Финансовый анализ: сущность и концептуальные основы
Многие предприятия принимают тс или иные меры по снижению объема налоговых платежей, по обеспечению возможности распоряжения средствами предприятия в обход существующих законодательных нормативов, по достижению тех или иных целей во взаимоотношениях с органами власти и собственными акционерами. Все это приводит к тому, что имеющаяся официальная бухгалтерская отчетность, как правило, нс вполне… Читать ещё >
Финансовый анализ: сущность и концептуальные основы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате освоения данной главы студент должен:
знать
- • назначение, виды и объекты финансового анализа;
- • информационную базу финансового анализа;
- • современные методы финансового анализа;
- • методику финансового анализа;
уметь
- • собирать аналитическую информацию и формировать аналитическую отчетность предприятия;
- • собирать и интерпретировать финансовую информацию для проведения анализа;
- • проводить финансовый анализ с использованием современных методов и методик;
- • интерпретировать результаты финансового анализа;
владеть
- • навыками формирования аналитической отчетности предприятия с целью ее последующей аналитической обработки;
- • навыками проведения комплексного финансового анализа предприятия и формирования аналитической основы для принятия управленческих решений.
Составление аналитической отчетности
Внутренней информационной основой финансового менеджмента являются учет и отчетность, внешней — мониторинг внешней среды.
Финансовая отчетность — это совокупность форм отчетности, составленных на основе данных финансового учета с целью предоставления пользователям обобщенной информации о финансовом положении и результатах деятельности предприятия, а также изменениях в его финансовом положении за отчетный период.
Финансовый учет, в свою очередь, обобщает данные производственного учета, которые накапливаются и используются предприятием для внутреннего пользования.
Мониторинг внешней среды представляет собой процесс исследования состояния внешнего окружения предприятия (покупатели, поставщики, конкуренты, законодательство, состояние финансового и валютного рынков и т. п.) с точки зрения его влияния на финансовое состояние и финансовые результаты деятельности предприятия.
В условиях рыночной экономики у предприятия, с одной стороны, возникает потребность в наличии своевременной и полной информации для принятия управленческих решений и оценки их результатов. С другой стороны, предприятие должно предоставлять информацию для реальных и потенциальных инвесторов, а также для государства. Соответственно, пользователи финансовой отчетности условно разделяются на две основные категории: внутренние и внешние.
К внутренним пользователям относится управленческий персонал предприятия.
Среди внешних пользователей выделяется две основные группы: пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия, и пользователи, опосредованно заинтересованные в деятельности предприятия.
К первой группе относятся:
- • нынешние и потенциальные собственники предприятия;
- • нынешние и потенциальные кредиторы;
- • поставщики и покупатели;
- • государство (прежде всего фискальная система).
Ко второй группе относятся:
- • аудиторские службы;
- • консультанты, но финансовым вопросам;
- • биржи ценных бумаг;
- • регистрирующие и другие госорганы;
- • законодательные органы;
- • юристы;
- • пресса и информационные агентства;
- • профсоюзы и др.
Различие между некоторыми внешними пользователями первой группы и внутренними пользователями в ряде случаев несущественно, что приводит для них к расширению внешней отчетности и нивелированию ее различий с внутренней.
Одной из основных проблем, возникающих у финансовых менеджеров в ходе проведения финансового анализа, является проблема получения качественной информации о финансовом состоянии анализируемого объекта. При этом сведения, содержащиеся в бухгалтерской отчетности, не всегда способны предоставить пользователю полную и достоверную информацию о финансовом состоянии предприятия и результатах его работы.
Многие предприятия принимают тс или иные меры по снижению объема налоговых платежей, по обеспечению возможности распоряжения средствами предприятия в обход существующих законодательных нормативов, по достижению тех или иных целей во взаимоотношениях с органами власти и собственными акционерами. Все это приводит к тому, что имеющаяся официальная бухгалтерская отчетность, как правило, нс вполне отражает реальное экономическое положение и динамику развития хозяйствующих субъектов. Указанная проблема усугубляется тем, что часто предприятия используют несколько юридических лиц для обслуживания своей деятельности.
В результате на практике возникает необходимость верификации и корректировки существующей отчетности для обеспечения ее достоверности и адаптации, чтобы иметь возможность корректно и эффективно применять методы финансового менеджмента.
Информация включается в отчетность исходя из определенных принципов учета.
- 1. Принцип двойной записи. Каждая операция записывается дважды: в дебет одного счета и в кредит другого.
- 2. Принцип экономической единицы учета. Хозяйствующий субъект, идентифицируемый в отчетности, отделяется от его собственников и других субъектов.
- 3. Принцип периодичности. Предприятие должно периодически отчитываться перед заинтересованными сторонами о результатах своей деятельности.
- 4. Принцип непрерывности. Предприятие предполагает действовать достаточно долго, в соответствии с целями своей деятельности.
- 5. Принцип денежной оценки. Денежный измеритель используется в качестве универсального.
- 6. Принцип соответствия доходов отчетного периода расходам отчетного периода. В данном периоде отражаются только те расходы, которые обусловили получение доходов этого отчетного периода.
В ходе формирования отчетной информации должны соблюдаться определенные ограничения на информацию.
- 1. Оптимальное соотношение затрат и выгод. Затраты на составление отчетности должны разумно соотноситься с выгодами, извлекаемыми предприятием от предоставления этих данных.
- 2. Принцип осторожности. Документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и занижения оценки обязательств.
- 3. Конфиденциальность. Отчетность не должна содержать данных, которые могут нанести ущерб конкурентным позициям предприятия.
Отчетная информация группируется в укрупненные статьи — элементы финансовой отчетности: активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы, прибыль и убытки. Все элементы отчетности группируются в формы отчетности, основные из которых — «Бухгалтерский баланс» и «Отчет о финансовых результатах». Помимо унифицированной внешней отчетности существуют также разнообразные формы внутренней отчетности, основанные на внутреннем управленческом учете.