Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Изобразительное искусство Франции

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Романтизм, как это показал всеевропейский художественный опыт, — плодотворная эпоха для расцвета всех видов и форм изобразительного искусства. Романтический колорит, краски, стилистика, яркие и сильные индивидуальности, острый драматизм страстей и переживаний, содержательный эмоциональный и духовный мир личности, субъективизм, одухотворенная природа, — все это получило отзвук в полотнах, этюдах… Читать ещё >

Изобразительное искусство Франции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Романтизм, как это показал всеевропейский художественный опыт, — плодотворная эпоха для расцвета всех видов и форм изобразительного искусства. Романтический колорит, краски, стилистика, яркие и сильные индивидуальности, острый драматизм страстей и переживаний, содержательный эмоциональный и духовный мир личности, субъективизм, одухотворенная природа, — все это получило отзвук в полотнах, этюдах, портретах прославленных живописцев. При этом творчество художников романтической эпохи в разных странах отражало национальное своеобразие, обусловленное историческими событиями, духовным климатом и художественными традициями. Особый вклад в этом плане внесли мастера Франции.

Изобразительное искусство Франции.

П. Гюэ. Буря. 1853.

Революционный классицизм: Давид и Энгр. Общественно-политические потрясения, как прямые результаты событий 1789—1794 гг., а позднее — наполеоновских войн, вызвали к жизни направление, получившее название революционного классицизма. Его отличали героический и патриотический пафос, прокламирование идеалов республиканизма, свободолюбия и самопожертвования. Эти мотивы главенствуют в творчестве Жака Луи Давида (1748—1825). В нем рано проявилась неутолимая страсть к рисованию; во время учебы в академии он выказал завидное трудолюбие и целеустремленность. Художественное образование он получил в Италии. В ранней картине «Клятва Горациев» (1784), написанной на сюжет римской легендарной истории, сказались его гражданственные настроения: молодые люди, изображенные художником, приносят клятву отдать жизнь за родину. В начале 1790-х гг. вместе с группой художников Давид работал в интересах революционных сил и был избран членом Конвента. В это время он пишет знаменитую картину «Смерть Марата»: трибун лежит в ванне, заколотый Шарлоттой Корде. Шарль Бодлер так отозвался о картине: «Перед нами драма во всем ее ужасе… Шедевр Давида — одно из чудес современного искусства».

Изобразительное искусство Франции.

Ж.-Л. Давид. Смерть Марата. 1793.

После термидорианского переворота Давид порывает с якобинцами, пишет ряд картин, прославляющих Бонапарта («Наполеон при переходе через Сен-Бернар», «Коронация Наполеона»), Император оказывает ему разнообразные знаки благоволения.

Изобразительное искусство Франции.

Ж.-Л. Давид. Наполеон на перевале Сен-Бернар. 1800.

Постепенно, однако, популярность Давида снижается: на смену несколько помпезному классицизму приходит романтическая стилистика. После нападения Наполеона и возвращения Бурбонов Давид подвергся гонениям, был лишен гражданства и отправился в изгнание в Брюссель. Там он создал замечательный портрет «Голова старика», отмеченный реалистической и психологической выразительностью. Ему предлагали покаяться перед Бурбонами, но он отказался. Вспоминая годы революции, он говорил: «Я делал то, что должен был делать». Он умер в 1825 г. и просил похоронить его во Франции; сердце художника было опущено в могилу его жены.

Представителем классицизма в первой половине XIX в. был и Жан Огюст Доминик Энгр (1780—1867). Он, как и многие классицисты, осваивал сюжеты историко-мифологического характера: «Юпитер и Фетида», «Обет Людовика XIII» и др. Но с особой страстью он работал в жанре портрета («Семья Форестье», «Портрет Паганини»), в котором передавал внутреннюю психологическую сущность модели. Мастерство Энгра как рисовальщика проявилось в графических портретах (среди них портрет Николо Паганини), отличающихся гибкой, плавной линией. Наблюдательность Энгра сказалась в полотнах, рисующих обнаженное женское тело («Источник», «Большая одалиска» и др.); в этих работах он близок по манере к Рембрандту, Гойе, Пуссену.

Романтизм: Жерико и Делакруа. Становление романтизма во французской живописи обычно связывают с именем Теодора Жерико (1791 — 1824), живописца, графика и скульптора. С раннего детства у него проявился талант в изображении батальных сцен, а особенно в рисовании лошадей. Позднее он посвящает ряд картин подвигам Наполеоновской кавалерии; особенно известна его картина «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» (1812). Повышенной экспрессией, эмоциональностью образов отличаются картины Жерико «Раненый кирасир» (1814) и «Бег свободных лошадей в Риме» (1817).

Высшее достижение Жерико — его обширное полотно размером более 35 квадратных метров «Плот „Медузы“» (1817). В основу сюжета картины положено реальное трагическое событие — кораблекрушение фрегата «Медуза» в результате некомпетентности капитана. На картине запечатлен плот, на котором пытаются спастись моряки фрегата. Из 149 человек экипажа в живых осталось лишь 11. Воспроизведение всех деталей катастрофы, использование свидетельств спасшихся очевидцев позволило Жерико передать в живых подробностях обрушившуюся на моряков беду. При этом частный эпизод обретает благодаря блестящей кисти Жерико глубоко символический характер рокового противоборства человека и разбушевавшейся стихии. В период работы над полотном Жерико стремился быть бескомпромиссно достоверным: он встречался с очевидцами трагедии, включая плотника, строившего злополучный плот, делал зарисовки погибших в катастрофе. Кстати, впервые термин романтизм применительно к живописи появляется именно в связи с этой картиной в некрологе, посвященном Жерико (1824).

Изобразительное искусство Франции.

Т. Жерико. Плот «Медузы». 1819.

Образ этого художника возникает в романе Луи Арагона «Страстная неделя», посвященном драматическим событиям в истории Франции — возвращению Наполеона с острова Эльба. В романе показана позиция Жерико в это судьбоносное время.

Плодотворно трудился Жерико в жанре портрета, отмеченного психологизмом, и литографии. Горькая ирония жизненной судьбы Жерико заключается в том, что художник, так любивший лошадей и умевший великолепно изображать столь трудный объект, погиб, едва переступив тридцатилетие, в результате неудачного падения с лошади.

Признанным лидером романтического движения в живописи был Эжен Делакруа (1796—1863), который считал Жерико своим учителем и в качестве художественного эталона почитал его знаменитый «Плот „Медузы“». В 16 лет Делакруа серьезно занялся живописью и музыкой. Его картины одушевлены страстным героическим пафосом и убеждением в неотвратимом торжестве справедливости. Одна из первых его известных картин называлась «Данте и Вергилий»; она была написана, но мотивам «Божественной комедии». В ней обозначились характерные черты манеры художника: напряженность, драматизм, пластика фигур, цветовая гамма.

Изобразительное искусство Франции.

Э. Делакруа. Ладья Данте. 1822.

Постепенно Делакруа решительнее отходил от канонов классицизма, выдвигая на первый план принцип цвета. Его привлекают сюжеты, исполненные подлинного драматизма и трагизма. Его картина «Резня при Хиосе» (1824) запечатлела кровавую расправу турок над восставшими греками. Важным направлением его творчества становятся иллюстрации к драмам Байрона («Казнь дожа Марино Фальеро», 1827).

Свидетельством вольнолюбивых настроений Делакруа стал его шедевр «Свобода на баррикадах». Это знаковое полотно было создано в год Июльской революции (1830). Объясняя свой замысел, Делакруа писал брату: «Я приступил к картине на современный сюжет… Если я не сражался за свободу отечества, буду делать живопись в его честь». Картина принесла ему славу и орден Почетного легиона. В центре картины — аллегорический образ Свободы, полотнище флага, фигуры восставших, представителей всех слоев общества и среди них подросток, прообраз Гавроша.

На некоторое время Делакруа уезжает в северную Африку, где пишет картины, передающие местный колорит, столь любимый романтиками («Еврейская свадьба в Марокко», «Арабские комедианты», «Львиная охота в Марокко»). Писал он и в жанре психологического портрета: ему принадлежит один из наиболее удачных образов композитора-романтика Шопена.

В полотнах на исторические и мифологические темы Делакруа берет на вооружение выразительную цветовую гамму. Как график он демонстрирует гибкость рисунка, иллюстрирует такие литературные шедевры, как «Фауст» Гёте, драмы Еврипида, Шекспира. По мнению искусствоведов, Делакруа был величайшим мастером цвета. Для него цвет — главное средство выразительности. Эта особенность сделала Делакруа одним из предтеч импрессионизма.

На романтическую эпоху падает и творчество Оноре Домье (1808— 1879), выдающегося живописца, рисовальщика, карикатуриста, скульптора. Среди разных жанров, им освоенных, выделяется карикатура. В этом проявился дух свободолюбия, критический пафос, который отличает художественную жизнь Франции. Особенно активен как карикатурист Домье был в годы Июльской монархии, когда он выпускает серию сатирических портретных литографий «Знаменитости золотой середины», в которых преобладает гротесковое начало. Их герои — новые хозяева жизни: биржевики, финансисты.

В 1832 г. он создал карикатуру на короля Луи-Филиппа, представив его в виде объевшегося Гаргантюа, за что поплатился полугодичным пребыванием в тюрьме. Писал он и образы парижских пролетариев.

В 1835 г. политическая карикатура была запрещена, и Домье вынужден был сменить амплуа, обратившись к бытовому жанру. В период революционных событий конца 1840-х гг. Домье возвращается к сатирической тематике, в частности, создав типическую фигуру политического авантюриста Ратапуаля. На исходе творческого пути Домье создает серию наиболее удачных интерпретаций образа Дон Кихота. Домье внес вклад в становление реалистических тенденции в национальной живописи.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой