Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Особенности договорного регулирования туристской деятельности и предоставления гостиничных услуг

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг, т. е. в том числе услуг в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Такие цели могут быть достигнуты на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создания… Читать ещё >

Особенности договорного регулирования туристской деятельности и предоставления гостиничных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• понятие и особенности договоров, регулирующих туристскую деятельность; механизм договорного регулирования деятельности по предоставлению гостиничных услуг;

уметь

• заключать договоры и контролировать исполнение обязательств по ним при сопровождении предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства;

владеть

• основными практическими навыками составления проектов правовых документов при сопровождении предпринимательской деятельности в сфере туризма и гостеприимства.

Понятие и особенности договоров, регулирующих туристскую деятельность

Договорное регулирование имущественных отношений, возникающих при формировании, продвижении и реализации туристского продукта основано прежде всего на нормах Гражданского кодекса РФ. Здесь содержатся положения, применяемые к указанным отношениям, возникающим на основании договоров различного вида. В ст. 420—450 содержатся правила, касающиеся общих положений о договорах; в разделе IV об отдельных видах обязательств в первую очередь для договорных отношений в сфере туризма имеют значения нормы о купле-продаже (гл. 30 ГК РФ); возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК РФ), о других видах гражданско-правовых договорах, заключаемых в сфере туризма (перевозки, страхования и т. д.)[1].

Правила о договорном регулировании реализации туристского продукта содержатся в гл. IV Закона о туристской деятельности.

Кроме этого, специальные правила о договорном регулировании оказания услуг по реализации туристского продукта содержатся в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»[2].

Отношения в области защиты прав потребителей туристского продукта регулируются также Законом РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите прав потребителей»[3]. Вопросы, связанные с применением норм этого закона, имеющие значение для договорного регулирования сферы туризма, разъясняются в «Обзоре Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел»[4].

Договорное регулирование предусмотрено для концессионных отношений в сфере туризма, урегулированных Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. № 90 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения»[5].

Особенности договорного регулирования рекламы туристского продукта предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»[2].

Важная информация о договорных отношениях при осуществлении туристской деятельности содержится в документах федеральных органах исполнительной власти, при участии которых складывается правоприменительная практика. Правовые позиции по актуальным для участников туристской деятельности вопросам высказаны:

  • • в информационных письмах и сообщениях Роспотребнадзора[7]:
    • — от 17 августа 2013 г. «О праве туристов требовать расторжения договора в досудебном порядке»;
    • — от б июля 2010 г. № 01/9963−0-32 «О защите прав потребителей в сфере туризма»;
    • — от 7 августа 2009 г. № 01/11 347−9-32 «Об осуществлении контроля (надзора) за исполнением законодательства о защите прав потребителей при оказании туристских услуг»;
    • — от 31 августа 2007 г. № 0100/8935−07−32 «Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания»;
  • • памятке Ростуризма «Памятка для туристов, пользующихся услугами туристических компаний».

Гражданское законодательство России предусматривает свободу договора (ст. 421 ГК РФ). Это означает, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена законом или добровольно принятым обязательством. При этом стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. С учетом этих положений ГК РФ регулирование туристской деятельности возможно на основе множества различных договоров гражданско-правового характера, заключаемых ее участниками.

Представляется, что основой для представлений о договорном регулировании имущественных отношений, возникающих при осуществлении туристской деятельности, является два обстоятельства.

Во-первых, в действующем отраслевом законе указаны основные области туристской деятельности: формирование, продвижение и реализация туристского продукта, в которых законодатель допускает возникновение, изменение и прекращение прав участников имущественных отношений на основе согласования их воли[8]. Устанавливается также обязательность заключения договора с аудиторской организацией, контролирующей финансовую деятельность объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ст. 11.1. Закона о туристской деятельности).

Формирование туристского продукта — деятельность туроператора по заключению и исполнению договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и др.).

Продвижение туристского продукта — комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров, издание каталогов, буклетов и другое).

Реализация туристского продукта — деятельность туроператора или турагента, но заключению договора о реализации туристского продукта с туристом или иным заказчиком туристского продукта, а также деятельность туроператора и (или) третьих лиц по оказанию туристу услуг в соответствии с данным договором.

Во-вторых, можно указать договоры, поименованные, названные в нормативных актах о туристской деятельности. В них содержатся специальные нормы, в которых дифференцируется договорное регулирование.

Эти обстоятельства указывает на первостепенное значение соглашений для формирования именно системного договорного регулирования туристской деятельности.

Наиболее урегулированной представляется область продвижения и реализации туристского продукта, где законодательно закреплена группа соглашений, обозначенная в нормативных актах термином «договоры о реализации туристского продукта» (ст. 10 и 10.1 Закона о туристской деятельности).

Среди таких договоров целесообразно выделить те виды, которые поименованы и названы самим законодателем в нормативных актах, где содержатся специальные нормы, указывающие па первостепенное значение договоров того или иного вида для сферы туризма. Так, в Законе о туристской деятельности, указанных выше Правилах оказания услуг по реализации туристского продукта названы следующие договоры гражданско-правового характера: о реализации туристского продукта; страхования ответственности туроператора; банковской гарантии.

В постановлении Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» предусмотрены нормы, устанавливающие специальные требования к договорам рекламы туристского продукта, что указывает на урегулирование такими договорами реализационных отношений.

Концессионные соглашения, имеющие значение для регулирования целого ряда отношений, складывающихся прежде всего при формирования туристского продукта урегулированы Постановлением Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. № 90 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения».

Для формирования, продвижения и реализации договоров в сфере туризма безусловное значение имеют также и другие виды гражданско-правовых договоров, не названных, не поименованных в нормативно-правовых актах о туристской деятельности. Однако какое-либо регулирование условий таких договоров специальными нормами, где устанавливаются дополнительные права и обязанности участников туристской деятельности, в гражданском законодательстве не предусмотрено.

С учетом изложенного далее представляется целесообразным в первую очередь рассмотреть особенности заключения и прекращения договоров в сфере туризма, особенности формирования условий которых регламентированы законодателем.

Договоры о реализации туристского продукта. Туристский продукт, как объект правового регулирования, выделен в гл. IV Закона о туристской деятельности. В названии этой главы указаны основные этапы регулирования: формирование, продвижение и реализация.

Для стадий формирования и продвижения туристского продукта предусмотрена возможность заключения предварительного договора. В соответствии со ст. 429 ГК РФ до заключения договора о реализации туристского продукта исполнитель и потребитель вправе в письменной форме заключить предварительный договор о реализации туристского продукта. В этом предварительном договоре указываются условия, позволяющие установить предмет, другие существенные условия договора о реализации туристского продукта, а также срок, в который стороны обязуются его заключить[9].

Более детально регулируется стадия реализации туристского продукта, где предусмотрено применение специальных правил договорного регулирования.

Установлено, что реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, для заключения которого обязательно письменная форма (ст. 10 Закона о туристской деятельности), т. е. нотариальное удостоверение такой сделки не требуется. Несоблюдение простой письменной формы при заключении договоров на реализацию туристского продукта может существенно ослабить позицию турфирмы в суде. Кроме того, государственный орган, но контролю и надзору в области защиты прав потребителей, которым является Министерство культуры РФ, Роспотребнадзор, органы прокуратуры, могут усмотреть в отсутствии письменного договора нарушение права потребителя на информацию, что предполагает состав административного правонарушения.

Законодатель различает ряд случаев заключения договора о реализации туристского продукта:

  • • договор о реализации туристского продукта с потребителем, который туроператор заключает от своего имени;
  • • договор о реализации туристского продукта, заключаемый с потребителем от имени туроператора;
  • • договор о реализации туристского продукта с потребителем, заключаемый турагентом, действующим на основании договора с туроператором, сформировавшим туристский продукт. В этом случае турагент, заключающий с потребителем договор о реализации туристского продукта действует от своего имени, но по поручению и за счет туроператора;
  • • договор о реализации туристского продукта может быть также заключен в пользу третьего лица, что вытекает из ст. 430 ГК РФ.

В том случае, когда заключается договор возмездного оказания туристских услуг, исполнителями заказа туриста являются туроператоры, которые с этой целью формируют для организации путешествия туристский продукт, подбирая и включая в договор в качестве самостоятельных условий оказание услуг перевозчиками, владельцами гостиниц и объектов показа, гидов-переводчиков и др. Условия договора о реализации туристского продукта в таком случае формируются на основе норм ст. 10 Закона о туристской деятельности и правил, содержащихся в гл. 39 ГК РФ.

По-другому данное соглашение также называют «договор на оказание туристских услуг», «договор на туристическое обслуживание» или «договор между туристом и турфирмой».

По договору о реализации туристского продукта исполнитель (турагснт или туроператор) обязуется по заданию заказчика (туриста или иного заказчика) оказать туристские услуги, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Данный договор является консенсуальным, взаимным, возмездным. Особенность такого договора также в том, что он должен соответствовать законодательству о защите прав потребителей. Все условия, которые обязательно должны быть указаны в договоре с туристом (существенные условия), перечислены в ст. 10 и 10.1 Закона о туристской деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 отраслевого закона к существенным условиям договора о реализации туристского продукта относятся: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах туристского продукта; о программе пребывания, маршруте и об условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке туриста в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика, инструктора-проводника, а также о дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком претензий к туроператору в случае нарушения туроператором условий договора; сведения о порядке и сроках предъявления туристом и (или) иным заказчиком требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и по банковской гарантии.

Закон различает особый случай реализации туристского продукта турагентом (ст. 10.1 Закона о туристской деятельности), когда у туриста и туроператора никаких договорных отношений не возникает. В частности, это касается отношений, возникающих между туристом, иным заказчиком и турагентом, от своего имени реализующим туристский продукт, сформированный туроператором, по договору о реализации туристского продукта. Договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, наряду с условиями, предусмотренными ст. 10 Закона о туристской деятельности, должен включать также условия, предусмотренные в ст. 10.1 этого закона. Если турагент действует в отношениях с туристом от своего имени, то договор также должен содержать, согласно ч. 2 и 3 ст. 10.1 следующие данные: полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор; информацию о возможности туриста обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы, но банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение. Также в договоре должно содержаться указание на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес электронной почты и другие сведения).

Ранее неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта, согласно ч. 4 ст. 10 Закона о туристской деятельности, являлась также туристская путевка, которая оформлялась на специальном бланке и подтверждала факт оплаты и передачи туристского продукта. В настоящее время сведения о туристской путевке исключены из закона, хотя на практике она ио-прежнему применяется как документ строгой отчетности в том случае, если фирма не использует в свой деятельности контрольно-кассовую технику, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники»[10]. При заключении договора турфирме важно максимально обезопасить себя от возможных претензий со стороны туристов. Поэтому важно все действия по подготовке к осуществлению тура оформлять в письменном виде. Например, при заключении договора туристу важно сообщить информацию о стране, особенностях ее посещения, так как, но закону потребитель должен обладать полной информацией о предоставляемой ему услуге. Такая информация может быть оформлена в виде памятки и являться приложением к договору.

Особенности заключения договоров на реализацию туристских услуг выражаются в целом ряде обстоятельств, от которых зависит формирование его условий. Подготовка к путешествию требует от туриста, зачастую еще задолго до заключения договора, планирования целого ряда мероприятий, среди которых определяющее значение имеет выбор туроператора (турагента). Здесь турист должен выразить намерение заказать услугу и высказать его конкретной турорганизации, что и делает туриста потребителем согласно определению этого понятия в Законе РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 «О защите нрав потребителей»[11].

Осознанный и правильный выбор турфирмы, которой турист доверит организацию своего отдыха, основывается на предоставляемой ею информации. С учетом именно этого обстоятельства в большинстве случаев договоры на туристское обслуживание относятся по своему типу к публичным договорам. В предложениях потребителям присоединиться к такому договору должны быть соблюдены установленные в законе права туриста.

Одним из основных прав туриста является право на качественную туристскую услугу, которая должна соответствовать установленным требованиям (ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» и ст. 469 ГК РФ), что в первую очередь означает безопасность турпродукта для его жизни, здоровья, имущества (ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Безопасность предоставляемой услуги включает обеспечение сохранности имущества потребителя. На протяжении всей поездки турфирма обязана обеспечивать сохранность имущества туриста. В каждой гостинице независимо от ее категории должен быть замок с внутренним предохранителем; такие услуги, как хранение ценностей в сейфе администрации и хранение багажа.

С правом потребителя на безопасность туристской услуги неразрывно связано его право па информацию, так как во многих случаях безопасность туриста зависит от той информации, которую ему предоставляет турфирма при заключении договора. К так называемым прочим факторам риска в туризме относятся опасности, связанные с отсутствием необходимой информации об услуге и ее номинальных характеристиках.

Таким образом, выбор туроператора (турагента) обусловлен, в свою очередь, предоставляемой туристу информацией, на основе которой может быть дана объективная оценка такому важнейшему потребительскому качеству туруслуги как безопасность.

Турист также до заключения с ним договора вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе, режиме его работы и реализуемых им услугах (ст. 8 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Под необходимой информацией понимается прежде всего обязательная[12]. Такая информация должна быть в наглядной и доступной форме доведена до сведения потребителя на русском языке: о фирменном наименовании исполнителя, месте его нахождения (юридическом адресе) и режиме работы; о номере свидетельства туроператора и внесении соответствующей записи в Единый федеральный реестр туроператоров, сроке его действия, а также об органе, выдавшем такое свидетельство; о цене, условиях приобретения услуг, правилах эффективного и безопасного использования услуги. Данные сведения должны быть включены в предлагаемые туристу документы (договор, туристскую путевку, информационный листок), распространены с помощью рекламы.

Путешествуя, турист обязан соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования, соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда, что предполагает получение от турфирмы соответствующей необходимой и достоверной информации[13].

Турист может быть проинформирован и о том, что чаще всего возникающие в последствие споры связаны именно с ненадлежащим качеством оказанных туристу услуг и недостоверной информацией о них, например поселением в средствах размещения, не соответствующих условиям договора, предоставлением недостоверной информации о средствах размещения. Туристы в таких случаях предъявляют справедливые требования об уменьшении цены оказанной услуги либо о возврате всей уплаченной за туристскую путевку суммы; о возмещении расходов по устранению недостатков услуги третьими лицами; повторном безвозмездном оказании услуг.

Потребитель, которому услуга была оказана с недостатками, должен знать, что он вправе по своему выбору потребовать безвозмездно устранить их. Однако по возвращении из путешествия чаще всего такое требование уже теряет смысл. Тем не менее турист должен понимать, что в таком случае сохраняет свое значение требование возместить расходы по устранению недостатков услуги третьими лицами. Например, нередки случаи, когда при поселении туриста в гостинице категории, ниже предусмотренной в договоре, гражданин оплачивает за свой счет гостиницу, соответствующую согласованной с турфирмой категории, и по возвращении из путешествия требует возмещения данных расходов. Для того чтобы воспользоваться данным правом, турист должен обладать достаточными денежными средствами либо согласиться с ухудшением условий проживания, снижением качества отдыха, переносить нравственные страдания, наличие которых позволяет требовать по возвращении компенсации морального вреда.

Особенность требования закона о повторном безвозмездном оказании услуги в том, что такое требование туристами практически не предъявляется, так как теряет практический смысл. Напротив, разумно и справедливо требование туриста об уменьшении цены услуги, например в случае, если предоставляется услуга дешевле той, которая должна была быть оказана. Турист вправе также потребовать расторжения договора об оказании услуги (при наличии существенных недостатков услуги или иных существенных отступлений от условий договора либо при нарушении исполнителем сроков удовлетворения требования о безвозмездном устранении недостатков услуги). Подобные требования предъявляются туристами уже после возвращения из путешествия, несмотря на использование ими всего комплекса предоставленных услуг.

С учетом изложенного в информации турфирмы могут содержаться сведения о сохранении документов, необходимых для рассмотрения и удовлетворения обоснованных претензий туристов в досудебном порядке.

Важно также еще до заключения договора донести до туриста информацию о его специфических обязанностях, которые связаны с его заключением, а затем — нахождением в стране (месте) временного пребывания, въездом и выездом из этой етраны (ст. 14 Закона о туристской деятельности). Так, до заключения договора туристы (экскурсанты), предполагающие совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой они могут подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний, обязаны проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями. В соответствии со ст. 432 ГК РФ эта обязанность туриста должна рассматриваться как необходимое условие договора. Турфирма, предоставившая услугу без подтверждения в установленном порядке выполнения туристом указанной обязанности, не несет ответственности перед туристом за причиненный вред, поскольку он возник, но вине самого туриста, не выполнившего своего обязательства, предусмотренного законом. Турист заранее должен быть проинформирован о своей обязанности во время путешествия соблюдать законодательство страны (места) временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования; сохранять окружающую среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране (месте) временного пребывания; соблюдать правила въезда в страну (место) временного пребывания, выезда из страны (места) временного пребывания и пребывания там, а также в странах транзитного проезда; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Возможно наступление ответственности туриста перед страной временного пребывания и Россией в случаях и порядке, предусмотренных законодательством страны за соответствующие нарушения. Важной обязанностью туриста, названной в законе, является обязанность соблюдать во время путешествия правила личной безопасности. Нарушение туристом правил личной безопасности, о которых он надлежащим образом информирован исполнителем, в соответствии с п. 5 ст. 14 Закона «О защите прав потребителей» освобождает исполнителя услуги от ответственности за причиненный в результате этого вред жизни или здоровью туриста. Аналогичные последствия будут иметь место и в случае нарушения туристом правил хранения и транспортировки своего имущества во время путешествия.

Порядок заключения исполнения, изменения и прекращения данного договора детализирован в нормах самостоятельного раздела IV Правил оказания услуг, но реализации туристского продукта[14].

Здесь предусмотрены существенные условия договора, по которым стороны письменно должны достигнуть соглашения. К ним относятся полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения), почтовый адрес и реестровый номер туроператора; размер финансового обеспечения, номер, дата и срок действия договора страхования ответственности туроператора или банковской гарантии, наименование, адрес (место нахождения) и почтовый адрес организации, предоставившей финансовое обеспечение; сведения о туристе, а также об ином заказчике туристского продукта и его полномочиях (если турист не является заказчиком) в объеме, необходимом для реализации туристского продукта; общая цена туристского продукта в рублях; информация о потребительских свойствах (качестве) туристского продукта — программе пребывания, маршруте и условиях путешествия, включая информацию о средствах размещения, об условиях проживания (месте нахождения средства размещения, его категории) и питания, услугах по перевозке потребителя в стране (месте) временного пребывания, о наличии экскурсовода (гида), гида-переводчика и инструктора-проводника, а также дополнительных услугах; права, обязанности и ответственность сторон; условия изменения и расторжения договора о реализации туристского продукта; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем претензий к исполнителю в случае нарушения исполнителем условий договора о реализации туристского продукта; сведения о порядке и сроках предъявления потребителем требований о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо требований об уплате денежной суммы по банковской гарантии, а также информация об основаниях для осуществления таких выплат по договору страхования ответственности туроператора и банковской гарантии.

Допускается достижение соглашения и по иным условиям договора о реализации туристского продукта, в том числе о сроке оказания входящих в туристский продукт услуг (дата и время начала и окончания путешествия, его продолжительность).

Запрещено включение в договор о реализации туристского продукта условий, ущемляющих права потребителя по сравнению с условиями, установленными федеральными законами, настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей.

Установлены особенности формирования существенных условий договора о реализации туристского продукта, заключаемого между турагентом и потребителем, которые наряду с указанными условиями, предусмотренными п. 13 указанных Правил, должны отвечать дополнительным требованиям. Среди таких требований полное и сокращенное наименования, адрес (место нахождения) и почтовый адрес турагента; информация о том, что лицом, оказывающим потребителю услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор, а также о способах связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, адрес электронной почты); информация о возможности потребителя в случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 17.4 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обратиться с письменным требованием о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора или об уплате денежной суммы по банковской гарантии непосредственно к организации, предоставившей туроператору финансовое обеспечение.

Основная обязанность потребителя по заключенному договору оплатить общую цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта. Исполнитель не вправе без согласия потребителя оказывать дополнительные услуги за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Оплата туристского продукта производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством РФ.

Основная обязанность исполнителя предоставить потребителю туристский продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также договору о реализации туристского продукта. Если федеральными законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к определенного рода туристскому продукту и (или) услугам, входящим в такой туристский продукт, исполнитель обязан оказать услуги, соответствующие этим требованиям. В том случае, когда исполнитель при заключении договора о реализации туристского продукта был поставлен потребителем в известность о конкретных целях туристского продукта, необходимого потребителю, исполнитель обязан предоставить потребителю туристский продукт, пригодный для использования в соответствии с этими целями. Исполнитель обязан своевременно информировать потребителя о том, что соблюдение указаний потребителя и иные обстоятельства, зависящие от потребителя, могут снизить качество туристского продукта или повлечь за собой невозможность оказания услуг, входящих в туристский продукт, в сроки, указанные в договоре о реализации туристского продукта.

Если потребитель, несмотря на своевременное и обоснованное информирование исполнителем, в разумный срок не изменит указаний о способе оказания услуги либо не устранит иные обстоятельства, которые могут снизить качество туристского продукта, исполнитель вправе отказаться от исполнения договора о реализации туристского продукта и потребовать возмещения убытков.

Изменение условий договора о реализации туристского продукта. После заключения договора у сторон может возникнуть необходимость изменить его условия, например поменять сроки вылета, средство и условия размещения, экскурсионную программу и т. п. Поскольку стороны состоят в договорных отношениях, то по общему правилу необходимо получить согласие другой стороны на изменение его условий. Способы внесения изменений: оформляется новый договор; вносятся изменения в существующий договор; составляется дополнительное соглашение к договору. Важно, чтобы изменения, вносимые в договор, были совершены в той же форме, что и первоначальный договор (в письменной форме, с подписями уполномоченных лиц).

Согласно ч. 5 и 6 ст. 10 Закона о туристской деятельности каждая из сторон вправе потребовать изменения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых она исходила при заключении договора. К таким обстоятельствам относятся: ухудшение условий путешествия, указанных в договоре; изменение сроков совершения путешествия; непредвиденный рост транспортных тарифов; невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам (болезнь туриста, отказ в выдаче визы и другие обстоятельства).

Необходимо помнить, что изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях. Если стороны не достигли соглашения о приведения договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны. Естественно, что в этом случае каждая сторона будет вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, что повлечет возврат другой стороне денежных средств за вычетом фактически понесенных расходов (документально подтвержденных).

Следует обратить внимание, что согласно общим положениям гражданского законодательства право на изменение условий договора в одностороннем порядке может возникнуть также при существенном нарушении условий договора другой стороной.

Расторжение договора о реализации туристского продукта.

Одним из существенных условий данного договора, согласно ч. 2 ст. 10 Закона о туристкой деятельности, являются положения об ответственности сторон за расторжение договора, при этом ответственность не может быть менее того уровня, который установлен законодательством, в частности Законом РФ «О защите прав потребителей». Согласно ст. 16 указанного закона излишне заложенные условия ответственности потребителя (туриста) будут признаны недействительными, если в результате исполнения договора, ущемляющего права потребителя, у него возникли убытки, они подлежат возмещению исполнителем в полном объеме.

В соответствии с действующим законодательством турист вправе в одностороннем порядке в любой момент расторгнуть договор, при этом турфирма обязана вернуть ему уплаченные за тур деньги. При этом за турфирмой остается право удержать сумму фактически понесенных при подготовке тура расходов, которые должны быть документально подтверждены. На практике туристам, если они приняли решение о расторжении договора о реализации туристского продукта, следует не медлить с этой процедурой, так как сумма возвращаемых денежных средств напрямую зависит от количества дней, оставшихся до начала тура, т. е. чем позднее будет расторгнут договор, тем большая сумма удерживается.

Согласно ч. 5 ст. 10 Закона о туристской деятельности каждая из сторон вправе потребовать расторжения договора в связи с существенными изменениями обстоятельств, из которых она исходила при заключении. При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств у турфирмы также будет право на удержание суммы фактически понесенных в связи с исполнением договора расходов.

Турист также может расторгнуть договор с туристской фирмой, если обнаружатся существенные недоработки (существенные нарушения) в организации приобретенного тура. Это может быть сделано как до начала поездки, так и в процессе путешествия. В этой ситуации, согласно ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей», стоимость тура возвращается целиком без удержания фактически понесенных расходов.

Кроме положений Закона о туризме турфирма должна руководствоваться нормами гл. 39 ГК РФ. Здесь установлено, что, но договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Сторонами рассматриваемого договора являются заказчик и исполнитель. В п. 2 ст. 779 ГК РФ перечислены услуги, которые охватываются договором возмездного оказания услуг и в числе прочих указываются услуги по туристическому обслуживанию.

Под «услугой» с правовой точки зрения понимается деятельность исполнителя, создающая определенный полезный эффект не в виде овеществленного результата, а в виде самой деятельности. Основные признаки услуги: результат полезного эффекта услуги не может быть выражен в овеществленной форме. Услуга удовлетворяется в процессе ее потребления, исполнитель не гарантирует достижение результата услуги. Как правило, действия исполнителя не сводятся к результату, который мог бы быть передан заказчику и который позволил бы зафиксировать исполнение обязанности со стороны исполнителя. С учетом этого в отличие от договора подряда, в котором основным критерием завершения работ выступает передача их результата заказчику, в договоре возмездного оказания услуг на исполнителе не лежит риск не достижения результата. Результат деятельности исполнителя может выражаться в том числе и в такой форме, как получение удовлетворения от отдыха.

На исполнителя по договору возмездного оказания услуг возлагается обязанность совершить определенные действия, как-то услуги по индивидуальному обращению заказчика, действия направленные на достижение полезного эффекта для конкретного заказчика, например юридическая консультация, туристическое обслуживание. Это также может быть осуществление определенной деятельности, когда услуги осуществляются постоянно, часто, без обращения конкретного заказчика, например услуги музеев, телефонной связи.

Обязанностью исполнителя является оказание услуги лично, а заказчик в большинстве случаев заинтересован в том, чтобы услугу ему оказал конкретный исполнитель, например, турист желает, чтобы организацией его отдыха занималась конкретная турфирма, поэтому именно к ней он и обращается. Заказчик, заключая договор с юридическим лицом, может оговорить исполнение обязательства конкретным специалистом либо согласиться с исполнением любым квалифицированным специалистом, которого выберет руководитель организации. Например, если эго экскурсия, то можно договориться о ее проведении конкретным экскурсоводом либо просто заключить договор с фирмой, тем самым допуская исполнение обязательства любым специалистом от имени фирмы. По общему правилу юридическое лицо вправе привлекать к оказанию услуг любых специалистов как собственных, так и со стороны.

Основной обязанностью заказчика является оплата услуг. В законодательстве четко не устанавливается специальных правил оплаты услуг, поэтому сроки и порядок их оплаты, как правило, определяются сторонами в договоре. Оплата может производиться как по завершении оказания услуги, так и в виде аванса либо поэтапно. Поскольку после завершения оказания услуги исполнитель не имеет возможности влиять на исполнение заказчиком обязанности по оплате, он нередко настаивает на предварительной оплате (авансировании). Цена в договоре возмездного оказания услуг устанавливается соглашением сторон. По отдельным видам услуг устанавливаются цены (тарифы) уполномоченными государственными органами, например услуги почтовой связи. Следует подчеркнуть, что организации, заключающие публичный договор, например турфирмы, гостиницы, авиакомпании, обязаны выставлять цену, одинаковую для всех потребителей.

Если услуга не была по каким-либо причинам оказана, то применяются следующие правила, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. Во-первых, если невозможность исполнения возникла по вине заказчика, на него возлагается обязанность оплатить услуги в полном объеме независимо от того, имело ли место фактическое пользование услугами, например опоздание на отлетающий самолет. Во-вторых, если невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна сторона не отвечает, заказчик обязан возместить исполнителю лишь фактически понесенные им расходы, например при неполучении визы вследствие отказа посольства в ее выдаче.

В-третьих, если невозможность исполнения возникла по вине исполнителя, например неперечисление денег за пользование гостиницей, последний утрачивает право на вознаграждение и компенсацию понесенных им расходов. В тех случаях, когда оплата услуг была произведена в виде аванса, все полученное должно быть возвращено заказчику. Исполнитель не вправе удержать из суммы аванса и фактически понесенные им расходы.

Договор возмездного оказания услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон. При этом, если от исполнения договора отказывается заказчик, он обязан компенсировать исполнителю лишь фактически понесенные им расходы. В другом случае, если от исполнения договора отказывается исполнитель, он обязан возместить убытки заказчика в полном объеме независимо от того, выражаются ли они в понесенных заказчикам расходах, т. е. в реальном ущербе или неполученных доходах (упущенной выгоде).

Если договор возмездного оказания услуг является публичным, отказ от его исполнения не допускается, при наличии у исполнителя возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. В противном случае потребитель вправе через суд понудить сторону к заключению договора, кроме того, он может потребовать возмещения причиненных ему убытков (и. 4 ст. 445 ГК РФ). Важно, что многие обязательства по оказанию услуг в сфере туризма относятся к публичным договорам и охватываются действием Закона РФ «О защите прав потребителей» (например, деятельность турфирм, музеев, кинотеатров, гостиниц, предприятий индустрии питания и т. д.).

Еще один особый случай заключения договора о реализации туристского продукта, когда такой договор может быть заключен в пользу третьего лица. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требовать от должника исполнения обязательства в свою пользу (ст. 430 ГК РФ). Например, приобретение компанией путевок для своих сотрудников, когда договор оформляется непосредственно на лиц, отправляющихся в путешествие, либо в нем сделана запись о том, что организация действует в интересах своих сотрудников.

Договоры о реализации туристского продукта заключаются как договоры возмездного оказания услуг, когда их предметом являются услуги по бронированию тура или по консультированию туриста. Формирование условий таких договоров происходит на основании норм гл. 39 ГК РФ в рассмотренном выше порядке.

На практике туроператоры и турагенты часто заключают с туристом договор о реализации туристского продукта также и по модели агентского договора (ст. 1001 — 1005 ГК РФ), в соответствии с которым турист поручает турфирме, не являющейся туроператором, приобрести для него тур.

Договоры страхования и банковской гарантии выделены и перечислены рядом в Законе о туристской деятельности.

Заключение

таких договоров происходит по правилам, предусмотренным в ГК РФ. Имущественные отношения, связанные со страхованием, регулируются нормами, включенными в гл. 48 этого кодекса, а на банковскую гарантию распространяются нормы об обеспечении обязательств (ст. 368—379).

Банковская гарантия является одним из способов обеспечения исполнения обязательств (наряду с неустойкой, залогом, задатком, поручительством), перечисленных в ст. 329 ГК РФ. Цель обеспечения исполнения обязательства — создать у стороны в обязательстве дополнительную уверенность в том, что она получит от контрагента все, что предусматривалось договором между ними. Сущность банковской гарантии раскрывается в ст. 368 ГК РФ. Банк или страховая организация (гарант) дают по просьбе другого лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару) денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. За выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение.

Правила, предусмотренные для страхования рисков в Законе о туристской деятельности, применяются для дополнительного регулирования страховых отношений в сфере туризма. Здесь предусмотрено, что в случае, если законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие гарантии. Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления таких гарантий (ст. 17 Закона о туристской деятельности).

В другом случае (ст. 4.1; ст. 17.1 — 17.6) необходимость заключения договоров страхования ответственности туроператора, банковской гарантии предусмотрена как финансовая гарантия и условие осуществления туроператорской деятельности, включения в Единый федеральный реестр туроператоров. Данные договоры являются также юридическими фактами, имеющими значение для возмещения расходов компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ст. 11.5), что несомненно усилило их значение для финансового обеспечения обязательств в сфере туризма.

Необходимо также подчеркнуть, что правила, устанавливающие особенности формирования условий таких договоров, действуют с 1 сентября 2013 г., т. е. относительно недавно[15]. Их появление обусловлено поставленной законодателем целью — создать правовую основу для активной правоприменительной деятельности, направленной на возмещение расходов компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма.

Институт финансового обеспечения при осуществлении туристской деятельности сформировался не сразу. Поскольку туристская деятельность затрагивает интересы человека, его здоровье и безопасность, до 1 января 2007 г. туроператорская деятельность в России лицензировалась[16]. Предполагалось, что заниматься такой деятельностью должны квалифицированные специалисты. Обязательное государственное лицензирование также сдерживало туристский рынок от появления фирм-однодневок. В связи с прекращением лицензирования туроператорской деятельности было установлено финансовое обеспечение ответственности туроператоров перед туристами. Основной целью этого института является повышение значения финансовой гарантии для обеспечения надлежащего исполнения туроператорами своих обязательств перед туристами. Финансовая гарантия — это документально подтвержденное обязательство третьего лица возместить убытки, которые могут быть причинены вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств туроператором, возникших на основании договора о реализации туристского продукта. В этих целях Закон о туристской деятельности был дополнен ст. 4.1, где устанавливалось, что все туроператоры, зарегистрированные на территории РФ, должны иметь финансовое обеспечение[17]. Предусматривалось, что в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц осуществление туроператорской деятельности на территории РФ допускается юридическим лицом при наличии у него договора страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполнения обязательств по договору о реализации туристского продукта (финансовое обеспечение). Финансовое обеспечение все туроператоры должны иметь с 1 июня 2007 г., что должно подтверждаться договором страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства или банковской гарантией[18].

Наличие финансового обеспечения по закону не требуется только в двух случаях: для организаций, осуществляющих экскурсионное обслуживание на территории России в течение не более 24 часов подряд; для государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность по организации путешествий в пределах территории России по установленным государственным ценам в целях решения социальных задач.

В соответствии с п. 1 ст. 932 ГК РФ страхование риска ответственности за нарушение договора допускается в случаях, предусмотренных законом, т. е. в данном случае — Законом о туроператорской деятельности. По договору страхования риска ответственности за нарушение договора может быть застрахован только риск ответственности самого страхователя. Риск ответственности за нарушение договора считается застрахованным в пользу стороны, перед которой по условиям этого договора страхователь должен нести соответствующую ответственность, т. е. в пользу выгодоприобретателя — туриста. За оформление договора страхования туроператор выплачивает страховой компании страховую премию.

В ст. 17.6 Закона о туристской деятельности предусмотрены специальные требования к договору страхования ответственности туроператора. Договор страхования ответственности туроператора должен включать определение объекта страхования (имущественные интересы туроператора); определение страхового случая; размер страховой суммы (не менее размера финансового обеспечения, предусмотренного законом); срок действия договора страхования (не менее года); порядок и сроки уплаты страховой премии; порядок и сроки уведомления туристом и (или) иным заказчиком страховщика о наступлении страхового случая; порядок и сроки предъявления туристом и (или) иным заказчиком или их законными представителями заявления о выплате страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора непосредственно страховщику; перечень документов, которые обязаны представить турист, иной заказчик либо объединение туроператоров в сфере выездного туризма в обоснование своих требований к страхователю о возмещении реального ущерба; последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; иные права и обязанности.

Свои имущественные интересы туроператор страхует за свой счет. Возможно включение в договор условия о частичном освобождении страховщика от выплаты страхового возмещения (условие о франшизе).

В случае возникновения обстоятельств, указанных в ст. 17.4 Закона о туристской деятельности, финансовое обеспечение должно гарантировать каждому туристу или иному заказчику, заключившему договор о реализации туристского продукта: возврат денежных средств, внесенных в счет договора о реализации туристского продукта, за услуги, оплаченные, но не оказанные туроператором или третьими лицами, на которых туроператором было возложено исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта; выплату денежных средств, причитающихся туристу или иному заказчику в возмещение реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, в том числе денежных средств, необходимых для компенсации расходов, понесенных туристом или иным заказчиком в связи с непредвиденным выездом (эвакуацией) из страны (места) временного пребывания (расходы по эвакуации). Банковская гарантия направлена на достижение тех же целей, но за счет средств банка-гаранта.

Регламентирован размер финансового обеспечения, который определяется в договоре страхования ответственности туроператора или в банковской гарантии и в настоящее время не может быть менее 500 тыс. руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере внутреннего туризма или въездного туризма; 30 млн руб. — для туроператоров, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма, в случае, если денежные средства, полученные ими от реализации в этой сфере туристского продукта, составляют не более 250 млн руб., по данным бухгалтерской отчетности на конец отчетного года (ст. 17.2 Закона о туристской деятельности).

В соответствии со сг. 17.4 Закона о туристской деятельности основанием для выплаты страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии является факт установления обязанности туроператора возместить туристу и (или) иному заказчику реальный ущерб, возникший в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта, если это является существенным нарушением условий такого договора. Существенным нарушением условий договора о реализации туристского продукта признается нарушение, которое влечет для туриста и (или) иного заказчика такой ущерб, что он в значительной степени лишается того, на что был вправе рассчитывать при заключении договора. К существенным нарушениям туроператором договора о реализации туристского продукта относятся неисполнение обязательств по оказанию туристу и (или) иному заказчику входящих в туристский продукт услуг по перевозке и (или) размещению; наличие в туристском продукте существенных недостатков, включая существенные нарушения требований к качеству и безопасности туристского продукта. Установлен порядок предъявления туристом туроператору иска о возмещении реального ущерба, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации туристского продукта.

Обязанность выплатить страховое возмещение по договору страхования ответственности туроператора наступает с момента получения страховщиком письменного требования туриста, иного заказчика при наступлении страхового случая. Специальные нормы, включенные в ст. 17.5 Закона о туристской деятельности, регулируют порядок выплаты страхового возмещения, но договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии. В законе предусмотрены требования к содержанию обращения туриста к страховщику и перечень прилагаемых документов.

Страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев является основной формой предоставления гарантий от таких рисков (сг. 17 Закона о туристской деятельности). Отношения в этом случае оформляются страховым полисом на русском языке и государственном языке страны временного пребывания. Здесь должны предусматриваться оплата медицинской помощи туристам и возмещение их расходов при наступлении страхового случая непосредственно в стране (месте) временного пребывания. Допускается страхование иных рисков, связанных с совершением путешествия, о чем турист должен заявить туроператору дополнительное требование.

Особенности договорного регулирования отношений, возникающих при рекламировании туристского продукта. Отношения в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории РФ, регулируются Федеральным законом от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»[19] (далее — Закон о рекламе). Особенности договорного регулирования рекламы туристского продукта предусмотрены в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг, но реализации туристского продукта». Разъяснения о практике применения законодательства о рекламы содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 8 октября 2012 г. № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона „О рекламе“»[20].

Целями Закона о рекламе являются развитие рынков товаров, работ и услуг, т. е. в том числе услуг в сфере туризма и гостиничного хозяйства. Такие цели могут быть достигнуты на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения в Российской Федерации единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, создания благоприятных условий для производства и распространения социальной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы. В соответствие со ст. 5 Закона о рекламе производимая и распространяемая реклама должна отвечать общим и специальным требованиям, с учетом которых должны заключаться в том числе договоры на распространение рекламы турпродукта. Предложение туристского продукта, адресованное неопределенному кругу лиц, содержащееся в рекламе, описаниях, справочниках и реализованное иными способами, установленными законодательством РФ, признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора о реализации туристского продукта. В рекламе, содержащей сообщение о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение конкретного туристского продукта, должны быть указаны: сроки проведения такого мероприятия; источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения (п. 15 Постановления Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»).

Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил последствия нарушения требований законодательства о рекламе, что имеет значение и для случаев распространения рекламы о турпродукте. В таком случае согласно ч. 2 ст. 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе. В случае установления факта нарушения законодательства РФ о рекламе антимонопольный орган принимает решение о признании рекламы ненадлежащей и выдаче лицу предписания об устранении соответствующего нарушения.

При этом судам необходимо учитывать, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных ч. 1, 1.1 и 1.2 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. Вступление в силу решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей не является таким поводом, как это предусмотрено ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ в отношении вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, которым устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства.

В отношении рекламирования страховых и финансовых услуг, распространяемых для туроператоров, справедливо применение разъяснения, содержащееся в п. 24 этого судебного документа. В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 28 Закона о рекламе в рекламе должны быть указаны наименование или имя лица, оказывающего банковские, страховые и иные финансовые услуги, а также условия оказания этих услуг. Наличие в рекламе информации о возможности получения (уточнения) сведений об условиях оказания соответствующих услуг у сотрудников организации, предоставляющей такие услуги, или иных консультантов, обладающих необходимыми сведениями об условиях оказания данных услуг, не освобождает рекламодателя от исполнения обязанности опубликования в рекламном объявлении условий оказания банковских, страховых и иных финансовых услуг, влияющих на их стоимость, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

С 1 февраля 2015 г. вступили в действия нормы о концессионном соглашении в отношении объектов социально-культурного назначения (культуры, спорта, организации отдыха граждан, туризма), содержащиеся в Постановлении Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. № 90 «Об утверждении примерного концессионного соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социальнокультурного назначения»[21].

Понятие концессионного соглашения определено в ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»[22]. По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности. Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из указанного федерального закона или существа концессионного соглашения.

Здесь же, в подп. 14 ст. 4 указано, что число объектов концессионного соглашения могут входить объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

В ст. 10 названного закона предусмотрено, что концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия: 1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции; 2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 3) срок действия концессионного соглашения; 4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения: 4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения; 5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением); 6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения: 6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется; 6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.1 ст. 7 названного Федерального закона; 6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения; 6.4) обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением; 6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона; 7) иные предусмотренные федеральными законами существенные условия.

С учетом содержания последнего пункта и в соответствии со ст. 3 указанного закона Правительством РФ установлены дополнительные условия, которые можно отнести к существенным для концессионного соглашения в отношении объектов туризма. Установлено, что концессионное соглашение в отношении конкретных объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения заключается в соответствии с примерным концессионным соглашением, утвержденным указанным постановлением Правительства РФ, и может содержать не противоречащие законодательству РФ положения, не урегулированные этим примерным концессионным соглашением.

Другая норма предусматривает, что концессионные соглашения в отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризма и иных объектов социально-культурного назначения, которые являются объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов РФ или в состав имущества которых входят объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов РФ, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальной собственности, заключаются с учетом требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ.

  • [1] Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ.05.12.1994. № 32. Ст. 3301; Гражданский кодекс Российской Федерации О
  • [2] Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 (ред. от 7 ноября 2015 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристскогопродукта» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. № 30. Ст. 3942.
  • [3] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 (ред. от 13.07.2015) «О защите правпотребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. Ст. 766.
  • [4] См.: Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01 февраля 2012 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. № 4.
  • [5] Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. № 90 (ред.от 20 января 2015 г.) «Об утверждении примерного концессионного соглашенияв отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризмаи иных объектов социально-культурного назначения» // Собрание законодательства РФ. 19.02.2007. № 8. Ст. 1009.
  • [6] Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 (ред. от 7 ноября 2015 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристскогопродукта» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. № 30. Ст. 3942.
  • [7] Информация справочной правовой системы «КонсультанПлюс».
  • [8] См.: гл. IV «Особенности формирования, продвижения и реализации туристского продукта» Федерального закона (ст. 9—10.1) от 24 ноября 1996 г. № 132 (ред.от 29 июня 2015 г., с изм. от 2 марта 2016 г.) «Об основах туристской деятельностив Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 02.12.1996. № 49.Ст. 5491.
  • [9] См.: Постановление Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452 (ред.от 7 ноября 2015 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализациитуристского продукта» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. № 30.Ст. 3942.
  • [10] Постановление Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 (ред. от 15 апреля2014 г.) «О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники» // Собрание законодательства РФ. 12.05.2008. № 19. Ст. 2191.
  • [11] Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300−1 (ред. от 13 июля 2015 г.) «О защитеправ потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. 09.04.1992. № 15. Ст. 766.
  • [12] См.: Парций Я. Е. Научно-практический комментарий Закона «Об основахтуристской деятельности в Российской Федерации». М., 1998. С. 60.
  • [13] См.: Швец Н. Л. Потребительское право и туризм // Вестник МинистерстваРоссийской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2001. № 2. С. 53—56.
  • [14] См.: п. 11—20 Правил оказания услуг по реализации туристского продукта, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2007 г. № 452(ред. от 7 ноября 2015 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта» // Собрание законодательства РФ. 23.07.2007. № 30.Ст. 3942.
  • [15] См. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ (ред. от 23 ибля 2013 г., с изм. от 2 марта 2016 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах туристской деятельности в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 07.05.2012.№ 19. Ст. 2281.
  • [16] См.: п. 6 ст. 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства РФ.13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3430 (утратил силу).
  • [17] См.: Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ (ред. от 3 мая 2012 г.)"О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»" // Собрание законодательства РФ. 12.02.2007.№ 7. Ст. 833.
  • [18] См.: Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. № 12-ФЗ (ред. от 3 мая 2012 г.)"О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» «// Собрание законодательства РФ. 12.02.2007.№ 7. Ст. 833.
  • [19] Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (ред. от 08.03.2015) „О рекламе"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) // Собрание законодательства РФ.20.03.2006. № 12. Ст. 1232.
  • [20] Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 „О некоторыхвопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона"О рекламе““ // Вестник ВАС РФ. № 12. 2012.
  • [21] Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2007 г. № 90 (ред.от 20 января 2015 г.) „Об утверждении примерного концессионного соглашенияв отношении объектов культуры, спорта, организации отдыха граждан и туризмаи иных объектов социально-культурного назначения“ // Собрание законодательства РФ. 19.02.2007. № 8. Ст. 1009.
  • [22] Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.)"О концессионных соглашениях» // Собрание законодательства РФ. 25.07.2005.№ 30 (ч. II). Ст. 3126.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой