Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры российской федерации
В приказе Генеральной прокуратуры от 30 января 2013 г. № 45, которым утверждена названная Инструкция, отмечено, что порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее… Читать ещё >
Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений в органах прокуратуры российской федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В результате изучения главы студент должен:
знать
- • понятие обращения, виды обращений, рассматриваемых органами прокуратуры;
- • порядок регистрации и учета обращений в органах прокуратуры;
- • сроки разрешения обращений в органах прокуратуры;
уметь
- • принимать решения по поступившему в органы прокуратуры обращению;
- • принимать решения по результатам рассмотрения обращения;
- • работать с обращениями, поступившими в форме электронного документа;
владеть
- • навыками разрешения обращений, поступающих в органы прокуратуры;
- • навыками ведения личного приема заявителей.
Понятие и виды обращений
Рассмотрение обращений граждан является исключительно важным направлением работы прокуратуры, поскольку осуществление данной деятельности способствует решению задач обеспечения защиты и охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности и правопорядка. Разрешая обращения и принимая граждан, прокуроры получают информацию о совершенных и готовящихся правонарушениях, о недостатках в деятельности самой прокуратуры, что позволяет своевременно принимать меры по их устранению и восстановлению нарушенных прав и свобод, привлечению виновных к ответственности. Несмотря на расширение диапазона судебной защиты, значительное количество граждан предпочитает обращаться в органы прокуратуры. Решение возникающих проблем с нарушением законов и прав граждан не может осуществляться исключительно путем обращения пострадавших в суд, что обусловлено спецификой судебной процедуры. Зачастую прокуратура способна отреагировать на ситуацию с нарушением закона более оперативно, чем это было бы в случае судебного разбирательства, и, что немаловажно, без материальных затрат. Кроме того, большинство российских граждан все еще не готово отстаивать свои права самостоятельно и перестройка правосознания населения в этом отношении идет очень медленными темпами.
Обязанность по рассмотрению жалоб непосредственно возложена на прокуроров при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре прокурор, осуществляя надзор по этому направлению, рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина.
Данному вопросу в Законе о прокуратуре посвящена также ст. 10, которая называется «Рассмотрение и разрешение в органах прокуратуры заявлений, жалоб и иных обращений». В указанной статье установлено, что в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Поступающие в органы прокуратуры обращения рассматриваются в порядке и сроки, определенные Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который устанавливает общие положения, касающиеся реализации гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Более подробно порядок рассмотрения обращений, поступающих в прокуратуру, регламентируется Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации.
В приказе Генеральной прокуратуры от 30 января 2013 г. № 45, которым утверждена названная Инструкция, отмечено, что порядок приема, учета, регистрации обращений (запросов), их формирования в надзорные, наблюдательные производства, оформления, размножения, систематизации и хранения устанавливается Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации (далее — Инструкция по делопроизводству), иными организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, а также приказами и указаниями Генерального прокурора РФ, в органах военной прокуратуры — организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора.
Особенности порядка и сроков рассмотрения обращений, связанных с реализацией заявителями процессуальных прав и законных интересов в уголовном и гражданском судопроизводстве, обращений, вытекающих из международных отношений и обязательств, обращений (запросов) депутатов, органов законодательной и исполнительной власти, военнослужащих и иных обращений, а также приема граждан регулируются Регламентом Генеральной прокуратуры РФ и организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, в органах военной прокуратуры — организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора РФ — Главного военного прокурора.
В органах прокуратуры рассматриваются обращения граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, обращения и запросы должностных и иных лиц о нарушениях их прав и свобод, прав и свобод других лиц, о нарушениях законов на территории РФ. Обращения могут быть получены в письменной или устной форме на личном приеме, по почте, телеграфу, факсимильной связи, информационным системам общего пользования. Рассматриваются также обращения граждан, направленные СМИ. Обращения подлежат обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в органы прокуратуры.
Под обращением понимается предложение, заявление, жалоба или ходатайство. Обращения могут быть индивидуальными или коллективными. Индивидуальное — обращение, поданное самим гражданином, объединением граждан или юридическим лицом, которые считают свои права либо права других лиц нарушенными. Коллективное — обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания.
В Инструкции о рассмотрении обращений даны определения основных видов обращений.
Предложение — рекомендация заявителя по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению деятельности государства и общества в социальноэкономической и иных сферах.
Заявление — просьба гражданина или иного лица о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.
Жалоба — просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц.
Ходатайство — просьба заявителя о признании в случаях, установленных законодательством РФ, определенного статуса, прав, свобод.
Особо выделяются парламентский запрос, запрос и обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.
Парламентский запрос — запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания с соблюдением требований ст. 13 Федерального закона от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в порядке, установленном регламентом палаты, по вопросам, входящим в компетенцию Генеральной прокуратуры РФ.
Запрос — оформленный надлежащим образом, с соблюдением требований федерального законодательства, документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральному прокурору РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.
Обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы — документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.
В случае если член Совета Федерации или депутат Государственной Думы направил запрос не Генеральному прокурору РФ, а его заместителям или иному должностному лицу органов прокуратуры, он рассматривается как обращение.
Обращения могут быть первичными и повторными. Первичное — обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры, либо поступившее от лиц, ранее не обращавшихся в прокуратуру по уже рассматривавшемуся вопросу. Повторное — обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения.