Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Налоги, сборы и налогообложение как правовые категории

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

По способу обложения (и степени переложения налогового бремени) различают: — прямые налоги, взимаются непосредственно с доходов или имущества фискальнобязанного лица, при этом плательщик, как правило, и является их юридическим и фактическим получателем и владельцем. Основными прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц… Читать ещё >

Налоги, сборы и налогообложение как правовые категории (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятия «налог», «сбор» и «налогообложение» являются центральными понятиями налогового права. Поэтому изучение их содержания имеет большое значение для уяснения сущности всего налогового права.

При этом следует учитывать, что вплоть до середины XVIII в. термин «налог» в России не применялся. Для обозначения фискальных платежей в законодательстве использовались термины «дань», а затем «подать», «повинность». Поэтому, например, налоговая политика страны в дореволюционных работах по финансовому праву (оно в свою очередь не разделялось с финансовой наукой) именовалась «податной политикой». Впервые в отечественной литературе термин «налог» употребляется в работе «О крепостном состоянии крестьян в России» историка А. Я. Поленова (1738−1816) в 1765 г. В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь в XIX в.

В наше время впервые определение налога дал в 1997 г. в одном из своих постановлений Конституционный Суд РФ: «налоговый платеж — это основанная на законе денежная форма отчуждения собственности с целью обеспечения расходов публичной власти, осуществляемого в том числе на началах обязательности, безвозвратности, индивидуальной безвозмездности»[1]. Затем, с принятием части первой НК, это определение стало легальным (ст. 8).

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Вилы налогов в литературе выделяют по самым различным классифицирующим основаниям. Остановимся лишь на наиболее традиционных.

  • 1) по способу обложения (и степени переложения налогового бремени) различают:
    • — прямые налоги, взимаются непосредственно с доходов или имущества фискальнобязанного лица, при этом плательщик, как правило, и является их юридическим и фактическим получателем и владельцем. Основными прямыми налогами являются налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций;
    • — косвенные налоги, взимаются в виде надбавки к цене товаров (работ, услуг), поэтому фактическое бремя налоговой нагрузки продавец (являющийся юридически налогоплательщиком) переносит на покупателя (юридически плательщиком этого налога не считающегося)[2]. Основными косвенными налогами выступают акцизы и налог на добавленную стоимость;
  • 2) по территории взимания разделяют:
    • — федеральные (устанавливаются и взимаются на территории всей страны);
    • — региональные (уплачиваются только на территории тех субъектов РФ, в которых установлены и введены);
    • — местные (уплачиваются только на территории тех муниципальных образований, в которых установлены и введены);
  • 3) по правовому статусу субъекта налогообложения:
    • — взимаемые только с физических лиц;
    • — взимаемые только с организаций;
    • — взимаемые и с физических лиц, и с организаций;
  • 4) по экономическому статусу субъекта налогообложения:
    • — взимаемые в связи с осуществлением плательщиком предпринимательской деятельности;
    • — взимаемые вне связи с осуществлением плательщиком предпринимательской деятельности;
  • 5) по уровню бюджета, в который поступают советующие налоговые платежи:
    • — закрепленные налоги (целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд);
    • — регулирующие налоги (поступления от которых в соответствии с бюджетным законодательством распределяются между бюджетами различных уровней).

Возможны классификации налогов и по многим иным основаниям.

Налог считается установленным в том случае, если соблюдена необходимая правовая процедура его узаконения, а также определены обязательные элементы налогообложения, а именно:

  • • налогоплательщики;
  • • объект налогообложения;
  • • налоговая база;
  • • налоговый период;
  • • налоговая ставка;
  • • порядок исчисления налога;
  • • порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Сбор — это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поэтому при установлении сборов законом должны быть определены их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

В российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия «налогообложение». Между тем только в нормах первой части НК этот термин используется около 40 раз (например, в п. 2 ст. 1, п. 1 и 6 ст. 3, ст. 4, а так же ст. 11, 12, 17, 18, 20, 23, 31, 34 38, 40, 41, 53, 54, 55, 62, 83, 85, 89,91, 120 и др.).

С доктринальной точки зрения налогообложение может рассматриваться с двух позиций:

  • 1) налогообложение как прямое изъятие органами налоговой администрации определенной части валового национального продукта (ВНП) в пользу государства для формирования централизованных и региональных финансовых ресурсов (бюджета);
  • 2) налогообложение как комплексная экономикофилософская категория, включающая в себя и весь комплекс мероприятий, проводимых органами налоговой администрации для указанного изъятия части ВНП в целях его последующего перераспределения в интересах всего общества, и общественные отношения, умонастроения, социальную обстановку в обществе, порождаемые (связанные) с налогообложением.

Налогообложение — это в совокупности весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

При этом под защитой прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения в первую очередь понимается, с одной стороны, обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц (как форма защиты прав и интересов налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов), с другой — защита нрава и законных интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, выделяют два уровня принципов налогообложения.

Первый уровень — экономические принципы налогообложения. Эти принципы формулируются в процессе развития финансовой науки и государствоведения, а реализуются (опробуются) при построении конкретных налоговых систем различных государств, и их генезис находит свое отражение во многих принципах налогового права. К экономическим принципам налогообложения, как правило, относят: принцип справедливости, принцип соразмерности налогообложения, принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков, принцип экономичности, эффективности налогообложения, принцип рентабельности налоговых мероприятий.

Второй уровень — юридические принципы налогообложения. Они формулируются в процессе развития юридической науки (в первую очередь науки налогового права и финансового права), затем на определенном этапе развития общества закрепляются в законодательстве в виде основных начал налогового законодательства и становятся принципами налогового права.

  • [1] Постановление Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16−11 «Но делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года „О государственной границе Российской Федерации“ в редакции от 19 июля 1997 года» .
  • [2] Разделение налогов на прямые и косвенные по способу обложения (непосредственно или опосредованно по отношению к фактическому носителю налогового бремени) встречается начиная с европейской финансовой литературы XVI в. При этом во все времена такая классификация критиковалась, как не отражающая всех особенностей, различные исследователи существенно перекраивали границы между прямыми и косвенными налогами, однако сама классификация стала устоявшейся традицией. При этом, например, в энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона (СПб.: Брокгауз-Эфрон, 1890−1907) справедливо указывается, что «ввиду неопределенности основания, на котором построена была первоначально приведенная классификация налогов, значение ее неоднократно подвергалось изменениям, и различные писатели, удерживая названия налогов прямых и косвенных, давали им новые определения, на основании других признаков». В современной отечественной литературе принято воспроизводить дореволюционное разделение прямых налогов на личные (уплачиваемые «в зависимости от полученного лицом дохода») и реальные (уплачиваемые «с имущества, но не с реального, а предполагаемого среднего дохода»). Однако практическая сообразность такой классификации современным реалиям, а рано ее юридическая польза, могут вызывать сомнения.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой