Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Типы организации образовательного процесса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поточно-групповая организация учебного процесса является традиционной для вузов России. При этом типе организации учебного процесса принятые в вуз студенты зачисляются в учебные группы, в составе которых они посещают все учебные занятия, предусмотренные учебным планом в течение всего планового срока освоения образовательной программы. С группой учащихся проводятся семинары, практические… Читать ещё >

Типы организации образовательного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С учетом сложившейся зарубежной и отечественной практики по признаку наличия ши отсутствия общего для учащихся и преподавателей расписания учебных занятий среди всех типов организации учебного процесса выделяют два основных класса — асинхронный и синхронный.

Асинхронная организация учебного процесса обеспечивает учащемуся возможность освоения учебного материала в любое удобное для него время, не устанавливаемое заранее расписанием занятий. Асинхронная организация учебного процесса наиболее характерна для дистанционного и заочного обучения, когда учащийся работает с образовательной средой, предварительно созданной в той или иной форме преподавателями. Это могут быть интерактивные компьютерные учебные курсы и тренажеры, задания в тестовой форме для самостоятельной работы, контрольные тесты, курсы лекций, записанные на электронные носители, учебные курсы в виде традиционных учебников и учебных пособий, предназначенных для самостоятельного изучения и т. д. К асинхронным образовательным средам могут быть также отнесены доступные учащимся для занятий вне учебного расписания лаборатории, тренажеры, лаборатории тестирования и контроля, библиотеки и т. п. (не исключается возможность предварительной записи для получения доступа к элементам асинхронной образовательной среды). Асинхронная организация учебного процесса, как правило, не является самодостаточной и на практике применяется в сочетании с синхронной организацией обучения.

Синхронная организация учебного процесса предполагает наличие предварительно составленного расписания учебных занятий, общего для преподавателей и учащихся. При поступлении в учебное заведение учащиеся могут объединяться или не объединяться в учебные группы (классы) и потоки, создаваемые на весь нормативный срок освоения образовательной программы. В зависимости от этого синхронную организацию учебного процесса подразделяют на подтипы: групповую, поточно-групповую и индивидуально-ориентированную.

Групповая организация учебного процесса является традиционной для России и широко используется в общеобразовательных школах и образовательных организациях СПО. Для проведения занятий при этом типе организации учебного процесса учащиеся объединяются в учебные группы или классы, состоящие из 10—30 учащихся. Минимально и максимально возможная численность группы (класса) в государственных образовательных учреждениях обусловливается нормативными ограничениями. Студенты учебной группы осваивают общую для них учебную программу и имеют общие семестровые расписания учебных занятий.

Поточно-групповая организация учебного процесса является традиционной для вузов России. При этом типе организации учебного процесса принятые в вуз студенты зачисляются в учебные группы, в составе которых они посещают все учебные занятия, предусмотренные учебным планом в течение всего планового срока освоения образовательной программы. С группой учащихся проводятся семинары, практические и лабораторные занятия по всем дисциплинам общего для студентов учебного плана. Для занятий по некоторым дисциплинам (например, для изучения иностранных языков) учебные группы могут разбиваться на две-три подгруппы. Лекционные учебные занятия по общим для нескольких учебных групп дисциплинам, как правило, проводятся по потокам, объединяющим учащихся этих групп. Объединение групп в потоки способствует более эффективному использованию профессорскопреподавательского состава и учебных площадей вуза. Расписание занятий составляется на семестр вперед, но учебным группам, преподавателям и учебным аудиториям с учетом вхождения групп в общие для них потоки.

При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса занятия также проводятся в группах и потоках в соответствии с общим для студентов и преподавателей расписанием учебных занятий. Но, в отличие от поточно-групповой организации обучения, здесь потоки и группы формируются для изучения конкретных учебных дисциплин под руководством выбранных студентами преподавателей заново на каждый семестр перед его началом. Составы групп студентов, изучающих разные дисциплины, формируются независимо друг от друга в процессе записи студентов на занятия к выбранным преподавателям и могут отличаться. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса обеспечивает освобождение студента от необходимости иметь семестровый учебный план и расписание общими с другими студентами. При индивидуально-ориентированной организации учебного процесса студент самостоятельно планирует свою учебную работу на предстоящий семестр. Учебное заведение выставляет лишь общее расписание занятий по всем учебным дисциплинам и преподавателям. Студент решает сам, когда, какие занятия и каких преподавателей посещать и в каком порядке в рамках установленных ограничений изучать дисциплины основного учебного плана. Индивидуально-ориентированная организация учебного процесса является ключевым функциональным элементом особой формы организации учебного процесса, получившей название «система зачетных единиц».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой