Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Виды преступлений. 
Римское право

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В убийстве и приравненных к нему преступлениях, где главное место занимало убийство родственников. По римскому праву далеко не всякое убийство подлежало преследованию (так, здесь не разбирались убийства детей, врагов, иностранцев), но только такое, где можно было усмотреть посягательство на величие римского народа, т. е. убийство гражданина. Сюда же позднее были отнесены поджог на корабле… Читать ещё >

Виды преступлений. Римское право (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В качестве государственных преступлений Законы XII таблиц называют следующие: измену, выдачу римского гражданина врагу, подстрекательство врага римского народа к нападению на римское государство, уклонение от военной службы. Как указано в Дигестах: «В древности уклонившихся от призыва отдавали в рабство, как предателей свободы». Лжесвидетельство в суде и принятие взятки судьей каралось смертной казнью.

Развитие уголовного законодательства связано с деятельностью Суллы. Его закон 83 г. до н.э. об убийствах и отравителях преследовал изготовление и продажу яда, поджог, ношение оружия для совершения убийства или воровства. За все эти преступления назначалась ссылка на острова и конфискация имущества (в императорский период — смертная казнь).

Законом предусматривался и такой вид преступления, как насилие: частное и публичное. Наказуемым являлось похищение свободных людей или лишение их свободы. При Сулле же был издан Закон о подлогах. Этим законом и последующей практикой предусматривались разнообразные правонарушения, совершаемые в корыстных целях: соглашения о ложных свидетельских показаниях, подкуп судьи, подлог в счетах и документах, похищение и уничтожение завещания.

По законам Корнелия Суллы вводилось 8 постоянных комис-, сий (с учетом реорганизации прежних) — Quaestiones perpetuae, в которых подлежали рассмотрению обвинения по следующим видам преступлений:

  • 1) В преступлениях против величия римского народа, или против Республики. Сюда относились действия, направленные к уменьшению величия богов, города, сената, оставление армии, а также восстания против магистратов, попытки их отстранения, умаление власти трибунов. Судебная интерпретация преступлений была весьма разнообразной (само понятие «умаление величия» было введено в 102 г. до н. э.). Детализированную квалификацию дал особый закон Юлия Цезаря, который включил в посягательства на величие римского народа передачу врагу земли или людей, поддержку врага, отпуск пленных, дезертирство, заговоры. Наказываться эти преступления должны были преимущественно «запрещением огня и воды».
  • 1
  • 2) В вымогательстве и взяточничестве со стороны магистратов или других должностных лиц. Здесь исследовались (с предварительным заключением особой сенатской комиссии) преступления, совершенные только при исполнении служебных обязанностей. Наказаниями были штрафы, ограничение в правах, а по закону Юлия Цезаря 59 г. до н. э. (где было дано общее понятие этого преступления) — изгнание, а также исключение из членов Сената.
  • 3) В злоупотреблениях государственной казной — это был

еще один вид должностных преступлений, одним из проявлений которого являлось например, хищение священного имущества, нарушение целостности городских стен и укреплений. Древнее право придерживалось практики назначения за это изгнания, а с закона Юлия Цезаря и здесь применяли «запрещение огня и воды».

  • 4) В нарушениях предвыборных правил и подкупе. Впервые понятие этого преступления было введено в 159 г. до н. э., а законы с конкретными запретами появились в I в. до н. э. За организацию чрезмерных пиров для избирателей, подкуп влиятельных лиц, а также за давление на судью в уголовном разбирательстве виновных ждало изгнание и связанное с этим ограничение или лишение прав гражданства.
  • 5) В убийстве и приравненных к нему преступлениях, где главное место занимало убийство родственников. По римскому праву далеко не всякое убийство подлежало преследованию (так, здесь не разбирались убийства детей, врагов, иностранцев), но только такое, где можно было усмотреть посягательство на величие римского народа, т. е. убийство гражданина. Сюда же позднее были отнесены поджог на корабле, вытравление плода женщиной, другие особо злостные действия, последствия которых однозначно влекли гибель одного или многих людей. Наказанием была смертная казнь.
  • 6) В отравлении, что считалось одним из наиболее опасных преступлений. К самому преступлению также приравнивалось изготовление ядов, разного рода магические действия с одурманивающими веществами. Как правило, ответственности подлежали все, кто прямо или косвенно обнаружил причастность к этим действиям. Поэтому несколько позднее в компетенцию этой комиссии вошли обвинения в бандитизме. Основным наказанием за эти преступления была смертная казнь.
  • 7) В публичном насилии, которое включало в себя действия, помешавшие магистрату отправлять свои обязанности, а также все, что нарушало общественное спокойствие. Сюда же позднее отошли и обвинения в насилии против частных лиц (не связанные ни с оскорблением, ни с отнятием имущества, что считалось частными деликтами). Виновных в публичных насилиях наказывали «запрещением огня и воды», в частных деликтах — конфискацией 1/3 имущества и лишением чести (infamia).
  • 8) В обмане, куда входили самые разнообразные по виду преступления: от фальшивомонетничества до злоупотребления доверием при частных сделках, включая обмеривание, обвешивание, изготовление фальшивых завещаний и т. д. Преступление это считалось также недостойным для римского гражданина и наказывалось «запрещением огня и воды».

Законодательство Суллы не только создало восемь основных категорий преступлений, но внесло и существенные коррективы в старые понятия частных деликтов. Многое из того, что ранее входило в сферу чисто гражданской ответственности, было криминализировано: избиение, нанесение телесных повреждений, вторжение в чужой дом для этих действий — отныне наказывалось штрафами и лишением чести. По обвинению в коррупции было введено новое наказание в виде 10-летнего запрета избираться в магистраты.

Некоторые преступления рассматривались как преступления против религии. К ним можно отнести убийство народного трибуна, что являлось нарушением «священного закона». Сюда же относились магия и колдовство. Можно упомянуть и о таком преступлении, как нарушение обета целомудрия весталкой, что влекло за собой смертную казнь для обоих виновных.

Сурово каралось исповедание христианства (по суду и без суда). Однако с превращением христианства в государственную религию, стали сурово карать уже за язычество, ересь и вероотступничество. В 313 году эдикт Константина Великого разрешил христианство наряду с язычеством, разрешено церкви покупать земли, даровалось освобождение от налогов. А в 394 году Феодосий Великий утверждает христианство единственной государственной религией империи.

К преступлениям против порядка управления надо отнести так называемое ambitus («происки»). Под этим понималось домогательство и получение какой-либо должности с использованием при этом влияния императорских фаворитов. Однако снискание должности недозволенными способами было делом распространенным — фактически ни один магистрат в конце республики или чиновник в период империи не попадали на свою должность строго дозволенными средствами. Взятка, подкуп, протекция, устройство угощений и развлечений являлись обычными средствами искателен должностей. Законы же, издаваемые против подобных явлений, цели не достигали.

К преступлениям против нравственности следует отнести, в первую очередь, прелюбодеяние (adulterium), то есть нарушение супружеской верности женой. В конце республики на адюльтер смотрят уже не как на частный деликт, а как на публичное преступление.

Отец был вправе убить свою дочь, захваченную им с поличным в своем доме или в доме своего зятя. Дозволялось убить сообщника неверной жены, захваченной в доме супруга. Согласно Павлу, жена, нарушившая супружескую верность, подвергалась конфискации половины приданого и трети прочего ее имущества и ссылке на остров, а ее любовник — к конфискации половины имущества и также ссылке на остров, но на другой.

Однако уголовного кодекса в римском праве создано не было. Не было также полного перечня преступлений и наказаний. При определении тех действий, которые считались уголовнонаказуемыми, и при определении меры наказания виновному определяющими были судейское усмотрение и произвол должностных лиц и императоров. Согласно Ульпиану, «в настоящее время тому, кто рассматривает преступление в чрезвычайном порядке, разрешается выносить такой приговор, какой он хочет: или более тяжелый или более легкий, при том, однако, чтобы в обоих случаях он не вышел за пределы умеренности». Наказание, применяемое магистратом в силу принадлежащего ему империума власти, именовалось coercitio.

Уголовно-правовые законы и распоряжения императоров обрастали толкованиями и распространялись на ряд казусов, в самих законах прямо не предусмотренных. Поэтому одно и то же деяние могло подходить под несколько видов преступлений.

Хотя римская юриспруденция сравнительно мало занималась разработкой проблем уголовного права, систематизацией и анализом деяний, считавшихся преступными, все же она решила ряд вопросов общей части уголовного права, например, об элементах деликта, видах правомерной самозащиты, необходимой обороны, о субъективной стороне преступления.

Павел и Ульпиан, различали действия предумышленные, т. е. совершенные с заранее обдуманным намерением, умышленные, например, совершенные вследствие гнева или внезапного порыва, и случайные.

«Преступления совершаются, — говорится в Дигестах, — или обдуманно, или в порыве, или случайно. Обдуманно совершает преступление разбойник, который составляет шайку, в порыве — когда в пьяном состоянии дело доходит до драки или же оружия, случайно же — когда во время охоты стрела, пущенная в зверя, убивает человека».

Значение умысла для наказуемости видно из следующего афоризма Павла: «Следует наказывать намерение лица, а не действие». Кроме того, согласно Ульпиану, «кто убил человека, должен быть освобожден, если он совершил это не с намерением убить, а тот, кто не убил, но хотел убить, осуждается как человекоубийца».

Попадаются нормы, которые освобождают от ответственности, если преступление совершено в состоянии безумия: «Кто убьет родича в безумии, тот не подвергается наказанию; достаточно, что он наказан своим безумием; но он должен быть тщательно содержим под стражей пли даже быть закован».

Могли быть освобождены от ответственности лица, которые в стадии покушения добровольно отказались от совершения преступления. «Кто чеканил фальшивую монету, и не захотел придать ей окончательный вид, — тот освобождается от наказания при наличии раскаяния».

Малолетних иногда вовсе освобождали от наказания, а иногда наказывали мягче. По Законам XII таблиц — за воровство: бичевание либо возмещение ущерба в двойном размере (табл. VIII, ст. 9). Наказание за убийство смягчалось, если, например, муж в порыве гнева убивал любовника жены.

Юристы, не ограничиваясь делением преступных деяний на умышленные и неумышленные, различали и стадии преступной деятельности в виде подготовительных к преступлению действий, покушения и совершения преступления, т. е. исполнения замысла. Они рассмотрели и вопрос о соучастии, т. е. совершении преступления несколькими лицами вместе. Тот принцип, что любое лицо, участвовавшее в преступлении, должно отвечать за него полностью, возник в Риме.

Вина в уголовном праве понималась как заведомое стремление, злостное умышление совершить противоправное общественно опасное деяние. Действия неумышленные, совершенные по неосторожности, случайно, к сфере уголовного права не относились, ответственность наступала по частноправовому иску.

Понятие вины в уголовном праве отличалось от аналогичного понятия в гражданском праве. «В уголовных делах устраняет или смягчает ответственность то, что не имеет такого действия в гражданских». Так в уголовном праве учитывалась «виновная необходимость» — защита от нападения, повлекшая смерть нападавшего (необходимая оборона), нападение на злоумышленника — поджигателя. «Если кто-либо убьет другое лицо, нападающее с оружием, то это не рассматривается как противоправное убийство», и «если кто-либо убьет вора под влиянием страха смерти, то, несомненно, он не подвергается ответственности» (D., 9. 2. 5).

Разрабатывается и понятие пределов необходимой обороны: «если же он мог задержать вора, но предпочел его убить, то имеются основания рассматривать это как учиненное противоправно» (D., 9. 2. 5). Устанавливаются в уголовном праве и понятия оконченного, неоконченного преступления, намерения, приготовлении, соучастия, подстрекательства. Но они подчас мало влияли на оценку преступника и преступления. Еще Цицерон считал, что «весь вопрос в том, совершены ли противоправные действия или не совершены». Судьям разрешалось, если наказание не определено законом, «выносить такой приговор, какой он хочет — или более тяжкий или более легкий — с тем, чтобы не выйти за пределы умеренности».

Таким образом, наказание стало определяться, но совокупности субъективных и объективных обстоятельств, смягчающих или отягчающих обстоятельств, размера ответственности за содеянное. Решение магистрата или судьи по вынесению смертного приговора или изгнанию римского гражданина могло быть обжаловано в Народном собрании (ius provocationis). В постклассическом праве появилась аппеляция, направляемая императору.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой