Культурное пространство как Дом
Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг — тот, кто покушается на эти нерушимые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и желание… Читать ещё >
Культурное пространство как Дом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Культурное пространство страны — это Дом, среда повседневного обитания людей. В нем они живут, общаются, учат детей и работают, ходят за покупками, посещают храмы и театры, отдыхают и занимаются спортом.
Люди любят дом прочный и безопасный, надежный и открытый, добрый и теплый, красивый и интересный.
Культурное пространство как Дом выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти помощь и поддержку. Эта атмосфера соучастия и сочувствия особенно необходима человеку. Недаром так хорошо отзываются о приветливости петербуржцев-ленинградцев, которая стала знаком городской культуры.
Культурное пространство — это не только родные просторы и памятники культуры, но и чувство родственной близости населяющих его людей. Образы культурного пространства как «семейного гнезда», спасительного ковчега прочно укоренились в народном самосознании.
Духовная оторванность от дома, утрата связи и близости, даже при сохранении места обитания, порождает чувство «бездомности».
В петербургском журнале «Ступени» опубликованы материалы «Круглого стола», посвященного проблеме Дома. В выступлениях обсуждались несколько моделей для описания специфики организации жизни в культурном пространстве. Приведем некоторые из них.
Дом-очаг. Это наше маленькое солнце, его лучи связывают нас невидимыми нитями. В таком доме нет места бездействию и лени, так как очаг нужно постоянно поддерживать, заботиться о нем. Он дает человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой.
Идея культурного пространства как домашнего очага есть у всех народов мира. И сейчас эта идея близка многим: построить Дом как универсальное здание нашего микро-и макрокосмоса.
Дом-очаг — пока далекий идеал, но его достижение возможно, хотя бы в пределах родного дома, края или города как малой родины.
Другую модель представляет Дом-крепость. Его главное назначение — охрана культурного пространства от внешних влияний и посягательств. В его основе заложен архетип врага, который может нарушить покой, нанести вред, унизить достоинство. Поэтому основной заботой его обитателей является возведение крепостных стен, сторожевых постов, смотровых башен и пограничных полос. Идея «железного занавеса» тоже выражает архетип Дома-крепости.
Еще более отчужденную модель культурного пространства представляет Дом-тюрьма. Его двери плотно заперты и все обитатели живут в «запечатанном» пространстве. Жизнь в таком пространстве заторможена, резкие перемены опасны, труд бессмыслен, очаг не греет.
Иерархия и диктат силы сторожей удерживают всех вместе. В таком пространстве все подвержены страху, постоянно ожидают коварства и предательства. Главный враг — тот, кто покушается на эти нерушимые порядки и пытается стереть с себя клеймо раба. Человек в таком пространстве чувствует бессмысленность своего существования, он одинок и бессилен. Тоска и уныние парализовали его волю и желание действовать. Покой и лень порождают равнодушие ко всему, человек влачит существование, находясь между жизнью и смертью.
Дом-вокзал выражает отношение к культурному пространству как к временному пристанищу, укрытию во время скитаний. Это «казенный дом», где лишь пользуются услугами, не внося ничего своего. В нем человек пребывает, а не живет полноценной жизнью. Он подчиняется заранее установленному порядку, зная, что его нарушение приведет к расплате. Ожидание перемен и желание покинуть временный приют определяют душевное состояние человека.
Дом-келья — тоже своеобразное одиночество и заточение. Созданное пространство намеренно отгорожено от внешнего мира. Довольствуясь малым, обитатели все помыслы направляют на служение идее личного духовного совершенствования, творчества, но их мало трогают бури и невзгоды за пределами укрытия. Больше всего ценятся покой и возможность погружаться в привычные занятия и размышления.
Дом-чаша воплощает стремление людей к максимальному насыщению пространства многочисленными полезными и бесполезными вещами. Накопительство, стремление не отстать от других, «быть как все», и при этом полное отсутствие заботы о духовном благополучии — это тоже способно сделать дом холодным временным пристанищем.
Дом-как-любовь является наиболее точным отражением самого главного назначения культурного пространства. Важен не только тот материал, из которого строится Дом, но и духовно-душевные отношения, дающие возможность ощутить радость бытия. Такой Дом начинают создавать с тех духовных ценностей, которые обеспечивают взаимное притяжение людей.
Дом-как-любовь определяет весь спектр человеческих отношений: к природе и материальному обустройству жизни, детям и старикам, историческим традициям и современному новаторству. Он выявляет духовные потенциалы человека и способствует их реализации. Культурное пространство должно быть овеяно любовным отношением, только тогда оно становится желанным.
Культурное пространство — своеобразное зеркало, отражающее множественные модели Дома. Некоторые из них весьма прочно укоренились в жизни, другие мелькают пунктиром, третьи — вообще призрачные тени прошлого.
Дом может быть богатым и бедным, ухоженным и запущенным, желанным и нелюбимым, добрым и злым, теплым и холодным, открытым и закрытым. Важно иметь в виду как насыщенность культурного пространства ценностями, так и динамику перемен.
Поверхностный прагматизм и вульгарный материализм нанесли большой ущерб культурному пространству России, вызвав распространение примитивизма и варварства. Разрушение городских и сельских храмов, осквернение исторических памятников, опрощение и засорение русского языка, беспорядочность и захламленность застройки, загубленные водоемы и мертвые ландшафты, уничтожение старинных жилых кварталов, пренебрежение к русским национальным истокам и традициям народной культуры — все это нанесло колоссальный ущерб культурному пространству России. Потребуется немало сил и времени для его восстановления.
Культурное пространство — национальное достояние России, и каждый несет ответственность за его сохранение и развитие. Преодоление социально-политических барьеров, усиление культурных контактов могут стать основой процесса интеграции. Культура обладает колоссальной притягательной энергией и силой сплочения людей. Она дает радость личного общения, постижения культурных ценностей как необходимого условия человеческого существования.