Задания для проверки знаний
Некто полагал, что простейшие психические процессы — ощущения и восприятия — можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По его мнению, к высшей мыслительной деятельности можно применить только… Читать ещё >
Задания для проверки знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
I. Терминологический тест
Раскройте содержание следующих понятий.
№. | Понятие. | №. | Понятие. |
Институализация науки. | Педология. | ||
Этос ученого. | Психотехника. | ||
Социальный институт. | Непосредственный опыт сознания. | ||
Научная школа. | Элементы сознания. | ||
Невидимый колледж. | Интроспекция. |
II. Персоналии
Напротив каждого имени напишите ключевые слова.
№. | Имя. | Ключевые слова. | №. | Имя. | Ключевые слова. |
Д. Прайс. | Т. Рибо. | ||||
Р. Мертон. | П. Жане. | ||||
В. Вундт. | В. М. Бехтерев. | ||||
М. М. Троицкий. | И. М. Сеченов. | ||||
Г. И. Челпанов. | Л. Бине. | ||||
К. Н. Корнилов. | И. П. Павлов. | ||||
П. П. Блонский. | Ст. Холл. | ||||
И. Д. Ермаков. | Н. Н. Ланге. |
III. Аналитическое задание (анализ и сравнение понятий)
- 1. Раскройте содержание понятий «малая наука» и «большая наука». Кто автор этих понятий? К какому историческому периоду относится понятие «малая наука» и к какому — «большая наука»?
- 2. Раскройте содержание понятия «этос ученого». Кто сформулировал это понятие? Какие ценностные установки оно включает?
- 3. Дайте определение понятия «социальный институт». Приведите примеры.
- 4. По каким признакам можно судить, что конкретная наука прошла процесс институализации?
- 5. Опишите процесс создания первых учебных заведений профессионального психологического образования. Назовите ученых — организаторов этих учебных центров. Укажите даты.
- 6. В чем принципиальное отличие лабораторий как исследовательских центров от больших, но численности научно-исследовательских учреждений?
- 7. Какова была основная проблематика исследовательских работ в лабораториях экспериментальной психологии Германии, Франции, России?
- 8. Какова роль периодических изданий (профессиональных журналов) как «ускорителей» процесса производства знания?
- 9. Какова роль международных конгрессов как «ускорителей» процесса производства знания?
- 10. Чем отличался процесс институализации психологии в Германии и России? Приведите как минимум три критерия, по которым эти два процесса различались.
- 11. Какую роль в развитии науки играет процесс создания профессиональных сообществ?
- 12. Какова роль Московского психологического общества в процессе институализации психологии в России?
- 13. Раскройте содержание основных понятий, на базе которых строилась теория В. Вундта: непосредственный опыт сознания, элементы сознания, апперцепция. Какие психические явления Вундт называл элементами сознания?
- 14. Какие методы использовались в лаборатории Вундта для изучения «непосредственного опыта сознания»?
- 15. Из каких теоретических оснований исходил Г. И. Челпанов, создавая Психологический институт им. Л. Г. Щукиной в Москве?
- 16. Раскройте содержание понятия «идеологизация гуманитарных наук».
- 17. О каком явлении идет речь в приведенном отрывке текста Д. И. Лихачева?
…создавалось представление о поисках истины как о поисках чего-то уже имеющегося, как выбор заранее существующих точек зрения… По существу всем этим отвергалась самая возможность открытий в науке… движение науки вперед мыслилось как расправа с теми, кто был не согласен с единственным изначально правильным направлениемГ.
18. О ком из известных вам ученых идет речь в приведенном фрагменте текста?
Некто полагал, что простейшие психические процессы — ощущения и восприятия — можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По его мнению, к высшей мыслительной деятельности можно применить только неэкспериментальные методы исследования.
IV. Аналитическое задание (анализ процесса институализации)
Напишите эссе по любой из представленных тем:
- 1. Сравнительный анализ программ развития психологии И. М. Сеченова и В. Вундта.
- 2. Основные этапы институализации психологии в России.
- 3. Санкт-Петербургская и Московская психологические школы на рубеже XIX— XX вв.
- 4. Сравнительный анализ психологических концепций В. Вундта и У. Джеймса.
- 5. Исторические корни программы развития психологии В. Вундта по части предмета, методов и концепции психологической науки.
- 6. Исторические корни программы развития психологии У. Джеймса по части предмета, методов и концепции психологической науки.[1]
V. Итоговый проверочный тест
Выберите единственный правильный ответ.
- 1. Заслуга в институализации психологии принадлежит:
- а) Ф. Гальтону;
- б) К. Пирсону;
- в) В. Вундту;
- г) Г. Гельмгольцу.
- 2. Заслуга в институализации психологии в России принадлежит:
- а) М. И. Владиславлеву;
- б) И. М. Сеченову;
- в) М. М. Троицкому;
- г) Г. И. Челпанову.
- 3. Заслуга в институализации психологии в США принадлежит:
- а) У. Джеймсу;
- б) Д. Уотсону;
- в) Э. Торндайку;
- г) Ч. Пирсу.
- 4. Представителями естественнонаучной линии в отечественной психологии были:
- а) Павлов И. П., Троицкий М. М" Введенский А. И.;
- б) Сеченов И. М" Ланге Н. Н., Бехтерев В. М.;
- в) Павлов И. П., Бехтерев В. М., Шпет Г. Г.;
- г) Франк С. Л., Ухтомский А. А., Сеченов И. М.
- 5. К признакам институализации относят:
- а) процесс формирования учебных заведений и разработки обучающих программ, формирование преподавательских коллективов;
- б) процесс формирования категориального аппарата науки;
- в) процесс формирования устойчивых методологических схем изучения психологии;
- г) процесс создания целевых экспериментальных лабораторий.
- [1] Лихачев Д. Предисловие // Репрессированная наука. С. 5.