Управление дебиторской задолженностью
К инкассационным методам и инструментам относятся методы работы с каждым конкретным клиентом, начиная от анализа его платежеспособности, выгодности этого клиента для компании, присвоения и изменения кредитного рейтинга и заканчивая процедурами взыскания задолженности. В эту группу включаются такие методы и инструменты, как анализ структуры дебиторской задолженности, расчеты размера скидки… Читать ещё >
Управление дебиторской задолженностью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В оперативной финансовой работе любого хозяйствующего субъекта кроме определения потребности в оборотном капитале и нахождения источников финансирования его прироста очень важное место занимает повседневное управление дебиторской задолженностью как важнейшим фактором формирования притока денежных средств.
Анализ статистических данных, представленных в табл. 21.4.1, свидетельствует о снижении доли дебиторской задолженности в оборотных активах предприятий. В 2007 г. этот показатель по экономике в целом составил чуть больше 55%, при этом доля просроченной дебиторской задолженности снизилась почти в два раза по сравнению с 2004 г.: с 16 до 8%.
Однако рассчитывать на сохранение этой тенденции в 2008; 2010 гг. не приходится. Финансовый кризис, охвативший почти все страны мира, породил нехватку денежных средств у хозяйствующих субъектов, что ведет к росту неплатежей, и как следствие — к росту недоверия предприятий друг другу, переходу на иные более жесткие условия оплаты (как правило, стопроцентной предоплаты) отгружаемой продукции или оказываемых услуг. В таких условиях необходимость максимально эффективного управления дебиторской задолженностью возрастает в разы.
Неэффективное управление этим активом всегда приводит к ситуации, когда предприятие, имея высокую прибыль, не обладает денежными средствами. Поскольку большинство предприятий работает по методу начисления, то при отгрузке товаров прибыль лишь формируется и отражается на балансе, но не существует в реальном выражении до того момента, пока соответствующая денежная сумма не поступит на расчетный счет в банке.
Отметим, что российские специалисты в области финансов в отличие от западных коллег негативней относятся к дебиторской задолженности, что связано с недооценкой роли этого актива в хозяйственной деятельности компании и медленным внедрением современных методов и инструментов управления им.
При командно-административном управлении экономикой дебиторской задолженностью считалась только просроченная задолженность, погасить которую можно было путем устных и письменных переговоров с должником или в судебном порядке. Именно эти методы управления дебиторской задолженностью преимущественно и использовались на российских предприятиях до начала 2000 гг., а на некоторых — до сих пор.
Таблица 21.4.1. Доля дебиторской задолженности в оборотных активах по основным отраслям экономики, %
Год. | Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятий в целом по экономике. | Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятий промышленного сектора. | Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятий сельского хозяйства. | Доля дебиторской задолженности в оборотных активах транспортных предприятий,. | Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятий связи. | Доля дебиторской задолженности в оборотных активах предприятий торговли. |
47,9. | 49,4. | 27,3. | 63,1. | 27,9. | 20,9. | |
50,4. | 53,3. | 18,6. | 62,4. | 52,4. | 28,8. | |
52,4. | 60,6. | 60,2. | 36,4. | |||
58,9. | 84,9. | 75,8. | 53,1. | |||
нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | |
нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | |
нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | |
61,3. | 54,5. | 26,3. | 78,7. | 59,0. | ||
нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | нет данных. | |
58,7. | 53,8. | 26,2. | 74,3. | 59,0. | 63,4. | |
60,5. | 54,4. | 28,1. | 85,4. | 55,1. | 65,1. | |
56,9. | 49,9. | 28,7. | 68,4. | 57,1. | ||
56,7. | 50,6. | 27,8. | 59,6. | 62,3. | ||
55,7. | 50,3. | 30,9. | 64,3. | |||
55,5. | 48,6. | 32,5. | 56,7. | 43,2. | 63,4. |
Западные экономисты рассматривают дебиторскую задолженность прежде всего как объект эффективного вложения капитала. Предоставляя кредит, компания может увеличить объемы продаж постоянным покупателям, привлечь новых клиентов и таким образом увеличить прибыль.
В то же время дебиторская задолженность — это потенциально положительный денежный поток, связанный с погашением суммы долгов, причитающихся предприятию от покупателей.
Заметим, что в экономических словарях под дебиторской задолженностью понимают сумму долгов, причитающихся предприятию от юридических и физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Согласно этому определению в состав дебиторской задолженности также включаются векселя к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность учредителей по вкладам в уставный капитал, авансы выданные, предоставленные сотрудникам займы, переплата по налогам; их доля в общем объеме дебиторской задолженности составляет чуть меньше 50%.
Всю совокупность используемых методов и инструментов управления дебиторской задолженностью можно разделить на три большие группы:
инвестиционно-кредитные методы и инструменты позволяют формировать оптимальные, т. е. соответствующие целям и задачам управления дебиторской задолженностью, параметры вложения оборотного капитала в дебиторскую задолженность. Именно эти методы в условиях кризиса являются наиболее востребованными;
инкассационные методы и инструменты — их применение обеспечивает своевременность исполнения дебиторами обязательств по предоставленному коммерческому кредиту;
методы и инструменты рефинансирования дебиторской задолженности дают компании возможность не только получить денежные средства, инвестированные в дебиторскую задолженность, но и, передавая дебиторскую задолженность третьим лицам, управлять качеством этого актива.
К наиболее распространенным методам и инструментам первой группы относятся:
¦ метод прямого счета оптимального объема «инвестиций» в дебиторскую задолженность;
¦ аналитический метод определения оптимального объема «инвестиций» в дебиторскую задолженность;
¦ метод чистой приведенной стоимости определения оптимального объема «инвестиций» в дебиторскую задолженность;
¦ метод определения оптимального объема «инвестиций» в дебиторскую задолженность на основе вероятности погашения долга;
¦ метод окупаемости (период предоставления кредита);
¦ метод сезонных датировок;
¦ метод сценариев;
¦ стандарты кредитоспособности.
Результаты использования этих методов и инструментов зависят от нескольких факторов: от традиций, сложившихся в конкретной отрасли; степени влияния компании на рынок товаров; достоверности маркетинговой информации; доступности и стоимости финансовых источников; типа выбранной кредитной политики; соотношения себестоимости и цены продукции и др.
К инкассационным методам и инструментам относятся методы работы с каждым конкретным клиентом, начиная от анализа его платежеспособности, выгодности этого клиента для компании, присвоения и изменения кредитного рейтинга и заканчивая процедурами взыскания задолженности. В эту группу включаются такие методы и инструменты, как анализ структуры дебиторской задолженности, расчеты размера скидки за ранний платеж и периода предоставления этой скидки, инкассационная политика, система мотивации персонала, участвующего в управлении дебиторской задолженностью.
К методам и инструментам рефинансирования дебиторской задолженности относятся дисконтирование счетов, передача задолженности коллекторскому агентству, договор факторинга, форфейтинг, выпуск краткосрочных ценных бумаг, секьюритизация и использование деривативов (производных ценных бумаг).
Кратко охарактеризуем эти относительно новые для отечественного финансового менеджмента инструменты.
Дисконтирование счетов — продажа третьему лицу с дисконтом права требования по одному или нескольким счетам.
Договор факторинга — уступка дебиторской задолженности финансовому учреждению взамен на немедленное финансирование и услуги по управлению дебиторской задолженностью конкретных покупателей.
Форфейтинг (экспортный факторинг) аналогичен договору факторинга, но в этом случае возникновение уступаемой дебиторской задолженности в обязательном порядке связано с экспортной операцией.
Выпуск краткосрочных бумаг позволяет компаниям произвести заимствования на короткие сроки с помощью инструментов денежного рынка. Например, выпустить в обращение собственные векселя, продать акцептованные банком векселя или аккредитивы и т. д.
Секьюритизация предполагает создание новой компании, которая выпускает ценные бумаги и деривативы, обеспеченные дебиторской задолженностью, принадлежащей учредителю. Кроме того, деятельность таких компаний прозрачна, стоимость активов не зависит от бизнеса компании-кредитора, что определяет высокую котировку таких бумаг и позволяет сохранить генерируемые денежные потоки компании.
Деривативы (производные ценные бумаги) — это финансовые контракты (например, опционы, свопы и др.), в основе которых заложены события, связанные с дебиторской задолженностью. Например, «своп на кредитный дефолт», согласно которому одна из сторон оплачивает фиксированные периодические купоны за срочность (продолжительность) сделки, а другая сторона не осуществляет платежей до тех пор, пока не случится какое-либо оговоренное сторонами событие (например, не оплата дебиторской задолженности в срок). Если оно состоится, вторая сторона по контракту осуществляет платеж первой стороне, и сделка «свопа на кредитный дефолт» прекращается.
Основным фактором использования компаниями этих методов и инструментов рефинансирования дебиторской задолженности является степень развития и совершенствования рыночной инфраструктуры (фондовых рынков, банковской системы и т. д.).
Основным критерием применения в управлении дебиторской задолженностью того или иного метода или инструмента является соотношение прогнозируемого увеличения прибыли от продаж и затрат, связанных с вложениями в дебиторскую задолженность и мероприятиями по ее инкассации.
Менеджменту компании, учитывая специфику деятельности, целесообразно разработать свою систему оценки эффективности управления дебиторской задолженностью.
Заметим, что под эффективным управлением дебиторской задолженностью понимается система принятия и реализации решений относительно этого актива, приводящая к оптимизации денежного потока от текущей деятельности предприятия при минимизации затрат на управление дебиторской задолженностью за некоторый период времени.
В определении не случайно используется слово «оптимальный», т. е. наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам, так как финансовая политика, стратегия фирмы на определенной стадии ее развития могут быть направлены на постановку разных целей и решение различных задач (например, сохранение, стабилизация или увеличение денежного потока, завоевание определенного сектора рынка с допуском убытков на первоначальном этапе и др.).
Таким образом, современная финансовая наука и практика предлагают множество эффективных в условиях кризиса методов и инструментов управления дебиторской задолженностью, их выбор и эффективная реализация во многом зависят от уровня профессионализма менеджмента компании.