Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Религия. 
История древнего мира. 
Древний рим

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С древнейших времен в Лации существовали антропоморфные изображения богов и храмы (сначала деревянные, а впоследствии каменные). В Риме храмы часто строились по обету: так, до Второй Пунической войны их было выстроено около 40. Стоит отметить, что мифологическая фантазия римлян была на удивление бедной. Многие божества не имели определенного пола, тогда как пол других «раздваивался», порождая… Читать ещё >

Религия. История древнего мира. Древний рим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На протяжении многих столетий римская религия развивалась своим особым, специфическим путем1. Исторически так сложилось, что с самого начала сугубое значение в общественной и государственной жизни Рима имела военная организация. Это обстоятельство решающим образом повлияло на формирование римской полисной идеологии, отмеченной ярко выраженным чувством коллективизма наряду с твердым убеждением в исключительности и богоизбранности Рима, самой судьбой призванного властвовать над всем миром. Почитание исконных римских богов с незапамятных времен входило в число традиционных ценностей общины квиритов, а культовая практика в Риме изначально приобрела коллективные формы. Во все времена для римлян человек, не причастный к священнодействиям {sacra) какого-нибудь коллектива, стоял как бы вне всяких общественных связей и казался поэтому презренным и опасным. Важную роль в процессе формирования римского этнического самосознания и полисной идеологии сыграли такие «национальные» святыни, как храм Юпитера на Капитолии и огонь Весты в круглом святилище рядом с жилищем царя[1][2], «хижина»[3] и «гробница» Ромула, а также священные реликвии: Пенаты и Палладий, якобы принесенные Энеем из Трои, смоковница, под которой, согласно легенде, волчица вскормила братьев-близнецов Ромула и Рема[4][5], дуб на Капитолии, «в дар» которому Ромул принес spolia орта?, посвятив этот трофей Юпитеру Феретрию, и более древний, чем сам Рим, каменный дуб на Ватикане, авгуральный жезл Ромула[6], копье и щит Марса и т. д.

Граждане были обязаны чтить богов; в то же время законы не предусматривали наказаний за оскорбление тех или иных божеств (кроме святотатства, каковым считалось ограбление храмов). Наконец, гражданское право.

(jus) очень рано отделилось от сакрального (fas). Нормы fas действовали только внутри фамилий, поскольку^ в отношения главы патриархальной семьи (pater familias) с подвластными ему членами фамилии (жена, сыновья и внуки с их женами, незамужние дочери, рабы и клиенты) вмешиваться не могли. В общественной жизни нормы fas действовали только в случае оскорбления богов аморальными поступками.

Древнейшими культовыми предметами, обнаруженными на территории Италии в результате археологических раскопок, являются статуэтки богинь-матерей, солярные символы (колесо с лучами и крест) и гак называемый всадник из Капестрина — изваяние бога в шлеме и с ореолом вокруг головы. В древней Италии существовали культы светил; в частности, одним из древнейших был культ Солнца (Sol Indiges), тесно связанный с почитанием Юпитера1. Традиционные римские верования, вышедшие из недр родового строя, были отмечены пережитками тотемизма[7][8], фетишизма[9] и анимизма[10]. Римляне обожествляли горы, холмы, камни[11], травы[12], деревья, рощи, источники[13], реки[14] и ручьи с населявшими их бесчисленными фавнами, сильванами, нимфами и дриадами, а также явления природы и отвлеченные понятия, связанные с общественной и государственной жизнью: Рах («мир»), Spes («надежда»), Virtus («доблесть), Justitia («справедливость»), Pietas («благочестие»), Fides («верность»), Fortuna («судьба»), Victoria («победа»), Felicitas («счастье»), Honos («почет»), Mens («разум»), Concordia («согласие»), Salus («здоровье»), Bonus Eventus («счастливый исход») и т. п. В честь всех этих божеств в Риме строились храмы и приносились жертвы. Особую роль играл культ Fides, который, по преданию, установил еще Нума Помпилий. Fides лежала в основе отношений между патронами и клиентами, между вступавшими в сделки гражданами, между Римом и союзниками[15]. Храм Конкордии был сооружен в Риме в 367 г. до н.э. в знак примирения патрициев и плебеев. Богиня здоровья Salus, отождествленная с греческой Гигеей, считалась дочерью бога врачевания Асклепия (Эскулапа), чей культ был введен в Риме в 293 г. до н.э. Обожествление добродетелей и понятий, к ним близких, явилось уникальной чертой римской религии (до сих пор эта особенность не получила в науке более или менее внятного объяснения).

С древнейших времен в Лации существовали антропоморфные изображения богов и храмы (сначала деревянные, а впоследствии каменные). В Риме храмы часто строились по обету: так, до Второй Пунической войны их было выстроено около 40. Стоит отметить, что мифологическая фантазия римлян была на удивление бедной. Многие божества не имели определенного пола, тогда как пол других «раздваивался», порождая парные образы: Либер — Либера, Фавн — Фавна, Помон — Помона, Диан — Диана, Цер — Церера (древнейшие италийские божества), Палее (двуполое пастушеское божество). Считалось, что Венера соединяет в себе мужское и женское начала (например, на Кипре имелось изображение бородатой Венеры). Жрецы сами порой обращались к божеству так: «Sive deus} sive dea, sive mas, sive femina» («Или бог, или богиня, или мужчина, или женщина»). Впрочем, подобное обращение имело место лишь в тех случаях, когда было неизвестно, к какому божеству следует обращаться, например, при землетрясениях, и неопределенность диктовалась стремлением избежать ошибки. Кроме того, римляне опасались, как бы враги не переманили на свою сторону то или иное божество, и поэтому скрывали его имя. Имена некоторых божеств практически ничем не отличались от чисто нарицательных обозначений, например: Беллона — богиня войны (от лат. helium — «война»), Термин — бог рубежей1 (terminus — «пограничный камень», «межевой знак»), Юнона — богиня семьи и деторождения, впоследствии мифологически связанная с Юпитером как его супруга.

Первоначально у римлян, ио-видимому, имелась своя примитивная мифология (отметим, что мифологии в общепринятом смысле слова в Риме никогда не было). Так, один из древнейших римских богов Янус (от ш.)апиа — «двери», «ворота») считался творцом мира из первобытного хаоса. Янус почитался как бог всякого начала, поэтому ему был посвящен первый день года и каждого месяца, а его имя произносилось перед каждым обращением к богам[16][17]. Был он также богом договоров и союзов, входов и выходов, ворот и дверей, а его храм[18] отпирался во время войны и запирался с наступлением мира. Открытые во время войны в храме Януса двери могли направлять его творческую потенцию в помощь войску, освобождая силы, дающие победу и уже ненужные во время мира. Януса изображали с двумя (отсюда его эпитет — «двойной», geminus) или даже четырьмя лицами, с ключами, с 365 пальцами по числу дней в году. В одном из древних гимнов он именовался «богом богов» и «добрым создателем».

Впоследствии в Янусе видели бога, который все формирует, всем правит, знает прошлое и будущее; его почитали как создателя человеческого рода, продолжению которого он способствует (недаром к нему обращались как к «отцу»), а также блюстителя мирового порядка и стража мира, вращающего его ось. Наконец, Януса трактовали как первого царя Лация, жившего на Яникуле, соправителя Сатурна, который научил людей кораблестроению, земледелию, садоводству и выращиванию овощей (на аверсе древнего асса чеканили изображение двуликого Януса, на реверсе — изображение корабля Сатурна). Совместное правление Януса и Сатурна римляне относили к переходному периоду между двумя эпохами — первобытной и исторической. Праздник Януса — агонии — справлялся 9 января в жилище царя — регии (regia), а его жрецом был «царь священнодействий» (rex sacromm), возглавлявший всю иерархию римского жречества.

В глубокой древности у римлян бытовали мифы о происхождении людей от деревьев (так, о первых людях, рожденных дубом, упоминает Ювенал). Культ священных деревьев (дуб, бук, смоковница, олива, груша, яблоня, слива, финиковая пальма) и рощ всегда играл в римской религии заметную роль1. Культы отдельных рощ были впоследствии объединены в праздник Лукарий, во время которого в роще богини Dea Dia приносились жертвы Юпитеру, Янусу, ларам и их матери (Dea Muta, «немая богиня»), Флоре и Весте во искупление порубок и других нарушений покоя леса. Свои священные рощи имели Эней, обожествленный иод именем Индигета[19][20], и Минерва, а также сильваны, Пик[21], Кармента[22], Карна[23] и Робиго[24]. Фавны почитались как лесные божества, дававшие пророчества в шуме листвы или во сне спящим в лесу, как защитники стад от волков, не смевших трогать скот в день их праздника — Фауналий[25].

Римские мифы, посвященные «культурным героям», рассказывают о боге «золотого века» Сатурне и братьях Пилумне и Пикумне, богах брака и рождения. Сатурн, соправитель Януса в Лации, будто бы научил местных жителей земледелию, виноградарству и вообще более цивилизованной жизни; Пилумн, царь Лаврента, изобрел пест для дробления зерна, за что особенно почитался хлебопеками, а Пикумн — унавоживание полей (его почитали под именем Стеркутия или Стеркулина). Возможно, Термин, бог границ, тоже был некогда «культурным героем», установившим размежевание земельных наделов, хотя в дальнейшем это деяние приписывалось Юпитеру и Церере. Существовали у римлян и мифы о священных браках1, а также предания, связанные с Луной, Солнцем и звездой Сириус, или Каникулой[26][27]. Со временем эта примитивная мифология была вытеснена «римским мифом», в центре которого оказался Рим — Вечный город. Предания, сформировавшие «римский миф», группировались в основном вокруг трех тем: история Энея, царей Альбы-Лонги и основания Рима; история семи царей, изгнания Тарквиниев и установления республики в Риме; рассказы о героях периода Ранней республики. В основе «римского мифа» лежала идея исключительности судьбы Рима.

С древнейших времен священнодействия в Риме делились: 1) на частные — sacra privata, отправлявшиеся отдельными гражданами, родами и фамилиями, 2) коллективные — sacra popularia, отправлявшиеся коллективами пагов и курий, 3) общественные — sacra publica, отправлявшиеся от имени всей гражданской общины. Ряд священнодействий совершался и частным порядком (privatim), и публично (publice); в качестве примера можно привести приношение богам в июньские календы бобовой каши, праздник в честь Палее — Палилии и др. У римлян существовало разделение на культы исключительно мужские (Геракла, Сильвапа) и исключительно женские (Матери Матуты, Доброй Богини).

Очень важное место в римской религиозной практике занимали родовые и семейные культы {sacra privata). Принадлежность человека к фамилии с соответствующими правами и обязанностями была обусловлена участием в ее культе. В каждом доме имелись фамильные святыни — посмертные восковые маски предков, imagines (обычно их несли участники погребальных шествий); центром семейного культа был очаг, связанный, с одной стороны, с культом огня, а с другой — с культом мертвых. Главным жрецом фамильного культа являлся отец семейства,paterfamilias] эта функция была тесно связана с его владельческими правами и юридической правоспособностью.

Аналогичным образом отправлялись и родовые культы, посвященные предкам — эпонимам рода, иногда легендарным или даже мифическим. Так, род Клавдиев почитал своего предка-родоначалышка Клавза, род Цецилиев — Цекулу, род Юлиев — Юла и т. д. Умершие предки, согласно римским верованиям, становились богами-покровителями семьи и рода, манами (dii manes, они же divi parentes). Сын, подняв кость с погребального костра своего отца, провозглашал, что покойный стал богом. Буквы «D. М.» («dis manibus» — «богам-манам») с конца I в. до н.э. постоянно встречаются на надгробных памятниках. В Риме существовал древний обычай убивать пленников на похоронах знатного человека, принося их в жертву его манам; в 264 г. до н.э. но инициативе наследников Децима Юния Брута Перы этот обычай был заменен поединками между пленниками, что и послужило истоком перенесенных впоследствии в цирк гладиаторских игр (munera).

Малы сближались или даже отождествлялись с пенатами, которые первоначально олицетворяли домашнюю житницу или кладовую с припасами (от лат. penus — «провизия», «съестные припасы»), а в дальнейшем стали домашними духами-хранителями. К манам и пенатам были близки семейные лары {lares familiares), связанные с домашним очагом, семейной трапезой, с посвященными им деревьями и рощами. К ним обращались за помощью в связи с родами, бракосочетанием, смертью. Семейные лары считались блюстителями pietas, т. е. благочестия, под которым понималось исполнение долга людей в отношении богов. Рабы искали защиты от гнева хозяина у домашнего очага или алтаря ларов и активно участвовали в их культе. Семейные лары помогали найти пропажу, охраняли членов фамилии, отправившихся в путешествие, им приносили первины плодов[28].

Наконец, у каждого человека был свой бог-покровитель, гений (у мужчин) или юнона (у женщин). В развитии представлений о личном гениипокровителе отразился распад древних родовых и общинных связей: вначале гении были, видимо, родоначальниками и покровителями рода. Недаром слово genius происходит от глагола genere — «рождать». Особенно почитался гений главы фамилии: в день его рождения гению приносились дары. Клятва гением господина считалась самой священной для раба. Иногда предполагалось наличие двух гениев — доброго и злого. Помимо личных гениев были и многочисленные гении-покровители местностей (genii locomm), видимым символом которых обычно считалась змея. Эти гении мест близки к ларам, и на практике едва ли между теми и другими проводилась четкая грань. Гению Рима на Капитолии был посвящен щит с надписью: «Или мужу, или женщине», поскольку имя и пол гения-хранителя Рима скрывались, чтобы его не переманили враги.

Кроме добрых богов-покровителей, манов и ларов существовали злые, враждебные ларвы, стриги и лемуры — вредоносные тени, призраки преступников и людей, лишенных погребения. Чтобы смягчить или отогнать их, устраивались особые обряды — Лемурии, справлявшиеся в мае. Тогда закрывались храмы и вводился запрет на заключение браков. Чтобы выгнать лемуров из дома, глава семьи должен был, встав ночыо и трижды омыв руки, взять в рот черные бобы и, не оборачиваясь, бросать их через плечо, девять раз повторяя, что этими бобами он искупает себя и своих близких; затем, ударяя в медный таз, девять раз призвать призрак удалиться из дома. Общению с духами предков и их умилостивлению были посвящены Паренталии, когда покойным приносили жертвы, а на семейные трапезы являлись тени умерших родственников. По преданию, начало благочестивому празднику Паренталий положил сам Эней: он принес жертву на могиле своего отца, Анхиза, в годовщину его смерти, установив обряд, ставший обязательным для потомков. Вход в царство мертвых (mundus) находился на форуме позади ораторской трибуны (rostra)', трижды в год (24 августа, 6 октября и 8 ноября) он открывался; в эти дни нельзя было предпринимать никаких важных дел без крайней необходимости.

Религиозные коллегии (квартальные, отправлявшие компитальные культы; объединения ремесленников, имевшие своих богов-покровителей; коллегии, создававшиеся специально для обслуживания культа того или иного божества) имели своих выборных магистратов и министров, в обязанности которых входило на деньги, собранные с членов коллегии, организовывать различные сакральные мероприятия: жертвоприношения от имени коллегии, совместные трапезы, игры, сооружение алтарей и святилищ. Иногда для совместных посвящений богам объединялись люди, не составлявшие коллегию. Таким образом, сохранялся принцип, согласно которому всякий коллектив сплачивался культом, а культ отправлялся коллективом, что не исключало, однако, личной инициативы верующих. По мере разложения родового строя в римской общине шел процесс перехода от родовых форм культа к государственным.

Некоторые родовые боги со временем стали почитаться на государственном уровне. Так, культ бога-покровителя стад Фавна с его веселыми карнавальными праздниками некогда принадлежал родам Фабиев и Квинктилиев, культ Геркулеса — родам Потициев и Пинариев1, культ Солнца — роду Аврелиев, культ подземного бога Вейовиса — роду Юлиев, культ Фортуны — роду Семнрониев, культ Юноны Сорории — роду Горациев, а культ Минервы — роду Науциев. Оказавшийся необычайно живучим семейно-родовой культ[29][30] был связан с архаичным почитанием огня. Культ огня также стал государственным: неугасимый огонь, горевший в общинном святилище, был символом богини Весты.

У римлян было неисчислимое множество мелких божеств (dii minores), каждое из которых выполняло какую-нибудь узкую функцию. В большинстве своем эти «мгновенные боги» (Г. Узенер) олицетворяли различные стороны человеческой деятельности. Каждый шаг человека, начиная с его появления на свет, находился под покровительством того или иного божества. Так, за первый крик новорожденного «отвечал» бог Ватикан, а членораздельной речью ребенка руководили Фабулин, Фарин и Локуций. Богиня Кунина качала колыбель, Румина давала материнской груди обилие молока, Куба укладывала в кроватку дитя, выросшее из колыбели. Есть и пить его учили богини Эдука и Потина; когда малыш начинал ходить, богиня Абеона выводила его из дома, а Адеона приводила домой. Физическому развитию ребенка покровительствовали боги Оссинаго, укреплявший его кости, и Статан, выпрямлявший его корпус, а также богиня Карна, помогавшая расти его мускулам. После поступления мальчика в школу богиня Итердука водила его ежедневно туда, а Домидука сопровождала домой. Переход подростка в разряд взрослых был ознаменован тем, что он посвящал свою детскую буллу домашним ларам, делал взнос в кассу богини юности Ювенты и надевал «мужскую тогу» (toga virilis).

Бог Портун1 «охранял» вход в частный дом, Форкул — дверные створки, Лимент — порог, Кардеа — дверные петли и т. д. Многие из dii minores были связаны с земледелием и другими видами хозяйственной деятельности. Посеянными семенами, пока они находились в земле, ведала богиня Сея, когда же они прорастали, им покровительствовала богиня Сегегия; за сохранность убранного хлеба «отвечала» богиня Тутелина. Всходы находились иод покровительством Прозерпины, стебли — бога Нодута, покровы колосьев — богини Волютины, сами колосья — богини Пателяны и т. д. Бубона охраняла рогатый скот, Эпоиа — лошадей, Меллония — пчел, Помона — плодовые деревья. За удобрение полей «отвечал» Стеркутий (Пикумн), цветам покровительствовала Флора. Технический прогресс приводил к появлению новых культов. Так, медная монета находилась под покровительством бога-медника Эскулана, а когда в III в. до н.э. римляне ввели серебряный денарий, вместе с ним «родился» и новый бог — Аргентин (букв, «серебреник»), которого объявили сыном Эскулана. Одновременно с практикой хлебных раздач в Риме появился и культ богини Анноны (от лат. аппопа — «хлеб»), которой стали молиться о хлебном изобилии.

Главными объектами ритуального поклонения в Риме были Юпитер (Юпатер, Иовис), Юнона, Минерва, Веста, Церера, Диана, Венера, Марс (Мамерс, Маморс, Мармар, Март), Меркурий, Нептун, Вулкан, Янус, Л ибер (Вакх), Сатурн, Аполлон (Феб) и некоторые другие божества. Все они делились на богов небесных, земных и подземных, однако сфера их действия не всегда была четко разделена[31][32]. Наиболее чтимых богов, как и сенаторов, именовали «отцами» (patres), а богинь — «матерями» (matres). Первым в этом ряду по праву стоял бог-громовержец, бог неба, дневного света и царь богов Юпитер Наилучший и Величайший (Juppiter Optimus Maximus), чей храм еще при последних царях был выстроен на Капитолии[33]. Образ Юпитера сложен: в основе своей это, вероятно, олицетворенное сияющее небо — Небо-отец (Jovis-pater, Juppiter).

В то же время Юпитер — бог грома и молнии, а также бог — покровитель виноградной лозы, отождествленный с Л ибером (Юпитеру-Л иберу был посвящен праздник Виналий). Кроме того, Юпитер считался (очевидно, в подражание греческому Зевсу) богом — защитником гостеприимства, нравственности и семейной жизни, гарантом верности клятве (Dius Fidius), богом войны и подателем победы (Юпитер Феретрий, Статор, Непобедимый, Победитель, Мститель, поэтому с ним был связан обычай триумфа), хранителем границ (Юпитер Термин), богом плодородия (Frugifer — «плодоносный») и защитником свободы (Юпитер Либертас и Юпитер Л ибер). Вероятно, римляне вначале признавали неопределенное множество юпитеров, видя в них проявления некой безличной силы. Юпитер совмещал много разных функций и эпитетов (Юпитер Пистор, Луцетий, Элиций и т. д.). Так, Юпитер Луцетий (от лат. lux — «свет») носил имена других богов: Анксур, Пении, Клитумн, Сумман и т. д. Со временем Юпитер Капитолийский стал считаться покровителем Рима и верховным богом многотысячного римского пантеона.

Жена Юпитера, Юнона, почиталась в качестве покровительницы не только брака и материнства (как родовспомогательница Луцина и кормилица Румина, а также как покровительница всех замужних женщин Юнона Матрона), но и женщин вообще; она отождествлялась с «царицей» Популоной, а также с воинственной Куритис, которую обычно изображали на боевой колеснице, в козьей шкуре, со щитом и копьем. После взятия Вей в 396 г. до н.э. по приказу диктатора Марка Фурия Камилла деревянную статую Юноны Царицы торжественно перенесли в Рим, где ей был воздвигнут храм на Авентине1. Дочь Юпитера и Юноны, Минерва (Minerva, соответствует этрусской Менрве), была богиней ремесел, искусств и войны. В Риме ее храм на Авентине стал центром ремесленных коллегий, а их праздник (так называемые квинкватры, majores и minores; первые отмечались 19—23 марта, вторые — 13 июня) справлялся дважды в год. Минерву почитали писатели и актеры, музыканты, врачи и учителя. Юпитер, Юнона и Минерва составили так называемую Капитолийскую триаду (со временем она оттеснила на задний план более древнюю триаду Юпитера, Марса и Квирина).

Покровительницей гражданской общины считалась Веста, богиня домашнего очага. Храм Весты находился на форуме, рядом с регией. Внутри храма, стоявшего на круглом мраморном подиуме, горел священный огонь, который поддерживали весталки. Угасание огня Весты считалось дурным предзнаменованием; однако в первый день нового года его гасили и зажигали вновь трением священного дерева о дерево, а от него зажигались огни очагов курий; одновременно хранившиеся в храме священные лавры заменялись новыми. Одним из древнейших римских богов был Марс, бог войны (Mars Gradivus), отец Ромула и, следовательно, бог — хранитель римской общины. Некогда Марс являлся божеством — покровителем земледелия и скотоводства, богом дикой природы[34][35], весны и оплодотворения. Ему был посвящен первый весенний месяц — март; тогда в честь Марса устраивались пышные празднества. В Риме после изгнания Тарквиния Гордого царская земля между городом и Тибром была посвящена Марсу и стала называться Марсовым полем. Фавн считался покровителем скота и богом пастухов, которые 15 февраля устраивали в его честь веселый оргиастический праздник — луперкалии. Один из самых популярных римских богов, Геркулес, которому в 305 г. до н.э. на Капитолии посвятили большую статую, был не только «военным» богом с эпитетами «Победитель» и «Непобедимый», но и почитался как бог прибыли1.

Патроном-эпонимом Рима являлся бог Квирин (Вофион), впоследствии отождествленный с Марсом, Ромулом и Янусом; перед храмом Квирина (на северо-западном склоне Квиринала) росли два священных мирта, которые олицетворяли сенат и плебс. Ежегодно 17 февраля в Риме справляли праздник в честь Квирина[36][37]. Кроме всех перечисленных божеств, римляне особенно чтили богиню любви и плодородия Венеру (первоначально она была божеством садоводства и виноградарства), бога морей Нептуна, покровителя торговли и воров, вестника богов и изобретателя разнообразных наук и искусств Меркурия[38], бога огня Вулкана[39], мрачного бога загробного мира Плутона[40], богиню хлебных злаков и урожая Цереру[41], бога виноделия, оплодотворения и роста растений и животных Либера[42], бога посевов Сатурна[43], богиню судьбы и счастливого случая Фортуну[44], богиню Луны и охоты Диану (она являлась и лесной богиней, и родовспомогательницей), лесного бога Сильвана, который, как и Фавн, никогда не имел официального культа.

В республиканскую эпоху римляне выделяли в своем пантеоне две группы богов: «туземных» {dii indigetes) и «пришлых» (dii novensides). Огромное влияние на самобытную римскую религию оказали культы этрусков и греков. Этрусское происхождение обычно приписывают богиням Минерве (этрусская Menrva) и Юноне (этрусская Uni). Вероятно, Юпитер стал верховным римским богом под влиянием этрусков, чтивших в качестве верховного божества бога грома и молнии Тина. В 364 г. до н.э. в связи с чумой для умилостивления богов в Риме по этрусскому образцу были учреждены сценические игры. В том же году в Рим из Вольсиний было доставлено изваяние этрусской богини судьбы Нортии вместе с запасом золотых гвоздей, которые каждый год вбивались в стену ее храма на родине, а теперь стали вбиваться в стену храма Юпитера Капитолийского. Со времен Второй Пунической войны началась эллинизация римской религии. Греческое влияние шло через Кумы и Неаполь. У греков римляне заимствовали культы Геракла (Геркулеса), Феба-Аполлона1, Диспатера-Плутона и Прозерпины[45][46], Асклепия[47] и др.

СIII в. до н.э. во многом благодаря включению в состав игр театральных представлений[48] римляне стали перенимать греческую мифологию и отождествлять своих богов с греческими: Юпитера с Зевсом, Юнону с Герой, Минерву с Афиной, Диану с Артемидой, Марса с Аресом, Нептуна с Посейдоном, Сатурна с Кроном, Вулкана с Гефестом, Венеру с Афродитой, Цереру с Деметрой, Меркурия с Гермесом, Либера (Вакха) с Дионисом, Сильвана с Паном и т. д. В 217 г. до н.э. в Риме были установлены торжества в честь 12 главных греческих богов-олимпийцев. Многие божества включались в римский пантеон по мере территориального роста общины квиритов; они сливались с исконно римскими божествами, а их имена и функции смешивались; «пришлые» боги и богини со временем становились общеримскими или оставались богами пагов, либо их ожидало забвение, как впоследствии нередко происходило с богами италийских городов.

Так, Диана была местным божеством Ариция и покровительницей Латинского союза[49], Венера — древней италийской богиней садоводства, Вортумн — этрусским или сабинским богом перемен в природе, намерениях людей и т. п. После победы в битве при Регилльском озере в 496 г. до н.э. римляне заимствовали из Тускула культ Диоскуров[50], а в 495 г. до н.э. в связи с организацией коллегии хлеботорговцев они посвятили храм Меркурию, богу торговли и воров. Культ Фортуны Примигении был заимствован римлянами из Пренесте, культ Геркулеса — из Тибура, культ Фероиии — из Таррацины и т. д. Сабинская богиня Баку на слилась с Церерой, а затем с Викторией, Минервой и Дианой. Иной раз римский полководец обращался к божествам противника с призывом (evocatio) перейти на сторону Рима, где они получат храм, жрецов и культ1. Боги вошедших в состав Римского государства общин как бы принимались в общину римских богов, получали храмы, жрецов и посвященные им празднества. Самих римлян посвящали в Элевсинские и Самофракийские мистерии; последние были связаны с малоизвестным нам культом «Великих богов» — Кабиров[51][52].

Насколько безликими и бледными выглядят образы римских богов (по сравнению с яркими и красочными порождениями мифологической фантазии греков), настолько же сухими и строго формальными были и их культы. В римской религии отсутствовало представление о сверхъестественном в современном смысле этого слова. Боги, их поведение и разнообразные реакции на действия людей целиком вписывались в естественный порядок вещей; поэтому у римлян не было ни слепой веры, обычно лежащей в основе религиозной догмы, ни страха перед какими-то стоящими вне окружающего мира непостижимыми и таинственными силами. Не было в римской религии и какого-то божественного оправдания общественного строя. В своем отношении к богам римляне в течение столетий оставались столь же прагматичными, сколь и суеверными.

Долг благочестия (pietas), завещанный предками, предписывал потомкам Энея почитать богов, приносить жертвы и совершать положенные обряды (ritus), чтобы избежать зависти и вражды со стороны небожителей. Римская pietas ограничивалась формальным соблюдением ритуальных предписаний и была практически полностью лишена глубокого религиозного чувства, рефлексии и мистицизма, нравственного понятия греха и потребности в покаянии. Римский культ, отличительной чертой которого была мелочная регламентация, сводился к выполнению в строго определенные моменты[53] и в точно предписанных формах известных обрядов и жертвоприношений с произнесением установленных формул. Порядок обращения к богам в разных случаях был разработан понтификами в так называемых Индигетаментах. Например, при обращении к Теллус и Церере (для защиты озимых от холодов на празднике в честь этих богинь в декабре) фламин должен был призвать еще 12 богов, названных по отдельным этапам цикла сельскохозяйственных работ. Мертвым посвящались очаги, небесным богам — алтари; высшим богам совершали возлияния, низшим — бросали в огонь сосуды; жертвы богам следовало приносить в соответствии с их качествами и функциями.

Молитвенная формула означала заключение своего рода «сделки» с божеством[54]. Нс допускалось никакого отклонения ни в словах, ни в действиях от установленного шаблона. Слова молитвы подкреплялись жестами: упоминая землю, надо было прикоснуться к ней рукой, произнося имя Юпитера — поднять руки к небу; говоря о самом себе, молящийся ударял себя рукой в грудь. Особенно важным считалось назвать правильно имя бога (римских богов было запрещено называть их истинными именами), в противном случае молитва теряла свою силу; поэтому в молитвенных формулах делались обычно оговорки, которые должны были застраховать адоранта от возможных ошибок, например: «Юпитер Наилучший и Величайший, или каково бы ни было имя, угодное тебе». Сама молитвенная формула представляла собой точное и мелочное перечисление того, что молящийся предлагает божеству, и тех благ, которые он за это ожидает. Столь прагматичные отношения римлян с богами традиционно строились по принципу «я даю, чтобы ты дал» (do ut des).

«Невыполнение» просьбы означало нарушение договора с вытекающими отсюда санкциями: «провинившееся» божество лишалось жертв, его изображение могли повернуть лицом к стене и даже наказать символической поркой. Строгий формализм в исполнении обрядов сочетался, однако, со своеобразным искусством обманывать богов, создавая видимость жертвы с минимальными затратами. Вместо того, например, чтобы принести в жертву столько-то голов скота, римлянин довольствовался поднесением такого же количества головок чеснока. Пунктуально выполняя свои обязанности перед богами, римляне в то же время не хотели давать им ничего лишнего. В этой черте религии, как и в отсутствии яркой и образной мифологии, очевидно, отразился «национальный» характер римлян, практичных и расчетливых, не склонных ни к религиозному экстазу, ни к полетам поэтической фантазии.

В Риме жрецы, выступавшие в роли посредников между людьми и богами (глагол religare означает «связывать»), считались государственными служащими и обслуживали ритуальную практику всей общины, культовых коллегий, родов, фамилий и пагов. Обязанности жречества заключались в соблюдении обрядов, толковании воли богов и контроле над всеми видами священнодействий. Поскольку древний закон запрещал земельные пожертвования храмам (за исключением храма Юпитера Тарпейского), развитие храмового хозяйства в Риме было невозможно. Поэтому римские жрецы не могли составить богатой и могущественной корпорации профессиональных служителей культа, как на Древнем Востоке; в Риме никогда не было ни касты жрецов, ни религиозного догматизма, ни нетерпимости к чужим религиям: власти требовали соблюдения традиционных обрядов, но не веры.

Впрочем, римские граждане имели право почитать только тех богов, культ которых был санкционирован сенатом. В Риме издавна существовал целый ряд жреческих коллегий (по преданию, их учредил Нума Помпилий). В состав жреческой элиты входили верховный понтифик (pontifex maximus, он же «судья и арбитр всех дел божественных и человеческих»), непосредственно руководивший коллегией понтификов (самой авторитетной и почетной в римской жреческой организации), «царь священнодействий» {rex sacrorum, являвшийся жрецом Януса) и три главных фламина (они ведали культами богов архаической триады — Юпитера, Марса и Квирина).

Понтифики1 (букв, «мостостроители») являлись хранителями сакрального права; они контролировали культовую практику частных лиц и следили за соблюдением обрядов: в случае тех или иных религиозных нарушений коллегия выносила решение о необходимости искупительных священнодействий, после чего оказывала непосредственную помощь в их осуществлении. Таким образом, роль коллегии понтификов можно охарактеризовать как консультативно-вспомогательную. Сенат вмешивался в деятельность коллегии лишь в тех случаях, когда религиозные нарушения и связанные с ними декреты понтификов так или иначе затрагивали интересы всей общины либо были сопряжены с крупными расходами. Понтифики курировали семейно-брачные отношения (брак, усыновление, наследование), следили за выполнением обетов, ведали погребальным ритуалом, знали благоприятные и неблагоприятные дни (dies fasti et nefasti; по преданию, их установил все тот же Нума Помпилий), хранили систему мер и весов, вели запись исторических событий (анналы) и календарь[55][56], а также осуществляли ритуальные жертвоприношения (в том числе отдельным божествам, как-то: Акке Лареиции, которую римляне идентифицировали с матерью ларов, Ангероие, Карменте, Карне и, возможно, Консу). Символами их достоинства служили жертвенная чаша, секира, нож и особый головной убор {apex). На понтификов распространялись сакральные запреты: им нельзя было видеть мертвое тело, ездить на коне и клясться детьми[57]. Кроме того, верховный понтифик не имел права на повторный брак и не мог покидать пределы Италии.

В царский период {753—510 гг. до н.э.) понтификов назначал царь; в республиканскую эпоху {510—30 гг. до н.э.) коллегия пополнялась путем кооптации. Верховный понтифик первоначально избирался членами коллегии, а с III в. до н.э. — голосованием в трибутных комициях, куда коллегия предлагала своих кандидатов[58]. Верховному понтифику подчинялись 15 фламипов, совершавших жертвоприношения отдельным богам, и 6 весталок[59]. Верховный понтифик мог подвергать весталок телесным наказаниям, а за нарушение обета целомудрия приговаривал к смертной казни1. У весталок было немало привилегий: они могли владеть собственностью, им разрешалось ездить на колеснице, в цирке за ними были закреплены почетные места. Во главе коллегии весталок стояла virgo vestalis maxima, пользовавшаяся огромным общественным авторитетом: она, например, имела право освобождать от смерти преступников, если они встречались с нею на пути к месту казни.

В римской религии пренебрежение божественной волей, проявлявшейся в знамениях (prodigia), квалифицировалось как грех (piaculum) и влекло за собой необходимость умилостивления божества и наказания святотатца. Продигием считалось какое-либо явное изменение или нарушение обычного хода вещей в природе; римляне верили, что с помощью предзнаменований боги предупреждают людей либо о грозящей им опасности, либо о грядущих переменах в их жизни. Например, Тарквиний Древний обосновал свое право на римский троп ссылкой на продигий: будто бы, когда он шел в Рим, орел сорвал с его головы шапку и, пролетев с ней по воздуху, вернул ее на место. Позже на голове мальчика Сервия Туллия появилось неугасимое пламя, которое горело, но никого не обжигало; это явление было истолковано как знак грядущего возвышения Сервия, ставшего, как известно, шестым римским царем. Волю богов определяли авгуры и гаруспики. Важную роль в римской религиозной практике, да и в общественно-политической жизни играли гадания (мантика; наряду с ней в Риме существовала и магия — как вредоносная, каравшаяся, но закону, так и безвредная, связанная с лечением болезней, благополучием растений и животных, привлечением любви и симпатии и т. п.).

Коллегия авгуров была древнее коллегии понтификов. Авгуры[60][61] наблюдали за небом и толковали волю богов по полету вещих птиц, летевших в том или ином направлении, в той или иной части неба (ауспиции — дословно «смотрение на птиц»), по аппетиту священных кур, по поведению животных и по особым божественным знамениям[62]. При самом основании Рима Ромул получил благоприятный знак, увидев 12 коршунов, что якобы сулило Вечному городу 12 веков величия. Ромул считался первым авгуром; его авгуральный жезл являлся одной из римских святынь и хранился в курии салиев. Гадания по внутренностям (в первую очередь по печени) жертвенных животных были прерогативой гаруспиков, как правило, уроженцев Этрурии[63]. Ауспиции в обязательном порядке предшествовали любому мало-мальски значительному событию общественной и государственной жизни — объявлению войны или заключению мира, военному походу, сражению, постройке здания и т. д. При ауспициях орел превалировал над дятлом; если на крышу садилась сова, это предвещало смерть, но если прилетала вторая, зло отвращалось; крик совы предвещал несчастье, ее молчание — счастье. Пренебрежение ауспициями, с точки зрения суеверных римлян, неминуемо влекло за собой неудачу всего предприятия; в этом случае требовались искупительные обряды для обеспечения «мира с богами» (pax deorum).

В особо драматических ситуациях (устрашающие знамения, нашествия врагов, гражданские смуты и т. п.) специальная жреческая коллегия обращалась к хранившимся в тайне от непосвященных так называемым Сивиллиным книгам (libri fatales). По преданию, эти книги (три из девяти; остальные сожгла сама пророчица) были куплены, но совету авгуров царем Тарквинием Гордым у пророчицы Кумской Сивиллы и с тех пор находились в храме Юпитера Капитолийского; в них содержались написанные на пальмовых листьях греческим акростихом указания, как следует в том или ином случае умилостивить богов1. Так, в 461 г. до н.э. явились страшные знамения: пылало небо, заговорил бык, выпал дождь из мяса, убивший многих птиц. Дуумвиры по распоряжению сената обратились к Сивиллиным книгам, где говорилось об опасности мятежа; вскоре Аппий Гердоний с рабами и изгнанниками захватил Капитолий. После победы над Гердонием Капитолий подвергли религиозному очищению.

В 431 г. до н.э. по предписанию Сивилл иных книг в Риме был выстроен храм в честь Аполлона, ставший средоточием интерпретаторов Сивиллиных пророчеств[64][65]. В 399 г. до н.э. опять-таки по предписанию Сивиллиных книг в связи с эпидемией и неудачами в войне с Вейями в Риме были учреждены лектистернии[66] — так называемые божьи трапезы, восьмидневное угощение для богов, статуи которых по парам (Аполлон и Латона, Геркулес и Диана, Меркурий и Нептун) помещались на ложах, а перед ними ставились столы с яствами; во время лектистерниев[67], как и во время Сатурналий, римляне снимали с заключенных колодки, с радушием принимали у себя дома чужих людей, мирились с врагами, прекращали ссоры и тяжбы (сам обряд «божьих трапез» был заимствован у греков). Селлистернии — угощения для богинь — было разрешено устраивать только замужним женщинам (изваяния богинь устанавливались на стулья, перед которыми ставились столы с едой и питьем). В 249 г. до н.э. для избавления от эпидемии чумы были учреждены очистительные, справлявшиеся ночыо Секулярные игры, посвященные Плутону (Орку) и его жене Прозерпине. Во время Первой Пунической войны в Риме появился храм сицилийской Венеры Эруцины1, во время Второй — культ Великой матери богов (Magna Mater), фригийской Кибелы, почитавшейся на горе Идее в виде черного камня[68][69]. Для умилостивления богов обычно назначались очистительные обряды (lustratio), искупительные жертвоприношения (piaculum), процессии, молебны в храмах, игры с разнообразными состязаниями и т. д.

В годы войны с Ганнибалом в Риме устраивались лектистернии и суппликации — моления, сопровождавшиеся торжественными шествиями и хорами с большим числом участников в венках и с лавровыми ветвями в руках; собирались пожертвования с того или иного круга лиц для приношения тому или иному божеству, например, с вольноотпущенниц — для дара Феронии, с матрон — для Юноны. Так, в 218 г. до н.э. имел место целый ряд устрашающих знамений: в римский лагерь вошел волк и невредимым ушел от преследовавших его собак; в претории на дерево сел рой пчел; бык поднялся на третий этаж инсулы и бросился оттуда вниз; в храм Надежды ударила молния; в храм Юноны влетел ворон; у Амитерна видели одетых в белое призраков; в Иицене шел дождь из камней. После обращения к Сивиллиным книгам для отвращения гнева богов были назначены девятидневные молебны и люстрация; ланувийской Юноне принесли 40 фунтов золота; римские матроны водрузили бронзовую статую Юноны на Авентине; в Цере устроили лектистерний Юноне, в Алдигии — моления Фортуне, в Риме — лектистернии для Ювенты, а также суппликации во всех храмах; богам были даны обеты. В исключительных случаях приносились человеческие жертвы (например, в 228, 216 и 113 гг. до н.э., когда в Риме всерьез опасались нашествия галлов; тогда на форуме с благословения децемвиров были зарыты живыми в землю две пары мужчин и женщин из греков и галлов). Сенат запретил человеческие жертвоприношения лишь в 97 г. до н.э.

Жрецы священнодействий (децемвиры, со времен Суллы — квиндецимвиры) осуществляли верховный надзор за культами чужеземных богов (прежде всего Аполлона). Эпулоны (коллегия была учреждена в 196 г. до н.э.) ведали «священной трапезой» Юпитера (epulum Jovis) в храме на Капитолии[70]. Фециалы[71] совершали специальные обряды при объявлении войны и заключении мирного или союзного договоров. Они были не столько жрецами, сколько вестниками, глашатаями, послами римской общины в ее сношениях с соседями. Салии1 участвовали в сакральных церемониях, посвященных Марсу и связанных с военными акциями. В марте и октябре каждого года салии (букв, «прыгуны») совершали ритуальный «обход» Вечного города. В воинском облачении (салии надевали доспехи прямо на голое тело), со священными щитами и копьями или посохами в руках они плясали по городу, ударяя посохами о щиты и обращаясь с культовыми призывами к различным богам. Луперки (две коллегии жрецов Фавна, luperci Quinctiales и luperci Fabiani) молили богов о плодородии людей и животных, а арвальские (т.е. «пашенные») братья — растений. Луперки в праздник Луперкалий приносили в жертву Фавну (Лунерку) собаку и козла, после чего бежали вокруг Палатина полуголые, в одних набедренных повязках из козьих шкур, изображая волков, и ремнями, вырезанными из кожи жертвенного козла, хлестали женщин, чтобы сделать их плодовитыми[72][73].

Арвальские братья[74][75] справляли в мае трехдневное празднество в честь земледельческой богини Dea DiaA, кульминацией которого был очистительный обход границ, сопровождавшийся жертвоприношениями в священной роще (в жертву Марсу приносили свинью, овцу и быка), ритуальной трапезой и состязаниями. Во время своих священнодействий арвальские братья исполняли гимны, столь архаичные по языку, что сами с трудом их понимали. В институтах римского жречества сохранялись и другие глубоко архаичные пережитки. Например, святилище Дианы Арицийской на берегу озера Неми охранял жрец, носивший имя «лесной царь» (тех Nemorensis). Согласно древнему обычаю этого жреца мог убить всякий, кто хотел занять его место. Для этого претендент должен был войти в священную рощу и, сломив с одного из деревьев «золотую ветвь», убить «лесного царя». Поэтому жрец постоянно караулил дерево с обнаженным мечом в руке, не зная ни часу отдыха. Впрочем, желающих занять эту почетную, но опасную должность находилось мало: обычно это были беглые рабы, которым нечего было терять. В основе этого странного обычая, как установил Дж. Фрэзер, лежал комплекс древних верований, связанных с духом священного дерева и аграрным культом плодородия.

В римском религиозном календаре было немало праздников, которые шумно и торжественно отмечались обильными жертвоприношениями, великолепными церемониями и веселыми пирами. В числе этих праздников были Паренталии (аналогичные Лемуриям; проводились 13—21 февраля в честь духов предков, dii parentes), Луперкалии (15 февраля, пастушеский праздник очищения и плодородия, связанный с Фавном), Терминалии.

(23 февраля, в честь Термина), Цереалии (12—19 апреля, в честь Цереры), Палилии (21 апреля в честь Палее1), Флоралии (28 апреля — 3 мая, в честь Флоры[76][77]), Лемурии (9,11 и 13 мая), Весталии (9 июня, в честь Весты), Фонтаналии (13 октября, празднество в честь бога водных источников Фонса, сына Януса и нимфы Ютурны, когда в источники бросали цветочные гирлянды и украшали колодцы), Сатурналии (17 декабря, в честь Сатурна[78]). Виналии с жертвоприношениями Юпитеру Либеру отмечались в апреле и августе; праздник жатвы — Консуалии — приходился на 21 августа[79]. В честь Марса 14 марта устраивались конские бега, а 23 марта осуществлялось ритуальное очищение воинских труб. Празднество в честь Анны Перенны, богини наступающего нового года[80], приходилось на 15 марта; оно проходило в священной роще на Тибре и сопровождалось обильными жертвоприношениями и веселыми пирами. С 4 по 19 сентября в честь Юпитера, Юноны и Минервы проводились Римские, или Великие, игры. Во время этих игр проходили торжественные процессии, устраивались бега на колесницах, спортивные состязания и театральные представления. Юпитеру были посвящены также Капитолийские (15 октября) и Плебейские (4—17 ноября) игры. Кроме того, с 212 г. до н.э. в Риме проводились «Аполлоновы игры», ас 194 г. до н.э. — игры в честь Великой матери богов (Кибелы). В целом к концу республиканской эпохи праздники в Риме занимали 115 дней в году.

В период гражданских войн и кризиса Римской республики (133—30 гг. до н.э.) традиционная идеология разрушалась на глазах, а вместе с ней пришли в упадок и многие официальные культы римской гражданской общины. Значительно углубился разрыв между «религией философов» и «гражданской религией». Ауспиции не соблюдались, многие священнодействия оказались забытыми, долгое время незанятыми оставались некоторые жреческие должности. Римская правящая элита потеряла интерес к традиционной религии, обратившись в поисках духовной пищи к греческой философии[81] и мистическим культам Востока. Приверженность к древним «национальным» культам продолжала жить в народной среде.

  • [1] Источники изучения римской религии можно разделить на три группы. Во-иервых, этоархеологические памятники, а именно: остатки храмов, алтарей, жертвенников, изображенийбогов, а также эпиграфический материал, который с конца II в. до н.э. становится массовым (это относится прежде всего к посвятительным надписям); более ранние надписи единичны и с трудом поддаются интерпретации. Во-вторых, это свидетельства античных авторов: Катона Старшего, Варрона, Цицерона, Овидия (этот «ученый поэт», poeta doctus, автор"Метаморфоз", был крупным знатоком римских культов и античной мифологии), ПлинияСтаршего, Плутарха и др. Наконец, в-третьих, это произведения раннехристианских писателей, полемизировавших с язычниками.
  • [2] Огонь и вода символизировали единство общины.
  • [3] Строго говоря, две хижины: одна на Капитолии, другая — на Палатине.
  • [4] Еще во времена историка Корнелия Тацита признаки ее увядания, как и самопроизвольное угасание огня Весты, считались предвозвестниками угрожавшей Риму опасности.
  • [5] Вооружение, снятое с убитого военачальника или царя враждебного племени.
  • [6] Так называемый lituus; им авгур размечал части неба, в которых предстояло наблюдатьполет птиц.
  • [7] Ежегодно 9 августа на Квиринальском холме в Риме совершалось публичное жертвоприношение божеству Sol Indiges.
  • [8] К ним можно отнести почитание капитолийской волчицы, орла как птицы Юпитера, волка и пахотного быка, посвященных Марсу, а также волка, дятла и быка как покровителейплемен гирпинов, ниценов и бовианов.
  • [9] Например, Марса символизировало копье, Юпитера — камень, Весту — священныйогонь.
  • [10] Так, римляне верили в безличные силы — numina, заключенные во всех окружающихих предметах; считалось также, что numina присущи богам и некоторым выдающимся людям.
  • [11] Так, Юпитер носил имя Lapis, т. е. «камень», клятва которым считалась особенно священной, а Добрая Богиня была связана со скалой.
  • [12] Например, вербену, произраставшую на Капитолии, и вообще дерн, который клалиперед жертвоприношениями на алтари.
  • [13] Их культы были объединены в почитании бога Фоне с праздником Фоитаналий.
  • [14] Духи рек мыслились то как грозные и необузданные быки, то как очаровательные сладкоголосые девы-кармены.
  • [15] С начала II в. до и.э. культ Fides широко распространился в городах Греции и МалойАзии.
  • [16] Изначально Термин считался охранителем полевой межи и границы, позднее был связан с заупокойным культом.
  • [17] Янус носил два противоположных по значению имени: Патульций («открывающий»)и Юпозий («запирающий»); схожие имена носили и две его спутницы: Днтеворта («обращенная вперед») и Постворта («обращенная назад»).
  • [18] Двойная арка на форуме, крытая бронзой; эта арка, опиравшаяся па колонны, символизировала небо и называлась./*?/??^ Geminus.
  • [19] В частности, религиозное сознание связывало Юпитера с дубом и буком: бог Латин (Latinus) под именем Юпитера Латиариса почитался в дубовом лесу, тогда как культ Юпитера Фагутала отправлялся в буковом лесу на холме Фагу тале.
  • [20] Juppiter Indiges, т. е. Юпитер Местный.
  • [21] Pi с us Martius, посвященный Марсу дятел. По преданию, царь Пик, сын Сатурна, былпревращен в дятла волшебницей Киркой. Пика почитали как бога Пикумна, супруга богиниплодов Помоны. Сыном Пика считался Фавн, а сыном Фавна — Латин.
  • [22] Нимфа-пророчица и родовспомогатсльница, покровительница детей.
  • [23] •-* Богиня подземного мира; согласно другой версии, нимфа-охотница, возлюбленнаяЯнуса.
  • [24] Божество, защищавшее урожай от болезней колосьев.
  • [25] Этот праздник справлялся общинами соседей, пировавших на перекрестках; рабы тогдаосвобождались от работы.
  • [26] Например, о браке богини Дианы и Вирбия, о сакральном браке Акки Ларенции, которой был посвящен праздник Ларенталий, отмечавшийся 23 декабря, и т. д.
  • [27] Так, при восходе Сириуса для спасения посевов от засухи совершался ритуал auguriumcanarium, когда авгуры приносили в жертву Каникуле рыжих собак.
  • [28] Лары — это вообще боги-покровители; помимо семейных ларов существовали ларыпутей (lares males), перекрестков (lares compitales; в их честь справлялся установленный ещеСервием Туллием праздник Компиталий, сопровождавшийся песнями, играми, плясками, состязаниями и трапезами с участием рабов и свободных; обслуживали культ компитальиыхларов коллегии плебеев и рабов), мореплавателей (lares permarini) и военных (lares militares).Лары были тесно связаны с лесом и, по распространенному представлению, жили в лесахи водных источниках. С ларами отождествлялись души умерших героев — Энея, Геракла, Эвандра (грек из Аркадии, сын богини Кармснты), основателей городов, родоначальникови вождей (так называемые dii indigetes). В древнейшем памятнике римской религии — гимнеАрвальских братьев — сохранилось следующее обращение к богам: «Помогите нам, лары, не допусти, Марс, чтобы болезнь и разруха обрушились на многих».
  • [29] В 312 г. до н.э. Линий Клавдий передал его общественным рабам.
  • [30] Одним из последних императорских указов, направленных против язычества, стализданный в 392 г. эдикт Феодосия I Великого, запрещавший отправление семейных обрядовв честь ларов и пенатов.
  • [31] Его имя некогда было эпитетом Януса как хранителя входа в порт.
  • [32] Например, Диана была богиней и небесной, и земной, и подземной, откуда се эпитетТривия и отождествление с Гекатой Тривией; подземным богом мог быть и Меркурий.
  • [33] Отсюда берет начало культ Юпитера Капитолийского, Juppiter Capitolinus.
  • [34] Кроме того, в IV—II вв. до н.э. Риме появились храмы Юноны Соспиты, Луниныи Монеты. При храме Юноны Монеты (Убеждающей, или Советчицы) на Капитолии в III в. до н.э. был создан монетный двор (отсюда происходит слово «монета»). Ежегодно 1 февраляв Риме отмечали праздник в честь Юноны Соспиты, 1 марта — в честь Юноны Лунины (такназываемые матроналии, участие в этом празднестве принимали даже рабыни), 1 июня —в честь Юноны Монеты.
  • [35] Его священным растением считалась вербена, произраставшая на Капитолии.
  • [36] Поэтому ему в Риме на древнем алтаре — Ага maxima — жертвовалась десятая частьторговой прибыли и военной добычи; характерно, что этот обряд, как и сам культ, был заимствован римлянами у греков.
  • [37] От имени Quirinus произошло почетно-торжественное наименование римскогонарода — квириты.
  • [38] Со временем римляне отождествили его с кельтским Лугом и египетским Тотом.
  • [39] В его честь римляне праздновали Вулканалии и сжигали оружие побежденного врага. Вулкан имел своего жреца-фламина.
  • [40] Греческое божество, отождествленное с римским Диспатером.
  • [41] Она считалась изобретательницей земледелия и покровительницей городов, божествомпосева и жатвы, перед которой ей приносилась в жертву свинья, а также богиней мертвых.
  • [42] Старым земледельческим божествам Либеру, Либере и Церере, составлявшим плебейскую триаду, в 494 г. до н.э. в Риме был посвящен храм, ставший центром организациии архивом плебеев. В честь Либера и Л иберы 17 марта отмечался праздник Либералий.
  • [43] Его атрибутом был серп. В Риме в честь Сатурна, со временем отождествленногос Кроном, 17 декабря справляли веселые Сатурналии, когда господа и слуги менялись своими обязанностями, воцарялось безудержное веселье карнавального типа, люди обменивались подарками, избирался шуточный царь Сатурналий. Этот праздник рассматривалсякак воспоминание о веке изобилия, всеобщей свободы и равенства, пользовался большойпопулярностью и постепенно растянулся до 5—7 дней. В посвященном Сатурну еще в 497 г. до н.э. храме на форуме хранилась государственная казна (эрарий). Фронтон этого храмабыл украшен изваяниями тритонов.
  • [44] Кроме того, она была и богиней-матерыо, и кормилицей, и предсказательницей.
  • [45] Функцией Аполлона было отвращение чумы и вообще врачевание, поэтому он именовался Medians. В Италии центром культа Аполлона были Кумы, где находилась пещераСивиллы.
  • [46] В их честь в 249 г. до н.э. в Риме были учреждены так называемые Секулярные игрыс искупительными ночными жертвоприношениями.
  • [47] Храм Асклепия (Эскулапа) был возведен в Риме на небольшом островке напротивБычьего форума. Туда отправляли заболевших рабов, оставляя их на попечение божества.
  • [48] Введены в 191 г. до н.э.
  • [49] э Храм Дианы был возведен на Авентинс по приказу Ссрвия Туллия.
  • [50] Храм божественных близнецов — gemini — Кастора и Поллукса был построен на форумеи освящен в 484 г. до н.э.
  • [51] Вот пример древней формулы такого призыва: «Если есть бог, если есть богиня, у которой парод и государство Карфагенское находятся на попечении, то вас и тебя особенно, ктопринял на себя попечение над этим городом и народом, молю благоговейно и прошу у васмилости: покиньте город и государство Карфагенское, священные места, и храмы, и городих оставьте и от них уйдите, и на этот народ и государство нагоните страх и забвение, и, переданные нам, приходите в Рим ко мне и моим согражданам, и да будут наши священныеместа, и храмы, и город угоднее и приятнее вам; ко мне и к народу римскому и к моим воинамбудьте благосклонны, чтобы мы это знали и понимали. Если вы так сделаете, то обещаю вамустроить храмы и игры».
  • [52] В Риме бытовало мнение, что Кабиры — это привезенные Энеем из Трои Пенаты.
  • [53] Например, публичные и частные жертвоприношения совершались в календы, идыи ноны, совпадавшие с фазами луны.
  • [54] Жертвоприношение или какое-либо иное даяние выступало в роли «платы за услугу».
  • [55] Изначально их было три, затем шесть, с 300 г. до н.э. — девять, при Сулле стало 15, а при Цезаре — 16.
  • [56] После получения в 191 г. до н.э. права произвольного назначения дополнительногомесяца у понтификов появилась возможность злоупотреблений в календарных вопросах, чтобыло связано с политической конъюнктурой.
  • [57] Любопытно, что фламин Юпитера также не смел выходить с непокрытой головойи прикасаться к сырому мясу, козе, плюшу и бобам, не должен был носить кольца и иметьна одежде узлы!
  • [58] Голосовали 17 триб из 35 но жребию; в 104 г. до н.э. по закону Домиция в трибутныхкомициях стали избирать членов всех высших жреческих коллегий; этот закон был отмененСуллой в 81 г. до н.э. и восстановлен в 63 г. до н.э.
  • [59] 0 Ими могли стать только девочки в возрасте от шести до десяти лет, чьи родители былисвободными людьми; главная обязанность весталок заключалась в поддержании священногоогня в храме Весты. Все 30 лет своего служения они должны были свято соблюдать обетдевственности и аскетизма.
  • [60] Виновную зарывали живьем в землю. Приговор считался окончательным и обжалованию не подлежал.
  • [61] Как и в случае с понтификами, первоначально их было три, затем шесть, с 300 г. до н.э. — девять, при Сулле стало 15, а при Цезаре — 16. Первым авгуром считался Ромул.
  • [62] Гром и молнии, солнечные и лунные затмения, кометы, землетрясения, каменные иликровавые дожди, рождение уродов, появление волков в городе или мышей в храмах, вещиесны, таинственные голоса и другие грозные явления.
  • [63] Последнее упоминание о гаруспиках относится ко времени осады Рима предводителемвестготов Аларихом I в 410 г.
  • [64] Впервые к этим книгам обратились около 500 г. до н.э., когда на Рим обрушились неурожай и связанный с ним голод.
  • [65] Впоследствии они стали именоваться decemviri sacris faciundis.
  • [66] От лат. «стлать постель».
  • [67] Лектистернии делились на обычные, регулярно повторявшиеся (во многих храмах онипроводились едва ли нс ежедневно), и чрезвычайные. Обычные лектистернии совершалисьна Капитолии в честь Юпитера, Юноны и Минервы, во время Римских и Плебейских игр. Изображение Юпитера помещалось на ложе, а изображения богинь — на стульях, справаи слева от Юпитера. Коллегия, заведовавшая устройством лектистерниев, состояла из трехчеловек — триумвиров эпулонов (позже их число увеличилось до семи). Чрезвычайные лектистернии, продолжавшиеся три, восемь и более дней, устраивались по случаю счастливыхили несчастных событий, касавшихся государства, притом всегда для большого числа богов, изображения которых ставились попарно. Устройство этих «пиров» поручалось особымколлегиям. Угощение богов всегда сопровождалось общественным пиршеством для народа (conviuium publicum).
  • [68] Правда, без священной проституции и иеродул, которые имелись при ее храмена Сицилии.
  • [69] Этот камень был помещен в храм Виктории. Евнухи, обслуживавшие культ Кибелы, могли вербоваться только из чужеземцев, а римские граждане не имели права участвоватьв ритуальных оргиях.
  • [70] Обряд проходил 13 сентября и 13 ноября. В жертву приносилась белая телка; пир «возглавляли» Юпитер, Юнона и Минерва.
  • [71] Их было 20, причем двое считались главными: verbenarius, носивший священную травус Капитолия, и paterpatratus, уполномоченный по заключению договоров.
  • [72] Две коллегии по 12 человек, salii Palatini и salii Collini, как следствие объединения культов римлян и сабинян после заключения мира Ромула с Титом Тацием.
  • [73] В этом древнем обряде сохранились тотемические верования в священного козла, оплодотворяющего женщину.
  • [74] Fratres arvales, две коллегии, но 12 человек, исполнявших свои обязанности пожизненно; их центр находился в святилище аграрной богини Опс; эти жрецы носили на головебелые повязки и венки из колосьев.
  • [75] Ее отождествляли с Церерой или Теллус, т. е. с Матерыо-Землей, Terra Mater.
  • [76] Празднество совпадало с днем основания Рима. Палее приносили мед и молоко, украшали цветами стойла, разжигали костры, между которыми проводили — для очищения —стада, а пастухи трижды через них прыгали и просили Палее защитить людей, скот и собакот вредных лесных божеств и даровать плодовитость скоту и изобилие растительности;завершался обряд веселым пиром.
  • [77] В этом веселом и разнузданном празднике активное участие принимали проститутки.
  • [78] Это был веселый карнавал, когда рабы в память о «золотом веке» Сатурна пироваливместе с господами и пользовались дозволенной карнавалом свободой, а горожане высыпалина улицу с зажженными светильниками и обменивались подарками.
  • [79] Коне — божество убранных и спрятанных на зиму плодов земли. Его подземный алтарьрасполагался у подножия Палатина.
  • [80] До реформы 46 г. до н.э. год в Риме начинался 1 марта.
  • [81] Это прежде всего стоицизм, смешанное с орфизмом пифагорейство и учение Эвгсмсра, который доказывал, что все боги были некогда жившими царями или обожествленнымигероями (еще на рубеже III—II вв. до н.э. Квинт Энний перевел труд Эвгемера «Священнаязапись» на латинский язык).
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой