Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития
Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза; К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов… Читать ещё >
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с задержкой речевого развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи у детей 4−6 лет. Основными задачами этих занятий являются:
- — коррекция нарушений в развитии устной речи;
- — своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении программы;
- — просветительская работа с родителями по вопросам нарушений речи и их коррекции у детей.
Частные задачи коррекционно-развивающей работы с детьми сЗРР:
- — развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур;
- — формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звукослоговой структуры; контроль за внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза;
- — обучение детей самостоятельному высказыванию; на основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ-описание.
Логопедические занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи строятся с учетом требований как общей, так и специальной педагогики.
Занятия проводятся индивидуально или с подгруппами из 4−5 человек, периодичность занятий определяется с учетом тяжести речевого нарушения. При устранении речевых нарушений необходимо учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих их возникновение. Это внешние, внутренние, биологические и социально-психологические факторы.
Система логопедической работы по устранению различных форм нарушений речи носит дифференцированный характер с учетом множества определяющих его факторов. Этот подход осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушения речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
На текущих учебных занятиях коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. В процессе логопедической работы моделируются различные ситуации речевого общения. Для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя, семьи. Логопед информирует педагогов, родителей о характере речевого нарушения у ребенка, о задачах, методах и приемах работы на данном этапе коррекции, добивается закрепления правильных речевых навыков не только в логопедическом кабинете, но и на занятиях, в домашних условиях под контролем педагогов и родителей.
При устранении речевых нарушений ведущим является логопедическое воздействие, основные формы которого — воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация, реабилитация.
К практическим методам такого воздействия относятся упражнения, игры и моделирование. Упражнение — это многократное повторение ребенком практических и умственных заданных действий. Упражнения подразделяются на подражательноисполнительские, конструктивные и творческие.
Подражательно-исполнительные (имитационные) выполняются детьми в соответствии с образцом. В логопедической работе большое место занимают упражнения практического характера (дыхательные, голосовые, артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику). На начальных этапах усвоения используется показ действий, а при повторениях, по мере усвоения способа действия, наглядный показ все более «свертывается», заменяется словесным обозначением.
Игровой метод предполагает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями, вопросами.
К наглядным методам относятся наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, кинофильмов. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей, а также показ образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.
Особенности использования словесных методов в работе определяются возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.