Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Задания для проверки знаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Некто полагал, что простейшие психические процессы — ощущения и восприятия — можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По его мнению, к высшей мыслительной деятельности можно применить только… Читать ещё >

Задания для проверки знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

I. Терминологический тест

Раскройте содержание следующих понятий.

№.

Понятие.

№.

Понятие.

Институализация науки.

Педология.

Этос ученого.

Психотехника.

Социальный институт.

Непосредственный опыт сознания.

Научная школа.

Элементы сознания.

Невидимый колледж.

Интроспекция.

II. Персоналии

Напротив каждого имени напишите ключевые слова.

№.

Имя.

Ключевые слова.

№.

Имя.

Ключевые слова.

Д. Прайс.

Т. Рибо.

Р. Мертон.

П. Жане.

В. Вундт.

В. М. Бехтерев.

М. М. Троицкий.

И. М. Сеченов.

Г. И. Челпанов.

Л. Бине.

К. Н. Корнилов.

И. П. Павлов.

П. П. Блонский.

Ст. Холл.

И. Д. Ермаков.

Н. Н. Ланге.

III. Аналитическое задание (анализ и сравнение понятий)

  • 1. Раскройте содержание понятий «малая наука» и «большая наука». Кто автор этих понятий? К какому историческому периоду относится понятие «малая наука» и к какому — «большая наука»?
  • 2. Раскройте содержание понятия «этос ученого». Кто сформулировал это понятие? Какие ценностные установки оно включает?
  • 3. Дайте определение понятия «социальный институт». Приведите примеры.
  • 4. По каким признакам можно судить, что конкретная наука прошла процесс институализации?
  • 5. Опишите процесс создания первых учебных заведений профессионального психологического образования. Назовите ученых — организаторов этих учебных центров. Укажите даты.
  • 6. В чем принципиальное отличие лабораторий как исследовательских центров от больших, но численности научно-исследовательских учреждений?
  • 7. Какова была основная проблематика исследовательских работ в лабораториях экспериментальной психологии Германии, Франции, России?
  • 8. Какова роль периодических изданий (профессиональных журналов) как «ускорителей» процесса производства знания?
  • 9. Какова роль международных конгрессов как «ускорителей» процесса производства знания?
  • 10. Чем отличался процесс институализации психологии в Германии и России? Приведите как минимум три критерия, по которым эти два процесса различались.
  • 11. Какую роль в развитии науки играет процесс создания профессиональных сообществ?
  • 12. Какова роль Московского психологического общества в процессе институализации психологии в России?
  • 13. Раскройте содержание основных понятий, на базе которых строилась теория В. Вундта: непосредственный опыт сознания, элементы сознания, апперцепция. Какие психические явления Вундт называл элементами сознания?
  • 14. Какие методы использовались в лаборатории Вундта для изучения «непосредственного опыта сознания»?
  • 15. Из каких теоретических оснований исходил Г. И. Челпанов, создавая Психологический институт им. Л. Г. Щукиной в Москве?
  • 16. Раскройте содержание понятия «идеологизация гуманитарных наук».
  • 17. О каком явлении идет речь в приведенном отрывке текста Д. И. Лихачева?

…создавалось представление о поисках истины как о поисках чего-то уже имеющегося, как выбор заранее существующих точек зрения… По существу всем этим отвергалась самая возможность открытий в науке… движение науки вперед мыслилось как расправа с теми, кто был не согласен с единственным изначально правильным направлениемГ.

18. О ком из известных вам ученых идет речь в приведенном фрагменте текста?

Некто полагал, что простейшие психические процессы — ощущения и восприятия — можно и необходимо изучать с помощью лабораторных исследований. Но он был уверен, что экспериментальный метод не годится для изучения психических процессов высшего порядка, которые связаны с языком и прочими аспектами нашего культурного воспитания. По его мнению, к высшей мыслительной деятельности можно применить только неэкспериментальные методы исследования.

IV. Аналитическое задание (анализ процесса институализации)

Напишите эссе по любой из представленных тем:

  • 1. Сравнительный анализ программ развития психологии И. М. Сеченова и В. Вундта.
  • 2. Основные этапы институализации психологии в России.
  • 3. Санкт-Петербургская и Московская психологические школы на рубеже XIX— XX вв.
  • 4. Сравнительный анализ психологических концепций В. Вундта и У. Джеймса.
  • 5. Исторические корни программы развития психологии В. Вундта по части предмета, методов и концепции психологической науки.
  • 6. Исторические корни программы развития психологии У. Джеймса по части предмета, методов и концепции психологической науки.[1]

V. Итоговый проверочный тест

Выберите единственный правильный ответ.

  • 1. Заслуга в институализации психологии принадлежит:
    • а) Ф. Гальтону;
    • б) К. Пирсону;
    • в) В. Вундту;
    • г) Г. Гельмгольцу.
  • 2. Заслуга в институализации психологии в России принадлежит:
    • а) М. И. Владиславлеву;
    • б) И. М. Сеченову;
    • в) М. М. Троицкому;
    • г) Г. И. Челпанову.
  • 3. Заслуга в институализации психологии в США принадлежит:
    • а) У. Джеймсу;
    • б) Д. Уотсону;
    • в) Э. Торндайку;
    • г) Ч. Пирсу.
  • 4. Представителями естественнонаучной линии в отечественной психологии были:
    • а) Павлов И. П., Троицкий М. М" Введенский А. И.;
    • б) Сеченов И. М" Ланге Н. Н., Бехтерев В. М.;
    • в) Павлов И. П., Бехтерев В. М., Шпет Г. Г.;
    • г) Франк С. Л., Ухтомский А. А., Сеченов И. М.
  • 5. К признакам институализации относят:
    • а) процесс формирования учебных заведений и разработки обучающих программ, формирование преподавательских коллективов;
    • б) процесс формирования категориального аппарата науки;
    • в) процесс формирования устойчивых методологических схем изучения психологии;
    • г) процесс создания целевых экспериментальных лабораторий.
  • [1] Лихачев Д. Предисловие // Репрессированная наука. С. 5.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой