Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов
В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения. Проект федерального закона о федеральном бюджете… Читать ещё >
Порядок рассмотрения и утверждения бюджетов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правительство РФ, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, местные администрации муниципальных образований вносят на рассмотрение законодательного (представительного) органа соответственно проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ на очередной финансовый год и плановый период в установленные сроки. Проект закона субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый гол (очередной финансовый год и плановый период) и проект закона субъекта РФ о бюджете территориального государственного внебюджетного фонда в сроки, установленные законом субъекта РФ, но не позднее 1 ноября текущего года. Проект решения о местном бюджете в сроки, установленные муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования, но не позднее 15 ноября текущего года.
В законе (решении) о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета, а именно:
- o общий объем доходов бюджета;
- o общий объем расходов;
- o дефицит (профицит) бюджета;
- o нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ.
Законом (решением) о бюджете устанавливаются:
- o перечень главных администраторов доходов бюджета;
- o перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- o распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов в ведомственной структуре расходов на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
- o общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств;
- o объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов и (или) предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы РФ в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде);
- o общий объем условно утверждаемых (утвержденных) расходов1 в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и плановый период на первый год планового периода в объеме не менее 2,5% общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода в объеме не менее 5% общего объема расходов бюджета;
- o источники финансирования дефицита бюджета;
- o верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга и др.
Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются:
- o основные направления бюджетной и налоговой политики;
- o предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;
- o прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;
- o прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый годи плановый период либо проект среднесрочного финансового плана;
- o пояснительная записка к проекту бюджета;
- o методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;
- o верхний предел государственного (муниципального) долга;
- o проект программы государственных (муниципальных) внутренних заимствований;
- o проект программы государственных внешних заимствований;
- o проекты программ государственных (муниципальных) гарантий;
- o оценка ожидаемого исполнения бюджета;
- o проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов и др.
В случае, если закон (решение) о бюджете не вступил в силу с начала текущего финансового года, финансовый орган правомочен ежемесячно доводить до главных распорядителей бюджетных средств бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств в размере, не превышающем одной двенадцатой части бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году. Порядок распределения и (или) предоставления межбюджетных трансфертов другим бюджетам бюджетной системы РФ сохраняется в виде, определенном на отчетный финансовый год1.
Правительство РФ вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее 1 октября текущего года. Одновременно в Государственную Думу вносятся следующие документы и материалы:
- o основные направления бюджетной и налоговой политики;
- o предварительные итоги социально-экономического развития РФ за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития РФ за текущий финансовый год;
- o прогноз социально-экономического развития РФ;
- o оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год;
- o прогноз основных параметров бюджетной системы РФ, в том числе консолидированного бюджета РФ;
- o пояснительная записка к проекту;
- o расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- o реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, в том числе за счет субвенций бюджетам субъектов РФ;
- o перечень публичных нормативных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета, и расчетами по ним;
- o методики и расчеты распределения межбюджетных трансфертов между субъектами РФ;
- o основные показатели государственного оборонного заказа;
- o отчеты о реализации долгосрочных целевых программ;
- o федеральная адресная инвестиционная программа;
- o верхний предел государственного внешнего долга РФ;
- o верхний предел и проект структуры государственного внутреннего долга РФ;
- o проект программы предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- o проекты программ государственных внутренних и внешних заимствований РФ;
- o проект программы государственных гарантий РФ в иностранной валюте и проект программы государственных гарантий РФ в валюте РФ;
- o предложения, но минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), размеру стипендий, а также предложения о порядке индексации заработной платы работников федеральных казенных учреждений, денежного содержания (денежного довольствия) федеральных государственных служащих;
- o расчеты прогнозируемого использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, прогнозируемого объема средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство РФ вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:
- o о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ;
- o о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Банк России не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту РФ и в Правительство РФ.
Проект закона о федеральном бюджете считается внесенным в срок, если он доставлен в Государственную Думу до 24 часов 1 октября текущего года. Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.
Председатель Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета, для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов установленным требованиям.
Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы.
Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект закона о федеральном бюджете принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в Совет Федерации, другим субъектам права законодательной инициативы, в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату на заключение.
Совет Государственной Думы направляет проект закона о федеральном бюджете в Комитет по бюджету и определяет комитеты — соисполнители по рассмотрению отдельных разделов и подразделов проекта.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. В первом чтении он должен быть рассмотрен в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством РФ.
При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Предметом рассмотрения проекта закона о федеральном бюджете в первом чтении являются основные характеристики федерального бюджета, к которым относятся:
- o прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема нефтегазовых доходов федерального бюджета;
- o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы РФ;
- o общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;
- o условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5% общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5% общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;
- o объем нефтегазового трансферта;
- o верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
- o нормативная величина Резервного фонда;
- o дефицит (профицит) федерального бюджета.
При утверждении основных характеристик федерального бюджета указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции.
В течение 10 дней со дня внесения в Государственную Думу проекта закона о федеральном бюджете комитеты Государственной Думы готовят и направляют в Комитет по бюджету заключения по указанному законопроекту и предложения о принятии или об отклонении представленного законопроекта, а также предложения и рекомендации по предмету первого чтения.
На основании заключений комитетов Государственной Думы и субъектов права законодательной инициативы Комитет по бюджету готовит свое заключение по указанному законопроекту и представляет его на рассмотрение Государственной Думы.
При рассмотрении в первом чтении проекта Государственная Дума заслушивает доклад Правительства РФ, содоклады Комитета по бюджету и комитета — соисполнителя, ответственного за рассмотрение прогноза социально-экономического развития РФ на очередной финансовый год и плановый период, а также доклад Председателя Счетной палаты и принимает решение о принятии или об отклонении указанного законопроекта. При утверждении в первом чтении основных характеристик федерального бюджета Государственная Дума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение Правительства РФ.
В случае отклонения в первом чтении проекта закона Государственная Дума может:
- o передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета;
- o вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;
- o поставить вопрос о доверии Правительству РФ. Государственная Дума рассматривает проект федерального
закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 25 дней со дня его принятия в первом чтении.
Предметом рассмотрения проекта закона во втором чтении являются:
- o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающие перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;
- o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете, устанавливающее перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;
- o бюджетные ассигнования по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета в пределах общего объема расходов федерального бюджета;
- o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов;
- o программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- o программа государственных внутренних заимствований РФ;
- o программа государственных внешних заимствований РФ;
- o программа государственных гарантий РФ в валюте РФ;
- o программа государственных гарантий РФ в иностранной валюте;
- o приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период по долгосрочным (федеральным) целевым программам с указанием бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение указанных;
- o текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Субъекты права законодательной инициативы направляют поправки по предмету второго чтения в Комитет по бюджету.
При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и ведомственная структура расходов федерального бюджета. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.
Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой. Одобренный Советом Федерации закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
Секретные статьи федерального бюджета рассматриваются на закрытом заседании палат Федерального Собрания РФ. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания РФ и специальными комиссиями палат.
В случае отклонения Президентом РФ федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанный закон передается для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию. При этом в состав согласительной комиссии включается представитель Президента РФ.
Бюджетным кодексом РФ предусмотрено внесение и вменений в федеральный закон о бюджете, которые Правительство РФ разрабатывает и представляет в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов.