Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В философских исследованиях специальные умения и навыки рассматриваются в процессе взаимодействия содержания и формы в искусстве. Известно, что в изобразительном искусстве форма служит отражением содержания и тесно связана с техникой исполнения и специальными умениями и навыками, что является важнейшей составляющей творческого процесса, поскольку самый глубокий замысел не реализуется, если… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ
    • 1. 1. Психолого-педагогические аспекты развития живописных умений
    • 1. 2. Специфика художественного восприятия
    • 1. 3. Критерии оценки живописных умений
  • Глава II. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ
    • 2. 1. Типичные пробелы в живописном процессе студентов начальных курсов (констатирующий эксперимент)
    • 2. 2. Взаимодействие замысла композиционных начал, тоновых и цветовых контрастов в живописи натюрморта
    • 2. 3. Динамика формирования живописных умений (формирующий эксперимент)

Развитие живописных умений студентов начальных курсов художественно-графических факультетов педагогических вузов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Инновационные процессы, происходящие в системе высшей школы, и переход вузов на многоуровневую систему обучения обусловливает актуальность исследования. В этом процессе акцентируется необходимость воспитания творческой личности, способной к самостоятельной продуктивной деятельности, обладающей необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками. Особенно это важно для учителя изобразительного искусства в школе, который призван прежде всего развивать творческие способности детей, а также формировать умения и навыки изображения.

Подготовка таких специалистов в рамках минимально определенных учебных часов на изобразительное искусство в педагогических вузах требует постоянного совершенствования вузовской методики обучения, нахождения новых, более результативных форм и методов обучения живописи, которая занимает особое место в системе эстетического воспитания и художественного образования, является эффективным средством развития творческих способностей студентов, поэтому постоянно требует к себе повышенного внимания художников, педагогов, исследователей. Именно на занятиях по живописи наиболее продуктивно формируются творческие принципы и высокие эстетические потребности обучаемых, что позволяет будущим учителям изобразительного искусства в средних школах успешно формировать гармонично развитую личность. В связи с этим проблема развития специальных умений и навыков в процессе творческой деятельности на занятиях по живописи относится к первоочередным, поскольку именно от этого процесса во многом зависит уровень творческого саморазвития студентов, эффективность практического усвоения знаний по живописи.

Данная проблема сложна и многопланова, ее успешное методическое решение возможно на основе исследований по психологии, философии, педагогике, для которых проблема развития творческих способностей личности, а также специальных умений является всегда актуальной.

Психологические исследования различных аспектов творческой деятельности (Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, Jl. М. Веккер, JL С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В С. Кузин, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, О. И. Никифорова, С. Л. Рубинштейн, И. М. Сеченов, Д. Н. Узнадзе, П. Я. Якобсон и др.) позволили выявить некоторые закономерности творческого процесса, определить его связь с восприятием, мышлением и воображением. При этом особенно подчеркивается связь процессов восприятия и визуального мышления, где обнаруживают творческие начала уже в перцептивных действиях (Р. Арнхейм, Ю. П. Вергилес, Н. Н. Волков, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев и др.).

В философских исследованиях специальные умения и навыки рассматриваются в процессе взаимодействия содержания и формы в искусстве. Известно, что в изобразительном искусстве форма служит отражением содержания и тесно связана с техникой исполнения и специальными умениями и навыками, что является важнейшей составляющей творческого процесса, поскольку самый глубокий замысел не реализуется, если художник не обладает соответствующими умениями и навыками. Умения и навыки поднимаются до уровня искусства, когда они связаны с эмоционально-образным замыслом художника, включены в творческий процесс, что придает убедительность и выразительность последнему, делая его доступным для восприятия других.

В этом контексте формирование живописных умений и навыков невозможно без творческого начала в восприятии обучаемых. И это обстоятельство подчеркивается в исследованиях, посвященных отдельным теоретическим проблемам восприятия художественного образа (В. Ф. Асмус, Ю. Г. Бореев, Н. П. Бондаренко, А. И. Гризова, А. К. Дремов, Л. Н. Зеле-нов, А. Н. Илиади, М. С. Коган, В. И. Костин, А. Н. Лощинин, Б. Г. Лукьянов, Б. В. Новиков, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт, А. Т. Шумилин и ДР-).

Различные педагогические проблемы активизации учебной деятельности исследованы такими учеными, как Д. Б. Богоявленский, Ш. И. Гане-лин, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, Н. Н. Поддьяков, Н. В. Чекалева, что дает возможность достаточно обоснованно моделировать педагогическую составляющую данной проблемы.

В научно-методической литературе по изобразительному искусству необходимо отметить многоплановый интерес ученых к процессу обучения по специальным дисциплинам (А. Т. Антонов, Г. В. Беда, Р. В. Ветров,.

B. А. Гаврилко, Р. Г. Горелов, А. К. Жаксыбергенов, Р. М. Золотухина,.

C. Е. Игнатьев, А. И. Иконников, А. Я. Козляков, В. С. Кузин, С. П. Ломов, В. П. Мамугина, Ю. И. Найда, В. А. Непомнящий, Ю. Г. Новоселов, А. Л. Павловский, В. А. Падчеваров, Н. Н. Ростовцев, М. В. Ряполов, Г. Б. Смирнов, Л. К. Сыров, А. Е. Терентьев, М. П. Титов, П. Ф. Чистов, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др.), что позволило исследовать многие актуальные методические проблемы изобразительного искусства и выявить специфические особенности обучения будущего учителя изобразительного искусства в школе.

Важные психологические и педагогические особенности процесса изображения исследовали известные ученые (Н. Н. Волков, Л. А. Ивахнова, Е. И. Игнатьев, А. И. Иконников, В. С. Кузин, Н. М. Сокольникова, Н. К. Шабанов и др.). Отдельные вопросы совершенствования педагогического мастерства в процессе обучения изобразительному искусству освещались в публикациях В. П. Климович, И. В. Прокофьева, И. В. Солоду-хина, Е. Л. Толстых и других авторов.

Творческие проблемы процесса изображения анализируются в работах В. П. Зинченко, В. С. Кузина, В. К. Лебедко, Л. Г. Медведева, Е. В. Шороховачастным аспектам этой проблемы посвящены исследования Ю. М. Агиева, Н. С. Ищук, О. Е. Колоколовой, Е. Д. Кузнецова,.

В. Е. Нестеренко, Б. Е. Оспанова, JI. А. Панова, А. И. Сухарева, Р. А. Са-фиулина.

Живопись, органически вбирая в себя эстетические функции, декоративные особенности и содержательные свойства предметов изображения, базируется на принципах эстетического восприятия и творческой деятельности художника. Различные проблемы обучения живописи исследовали Г. В. Беда, В. А. Басманов, Н. Н. Волков, Е. В. Воронина, Е. В. Воронина, Б. Г. Гагарин, Е. И. Игнатьев, Ю. В. Коробка, В. С. Кузин, М. Е. Кузнецов, Н. Н. Лукин, П. Я. Маслов, А. И. Масленников, Р. Мизанбаев, Е. В. Моисеева, А. В. Новикова, О. И. Окунев, А. А. Панова, Н. К. Пронина, А. С. Пучков, П. П. Ревякин, А. С. Рындин, Л. И. Рындина, М. А. Семенова, И. Н. Тихоненко, А. Н. Унковский, Е. А. Хижняк, О. В. Шаляпин, Е. В. Шорохов, А. П. Яшухин и др. Эти авторы акцентировали различные проблемы цветовосприятия на занятиях по живописи, что значительно повышает не только теоретический уровень живописных знаний, но и способствует развитию эмоциональной содержательности и творческой направленности обучения. При этом совершенно справедливо подчеркивалось, что изучение теоретических основ живописи и формирования профессиональных умений содействует расширению профессионального кругозора. Другие ученые уделяли больше внимания проблемам композиции на занятиях по живописи и считали необходимым разработку заданий на изучение композиционных принципов, которые дают студентам возможность видеть цветовое и эстетическое единство предметного мира, понять универсальность композиционных принципов и способствует гармонизации живописных отношений.

Кроме этого, за многовековую историю развития изобразительного искусства накоплен богатейший эмпирический материал, описанный многими выдающимися художниками и теоретиками искусства начиная с эпохи Возрождения (Л. Альберти, Ч. Ченнино, Леонардо да Винчи, А. Дюрер,.

Дж. Вазари), а также более поздними художниками, такими как Д. Рейнольде, Э. Делакруа и др.).

Большую ценность представляет эмпирический материал и теоретические обобщения известных отечественных художников (Н. Волков,.

A. Дейнека, А. Иванов, Б. Иогансон, К. Коровин, Н. Крымов, И. Репин,.

B. Суриков, П. Чистяков, В. Фаворский, С. Чуйков, Г. Щегаль, К. Юон и.

ДР-).

Авторы подчеркивают необходимость знания технических особенностей живописных материалов, формирования специальных умений и навыков по живописи, отмечают важность творческого начала при восприятии для живописи. Вместе с тем специальных исследований, посвященных научно-методической разработке взаимодействия формирования живописных умений и навыков и творческого начала, обусловленных языком живописного искусства, основанного на взаимодействии тональных и цветовых отношений, решаемых в процессе обучения, явно недостаточно. На сегодняшний день целый ряд частных проблем методики обучения живописи, связанных с взаимодействием эстетических, творческих и аналитических начал изображения, остается недостаточно изученным, что и порождает противоречия:

— между возрастанием сложности профессиональных функций учителя изобразительного искусства, связанных с первостепенной задачей педагога — развитием творческих способностей учащихся, формированием эстетического восприятия и недостаточной разработанностью важнейших составляющих живописных умений в системе высшего художественно-педагогического образования;

— необходимостью качественных изменений в обучении студентов в связи с новыми возросшими требованиями к учителям изобразительного искусства в средних общеобразовательных и художественных школах и недостаточно разработанной методической системой, соответствующей современным требованиям эстетического воспитания и творческого саморазвития учащихся.

Указанные противоречия привели нас к выводу о необходимости исследования взаимодействия базовых основ академической живописи, формирующих живописные умения и активизирующих творческую продуктивность в динамичном живописном процессе.

Цель исследования состоит в разработке научно обоснованной целостной методики обучения академической живописи, основанной на формировании живописных умений в последовательном развитии живописного восприятия и цветопонимания в процессе посильной творческой деятельности, а также выявлении зависимости между замыслом и соответствующими умениями.

Объектом исследования является процесс профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях по живописи.

Предметом исследования — целостная учебно-творческая деятельность студентов начальных курсов в процессе обучения живописи.

Гипотеза исследования: эффективность формирования живописных умений студентов начальных курсов значительно повышается, если:

1) выявить возможности тональных и цветовых взаимоотношений предметов натюрморта в их композиционном воспроизведении;

2) определить динамику этого взаимодействия на первоначальных этапах обучения живописи;

3) обосновать последовательность обучения, стимулирующую системное освоение этих начал в практической деятельности студентов.

Задачи исследования заключаются в том, чтобы: раскрыть сущность и содержание взаимодействия тона и цвета в восприятии предметов для изображения и формирования последовательных живописных умений на первоначальных этапах обучения;

— обосновать основные параметры, критерии и показатели для оценки степени сформированности живописных уменийв процессе опытно-экспериментальной работы определить эффективные формы взаимодействия целенаправленного выявления тоновых и цветовых отношений предметов изображения в процессе посильной творческой работы;

— проследить динамику взаимодействия этих начал в последовательном усложнении живописного изображения натюрморта;

— отметить изменения, которые произошли вследствие целенаправленного обучения.

Методологичекую основу исследования составили:

— философские исследования, посвященные различным аспектам эстетического познания в процессе формирования художественного образа (Ю.

B. Борев, P. J1. Грегори, А. И. Гризова, А. К. Дремов, Jl. Н. Зеленов, А. Ф. Зись, А. Н. Илиади, М. С. Коган, В. С. Кузин, Б. Г. Лукьянов, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт);

— психологические исследования проблем восприятия связанных с творческой деятельностью (Б. Г. Ананьев, Н. К. Бакланов, Н. Н. Волков, JI. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, А. Г. Ковалев, В. А. Крутецкий, А. Н. Леонтьев, Г. И. Лернер, О. И. Никифорова, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Ф. Н. Узнадзе, А. И. Щербаков, П. Я. Якобсон);

— педагогические исследования в области новых педагогических технологий (О. А. Абдулина, Ю. П. Азаров, А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский,.

C. Г. Бабаев, Ю. Л. Васильев, И. А. Данилов, Н. В. Кузьмина, Н. Ф. Ливи-тов, А. И. Пискунов, Н. И. Ратеева, М. Н. Скаткин, В. А. Сластенин, Т. И. Шамова, Т. И. Щукина);

— теоретические положения методики обучения изобразительному искусству (Г. В. Беда, Н. Н. Волков, И. А. Ивахнова, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, Е. В. Шорохов).

Для достижения поставленной дели были применены следующие методы исследования:

— системный анализ учебной, научной, методической литературы по проблеме исследования;

— анализ учебных программ по живописи различных лет, а также дипломных работ;

— педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр, опрос;

— проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных с последующим анализом его результатов.

Решение поставленных задач исследования и проверка рабочей гипотезы проводилась на художественно-графическом факультете педагогического университета Алматы и осуществлялась в три этапа:

1-й этап (1997;1999) — аналитико-поисковый. Обобщен опыт обучения живописи в педагогических и художественных вузах. Определены дели, предмет, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Проведен констатирующий эксперимент со студентами начальных курсов художественно-графического факультета;

2-й этап (1999;2002) — теоретический. Разработаны новые формы развития умений и навыков на занятиях по живописи, выявлены возможности взаимодействия творческих начал и специальных умений в процессе обучения живописи студентов начальных курсов;

3-й этап (2002;2007) — проведен формирующий эксперимент, позволивший выявить эффективность предложенной методики, осуществить качественную и количественную обработку экспериментальных данных, проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы по существу проведенного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Обоснование последовательности обучения академической живописи, опирающейся на формирование тонового и цветового восприятия предметов изображения в посильном творческом процессе.

2. Выявление взаимодействия тоновых и цветовых отношений в их постепенном техническом и художественном усложнении.

3. Теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики обучения студентов академической живописи, включающей в себя реализацию живописного замысла в соответствующем композиционном решении.

Научная новизна и теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что:

— выявлены, научно обоснованы методические особенности взаимодействия цветовых и тоновых контрастов в процессе целенаправленного наблюдения и формирования замысла;

— выявлены дополнительные резервы активизации творческой деятельности студентов на занятиях по живописи, связанные с осмыслением необходимых умений и навыков для воплощения умозрительного образа в конкретном композиционном решении;

— выявлены возможности взаимодействия композиционных и живописных задач и развития соответствующих умений и навыков;

— определены параметры, критерии и отдельные показатели живописных умений студентов, основанных на понимании органического взаимодействия тоновых и цветовых взаимоотношений предметов изображения;

— выявлена динамика последовательного освоения живописных умений и навыков в процессе изображения натюрморта.

Практическая значимость исследования состоит в том, что: — разработана теоретическая и практическая модель взаимодействия тоновых и цветовых отношений предметов изображения и формирования конкретных живописных умений, что позволяет активизировать творческую деятельность студентов и их эстетическое восприятие;

— разработаны методические рекомендации по развитию специальных умений и навыков у студентов на занятиях по живописи в последовательной композиционной работе;

— материалы, результаты исследования используются в системе художественных педвузов, а также будут полезны учителям изобразительного искусства в средних общеобразовательных и художественных школах для активации творческой деятельности детей.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечивается исходными методологическими позициями, адекватностью применяемых методик, целенаправленным анализом реальной педагогической практики, положительного художественного опыта, комплексным характером педагогического эксперимента, подтверждением гипотезы исследования результатами экспериментальной работы.

Апробация результатов, полученных в ходе проведенного исследования, осуществлялась посредством регулярных обсуждений диссертационного материала на международных, региональных, межвузовских научных конференциях в Алмате, Астане, Омске, Новосибирске, Нижневартовске, Магнитогорске, Тольятти. Основные теоретические положения диссертации и экспериментальные материалы опубликованы в учебных пособиях для студентов, а также в межвузовских научно-методических сборниках.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, включающих в себя по три параграфа, заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

В живописном процессе последовательность восприятия модели, направление живописных действий приобретают важное значение. Полнота восприятия зависит не только от объективного содержания модели, но и от того, что художник способен увидеть в этом объекте.

Логика формирования живописного замысла диктуется логикой наблюдениясопоставлением и обобщением информации о модели, включающими в себя: выделение объекта из фона, оценку освещения контрастов, сопоставление данных предметов с уже познанными предметами подобного типа, определение живописных средств.

Работу над формированием замысла необходимо начинать одновременно с первоначальным обучением умениям и навыкам живописи и усвоением живописной грамоты.

Формирование замысла в живописном процессе является основой успешной творческой работы, сущностью которой выступает способность в единичном видеть всеобщее во всей сложности, противоречивости, многогранности и полноте отличительных черт.

Выявление композиционной выразительности, изучение цветового и тонового взаимодействия предметов, познание предметной сущности, каждого предмета в отдельности и выявление логики их живописной гармонии — с одной стороныс другой — приобретение первоначальных живописных знаний, формирование умений и навыков изображения — все это является логическим следствием последовательного восприятия и формирования живописного замысла.

Развитие живописных умений тесно связано, с одной стороны, со всеми специальными знаниями по живописи, с другой — с эффективностью посильной творческой деятельности.

Живописные умения базируются на восприятии цветовых изменений в зависимости от удаления и условий освещения в контексте общей тональности объектов изображения, например, воспринимая объемный предмет, человек видит его теневую сторону такого же цвета, как освещенную, вместе с тем художник выделяет различные градации тональных отношений.

— Выявлено, что на начальных этапах обучения наблюдается стремление студентов к точности определения цветовых отношений. По мере развития живописного восприятия и овладения необходимыми изобразительными умениями формируется эстетический взгляд на организацию живописного листапри этом наряду с четкой моделировкой цветовых отношений замечается стремление к выявлению прежде всего тоновых сторон изображения, а последовательность живописного изображения диктуется уже замыслом.

Установлено, что живописные умения поднимают на более высокий уровень наглядные и образно-эстетические функции восприятия, активизируют целенаправленную деятельность на поиски новых более, выразительных средств изображения.

Выяснилось, что фундаментом развития живописных умений является понимание специфики композиции в живописи, представление о сущности композиционного решения, основанного на гармоничном и целостном взаимодействии тональных и цветовых контрастов, а также наличие замысла как неотъемлемой части успешного развития живописных умений в посильном творческом процессе.

— Важнейшая особенность условного языка живописи — наличие тонового и цветового контрастов. Профессиональность живописного этюда подчеркивается не только выявлением основных тональных отличий цветовых пятен, но и разработкой тонких тональных нюансировок этих контрастов.

Суть живописных отношений заключается в том, что самые светлые и самые темные, более интенсивные и насыщенные цвета изображения и натуры подобны. Умение осмыслить цветовое богатство натуры с ограниченными красками палитры являются основой профессионального мастерства живописца. Метод работы тоновыми и цветовыми отношениями начинается с определения в натуре наиболее светлых и наиболее темных цветовых пятен. Остальные, промежуточные находятся между ними и сравниваются между собой с этими противоположными контрастами.

Умение выявлять разнообразные контрасты и учитывать факторы, определяющие их существование, наряду со знаниями основ живописной грамоты эффективно способствует развитию живописных умений будущего художника-педагога.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М. А. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне / Пер. с англ. канд. физ.-мат. наук И. В. Пеновой. М.: Мир, 1982. -181с.
  2. , А., Левидова, М. Цвет и линия. М.: Сов. художник, 1986. -326 с.
  3. , М. В. Композиция в живописи. Исторический очерк. -М.: Искусство, 1940. 132 с.
  4. , С. С. О колорите. М.: Изобраз. искусство, 1974. — 172 с.
  5. , С. С. О цвете и красках. М.: Искусство, 1964. — 53 с.
  6. , С. С. Цветоведение. М.: Искусство, 1952. — 148 с.
  7. , Б. Г. Психология чувственного познания. М.: АПН РСФСР, 1960.- 148 с.
  8. , Б. Г. Избранные психологические труды : в 2 т. М.: Педагогика, 1980.
  9. , А. А. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980.-255 с.
  10. , В. Ф. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968.-654 с.
  11. , Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  12. , Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. -М.: Педагогика, 1989.
  13. , Г. В. Основы изобразительной грамоты. М.: Просвещение, 1981.-239 с.
  14. , Г. В. Цветовые отношения и колорит. Краснодар: Краснодарский ун., 1967.- 184 с.
  15. , Г. В. Живопись и ее изобразительные средства. М.: Просвещение, 1977.
  16. , А. В. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96 с.
  17. Ван Гог, В. Письма. М.- JI.: Искусство, 1966. — 602 с.
  18. , В. В. О традициях и новаторстве в искусстве // Проблема наследия в теории искусства / отв. ред. М. Лившиц. М., 1984. — 300 с.
  19. , В. В Китае // Новый мир. 1956. — № 9. — С. 184−225.
  20. , В. Система цвета в живописи. Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.- 192 с.
  21. , А. В. Материалы и техника живописи советских мастеров. Очерки. -М.: Советский художник, 1958. 205 с.
  22. , Б. Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. — 591 с.
  23. , Н. Ю., Зинченко, В. П. Проблемы адекватности образа // Вопр. философии. 1967. — № 4. — С. 55−65.
  24. , Н. Н. Восприятие предмета и рисунка. М.: АПН РСФСР, 1950.-508 с.
  25. , Н.Н. Цвет в живописи. М.: Искусство, 1984. — 320 с.
  26. , Н. Н. Восприятие картины. М. «.Просвещение, 1976. — С. 32.
  27. , Н. Н. Композиция в живописи. М.: Искусство, 1977. — 263 с.
  28. , Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д: Феникс, 1998. -480 с.
  29. , П. Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и пониманий. М.: МГУ, 1965. -92 с.
  30. , В. А. Восприятие целостных объектов. Л.: ЛГУ, 1974. -152 с.
  31. , П. Я. Введение в психологию. М.: Книж. дом «Универмаг», 1999.
  32. , М. Модернизм. С., П.: Азбука-классика, 2003. — 477 с.
  33. , И. В. Статьи и мысли об искусстве. М.- Л.: Искусство, 1936. -410 с.34
Заполнить форму текущей работой