Возрождение) и достиг наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI — началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.

В эпоху Возрождения на первое место выдвигается человек, его индивидуальность. Духовную энергию, которая накапливалась на протяжении долгих Средних веков, а дух сдерживал ее внутри человеческой оболочки, новая эра освободила, раскрепостила и как бы вдохнула в произведения искусства, науки и философии. Ренессанс открыл человеческое «я» и его величие, человек смог увидеть бесконечный мир в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стал ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения.

Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте в обогащении языка «дольче стиль нуово» («сладкого нового стиля») и народного — «вульгаре».

Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной атмосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Схоластике, основанной на формальнотерминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой человеческого бытия; счастью в «Граде Божьем» — земное человеческое счастье; духовной любви к Богу — возвышенную любовь к земной женщине.

Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо, продолжают прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. Одной из главных идей произведения является любовь к себе, которая приводила читателя к возвышению роли собственной личности. Показательна в этом отношении канцона, которую спела одна из героинь, когда были рассказаны новеллы первого дня: «Я от красы моей в таком очарованье». Канцона говорит о безграничной любви не к Богу, а к самому себе. Речь идет о наслаждении богатствами: телесными, душевными, духовными, своей личности. В этой канцоне отразилась эпоха, она открыла человеческое «я» как чудо из чудес.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е гг.). Это было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в отличие от переписки их в скрипториях, и вывести из-под монополии церкви. Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469—1536) и других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. «Похвала глупости» Эразма повлияла на изменение отношения к Церкви и существующим нравам в обществе, а в своем произведении «Оружие христианского воина» он сформулировал христианские нравственные принципы для проведения политики современного государя, являющегося, по его словам, «слугой народа». Смене мировоззрения сопутствовали кровопролитные войны. Это привело к отпадению ряда европейских стран от католицизма, т. е. к появлению различных форм протестантизма.

Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Макиавелли (1469−1527). Он считал, что, несмотря на то что республика является самой прогрессивной формой правлениями, в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. Он должен быть при этом наделен безраздельной властью, быть «сильным как лев и хитрым как лисица», применять все возможные средства для удержания власти в своих руках, ибо великая «цель оправдывает средства». «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна стать светской. Такие заявления Макиавелли были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать костра инквизиции. Но слово, отражающее потребности бурно развивающейся действительности, было сказано, и за ним последовали исторические действия.

Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения повлекли за собой создание целого социального направления •— утопического коммунизма. Его представителями стали Томас Мор (1478−1535) и Томмазо Кампанелла (1568−1639). Мор в произведении «Утопия» (в переводе — место, которого нигде нет), а затем и Кампанелла в «Городе Солнца» обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Все граждане их государств должны обязательно трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, пользоваться совместно производимыми благами, способствовать стиранию грани между «городом и деревней», содействовать общественному воспитанию детей и максимальному проявлению индивидуальных способностей. И Мор, и Кампанелла понимали, что высокого уровня прогресса общества можно добиться при активном содействии государства в развитии наук, техники и духовности. Эпоха Возрождения давала яркий пример этому.

Идея необходимости знания законов природы во второй половине XV в. глубоко внедряется в науки, теперь уже не только гуманитарные. Многие открытия в науке, сделанные в этот период, изменили жизнь человечества, способствовали межкультурной коммуникации. Географические открытия (в их числе и открытие Америки Колумбом в 1492 г.) создали предпосылки для колонизации Африки, Азии, Нового Света и развития торговли с ними. Начало же XVI в. относится ко времени расцвета эпохи Великих географических открытий, результатом которых стала карта мира, какой мы ее сегодня знаем. С этого времени коренным образом изменился характер контактов народов разных континентов мира.

Естествознание стало в XV в. средоточием свободомыслия, обогатив гуманистическое мировоззрение рядом смелых и оригинальных идей. Важным звеном в постижении окружающего мира был признан опыт, научный эксперимент, что укрепило реалистические тенденции в ренессансном подходе к миру и человеку. Но утверждались они нелегко, порой требуя в жертву убеждения и человеческую жизнь. Так, в книге Николая Коперника «Об обращении небесных сфер» впервые в мире излагалось гелиоцентрическое учение — основа современных представлений о строении Солнечной системы. Николай Коперник (1473−1543) — великий польский астроном, который избежал суда инквизиции и ее костра, только благодаря естественной смерти. Он обессмертил свое имя тем, что отказался от общепринятой, старой и господствовавшей в его время системы Клавдия Птолемея, согласно которой Земля — центр Вселенной и основа мироздания. Коперник считал, что Земля — это самая рядовая планета и вращается вокруг Солнца. Над учением он трудился около 30 лет снова и снова проверяя свою фантастическую идею. Он был ревностный католик, осторожный человек, именно поэтому не торопился с публикацией рукописи. Коперник получил первый экземпляр своего труда в день смерти, 24 мая 1543 г. На смену осторожному и мудрому Копернику пришли восторженные и пылкие пропагандисты его дела Джордано Бруно и Галилео Галилей. Отчасти благодаря им в 1582 г. была проведена календарная реформа, и поныне все мы живем по григорианскому календарю, соответствующему расчетам Коперника. Но только в начале 1960;х гг. в церковных кругах разгорелась дискуссия с требованием реформ. Несоответствие канонов католической церкви и реальной жизни было уже не устрашающим, а просто смешным, поэтому 14 июня 1966 г. на II Ватиканском соборе Индекс запрещенных книг, в который входила и книга Коперника «Об обращении небесных сфер», был упразднен.

Эпоха Возрождения в целом породила многих гениев, пассионариев, как назвал бы их Л. Н. Гумилев, — людей, в которых жила невероятная энергия таланта и жизни. Среди титанов, порожденных эпохой Возрождения, человечество свято хранит имена, которые дала Италия: Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, политического деятеля Макиавелли, философов Альберти, Бруни, Валла, Фичино, Николая Кузанского, зодчих Брунеллески и Браманте. Франция подарила истории Рабле и Монтеня, Англия — Мора, Бэкона, Сиднея, Шекспира. Испания — Сервантеса. Польша — Коперника. Германия — Беме, Мюнцера, Кеплера. В произведениях всех этих авторов присутствует мысли в том, что гармоничность сотворенного мира проявляется везде: в действиях стихий, ходе времени, положении звезд, природе растений, животных.

Культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм. Он проявляется и в учении о достоинстве человека Манетги (1396−1459), и в учении о свободе воли Лоренцо Валлы (1407−1457), и во взглядах на человека как на микрокосм Пико делла Мирандолы (1463−1494). Гуманистический антропоцентризм проявляется также и в философском учении Николая Кузанского, пантеизме Фичино и Джордано Бруно.

Во второй половине XV — начале XVI в. итальянская гуманистическая мысль приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Эта тема впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х гг. XV в. в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джаноццо Манетти. Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандолы. Он вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики, как страстный защитник прав разума, творческого мышления.

Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей и вдохновляет своей верой других. В мощи духа и созидания человек подобен богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в проявлении величия своей натуры. Эта мысль становится апогеем в его творчестве.

Имя Леона Баттиста Альберти (1404−1472) — одно из наиболее выдающихся в культуре Итальянского Возрождения. Оно связано с отстаиванием идеи свободы человека в выборе своей судьбы. Человек исключительной образованности, Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния — таков круг его творческих интересов, включавших также литературу и архитектурную практику. Идею того, что человек, а не бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе «Человек и фортуна».

В рассуждениях Альберти отчетливо виден гуманистический подход к решению проблемы, подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность — естественные начала мира. Специфика человека — осознание этих принципов и свободное следование им.

Среди тех, кто считал, что опыт открывает путь к проникновению в законы природы, был гений эпохи Возрождения — Леонардо да Винчи, в конечном счете он доказывал то, что законы познаются разумом, ибо сама природа устроена разумно. Посредником между опытом и знанием ученый считает математику, призванную раскрыть рациональный порядок вещей, заключающийся в соотношениях золотого сечения. Именно он, Леонардо да Винчи, дал такое название действию в природе всеобщего закона гармонического единства. Он широко использовал математику в экспериментальных исследованиях физической природы вешей. С верой в силу человеческого разума связана и убежденность Леонардо в безграничных творческих возможностях человека. Воплощением этой гуманистической идеи было творчество самого Леонардо, чей гений проявился во многих областях науки, в изобретательстве, искусстве. Особенно высоко ценил Леонардо да Винчи творчество художественное, в котором видел выражение непосредственной связи созидания с научным постижением мира. Среди искусств первое место он отводил живописи. Широко известны его живописные работы, такие как «Поклонение волхвов», «Мадонна с цветком», «Тайная вечеря», «Мона Лиза» («Джоконда») и многие другие. Они отличаются глубиной образа, тончайшей психологической характеристикой, мастерством композиции. Леонардо видел в творчестве художника наиболее выразительное воплощение гуманистического идеала человекатворца. Художник изучает природу, воссоздает ее на полотне и в то же время превосходит ее, «придумывая бесчисленные формы животных и трав, деревьев и пейзажей». По его убеждению, живопись охватывает все формы, как существующие, так и несуществующие. Творчество Леонардо да Винчи стало особым направлением в развитии гуманистической мысли этой эпохи. Гений Леонардо да Винчи поднимал на новую ступень ренессансное представление о человеке, его созидательной мощи, ставя на реальную, практическую основу сами эти представления.

В отличие от Леонардо Микеланджело Буонарроти (1475−1564) сконцентрировал все свое внимание только на человеке, он стремился постичь его физическую и духовную природу. Он воскресил нагое тело классической древности, сбросил все условные традиции и создал нечто могучее, своеобразное, всесильное. Его произведения полны титанической силы, демонической мощи и безграничного величия. Огромную славу Микеланджело принесла колоссальная скульптура Давида. Работая над камнем, испорченным Дикуччо и признанным негодным советом художников во главе с Леонардо да Винчи, скульптор доказал почти невозможное, создав шедевр. В росписи плафона и «Страшного Суда» на алтарной стене Сикстинской капеллы Микеланджело изображает космос человечества. На плафоне мы видим закономерно развивающуюся череду событий, пророков как вождей человечества. Микеланджело соединяет личностное и массовое, индивидуальное и всеобщее, характерное и идеальное. В «Страшном Суде», этой «Варфоломеевской ночи на том свете», мир распадается на грешников и праведников и, соединяясь, рождает вечную энергию жизни.

Не менее известен, чем Микеланджело, Рафаэль, произведения которого отличались благородством и нежностью стиля, бесконечной игрой фантазии в самых изящных комбинациях. Много картин с изображением Святого семейства, написанные им в различное время, находятся сегодня в разных европейских музеях. В Эрмитаже хранятся две его картины- «Мадонна Конестабиле» и «Святое семейство».

Новые принципы живописи были предопределены художником Джотто во Флоренции в самом начале XIV в. (Треченто). Затем стремление к реалистичности в рисунке, цвете и композиции подхватили мастера следующего поколения (Кватроченто) — Мазаччо, Боттичелли, Перуджино, Беноццо Гоццоли, Фра Беато Анджелико, Мантенья, Пьеро дслла Франческа. Триумф этого движения ознаменовался в искусстве Леонардо, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Джорджоне, Веронезе и Тинторетто.

В их произведениях живописи отразилась идея единства единичного и всеобщего, единства между конечным, индивидуальным бытием и бытием бесконечным, поскольку художники эпохи Возрождения являются философами: человек, его жилье или микропространство, в котором он находится в данный момент, обязательно изображается ими на фоне макрокосмоса, уходящего в бесконечность, которую означает небо, уходящие ввысь горы, пейзаж за окном комнаты. Но горы, деревья на картине представлены всегда меньше, чем человек, которым занимает центральное место в их сюжете. Непревзойденными шедеврами от эпохи Возрождения остались «Джоконда» Леонардо да Винчи и его же «Тайная вечеря»; росписи Рафаэля в Ватикане («Станцы Рафаэля») и «Сикстинская мадонна» (Дрезден), в Эрмитаже — «Мадонна Конестабиле»; «Спящая Венера» Джорджоне в Дрезденской галерее и его же картина «Юдифь» в Эрмитаже; «Венера Урбинекая» Тициана в Уффици, в Эрмитаже — «Даная», «Св. Себастьян», «Кающаяся Мария Магдалина».

Особое место в истории живописи при надлежит художникам Северного Возрождения. Им свойственна отличительная черта: написанные ими портреты смотрят на созерцающего их человека, в каком бы месте он ни находился. В зависимости от изменения положения наблюдателя меняется и направление взгляда, выражение лица на портрете. Создается впечатление взаимосозерцания. Философ Е. Богат в книге «Узнавание» отмечает: «Эти портреты видят тебя и сегодня. Они тебя видят, потому что Северное Возрождение открыло ты. Его открыли Рогир ван дер Вейден, Монтень, Шекспир. И открытие это по масштабам ничуть не уступает великим географическим открытиям эпохи»[1]. Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров Ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля Старшего («Мужицкого»), а также художников из немецких земель — А. Дюрера, г. Гольбейна Младшего и Л. Кранаха Старшего. На французское искусство оказали влияние итальянцы Челлини, Россо Фьорентино, Приматиччо и ученики Леонардо, поехавшие с ним в Фонтенбло по приглашению короля Франциска I.

Архитектура Ренессанса основана на возрождении классической, главным образом римской архитектуры. Основные требования — сбалансированность и ясность пропорций, использование ордерной системы, чуткое отношение к строительному материалу, его фактуре, красоте.

Труды Витрувия по архитектуре (I в. н. э.) были популярны в Италии и получили повсеместное распространение благодаря фундаментальному трактату Леона Баттисты Альберти «Об архитектуре» (1485). По его проекту построены церковь Сан-Фанческо в Римини, церкви Сан-Себастьяно и Сант-Андреа в Мантуе. Они явились важным шагом в освоении античной культуры в архитектуре Возрождения.

Величайшим триумфом развития архитектуры в эпоху Возрождения стало возведение купола собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции под руководством Ф. Брунеллески.

Браманте приступил к строительству собора Св. Петра в Риме (1506). Продолжили стиль новой архитектуры зодчие Сангалло, Виньола, Палладио. Особенно прославился последний своими многочисленными виллами и созданием театра «Олимпико» в Виченце.

С конца XVI в. общий процесс развития гуманистического мировоззрения в Италии видоизменяется и замедляется, сужаются рамки его общественного влияния. Это было вызвано в значительной мере воздействием феодально-католической реакции. Но несмотря на это, ренессансная мысль продолжала обогащаться новыми идеями — уже не столько в этике, сколько в натурфилософии, искусстве, политических теориях.

Культ разума, знания, творчества, составивший главное содержание гуманистической мысли, высвобождал науку и искусство. В этом заключается одно из главных достижений эпохи Возрождения.

  • [1] Богат Е. Узнавание. М. 1977. С. 95.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой