Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Система специализированных органов совета европы по поощрению и защите прав человека

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Во вводной части заключения Комиссар констатирует, что в Европе тысячи людей с ограниченными возможностями до сих пор живут в неудовлетворительных условиях, страдая от пренебрежения со сторон общества и нарушений прав человека. Неблагоприятная ситуация в значительной степени обусловлена серьезными пробелами в национально законодательстве и правоприменительной практике, наличие которы Комиссар… Читать ещё >

Система специализированных органов совета европы по поощрению и защите прав человека (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Комиссар по правам человека

Должность Комиссара СЕ по правам человека была учреждена Резолюцией (99) 50 от 7 мая 1999 г. «О Комиссаре Совета Европы по правам человека», одобренной в рамках 104-го заседания Комитета министров СЕВ (6—7 мая 1999 г., Будапешт). Комитет действовал в соответствии с решением, принятым участниками Страсбургского саммита глав государст и правительств членов СЕ в октябре 1997 г.

Согласно резолюции (99) 50 Комиссар избирается ПАСЕ сроком на шесть лет без права переизбрания из списка, формируемого Комитето и включающего трех кандидатов.

Согласно Резолюции кандидат на должность Комиссара должен быть гражданином одного из государств — членов СЕ (ч. 1 ст. 9), являться видным общественным деятелем, обладающим высокими моральными качествами и признанной компетентностью по вопросам прав человека, быт известным сторонником ценностей СЕ, а также пользоваться личным авторитетом, необходимым для эффективного выполнения миссии Комиссар (ст. 10).

Комиссар нс вправе в период своего пребывания в должности заниматься деятельностью, несовместимой с выполнением возложенных на него функций. Комиссар должен действовать независимо и беспристрастно (ст. 2) В соответствии с ч. 2 ст. 6 Комиссар при осуществлении своих функци пользуется привилегиями и иммунитетами, предусмотренными ст. 40 В Устава Совета Европы, а также соглашениями, заключенными на ее основе Правовой статус Комиссара приравнивается к статусу судей ЕСПЧ.

Комиссар возглавляет Аппарат, созданный в рамках Генерального Секретариата СЕ. Деятельность Комиссара и Аппарата Комиссара финансируются из бюджета СЕ. Начиная с 1999 г., должность Комиссара занимали Альваро Хиль-Роблес (1999—2006), Томас Хаммарберг (2006—2012)В и с 24 января 2012 г. по настоящее время Ниле Муйжниекс (Латвия).

Должность Комиссара была учреждена, прежде всего, с целью продвижения и обеспечения должного уважения прав и свобод человека на территории 47 государств — членов СЕ. Согласно ст. 3 Резолюции (99) 50 в обязанности Комиссара входят: содействие образованию и распространению информации о правах человека в государствах — членах СЕ;

  • — содействие соблюдению и реализации прав человека в государствах — членах СЕ в полном объеме;
  • — консультирование и предоставление информации о защите пра человека и предотвращении нарушений прав человека. Взаимодействи с обществом Комиссар, по возможности, осуществляет через национальны институты, действующие в государствах — членах ЕС. В случае отсутстви таковых Комиссар способствует их созданию;
  • — оказание содействия национальным омбудсмаиам или аналогичны правозащитным институтам;
  • — выявление недостатков в национальном законодательстве и правоприменительной практике государств — членов СЕ в области обеспечени соблюдения прав человека, закрепленных в документах СЕ, содействи эффективному осуществлению соответствующих прав в государствахчленах СЕ, а также оказание государствам (с их согласия) содействи в устранении этих недостатков;
  • — подготовка доклада по конкретному вопросу для Комитета министров СЕ или ПЛСЕ в случаях, когда Комиссар считает это целесообразным;
  • — подготовка ответов на запросы Комитета министров СЕ или ПАСЕВ в рамках выполнения задачи Комиссара по обеспечению соблюдения стандартов по правам человека СЕ в порядке, который Комиссар считает уместным;
  • — представление ежегодного доклада Комитету министров СЕ и ПАСЕ;
  • — сотрудничество с другими международными организациями в области поощрения и защиты прав человека, избегая при этом дублировани в их деятельности.

Комиссар принимает во внимание мнения, высказанные Комитетом министров СЕ и ПАСЕ о деятельности Комиссара.

Достижение поставленной цели в конечном итоге должно привести к ощутимым улучшениям ситуации с правами человека в государствах —В членах СЕ.

Комиссар не занимается рассмотрением жалоб на нарушение прав и свобод человека, однако может получать и учитывать в своей работе информацию о ситуации с правами человека, поступающую к нему от правительств и парламентов государств, уполномоченных по правам человека, любы организаций и учреждений, занимающихся правами человека, а такж индивидов. Комиссар активно сотрудничает с договорными органам по правам человека системы ООП, Верховным комиссаром ООН по правам человека и специализированными учреждениями ООП, ЕС и ОБСЕ международными и национальными неправительственными организациями, университетами и аналитическими центрами. Статья 7 Резолюци (99) 50 наделяет Комиссара правом напрямую обращаться к правительствам государств — членов СЕ, в том числе, очевидно, и в связи с полученной информацией. Однако подобная практика не должна привести к созданию какой-либо системы отчетности государств — членов СЕ. Вместе с тем государства обязаны способствовать независимому и эффективному выполнению Комиссаром возложенных на него функций и оказывать ем всяческое содействие, в том числе в период визитов в государства, а такж своевременно предоставлять запрашиваемую информацию.

Деятельность Комиссара охватывает целый ряд направлений. Однако три из них являются явно доминирующими:

визиты в государства — члены СЕ и взаимодействие с государственными учреждениями и гражданским обществом;

  • — подготовка тематических докладов и рекомендаций по вопроса системного обеспечения прав человека;
  • — повышению уровня информированности о правах человека.

Один из наиболее эффективных инструментов мониторинга ситуации с правами человека на пространстве СЕ — посещение территории государств — членов СЕ. Визит обычно включает встречи с высокопоставленными должностными лицами правительства, парламента, судебной системы, а также с представителями гражданского общества. Отчет Комиссара, подготовленные по результатам посещения конкретного государства, состоят не только из описательной части, но и из подробных рекомендаций о возможных путях улучшения ситуации с правами человек в конкретной стране. Последующие визиты в соответствующее государство позволяют Комиссару оценить достигнутый прогресс, понять, был ли выполнены его рекомендации.

Работа судебной системы. Комиссар констатировал, что эффективная и отлаженная судебная система, действующая в полном соответствии с принципом соблюдения прав человека, является неотъемлемой составляющей системы верховенства права — основы подлинной демократии Признав заметный прогресс, достигнутый российскими властями в области совершенствования национальной судебной системы, Комиссар предложил Российской Федерации разработать всеобъемлющую стратеги дальнейших реформ судебной системы с целью обеспечения ее полно независимости, беспристрастности и эффективности в соответствии с европейскими стандартами.

Комиссар, в частности, рекомендовал:

— усилить влияние постановлений Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ на работу судебной системы;

при соблюдении определенных условий расширить практику использования судов присяжных, что, по мнению Комиссара, будет способствовать росту общественного доверия к судебной системе и поможет преодолеть ее обвинительный уклон;

  • — ограничить использование судами процедуры особого производств (аналогичной сделке о признании вины) лишь случаями, когда могут быт соблюдены принципы, сформулированные ЕСПЧ;
  • — оперативно внедрить автоматизированную процедуру распределения дел во всех судах, а также расширить применение в судопроизводств современных технологий (видео-конференц-связь) при условии обеспечения соответствующих процессуальных гарантий.

Статус судей. Комиссар подчеркнул, что как судебная система в целом, так и каждый отдельный судья должен быть независим, беспристрасте и невосприимчив к любым видам внешнего или внутреннего воздействия Судья не должен подвергаться давлению со стороны представителе исполнительной или законодательной ветвей власти, отдельных участников судебного процесса, влиятельных экономических сил или определенных групп, СМИ, личных интересов или других судей. Каждый судь должен иметь возможность выносить решение по делу, опираясь исключительно на доказательства, представленные сторонами в суде, и соответствующие нормы права. При рассмотрении любого дела в основе решени судьи должны лежать лишь факты и нормы закона.

Комиссар призвал российские власти уточнить процедуру и критерии назначения и освобождения от должности судей, а также порядок наложения на них дисциплинарных взысканий. Процедура назначения председателей суда должна быть пересмотрена и осуществляться представителям самой судебной системы. По мнению Комиссара, крайне важно также обеспечивать высокое качество профессиональной подготовки судей и непрерывное повышение их квалификации, в том числе по вопросам правоприменительной практики ЕСПЧ.

Роль прокуратуры и принцип равенства сторон. Комиссар рекомендовал российским властям предпринять решительные действия по реформированию прокуратуры, направленные на дальнейшее укрепление беспристрастности, независимости и самостоятельности прокуроров при выполнени ими своих профессиональных обязанностей. Среди прочего Комисса предложил:

  • — усилить роль прокуратуры в борьбе с безнаказанностью и случаями жестокого обращения;
  • — предоставить адвокатам возможность беспрепятственно выполнят свой профессиональный долг и предоставлять клиентам юридическую поддержку на условиях полной конфиденциальности;
  • — расследовать любые заявления о запугивании, притеснении и ины формах давления на адвокатов;
  • — провести совместно с коллегиями адвокатов комплексный анали системы назначения государственного защитника и создать такую систему которая сможет гарантировать максимальное соблюдение адвокатами интересов клиентов;
  • — адвокаты должны иметь свободный и беспрепятственный досту к своим клиентам во всех местах лишения свободы.

Комиссар отметил прогресс Российской Федерации в области ювенальной юстиции и призвал власти продолжить работу в этом направлении.

Проблемы, выявленные в постановлениях ЕСПЧ. Комиссар одобрил внедрение эффективных средств правовой защиты, необходимых в случае нарушения права граждан на справедливое судопроизводство в разумны срок или неисполнения решения национальных судов в разумный срок и призвал власти страны урегулировать другие проблемы в данной сфере в числе которых, например, неисполнение решений национальных судов касающихся обязательств в натуральной форме. Особое внимание Комисcap обратил на то, что заключение мод стражу как мера пресечения должна применяться лишь в крайнем случае, что в полной мере согласуется с позицией ЕСПЧ, высказанной, в частности, в пилотном постановлении по дел Ананьев и другие против России. В докладе также подчеркивается, что лица содержащиеся под стражей и отбывающие срок тюремного заключения должны иметь доступ к услугам здравоохранения на условиях, сопоставимых с условиями медицинского обслуживания граждан, находящихс на свободе. В контексте вопроса об отправлении правосудия в Росси Комиссар обратился к проблематике Северного Кавказа.

Дальнейшее реформирование правоохранительных органов и противодействие случаям жестокого обращения. Поддержав проводимые в России реформы правоохранительной системы, Комиссар призвал российски власти приложить все усилия для того, чтобы обеспечить привлечени сотрудников правоохранительных органов к ответственности за жестоко обращение и добиться, чтобы любые преступления, совершенные таким сотрудниками, подлежали тщательному расследованию со стороны компетентных органов в полном соответствии с критериями, выработанным ЕСПЧ. Среди рекомендаций, представленных Комиссаром в этом блоке, —В укрепление парламентских механизмов демократического контроля на работой правоохранительных органов и органов безопасности, а такж роли гражданского общества, экспертов и общественности в целом в работ соответствующих механизмов.

Роль правозащитных структур и организаций гражданского общества в процессе реформ. Основная цель, к достижению которой, по мнени Комиссара, должны стремиться российские власти в данной области, —В создание в России безопасных и благоприятных условий работы дл правозащитных неправительственных организаций. В докладе подчеркивается, что успех реформы судебной системы во многом зависит от наличия открытого и регулярного диалога между государством и различным организациями гражданского общества, поскольку участие гражданског общества может в значительной степени способствовать повышению прозрачности судебной системы и укреплению общественного доверия к ней Комиссар также предложил федеральным и региональным органам власт разработать в тесном сотрудничестве со всеми заинтересованными лицам национальные и региональные планы действий по защите прав человека.

Компетенция Комиссара, определенная в Резолюции (99) 50, позволяет ему по просьбе государств или по собственной инициативе готовить заключения по проектам законов и правоприменительной практике государств например, но вопросам защиты конкретных нрав человека или прав отдельных групп населения (женщин, детей, инвалидов и др.). Начиная с 2008 г. когда был завершен полный цикл посещений всех 47 государств — члено СЕ, не ситуация с правами человека в целом, а именно проблемы защит определенных групп населения и (или) прав человека стали приоритетно сферой интересов Комиссара.

Повышенное внимание Комиссара обращено на обеспечение прав правозащитников на пространстве СЕ, чему в немалом степени способствовало принятие в 2008 г. Комитетом министров СЕ Декларации об улучшении защиты прав правозащитников и содействии их деятельности[1]. В Декларации провозглашается твердая решимость государств — членов СЕ обеспечить эффективную защиту правозащитников и их работы, особенно в ситуациях повышенной опасности, и содержится призыв, обращенны к органам и институтам СЕ, уделять особое внимание данной проблематике. Отдельные положения Декларации обращены к Комиссару и возглавляемому им Аппарату, чья деятельность должна способствовать обеспечению надежной и эффективной защиты прав правозащитников. Сред прочего Комиссар должен:

  • — продолжать учитывать в своей работе информацию, поступающу от правозащитников и из других подобных источников, включая омбуд-сманов и национальных институтов по правам человека;
  • — во время визитов в государства — члены СЕ продолжать встречатьс с правозащитниками и публиковать отчеты об их положении в стране;
  • — взаимодействовать в порядке, который Комиссар считает уместным с компетентными органами государств в рамках обязательств этих государств с целью оказания им помощи в решении проблем, с которыми могу столкнуться правозащитники, особенно в ситуациях, требующих приняти срочных мер;
  • — работать в тесном сотрудничестве с другими международными организациями и институтами, в частности с ОБСЕ/БДИПЧ, ЕС и другими существующими структурами.

В период с 2006 по 2015 гг. Комиссар СЕ подготовил ряд отчетов, заключений и мнений, но проблеме обеспечения прав правозащитников Среди них, опубликованное 15 июля 2013 г. мнение Комиссара о законодательстве РФ о некоммерческих организациях в свете стандартов Совет Европы, опубликованное 15 июля 2015 г.

Наравне с вопросом обеспечения и защиты прав правозащитников в практике Комиссара постепенно сформировались еще семь приоритетных тематических блока:

  • — права мигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежище;
  • — права цыган и странствующих людей;
  • — права детей;
  • — свобода, независимость и многообразие СМИ;
  • — послевоенное правосудие и примирение на территории бывше Югославии;
  • — права ЛГБТ[2];
  • — права лиц с ограниченными возможностями.

Каждый тематический блок — это объемный информационный ресурс, охватывающий не только деятельность СЕ в соответствующей области, но и позитивный опыт иных международных организаций, включая ООН.

Комиссар регулярно высказывается ио отдельным проблемам конкретного тематического блока. С 2006 г. периодически выпускаются тематически документы, в том числе права человека и гендерная идентичность; дет и ювенальная юстиция; криминализация миграции в Европе; право инвалидов жить независимо и инклюзивно и другие.

Продвижение прав человека и повышение информированности о правах человека обеспечивается Комиссаром за счет участия в конференциях, проведения семинаров, тренингов, научно-практических и тематически мероприятий. Комиссар регулярно дает консультации и высказывает сво мнение по наиболее острым проблемам обеспечения прав человека в специально созданных на странице Комиссара в сети Интернет разделах «Комментарии по правам человека» и «Точка зрения».

Мониторинг ситуации с правами человека и последующее содействие решению выявленных проблем невозможно без активного взаимодействи с государствами. В 2009 г. Комиссар принял Рекомендацию о системно работе по обеспечению прав человека на национальном уровне — руководство для 47 государств — членов СЕ[3].

Комиссар активно поддерживает и развивает систему постоянного обмена информацией между Комиссаром и государствами, а также межд государствами с целью повышения уровня обеспечения и защиты пра человека, в том числе за счет использования позитивного опыта дру друга[4]. Участники партнерской сети Комиссара — национальные, региональные и местные структуры, которые разделяют Парижские принцип ООН о национальных правозащитных учреждениях и ценности СЕ. Россию в системе национальных органов, с которыми взаимодействует Комиссар, представляет Уполномоченный по правам человека в Российско Федерации. Участники сети на регулярной основе проводят круглые стол и специальные совещания.

Наравне с докладами и заключениями Комиссар вправе готовить отчеты и высказывать свое мнение по широкому кругу вопросов правозащитно направленности.

Согласно ч. 2 ст. 8 Резолюции (99) 50 Комитет министров СЕ может разрешить публикацию любых адресованных ему рекомендаций ил заключений.

1 июня 2010 г. вступил в силу Протокол № 14 к ЕКПЧ, расширивший полномочия Комиссара и наделивший его правом выступать в качестве третьей стороны в делах, рассматриваемых ЕСПЧ. Предоставлени Комиссару нового статуса позволило Суду получить дополнительну информацию о проблемах, связанных с соблюдением прав и свобод человека государствами — ответчиками по делам или другими государствами —В участниками ЕКПЧ[5]. В свою очередь, выявление таких проблем согласно Резолюции (99) 50 — одна из основных задач Комиссара. В соответствии со ст. 36 ЕКПЧ Комиссар может принять участие в делах, рассматриваемых Судом, либо по приглашению Председателя ЕСПЧ или по собственной инициативе. Комиссар вправе представлять письменные замечания, а также участвовать в устных слушаниях по делу. Замечания Комиссар должны включать комментарии к фактическим обстоятельствам дела ил существу нарушения лишь в той их части, которая охватывается компетенцией Комиссара. Процедура участия Комиссара в качестве третьей сторон в деле детализирована в Правиле 44 Регламента ЕСПЧ. Если Комисса намерен представить письменные замечания по делу или принять участи в устных слушаниях, он должен письменно известить Суд о своем намерении не позднее чем через 12 недель после коммуникации жалобы государству — ответчику по делу. В случае если Комиссар принимал участи в деле в качестве третьей стороны, Суд направляет ему копию вынесенног постановления. Комиссару также направляются пилотные постановлени ЕСПЧ, независимо от того, участвовал он в соответствующем деле или нет После вступления в силу новой редакции ЕКПЧ Комиссар неоднократн принимал участие в делах, находящихся в производстве ЕСПЧ, в статус третей стороны, в том числе в делах, затрагивающих Российскую Федерацию (см. жалобу Мамасахлиси против Грузии и Россииу.

9 ноября 2009 г. Суд обратился к Комиссару с просьбой представить письменные замечания по делу, объединившему 14 жалоб, связанных с передачей лиц, желающих получить убежище, из Нидерландов в Грецию: <<14 жалоб, поданных против Нидерландов и Греции"[6][7].

В связи с запросом ЕСПЧ Комиссар подготовил развернутый анализ национального законодательства и правоприменительной практики Греции по вопросу реализации права на получение убежища. Комиссар, в частности, заявил, что, хотя Греция предпринимает усилия по комплексному реформированию механизмов защит беженцев, а также преодолению существенных системных и структурных проблем, современный уровень защиты прав данной категории населения по-прежнем не соответствует ни международным, ни европейским стандартами прав человека Сложившаяся ситуация обусловлена рядом факторов: консультативные комитет по делам беженцев не работают; надлежащая информация о процедуре предоставления убежища и правовой помощи, которая должна быть доступна, в первую очередь тем, кто рассчитывает на получение убежища или потенциально может на это рассчитывать, отсутствует; зафиксированы случаи принудительного возвращения документов или отказа в регистрации заявлений о предоставлении убежища; существующие внутренние средства правовой защиты при принятии отрицательного решени по вопросу предоставления убежища неэффективны. Комиссар отметил, что лица претендующие на убежище, включая лиц, переданных в соответствии с Дублински Положением, живут в Греции в чрезвычайно тяжелых условиях.

Позиция Комиссара в связи с 14 жалобами, поданными против Греции, дополнены письменными замечаниями, представленными Комиссаром ЕСПЧ 31 мая 2010 г. по делу М.Б.5. против Бельгии и Греции, связанному с передачей лица, ищущего убежища, из Бельгии в Грецию[8]. Замечания Комиссара основаны в том числе на итога его визита в Грецию (8—10 декабря 2008 г. и 8—10 февраля 2010 г.), а также результатах постоянного мониторинга ситуации с правами человека в Греции.

18 октября 2011 г. Комиссар представил ЕСПЧ письменные замечания по делу Центр правовых ресурсов от имени Валентин Кампеану против Румынии. Согласн фактическим обстоятельствам дела молодой человек — этнический цыган — страдавший от тяжелой формы инвалидности и инфицированный вирусом ВИЧ, уме в возрасте 18 лет в психиатрической больнице.

С момента вступления в силу новой редакции ЕКПЧ письменные замечания по данному делу стали первыми, подготовленными Комиссаром по собственной инициативе[9]. Подобное внимание к данному делу со стороны Комиссара прежде всего обусловлено тем, что проблематика защит прав инвалидов — одна из приоритетных для Комиссара. Комиссар неоднократно подчеркивал важность обеспечения участия инвалидов в приняти решений, затрагивающих их жизнь, и создания условий для эффективног использования инвалидами своих прав наравне с другими членами общества. Замечания Комиссара в связи с указанным делом в первую очеред касаются реализации инвалидами права на доступ к правосудию.

Во вводной части заключения Комиссар констатирует, что в Европе тысячи людей с ограниченными возможностями до сих пор живут в неудовлетворительных условиях, страдая от пренебрежения со сторон общества и нарушений прав человека. Неблагоприятная ситуация в значительной степени обусловлена серьезными пробелами в национально законодательстве и правоприменительной практике, наличие которы Комиссар констатировал по результатам своих визитов в государствачлены СЕ. Инвалиды по-прежнему сталкиваются с широко распространенной дискриминацией в Европе, страдают от стигматизации и маргинализации. Дискриминация инвалидов может принимать различны формы: явные — раздельное обучение, отказ в трудоустройстве или даж совершение преступлений на почве ненависти к инвалидам, или скрытые — через физические, психологические и социальные барьеры, ведущи к социальной изоляции. Инвалид может стать жертвой дискриминаци одновременно по нескольким основаниям. Например, мигранты, цыган и пожилые люди с ограниченными возможностями особенно уязвим перед лицом дискриминационной практики в сфере социальной защит и в системе здравоохранения. Однако наиболее уязвимы инвалиды, ка правило, в маргинальных кругах: они редко консультируются со специалистами, редко прислушиваются к советам, часто не могут самостоятельн принять решение в отношении своего здоровья и благополучия, того, как и где они хотят жить. Дела о нарушениях прав инвалидов часто не доходят до суда. Фактическое ограничение права инвалида на доступ к правосудию может быть обусловлено трудностями физического доступа, чрезмерной длительностью судебного разбирательства и высокими судебными издержками, включая гонорары адвокатов. Люди, проживающие в специализированных учреждениях, часто со временем теряют контакты с своими семьями или являются сиротами. В семьях родственников с ограниченными умственными возможностями зачастую стыдятся и поэтом отдают их на попечение государства. Наконец, инвалиды, а также лица ответственные за заботу о них, нередко просто не знают о своих правах Восполнить же этот пробел иногда непросто из-за сложности доступ к надлежащей правовой помощи, особенно для лиц, признанных недееспособными или ограниченно дееспособными. В то же время юридическо представительство их интересов в суде не всегда адекватно: не был назначен опекун или возник конфликт интересов при назначении этого опекуна например, когда сотрудник социальной службы берет на себя эту роль Как следствие, возникает значительное расхождение между масштабам нарушений прав инвалидов и относительно низким числом судебных де по фактам таких нарушений.

Констатируя наличие серьезных проблем в области должного обеспечения права инвалидов на доступ к правосудию в государствах — членах СЕ, Комиссар в своих письменных замечаниях проводит обзор применимых международных договоров, в том числе Конвенции ООН о права инвалидов 2006 г., Американской конвенции, но правам человека 1969 г. а также документов СЕ. Комиссар уделяет особое внимание поддержк самостоятельного принятия инвалидами решений по вопросам, касающимся их жизни. Сделанный акцент отражает результаты анализа Комиссаром правоприменительной практикой европейских государств, в большинстве которых инвалид — это объект лечения, благотворительност и заботы. Решения за него, как правило, принимают органы опеки. Однак люди даже с психическими расстройствами и признанные недееспособными по причине уровня умственного развития не лишены права участвовать в процессе принятия решений. Инвалиды обладают правами наравн с другими членами общества во всех аспектах жизни, а значит, им нужн помогать самостоятельно принимать решения за себя и расширять их возможности это делать. Природа такой поддержки или помощи — ключево аспект, поэтому ее характер должен быть предметом регулярного изучения компетентным, независимым и беспристрастным органом или судебной инстанцией. Подобный подход позволяет более диверсифицирован подойти к оценке альтернативы опеке над взрослыми с ограниченным возможностями и в полной мере соответствует подходам, изложенны в Резолюции Генеральной Ассамблеей ООН 46/119 о защите психическ больных лиц и улучшения психиатрической помощи*, а также в рекомен-[10]

дации Комитета министров СЕ (99)4 о принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослыхЕ Законодательство и практика ряда европейских стран в вопросах принятия судом решения о недееспособности и помещении под опеку вызывают озабоченность, так как судебный контроль часто формален, что открывае дорогу для всяческих злоупотреблений со стороны недобросовестных членов семьи, директоров специальных учреждений и других лиц. Сквозна идея, проходящая красной нитью через все заключение Комиссара, состои в следующем: любые ограничения прав человека должны быть обусловлены индивидуальными особенностями (потребностями) конкретног лица, быть действительно оправданы и применяться в результате использования законных процедур, гарантирующих соблюдение прав инвалида Неспособность государства принять меры для обеспечения доступа инвалидов к поддержке, необходимой для реализации их прав, может рассматриваться как нарушение ст. 8 ЕКПЧ (право на уважение частной и семейной жизни). Позитивное обязательство государства обеспечивать лица с ограниченными умственными возможностями поддержку в приняти важных решений включает и обязанность назначить законного представителя, поскольку без посторонней помощи они часто не в состоянии заявит о нарушении их прав. Комиссар также подчеркнул, что психиатрически учреждения должны быть открыты для независимого общественного контроля в целях предотвращения нарушений прав человека и возможност защиты прав инвалидов неправительственными организациями и правозащитными структурами на национальном уровне.

Доступ к правосудию для лиц с умственными и психическими отклонениями остается в центре внимания Комиссара, преследующего цель обеспечения на пространстве СЕ равенства в правах для лиц с ограниченными возможностями и устранения барьеров, которые препятствуют доступ инвалидов к судам для отстаивания своих прав и борьбы с их изоляцие в специальных учреждениях.

Начиная с 1999 г. сферы и формы деятельности Комиссара стали отличаться заметным разнообразием, хотя объем его полномочий в целом остался прежним. Между тем ПАСЕ неоднократно выступала с инициативой расширить объем полномочий Комиссара[11][12]. Согласно Рекомендации 1640(2004)[13] ПАСЕ предлагала Комитету министров СЕ предоставит Комиссару право при необходимости подавать жалобы в ЕСПЧ (actioВ popularity, по собственному усмотрению готовить доклады по вопросам находящимся на рассмотрении Комитета министров СЕ и ПАСЕ при условии, что эти вопросы касаются прав человека; предоставить Комиссар исключительное право принимать решение о целесообразности опублико вания его рекомендаций, мнений и отчетов. Инициативы ПАСЕ в вопросах расширения полномочий ПАСЕ редко находят поддержку у Комитета министров СЕ. Исключением стало лишь предоставление Комиссару статуса третьей стороны в делах, которые находятся в производстве ЕСПЧ.

  • [1] Резолюция Комитета министров СЕ, одобренная на заседании 6 февраля 2008 г. URL: В http$://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?Ref=CM (2008)5&Language=lanEnglish&Ver=add&Site=CMВ &BackColorInternet=9999CC&BackColorIntranet=FFBB55&BackColorLogged=FFAC75.
  • [2] ЛГБТ (англ. LGBT) — аббревиатура, возникшая в английском языке для обозначени лесбиянок (Lesbian), геев (Gay), бисексуалов (Bisexual) и трансгендеров (Transgender).
  • [3] Рекомендация Комиссара СЕ по правам человека от 18 февраля 2009 г. URL: https://В wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=1 408 617&Site=COE&BackColorInternet=B9BDEE&BackColorInВ tranet=FFCD4F&BackColorLogged=FFC679.
  • [4] URL: http://www.coe.int/t/commissioner/Activities/goodpractices/default_en.asp.
  • [5] Пояснительный доклад к Протоколу № 14 к ЕКПЧ (и. 87). URL: http://conventions coe.int/Treaty/EN/Reports/Html/194.htm.
  • [6] Письменные замечания Комиссара СЕ по правам человека в связи с делом Мамасахлиси против Грузии и России (жалоба № 29 999/04). ПНЕ: https://wcd.coe.int/ViewDoc. 1.328 641.
  • [7] Письменные замечания Комиссара СЕ по правам человека по 14 жалобам, поданны против Нидерландов и Греции. ШП.: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp2icH1595689.
  • [8] Письменные замечания Комиссара СЕ по правам человека в связи с делом М.5.5. против Бельгии и Греции (жалоба № 30 696/09).
  • [9] Письменные замечания Комиссара СЕ по правам человека в связи делом Центр правовых ресурсов от имени Валентин Кампеану против Румынии (жалоба № 47 848/08).
  • [10] Резолюция Генеральной Ассамблеей ООН 46/119 о защите психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, и ЛЬ: http://daccess-ods.un.org/ ТМ Р/278 151.333332062.html
  • [11] Рекомендация Комитета министров СЕ (99) 4 о принципах, касающихся правово защиты недееспособных взрослых. URL: https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=407 333&Site=В CM&BackColorInternet=C3C3C3&BackColorIntranet=EDB021&Back ColorLogged=F5D383
  • [12] См., например, Рекомендацию ПАСЕ 1606 (2003). URL: http://assembly.coe.int//Mainf asp? link=http://assembly.coe.int/Documents/AdoptedText/TA03/EREC1606.htm.
  • [13] Рекомендация ПАСЕ 1640(2004). URL: http://assembly.coe.int/Mainf.asp?link=/В Documents/AdoptedText/ta04/EREC1640.htm.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой