Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Социальная психология: теория и практические методы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Если в публикации, посвященной социальным установкам (ИЗ), несколько раз встречается термин «социальная установка», «аттитюд» и пр., то все равно всю статью следует считать как одно упоминание категории ИЗ. В категории, А каждая социально-психологическая публикация считается как одно упоминание. В категори ях В и Г за одно упоминание следует считать либо всю социально-психологическую публикацию… Читать ещё >

Практикум. Социальная психология: теория и практические методы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Задание 1. Исследование социально-психологической тематики в профессиональной периодической печати

Цели:

  • 1. Ознакомить студентов с техникой коптент-аналитического кодирования текста и дать им практический навык ее освоения.
  • 2. Обучить студентов способам статистической обработки данных контент-анализа. Ход занятия:

Преподаватель просит студентов принести (можно использовать электронный вариант) на занятие тексты статей одного из российских профессиональных психологических журналов, например: «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вестник МГУ. Серия 14. Психология», «Психологическое обозрение», «Мир психологии», «Журнал практического психолога», начиная с 1995 г. по текущий период.

Затем преподаватель делит студентов на рабочие группы по 4—5 человек, знакомит с техникой проведения процедуры контент-анализа и совместно с ними начинает в текстах поиск соответствующих индикаторов. В качестве единиц анализа можно рассмотреть следующие единицы.

1. Качественные единицы анализа (кодировка)*

A. Характер публикации по социально-психологической проблематике.

А1. Теоретико-методологические проблемы.

А2. Эмпирические исследования.

АЗ. Историко-библиографические обзоры.

А4. Другое.

Б. Место жительства авторов.

Б1. Москва.

Б2. Санкт-Петербург.

БЗ. Другие города РФ.

Б4. Зарубежные города.

B. Отечественная социальная психология.

В1. Теория, методология.

В2. Полевые исследования.

ВЗ. Лабораторные исследования.

В4. Другое.

Г. Зарубежная социальная психология.

Г1. Теория, методология.

Г2. Полевые исследования.

ГЗ. Лабораторные исследования.

Г4. Другое.

Д. Общение.

Д1. Общие проблемы изучения.

Д2. Общение как обмен информацией.

ДЗ. Общение как взаимодействие.

Д4. Общение как взаимное восприятие.

Д5. Другое.

Е. Большие группы.

Е1. Психология социально-профессиональных групп.

Е2. Психология этнических групп.

ЕЗ. Психология временных, неорганизованных больших групп.

Е4. Другое.

Ж. Малые группы.

Ж1. Общие проблемы изучения.

Ж2. Групповая (совместная) деятельность.

ЖЗ. Групповая сплоченность.

Ж4. Групповое давление.

Ж5. Лидерство в малой группе.

Жб. Групповое принятие решения.

Ж7. Развитие группы.

Ж8. Другое.

И. Социальная психология личности.

И1. Общие проблемы изучения.

И2. Социализация личности.[1]

ИЗ. Социальные установки.

И4. Личность в группе.

И5. Другое.

К. Прикладные социально-психологические исследования.

К1. Массовая коммуникация.

К2. Управление.

КЗ. Реклама.

К4. Политика.

К5. Образование, воспитание.

Кб. Семья.

К7. Спорт, досуг.

К8. Другое.

Л. Испытуемые (респонденты).

Л1. Студенты.

Л11. Студенты-психологи.

Л12. Прочие студенты.

Л2. Школьники.

ЛЗ. Рабочие.

Л4. Руководители и специалисты.

Л5. Научные работники.

Л 6. Другое.

М. Методы исследования.

Ml. Наблюдение.

М2. Опрос.

М21. Анкетный опрос.

М22. Интервьюирование.

М3. Социометрия.

М4. Контент-анализ.

М5. Эксперимент.

М51. Полевой эксперимент.

М52. Лабораторный эксперимент.

Мб. Фокус-грунна.

М7. Другое.

2. Количественные единицы анализа

Единицы контекста — отдельные номера журнала, отдельные публикации. Анализируются только социально-психологические публикации, т. е. такие, в которых социально-психологическая проблематика составляет более 50% содержания.

При этом частота упоминаний категорий и подкатегорий в единицах контекста фиксируется и подсчитывается как тематическая.

В случае затруднения можно привести пример:

Если в публикации, посвященной социальным установкам (ИЗ), несколько раз встречается термин «социальная установка», «аттитюд» и пр., то все равно всю статью следует считать как одно упоминание категории ИЗ. В категории, А каждая социально-психологическая публикация считается как одно упоминание. В категори ях В и Г за одно упоминание следует считать либо всю социально-психологическую публикацию, либо соответствующую ее часть, посвященную подкатегориям 1,2,3,4.

Объем упоминаний категорий и подкатегорий подсчитывается в количестве печатных знаков. Для категорий В и Г — то же, что и при подсчете частоты упоминаний.

Отдельно подсчитывается процентное отношение объема социально-психологических публикаций к общему объему публикаций в каждом номере журнала и для всего комплекта (за год).

После проведения анализа студенты составляют отчет о выполнении задания (отчет можно составлять рабочими группами по 4—5 человек), в котором указываются: — гипотезы исследования (если они были);

  • — заполненные отчетные таблицы «Таблицы фиксирования результатов контентанализа представленности социально-психологической проблематики в периодической печати» (табл. 8.5—8.7)
  • — интерпретация полученных результатов и выводы.

Количество, характер и авторство социально-психологических публикаций[2]

Таблица 8.5

в журнале «_» за_год

Номер журнала.

Категория А, частота упоминаний.

Категория А, объем упоминаний.

Категория Б, частота упоминаний.

Категория Б, объем упоминаний.

1.

2.

Итого.

Таблица 8.6

Тематика и тины исследований в отечественной социальной психологии по публикациям в журнале «_» за_год2

Категории тематики исследований.

Категория В, частота упоминаний.

Категория В, объем упоминания.

Итого.

Итого.

Д1.

Д4.

Е1.

Е4.

Ж1.

Ж8.

И1.

И5.

Итого.

Тематика прикладных социально-психологических исследований и инструментарий по публикациям в журнале «_» за_год.

Категория.

Число упоминаний.

Объем упоминаний.

Категория.

Число упоминаний.

Категория.

Число упоминаний.

К1.

Л1.

Ml.

Кб.

Л6.

Мб.

К7.

М7.

К8.

Итого.

Итого.

Итого.

Задание 2. Изучение текстов при помощи метода контент-анализа

Цели:

  • 1. Научить студентов разрабатывать категориальную основу контент-аналитического исследования.
  • 2. Дать практический навык составления кодировочной инструкции.
  • 3. Закрепить у студентов навыки кодировки текстов и обработки данных.

Ход занятия:

Преподаватель делит студентов на подгруппы по 3—4 человека. Затем на материале текстов различной тематики (порядка 30 текстов), принесенных студентами, осуществляется процедура сбора и обработки данных методом контент-анализа. В качестве текстов можно использовать эссе самих студентов или сочинения на определенную тему, а также развернутые ответы на открытый вопрос (например, «Мое самое необычное воспоминание из студенческой жизни», «Роль судьбы в жизни человека» и т. п.).

Студенты в своих подгруппах сначала разрабатывают концептуальную схему исследования, выдвигают гипотезы, продумывают и формулируют категории анализа. После этого происходит сбор (выбор) необходимого текстового материала и составляется кодировочная инструкция. Во время работы сначала каждый студент осуществляет кодировку своей части массива текстов, затем данные сводятся в общие таблицы и анализируются.

По итогам работы каждая подгруппа готовит отчет стандартной формы, в который в качестве приложения включаются образцы проанализированных тестов.

  • [1] Методы социально-психологического исследования. С. 40—42.
  • [2] Богомолова Н. Н. Контент-анализ. 2 Для зарубежных социально-психологических исследований составляется аналогичнаятаблица.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой