Учение Анаксимена (585—524 до н. э.)
Земля, например, висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака. Небесные светила возникают из земных испарений, которые поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие планеты, а также Солнце и Луна плавают в воздухе подобно огненным листьям. Третий представитель Милетской школы, Анаксимен… Читать ещё >
Учение Анаксимена (585—524 до н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Третий представитель Милетской школы, Анаксимен, — ученик и последователь Анаксимандра. Он в отличие от своего учителя, который писал «вычурной прозой» писал просто и безыскусственно. Это говорит о становлении научного и философского языка, об освобождении его от пережитков мифологии и социоантропоморфизма.
Анаксимен продолжает линию «развенчания» сверхъестественного, божественного происхождения звезд и других небесных светил, подчеркивая, что их природа ничем не отличается от Земли. Делает попытку расположения планет и определения расстояния между ними, называет Луну планетой наиболее близко расположенной к Земле. В своих философских взглядах Анаксимен продолжает развивать идею о первооснове мира, под которой он понимает воздух.
Круг научных интересов Анаксимена уже, чем у Анаксимандра. Вопросы биологии и математики его не интересовали. Анаксимен — астроном и метеоролог. Он автор сочинения «О природе».
Анаксимен не смог удержаться на уровне абстрактного мышления (как напр. Анаксимандр) и нашел первоначало всего сущего в бескачественной из четырех стихий — в воздухе.
Анаксимен называет воздух беспредельным, т. е. апейрос. Так апейрон превратился из субстанции в ее свойство. Алейрон — свойство воздуха.
Вещи, предметы природы являются лишь модификацией воздуха. Они произведены из воздуха путем его сгущения и разрежения. Значит, в воздухе происходит два процесса: процесс сгущения — рождающий твердые предметы, вещества; процесс разрежения — рождающий легкие частицы.
Земля, например, висит в воздухе как бы «оседлав» его. Затем образуются моря, облака. Небесные светила возникают из земных испарений, которые поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу. Неподвижные звезды вбиты в твердый небосвод подобно гвоздям, другие планеты, а также Солнце и Луна плавают в воздухе подобно огненным листьям.
«Беспредельный воздух у Анаксимена источник дыхания и жизни, весь мир и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело сдерживается душой.
Излюбленный способ доказательства у Анаксимена — аналогия, т. е. сравнительный метод.
Анаксимен в принципе возвращается к взглядам Фалеса в решении проблемы первоначала сущего, но он таким началом в отличие от Фалеса считает воздух, а не воду.