Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Модификация методики Д. Сакса для подростков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При модификации методики нам кажется важным обратить внимание на замечания, предложенные А. П. Пахомовым. При конструировании основ (незаконченной части предложения) необходимо обратить особое внимание: Румянцев, Г. Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике / Г. Г. Румянцев // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1965. — С. 267—274. Читать ещё >

Модификация методики Д. Сакса для подростков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В данной модификации за основу берется стимульный материал Сакса. Количество незаконченных предложений сокращается до 40, убираются некоторые установки, их остается 10. При работе с подростками используется та же инструкция, что и для взрослых: «Прочитай внимательно и допиши то, что первое приходит в голову». Обследуемый самостоятельно заполняет бланк, без участия психолога, может быть использовано групповое тестирование. Существуют различные варианты оценки ответов. В данной модификации ответам баллы присваиваются следующим образом:

  • • 2 балла — серьезные расстройства. Требуется помощь специалиста для работы над эмоциональным конфликтом в этой области;
  • • 1 балл — небольшие расстройства. Имеется эмоциональный конфликт, но устранится без помощи;
  • • 0 баллов — нет расстройств в этой области
  • • х — неизвестно, недостаточно сведений.

Ключ к оценке результатов описан в табл. 2.21.

Таблица 2.21

Ключ.

№.

Установки.

Номера предложений.

I.

Отношение к матери.

10, 20, 30, 40.

II.

Отношение к отцу.

1, 11, 21, 31.

III.

Отношения к членам семьи.

8, 18, 28, 38,.

IV.

Отношения к друзьям и знакомым.

7, 17, 27, 37,.

V.

Отношения к начальству в школе.

5, 15, 25, 35.

VI.

Отношение к одноклассникам.

9, 19, 29, 39,.

VII.

Страхи.

6, 16, 26, 36,.

VIII.

Отношение к собственным способностям.

2, 12, 22, 32.

IX.

Отношение к будущему.

4, 14, 24, 34.

X.

Цели.

3, 13, 23, 33,.

Пример ответов методики «Неоконченные предложения» (табл. 2.22). Илья, 14 лет

  • 1. Думаю, что мой папа редко прыгает (1).
  • 2. Когда обстоятельства против меня, мне все равно (0).
  • 3. Я всегда хотел быть драконом (1).
  • 4. Будущее кажется мне довольно интересным (0).
  • 5. Мой учитель —умный человек (0).
  • 6. Знаю, что глупо, но боюсь паучков (1).
  • 7. Думаю, что настоящий друг не когда не бросит в беде (0).
  • 8. По сравнению с большинством других моя семья уникальна (0).
  • 9. В школе лучше всего я лажу с одноклассниками (0).
  • 10. Моя мама и я близкие люди (0).
  • 11. Если бы мой папа только захотел, он бы сделал (0).
  • 12. Думаю, что я достаточно способен, чтобыуеажашь других (0).
  • 13. Я мог бы быть очень счастливым, если бы не ходил в школу (1).
  • 14. Надеюсь на Солнце (0).
  • 15. В школе мои учителя учат (0).
  • 16. Большинство моих товарищей не знают, что я боюсь ничего (0).
  • 17. Не люблю людей, которые ржут над своими несмешными шутками (1).
  • 18. Моя семья обращается со мной как с человеком (0).
  • 19. Люди, с которыми я учусь люди (0).
  • 20. Моя мать — человек (0).
  • 21. Я хотел бы, чтобы мой отец играл со мной в компьютер (1).
  • 22. Моя наибольшая слабость заключается в том в моей лени (0).
  • 23. Моим скрытым желанием в жизни является ничего (0).
  • 24. Наступит тот день, когда я не пойду в школу (1).
  • 25. Когда ко мне приближается мой учитель значит, что-то случилось (1).
  • 26. Хотелось бы мне перестать бояться пауков (1).
  • 27. Больше всех люблю тех людей, которые человечны (X).
  • 28. Большинство известных мне семей семьи (X).
  • 29. Люблю учиться с людьми, которые не дурачки (0).
  • 30. Считаю, что большинство матерей люди (0).
  • 31. Думаю, что мой отец человек (0).
  • 32. Когда мне начинает не везти, я впадаю в гнев (1).
  • 33. Больше всего я хотел бы в жизни быть образованным и независимым (0).
  • 34. Когда я стану старше, тогда появится новый Айфон (0).
  • 35. Люди, превосходство которых над собой я признаю умнее меня (0).
  • 36. Мои страхи заставляют меня ставить себя в неловкие ситуации (1).
  • 37. Когда меня нет, мои друзья скучают^0).
  • 38. Когда я был маленьким, моя семья радовалась (0).
  • 39. Мои одноклассники обычно люди (0).
  • 40. Я люблю свою маму, но… Нет «но» (0).

Таблица 2.22

Оценка результатов.

№.

Установки

Оценки

Интерпретация

I.

Отношение к матери.

0, 0, 0, 0.

Нет расстройств в этой области.

II.

Отношение к отцу.

1. 0, 1, о.

Имеется эмоциональный конфликт, но устранится без помощи. Вероятно, не хватает взаимодействия с отцом.

III.

Отношения к членам семьи.

о, 0, X, 0,.

Нет расстройств в этой области.

IV.

Отношения к друзьям и знакомым.

0, 1, X, 0,.

Нет расстройств в этой области, критика сверстников — норма для данного возраста.

V.

Отношения к начальству в школе.

0, 1, 0, 0.

Нет расстройств в этой области.

VI.

Отношение к одноклассникам.

0, 0, 0, 0.

Нет расстройств в этой области.

Окончание табл. 2.22

№.

Установки.

Оценки.

Интерпретация.

VII.

Страхи.

1, 0, 1, 1.

Имеется конкретный страх и переживание по этому поводу.

VIII.

Отношение к собственным способностям.

0, 0, 0, 1.

Нет расстройств в этой области, адекватность.

IX.

Отношение к будущему.

0, 0, 1, 0.

Нет расстройств в этой области.

X.

Цели.

1, 1, 0, 0.

Имеется эмоциональный конфликт, но устранится без помощи.

При качественном анализе ответов, стоит обратить внимание на то, что:

• достаточно часто обследуемый использует слово «человек», «люди»;

5. Мой учитель.

Умный человек (0).

10. Моя мама и я.

Близкие люди (0).

18. Моя семья обращается со мной как.

С человеком (0).

19. Люди, с которыми я учусь.

Люди (0).

20. Моя мать.

Человек (0).

30. Считаю, что большинство матерей.

Люди (0).

31. Думаю, что мой отец.

Человек (0).

39. Мои одноклассники обычно.

Люди (0).

  • • дает ответы, свидетельствующие о сопротивлении;
  • 28. Большинство известных мне семей

Семьи (X).

• осознает свой конкретный страх и испытывает из-за этого страха проблемы;

6. Знаю, что глупо, но боюсь.

Паучков (1).

26. Хотелось бы мне перестать бояться.

Пауков (1).

36. Мои страхи заставляют меня.

Ставить себя в неловкие ситуации (1).

• уважает умных людей и сам к этому стремится на фоне «нормального» подросткового нежелания ходить в школу;

5. Мой учитель.

Умный человек (0).

29. Люблю учиться с людьми, которые.

Не дурачки (0).

33. Больше всего я хотел бы в жизни.

Быть образованным и независимым (0).

35. Люди, превосходство которых над собой я признаю.

Умнее меня (0).

13. Я мог бы быть очень счастливым, если бы.

Если бы не ходил в школу (1).

24. Наступит тот день, когда я.

Не пойду в школу (1).

После написания развернутого заключения по плану, предложенному автором методики, можно сделать вывод, что данный подросток 14 лет не нуждается в помощи психолога, имеющиеся проблемы могут разрешиться без психологического вмешательства или просто являются возрастной нормой.

При модификации методики нам кажется важным обратить внимание на замечания, предложенные А. П. Пахомовым. При конструировании основ (незаконченной части предложения) необходимо обратить особое внимание:

  • 1) на возможную ошибку в виде «неограниченного числа вариаций ответов»; недопущение такого рода формулировок основ позволит направить внимание испытуемого не на абстрактные понятия, а на личностные категории и установки;
  • 2) недопустимость такого рода формулировок, которые могут провоцировать конкретные ответы с указанием фамилий и имен людей, лично знакомых испытуемому;
  • 3) недопустимость составления такого рода фраз, которые заведомо навязывают определенное мнение, ответ или направленность интеллектуального и эмоционального решения;
  • 4) недопустимость формулировки универсальных определений, приводящих к стереотипизации и уплощению ответов обследуемых;
  • 5) недопустимость таких формулировок, которые могут провоцировать фактологические ответы вместо ответов, касающихся личностных аттитюдов;
  • 6) недопустимость формулировок, провоцирующих рифмованные ответы, а также ответы, основой которых являются известные пословицы, поговорки, речевые шаблоны;
  • 7) необходимость учитывать коннотативные значения языковых единиц и категорий, а также тот факт, что более предпочтительна утвердительная форма ответа обследуемого, а не форма отрицания.
  • 1. Казачкова, В. Г. Метод незаконченных предложений при изучении отношений личности / В. Г. Казачкова // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — С. 154—157.
  • 2. Пахомов, А. П. Методика «незаконченные предложения» Сакса — Леви как учебное пособие / А. П. Пахомов // Экспериментальная психология. — 2012. — Т. 5. — № 4. — С. 99—116
  • 3. Румянцев, Г. Г. Опыт применения метода незаконченных предложений в психиатрической практике / Г. Г. Румянцев // Исследование личности в клинике и в экстремальных условиях. — Л., 1965. — С. 267—274.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой