Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Вводный раздел. 
ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы оказались в неизвестном месте, например на необитаемом острове; у вас сохранилась способность мыслить, но абсолютно стерлась память. О чем вы думаете? Какие вопросы возникли у вас? Можно предположить, что вам в этой ситуации чрезвычайно важно понять, где вы, кто вы, что вас окружает, что делать и пр. Если немного переформулировать эти вопросы… Читать ещё >

Вводный раздел. ОСНОВАНИЯ ФИЛОСОФИИ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ?

В результате освоения материала данной главы студент должен:

  • знать содержание понятия «философия», основные концепции генезиса философии, разделы философского знания;
  • уметь отличать философские и нефилософские концепты;
  • владеть навыками понимания специфики философского знания.

Философия представляет собой уникальную форму освоения человеком мира. Она имеет два начала: гносеологическое (познавательное) и аксиологическое (ценностное). Философия не тождественна ни науке, хотя является основанием всей системы наук, ни религии, хотя воспринимает и обосновывает многие религиозные ценности, ни искусству, хотя содержит в себе эстетические представления о мире. Философия является теоретическим мировоззрением, отсюда — ее многообразие и противоречивость.

Философия и обыденное сознание, или «Все люди — философы»

Философия возникла более двух тысяч лет назад как попытка человека понять окружающий мир, себя, свое место в мире, выразить свое отношение к миру, обосновать правила и нормы жизни. Невозможно с абсолютной точностью определить ее возраст, однако можно с уверенностью сказать, что ее возникновение стало маркером достаточно высокого уровня развития культуры.

Существует очень много определений философии: одни считают ее знанием о мире в целом, другие полагают, что она есть способ решения проблем, третьи уверены, что она не более чем интеллектуальная или лингвистическая конструкция, которую легко изменить. Философию также называют способом отыскания истины, критерием разумности, постижением тайн и т. д. При всем разнообразии определений общим для них остается уверенность в том, философия невозможна без разумного отношения к действительности, без мышления, связанного с постановкой вопросов и поиском ответов на них; иногда даже говорят, что «философия есть искусство вопрошапия».

Проведем мысленный эксперимент. Представьте, что вы оказались в неизвестном месте, например на необитаемом острове; у вас сохранилась способность мыслить, но абсолютно стерлась память. О чем вы думаете? Какие вопросы возникли у вас? Можно предположить, что вам в этой ситуации чрезвычайно важно понять, где вы, кто вы, что вас окружает, что делать и пр. Если немного переформулировать эти вопросы, то мы окажемся в мире философии. Что есть мир? Каковы его причины и законы? Почему нечто существует? Есть ли ничто? Что есть «Я»? Как я мыслю? Как я могу узнать что-то? Что я могу сделать? И т.п.

Если результаты нашего эксперимента вас убедили, то, значит, вы попробовали себя в роли философа и поняли, что философские вопросы рождаются не в головах избранных, а возникают в реальном жизненном пространстве, вырастая из нашей повседневной жизни. Следовательно, философское знание, несмотря на свою абстрактную форму, содержит множество жизненных сюжетов и может быть весьма полезно тому, кто задумывается о смысле жизни, сущности вещей и универсальных закономерностях.

Великий немецкий философ XVIII в. Иммануил Кант сформулировал четыре главных вопроса, на которые, по его мнению, философия должна искать ответы:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я Moiy надеяться?

Что такое человек?

Возможно, эти вопросы близки к тем, которые спонтанно возникли в вашей голове. Если так, то вы сами подтвердили уверенность известного австрийского и британского философа Карла Поппера в том, что «все люди — философы»:

Все люди — философы, — пишет Карл Поппер. — Даже если они не осознают, что сталкиваются с философскими проблемами, тем не менее в любом случае у них имеются философские предрассудки. Большинство из них [этих предрассудков] теории, которые признаются как самоочевидные. Люди заимствуют их из своей духовной среды или традиции[1].

Как вы поняли это высказывание? Есть ли у вас «философские предрассудки»? Если да, то какие? Какие теории можно назвать самоочевидными? Приведите примеры.

Всякая философия, — утверждает Поппер, — должна начинаться с сомнительных и часто пагубных воззрений некритического обыденного разума… Я — поклонник обыденного разума, но не коллективного; я утверждаю, что обыденный разум является для нас единственно возможным исходным пунктом. И все же мы не должны пытаться строить на нем здание достоверного знания. Напротив, нам следует его подвергать критике и тем самым улучшать его[2].

Почему же достоверное знание нельзя искать в обыденном разуме? Вернемся к результатам проведенного нами мысленного эксперимента. Кроме того, что на его основе мы начинаем чувствовать себя философами, задаваясь вопросами о сущности сущего, мы можем проследить еще один очень интересный аспект функционирования философского знания.

Оказавшись на необитаемом острове, вы первым делом задали себе «философские» вопросы: «Кто я? Что вокруг меня?». Предельно общие вопросы, которые позволили бы вам обозначить свое место в реальности и описать самое реальность. Потом возникают частные вопросы: «Как действовать в конкретной ситуации? Что представляет собой тот или иной конкретный предмет? Таит ли он в себе опасность? Можно ли его использовать в пищу?» и т. п. Конкретные вопросы, которые, как правило, связаны с применением наших знаний на практике.

Таким образом, философские вопросы оказываются первичными на начальном этапе развития познания как особой сферы деятельности. Сначала мы пытаемся очертить границы своего мира, а затем — детализировать полученную картину. Рассуждая по аналогии, мы можем предположить, что человечество, приобретя способность мыслить абстрактно, подобно путешественнику с амнезией, оказавшемуся на необитаемом острове. С одной стороны, у него уже имелся опыт общения с окружающей действительностью (практика), но не было знаний (теория) о ней, выраженных в понятийной форме, которые задают основной контекст и очерчивают границы практики, помогая ориентироваться в реальности путем ее ментального структурирования.

Формирование понятийного мышления началось с формулировки предельно общих вопросов и предельно общих понятий, которые принято называть философскими. Философия же была первичной формой интеллектуальной рефлексии, из которой выросли все формы рационального знания. Это стало возможно только тогда, когда эволюционное развитие Homo Sapience (Человек разумный) превратило его в Homo Culturicus (Человек культурный), когда культура стала второй природой человека и достигла такого уровня, при котором познавательная деятельность приобрела самоценность (знание ради знания, знание ради истины).

Например, в культурном контексте Античности словом «философ» обозначали человека, знающего «обо всем»: о звездах, о цифрах, о строительстве, о нравственности и политике и т. п. Философия концертировала в себе весь объем накапливаемых людьми знаний, потому за ней и закрепился имидж универсального знания, каким она была когда-то. Отсюда еще одно из определений философии: «наука наук»! Однако не стоит путать понятия «универсальное знание» и «знание об универсалиях». Первое фиксирует смысл всеобщности и достоверности знания, второе понятие относит его к особому предмету — универсалиям (предельно общим понятиям), которыми могут быть названы и Бог, и Мир, и Познание и др.

Что же такое философия? Это знание обо всем (универсальное) или знание об особых сущностях, выраженных предельно общими понятиями, которые в философии принято называть категориями? Попробуйте ответить на этот вопрос сами, дочитав до конца книгу. Если не получится, не отчаивайтесь, — утешайте себя тем, что ни одна из предпринятых ранее попыток не увенчалась успехом, ибо не дала общепризнанного определения философии.

Философия говорила и говорит с нами на языке абстрактных категорий, предлагает нам взглянуть на мир с высоты птичьего полета, проследить предельно общие тенденции его существования и развития. Она может помочь нам увидеть новое в чем-то хорошо известном. В связи с этим вспоминается прекрасное стихотворение «А вы могли бы?», написанное Владимиром Маяковским (1893—1930) в 1913 г., которое ярко иллюстрирует возможности трансформации смыслов обыденной реальности, придание им универсальной значимости:

Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ.

А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб?

Это стихотворение — вызов повседневности, рутинности, обыденности. «Причем здесь философия?» — спросите вы. Философия, вырастая из обыденного сознания, тем не менее столетиями бросает ему вызов, взрывая повседневность, изменяя привычное, создавая все новые и новые горизонты видения реальности.

  • [1] Поппер К. Все люди — философы. М.: URSS, 2009. С. 28, 33.
  • [2] Там же. С. 33.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой