Философия мусульманского мира
Проблема знания и веры. Использование рациональных методов познания, характерных для античной философии, неизбежно приводило ученых к обнаружению ряда противоречий между результатами научных исследований и положениями религиозных учений, изложенными в Откровении. Отсюда и рождается проблема знания и веры: что выше — истины науки или истины религии? Философию христианского и мусульманского мира… Читать ещё >
Философия мусульманского мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данного раздела студент должен:
знать
- • хронологические и географические рамки развития философии в мусульманском мире в эпоху Средневековья;
- • философские и религиозные предпосылки мусульманской и еврейской философии;
- • важнейшие периоды развития средневековой мусульманской философии;
- • основные школы и направления средневековой мусульманской и еврейской философии;
- • основные понятия средневековой мусульманской и еврейской философии;
уметь
- • прослеживать связи между философскими идеями и мусульманским или иудейским вероучением;
- • выявлять сходство и различие античных философских учений и средневековых концепций в мусульманской и еврейской философии, а также между различными школами средневековой мусульманской философии;
- • классифицировать школы средневековой мусульманской и еврейской философии по онтологическим и гносеологическим критериям;
владеть
• понятийным аппаратом средневековой мусульманской философии и навыками анализа соответствующих философских текстов.
Философию христианского и мусульманского[1] мира в эпоху Средневековья объединяло несколько факторов, благодаря чему можно говорить об относительно едином культурно-философском пространстве — христианско-мусульманском мире (в противопоставлении буддийскому миру). Важнейшими среди этих факторов можно назвать следующие.
- • И в мусульманском, и в христианском мире развитие философии шло на базе античной философии. Причем особое влияние на средневековую философию оказали платонизм (вместе с неоплатонизмом) и аристотелизм (перипатетизм) (схема 55).
- • Философии отводилась роль «служанки богословия»[2], и ее задачей было, в первую очередь, рациональное обоснование теологических идей. Поэтому подавляющее большинство философских учений представляло собой синтез философских идей с религиозными (соответственно, иудаизма, христианства и ислама). И так как христианство возникло на базе иудаизма, а ислам — на базе иудаизма и христианства, то уже отсюда следует значительная близость теологических и философских учений.
- • Иудаизм, христианство и ислам часто называют «религиями Откровения», так как они базируются на соответствующих священных книгах — Ветхом Завете, Библии (Ветхий Завет + Новый Завет) и Коране (во многом близкому к Библии), которые почитаются верующими как Откровение, данное Богом людям.
Все эти обстоятельства в значительной степени определили общность проблематики и подходов средневековой философии христианского и мусульманского мира. Центральными в эту эпоху были проблема знания и веры и проблема универсалий.
Проблема знания и веры. Использование рациональных методов познания, характерных для античной философии, неизбежно приводило ученых к обнаружению ряда противоречий между результатами научных исследований и положениями религиозных учений, изложенными в Откровении. Отсюда и рождается проблема знания и веры: что выше — истины науки или истины религии?
Проблема универсалий. Универсалии — это то общее, что присуще всем конкретным объектам определенного вида или рода. Средневековое понятие универсалий возникло на базе учения Платона об идеях и учения Аристотеля о формах (и материи).
Для Средневековья была характерна следующая постановка проблемы: существуют ли универсалии самостоятельно (т.е. вне конкретных вещей)? Философы, считавшие универсалии существующими реально (вне и до конкретных вещей), называются.
Схема 55. Средневековая философия, развивавшаяся на базе античной философии, и ее религиозные источники.
реалистами, а признающие существование универсалий только в конкретных вещах и в общих именах[3], называющих эти конкретные вещи, — номиналистами. (Подробнее об этом см. с. 246−254.).
- [1] Напомним, что в мусульманском мире кроме собственно мусульманской философии развивалась еще и еврейская философия, так как центры «еврейской учености» находились на территориях господства ислама.
- [2] С точки зрения современного человека, роль «служанки» кого бы то ни было довольно унизительна. Иначе обстояло дело η Средневековье, вся культура которого была пронизана идеей «служения». И чем выше было положение «господина», тем выше было и положение «слуги». Поэтому служить герцогу было почетнее, чем барону, королю — чем герцогу. Но высшим «сюзереном» был Бог. И поскольку теология — это учение о Боге, а значит, и высшая из всех наук, быть ее «служанкой» означало занимать почетное второе место в ряду всех наук.
- [3] На латыни слово «имя» — «nomina» .