Предмет регулирования международного права
Как особая система права МП отличается собственным предметом регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правовой регламентации, но субъектному составу можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные. Второй функцией МП является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и регулируя общественные отношения, нормы МП наделяют участников международных… Читать ещё >
Предмет регулирования международного права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как особая система права МП отличается собственным предметом регулирования. Отношения, являющиеся предметом международно-правовой регламентации, но субъектному составу можно разделить на межгосударственные и немежгосударственные.
К международным межгосударственным относятся отношения:
- 1) между государствами (например, отношения по сокращению вооруженных сил);
- 2) между государствами и нациями, борющимися за независимость (к примеру, оказание помощи государствами народу по обретению независимости).
Нормы МП направлены, прежде всего, на регламентацию отношений между основными субъектами международных отношений — государствами. Собственно говоря, МП складывалось и развивалось (до самого недавнего времени) исключительно как межгосударственное.
Что касается отношений между государствами и нациями, борющимися за независимость, заметим, что борющиеся нации представляют собой как бы «предгосударства», и отношения с ними, по своей сути, — это отношения с государствами, находящимися в процессе становления.
Однако МП регулирует и отношения немежгосударственного характера — т. е. отношения, в которых государство является лишь одним из участников либо вообще не участвует. В настоящее время круг участников международного общения чрезвычайно расширился и многие отношения (например, борьба с преступностью) перешли из категории «дел, входящих во внутреннюю компетенцию государства» в сферу «общих интересов государств» .
Международными немежгосударственными являются отношения:
- 1) между государствами и международными организациями, а также государство-подобными образованиями (например, отношения Интерпола с государствами-участниками);
- 2) между международными организациями (например, отношения ВТО и ЕС);
- 3) между государствами, международными организациями, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой (служба в учреждениях ООН, представительство предпринимателей в органах МОТ и др.);
- 4) между физическими и юридическими лицами (международная купля-продажа товаров, трудовые отношения с мигрантами, брачно-семейные отношения с иностранными гражданами и др.).
Иногда предмет регулирования международно-правовых и внутригосударственных норм совпадает. К примеру, вопросы обеспечения и защиты прав человека подпадают под действие и международно-правовых, и внутригосударственных норм. В этом случае речь можно вести о комплексном (чаще всего совместном) регулировании определенных правоотношений нормами обеих систем права. Совокупность норм МП и национального права, регламентирующих конкретные отношения, получила название правоприменительного комплекса.
Учитывая вышеизложенное, международное право можно определить как особую систему права — совокупность международно-правовых норм, создаваемых субъектами МП и регулирующих отношения между государствами, нациями, борющимися за свою независимость, международными организациями, государство-подобными образованиями, отношения с участием физических и юридических лиц, иных образований.
Функции международного права
Под функциями МП следует понимать основные направления воздействия МП на отношения, являющиеся предметом международно-правового регулирования.
Нужно сказать, что функции МП многообразны и зависят не только от объекта международно-правового воздействия, но и от достигнутого уровня международно-правового регулирования тех или иных сфер отношений.
Основное социальное назначение МП заключается в организации международных отношений, отвечающей современному уровню человеческой цивилизации. Результатом действия МП является возникновение, упорядочивание, прекращение или сокращение определенных отношений.
Собственно юридическими функциями МП можно считать стабилизирующую, регулятивную и охранительную функции.
Стабилизирующая функция МП заключается в том, что МП призвано организовывать мировое сообщество, устанавливать определенный международный правопорядок, стремиться упрочить его, сделать более стабильным. В последнее время эта функция приобретает все более важное значение в связи с изменением соотношения сил на международной арене и попыткой США «переделать мир по себя» .
Второй функцией МП является регулятивная функция. Устанавливая международный правопорядок и регулируя общественные отношения, нормы МП наделяют участников международных отношений определенными правами и обязанностями.
Охранительная функция заключается в обеспечении надлежащей охраны международных правоотношений. При нарушении международных обязательств субъекты международных правоотношений вправе использовать меры ответственности и санкции, допускаемые МП.