Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование понятия «орфограмма»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Активизация имеющихся у детей знаний и умений в области звуко-буквенного анализа. Начинать работу с определения темы урока нецелесообразно, поскольку тот материал, с которым предстоит работать, является совершенно новым в речевой практике детей, и они просто могут не понять, что же их ждет сегодня. Более правильно в практических заданиях раскрыть перед учениками новое фонетическое явление, всем… Читать ещё >

Формирование понятия «орфограмма» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

После того как у учеников в достаточной степени закрепится умение находить ударные и безударные гласные звуки в слове и различать их, можно приступить к формированию понятия «орфограмма».

Начинается эта работа, как и усвоение всех остальных единиц учебного материала, с подготовительного периода, который длится столько времени, сколько потребуется ученикам конкретного класса, чтобы научиться находить и опознавать орфограмму в слове.

На ознакомление детей с понятием «опасное место в слове» целесообразно отвести отдельный урок. Рассмотрим возможные варианты работы на таком уроке.

Фрагмент урока

1. Активизация имеющихся у детей знаний и умений в области звуко-буквенного анализа. Начинать работу с определения темы урока нецелесообразно, поскольку тот материал, с которым предстоит работать, является совершенно новым в речевой практике детей, и они просто могут не понять, что же их ждет сегодня. Более правильно в практических заданиях раскрыть перед учениками новое фонетическое явление, всем вместе понаблюдать его, разобраться в его сути, а потом уже обозначить как тему урока.

В качестве организационного момента можно использовать задания, позволяющие переключить внимание школьников в область фонетики.

Учитель читает ряд слов и просит отгадать последнее из них.

  • — Птицы — стая, коровы — стадо, овцы — отара, лошади — [Табун.)
  • — Гусеницы и червячки — птицы, кости и мясо — собака, зайцы и куры —… [Лиса.)

В случае затруднений следует предварительно проанализировать смысловые отношения внутри каждой пары: «Какова связь между птицами и стаей? Между коровой и стадом такая же связь? А между овцами и отарой?» Здесь необходимо учесть, что не все дети понимают слово отара, следовательно, требуется небольшая словарная работа: «Если стая — это много птиц, а стадо — много коров, то, значит, отара — это…"Ученики заканчивают: «Много овец». Получается смысловой ряд: птицы собираются в стаю, много коров — это стадо, а много овец — отара. Значит, рядом со словом лошадь надо поставить слово, называющее скопление лошадей. Учитель при необходимости подсказывает детям слово табун, которое тоже может быть известно далеко не всем.

Используя слова, которые заведомо требуют пояснения, учитель получает возможность постоянно, на каждом уроке уточнять и обогащать словарь детей.

Когда нужное слово будет отгадано, детям дается задание начертить его звуко-слоговую (или слого-звуковую) схему и обозначить ударный гласный. Составляется план выполнения этого задания (рассмотрим его звукослоговой вариант).

  • — Нам надо начертить звуко-слоговую схему. Что надо делать сначала — показать количество звуков кружками или количество слогов короткими черточками? (Количество звуков — кружками, а потом разделить на слоги, потому что схема звуко-слоговая.)
  • — Чтобы начертить такую схему, что мы должны сделать первым действием? (Проговорить слово, четко произнося каждый звук, внимательно прислушиваясь к себе и следя за своей артикуляцией.)

Дети по руководством учителя составляют план действий и записывают его на доске и в тетрадях условными знаками, затем выполняют его:

Формирование понятия «орфограмма».

После этого предлагается отгадать две написанные на доске или на карточках загадки, начертить слого-звуковые схемы слов-отгадок, вписать буквы гласных звуков и проставить ударение:

К нам приехали с бахчи полосатые мячи.

Висит сито, не руками свито.

На доске и в тетрадях появляются схемы:

Формирование понятия «орфограмма».

2. Наблюдение несовпадения буквы гласного звука и самого звука в безударной позиции.

Учитель выставляет на доске картинки, изображающие дуршлаг, сеть, сито, паутину, и рядом рисует звуковую схему слова сито. Затем дает задание назвать предметы, определить, какое слово обозначает представленная схема, и поместить ее под соответствующей картинкой.

Ученики чертят эту схему в своих тетрадях, слушают, как звучат в этом слове гласные звуки, обозначают их красным цветом, записывают их над схемой в квадратных скобках и, где надо, ставят ударение.

  • — В слове сито два гласных звука — ударный [и], безударный [а].
  • — Найдите, пожалуйста, слово сито в загадке про паутину. Давайте напишем его под схемой так, чтобы каждая буква была расположена под соответствующим звуком.

Учитель показывает на доске, как надо выполнять задание:

Формирование понятия «орфограмма».
  • — Что вы можете сказать о гласных звуках в этом слове и о том, какими буквами они обозначены? (Мы говорим [сита], а написано сито. Буква о не совпадает со звуком.)
  • — Давайте в схеме тот звук, который не совпадает с буквой, изобразим не кружком, а треугольничком. Это опасное место в слове — здесь можно сделать ошибку.

В схеме последний красный кружок преобразуется также в красный треугольник: ОФОА.

Далее учитель выслушивает предположения учеников, в чем причина несовпадения звука и буквы, и помогает им связать это явление с ударением.

3. Закрепление результатов наблюдения.

А. Работа со словами, которая может быть организована двумя способами.

Если в классе много слабых учеников, которым трудно переключаться с орфографического на орфоэпическое произнесение слов, то лучше в работе идти от звучащего слова к написанному. В этом случае можно либо давать ученикам толкования слов или загадывать загадки, либо просто называть эти слова, причем предъявлять их не в том порядке, в каком они будут написаны, а вразбивку.

После отгадывания загадки дети проговаривают ключевое слово, слушают, как звучат в нем гласные звуки.

Учитель просит их рассмотреть написанные на доске или карточках слова окно, коса, соска, каток, найти среди них отгаданное слово, прочитать его орфографически, сравнить звуки и буквы: [акно] — окно, [каса] — коса и т. д. Под каждой буквой гласного звука в квадратных скобках пишется звук и ставится ударение:

Формирование понятия «орфограмма».

В достаточно хорошо подготовленном классе учитель предлагает ученикам сначала прочитать слова, потом произнести их орфоэпически, сравнить гласные звуки и буквы, которыми эти звуки обозначены.

После наблюдения и беседы дети делают примерно такой вывод: «Под ударением, где звук [а], там мы и пишем букву а, а без ударения, если слышится звук [а], то там может быть написана буква а, а может быть буква о. Безударный гласный [а] — это опасное место в слове».

Формирование понятия «орфограмма».

Этот вывод фиксируется в виде таблицы, которую заполняют сами ученики:

Позже они составят подобную таблицу и для безударного [и].

Б. Отгадывание загадки.

Эта форма работы чрезвычайно эффективна в начальных классах; она мобилизует активность и внимание детей, создает для них определенную возможность эмоциональной разрядки, побуждает к осмысленному поиску.

Учитель загадывает детям загадку Голодна — мычит, сыта — жует, малым ребяткам молока дает. Дети отгадывают ее и произносят отгадку орфоэпически [карова]. После этого учитель предлагает им начертить слого-звуковую схему слова корова.

Здесь следует последовательно подсказать им план действий и, чтобы излишне не утомлять детей, тут же пошагово их выполнять:

Первым действием проговариваем слово по слогам и чертим слоговую схему:___.

Вторым — начертим звуковую схему, проговаривая слово по слогам и внимательно вслушиваясь в каждый слог: О О О О О О.

Третьим — находим и обозначаем красным цветом гласные звуки:

о• от О#.

Четвертое действие — поставим ударение. Можно ли смело вписать букву ударного гласного? (Можно, потому что в ударной позиции звук соответствует букве: О # О # О #.).

Пятым — слушаем безударные гласные и определяем, являются ли они опасным местом. (Да, являются.) Кружки, обозначающие безударные гласные, дорисовываем до треугольников: О А О О О А-

о После этого учитель молча пишет на доске слово корова и предлагает ученикам сравнить безударные гласные звуки и буквы, которыми они обозначены в слове.

В сильном классе можно успеть таким же образом построить и проработать еще и схему слова молоко, причем сделать это индивидуально. Дети вспомнят, что дает корова, проговорят это слово шепотом «для себя», внимательно к себе прислушиваясь. Дальше самостоятельно чертят схему, следуя плану, который учитель может им еще раз повторить.

  • 4. Определение темы урока.
  • — Вы уже, наверное, поняли, что является темой нашего урока?

Дети по-своему называют тему урока, учитель соглашается с ними, подправляя их высказывания, и формулирует тему.

  • — Тема нашего урока «Безударный гласный звук — это опасное место в слове».
  • 5. Упражнение на определение в слове «опасного» места.

Ученикам предъявляются картинки, изображающие сосну, рябину, кокосовый орех (кокос).

— Назовите нарисованные предметы. Начертите, пожалуйста, звуковые схемы этих слов. Что вы будете делать, чтобы найти в словах «опасное» место?

Коллективно составляется план действий, аналогичный плану работы со словом корова.

После того как схемы будут начерчены, учитель предлагает ученикам выбрать одно слово, буквы которого они умеют писать. Для этого они должны вспомнить буквы, которые к этому моменту уже изучили, посмотреть в словаре, как пишется слово (учитель может указать им страницу словаря), и написать его.

6. Слуховой диктант.

Цель этой работы — развить умение находить в слове «опасное» место (орфограмму — безударный гласный).

Учитель диктует слово, например ворон, и просит учеников разделить его на слоги. Затем они самостоятельно чертят его слого-звуковую схему, проговаривая слово по слогам, обозначают гласные звуки красным цветом и ставят ударение.

Теперь нужно вписать буквы гласных звуков. Начинается рассуждение.

— Прежде всего, мы смело можем вписать букву ударного гласного, потому что тут нет сомнений: как слышим, так и пишем. Во втором слоге — гласный безударный. Слышится [а], но может быть написана буква а или о. Что будем делать? (Обозначим этот звук красным треугольником.).

Аналогично проводится работа с другими словами, например: очки, пора, при этом уточняются значения этих слов.

* * *.

На последующих уроках обучения письму ученики постоянно выполняют задания на определение безударного гласного в слове. В ходе этих упражнений учитель обращает их внимание на тот факт, что гласные звуки [у], [ы] в ударной и безударной позициях практически не различаются: р[у]ки — р[у]ка, р[ы]ба —р[ы]бак. Таким образом, постепенно выясняется, что опасным местом в слове, по сути, являются лишь два звука — [а] и [и]. На них и следует обращать особое внимание.

Момент для замены термина «опасное место» термином «орфограмма» каждый учитель выбирает, исходя из возможностей своих учеников.

Параллельно с усвоением понятия «орфограмма» дети выполняют упражнения на деление гнезд родственных слов на две группы — с ударным и с безударным гласным в корне, что подготавливает их к усвоению понятия «проверочное слово». Цель этих упражнений — закрепить навык быстрого распознавания слов с ударным гласным в корне, т. е. сформировать определенное орфографическое действие.

На этом подготовительные этапы изучения подмодулей «Ударение» и «Корень слова» соединяются, и работа продолжается уже в единых рамках усвоения модуля «Правописание безударного гласного в корне слова».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой