Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Краткая характеристика материалов, применяемых для развития продуктивных видов деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время в работе с дошкольниками распространение получают нетрадиционные изобразительные техники. Так, в исследованиях Т. Г. Казаковой, В. А. Езикеевой, Г. Г. Григорьевой, В. Н. Белкиной, Г. В. Петуховой и других показаны возможности обучения детей техникам изобразительной деятельности. Они позволяют детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования… Читать ещё >

Краткая характеристика материалов, применяемых для развития продуктивных видов деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Перечни материалов для организации продуктивных видов деятельности, их основные свойства и качества, позволяющие их использовать в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, описаны в работах Т. С. Комаровой, В. Б. Косминской, Н. Б. Халезовой, Н. Л. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной (материалы для изобразительной деятельности), Л. С. Барсуковой, Л. В. Куцаковой (оборудование для трудовой деятельности), Л. А. Парамоновой (современные конструкторы) и др. Знание особенностей того или иного материала позволяет педагогу сознательно, педагогически обоснованно использовать его в образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и возможностей материала.

Оборудование для рисования. В изобразительной деятельности дошкольников применяются гуашь, акварель, сангина, пастель, графитные и цветные карандаши, фломастеры, угольные карандаши и др.

Гуашь — густая, кроющая, непрозрачная краска. Гуашь разводится водой, наносится тонким слоем и при высыхании светлеет. Рисовать этой краской намного легче, чем акварелью, так как она не растекается и в силу своей кроющей способности позволяет вносить различного рода исправления, поэтому гуашь — первая краска, с которой знакомят детей. Важно, что гуашь легко ложится на тонированную бумагу.

Акварель. Ее основное свойство — прозрачность кроющего слоя. Техника использования акварели достаточно сложная, поэтому эту краску используют только с детьми старшей и подготовительной групп (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова). При наложении одного цвета на другой происходит их слияние и изменяется требуемый цвет. По причине прозрачности акварель рекомендуется наносить в основном на чистый белый фон бумаги.

Пальчиковые краски — применяются для изобразительной деятельности и «мараний» с детьми раннего, младшего дошкольного и даже младенческого возраста. Основная задача — создание эмоционально положительного отношения к рисованию, настроения, интереса к появлению изображения, сформировать первичные представления о цвете.

Цветные карандаши используются в образовательной деятельности, начиная с младшего дошкольного возраста. Они имеют толстые стержни, поэтому относительно легко оставляют яркий цветной след на бумаге и закрашивают ее поверхность. Основная трудность в работе цветными карандашами состоит в том, что при сильном нажиме их стержни сильно крошатся и ломаются, их слой плохо удаляется резинкой и слабо воспринимает повторную прокладку другим цветом. Карандаши, в отличие от фломастеров, гораздо дольше хранятся и не высыхают, поэтому они широко применяются в практике детских садов.

Фломастеры. В перечне материалов и оборудования для детского сада Т. Н. Доронова и Т. С. Комарова рекомендуют использовать фломастеры начиная с младших групп. Их преимущества состоят в возможности получения яркой цветовой линии при минимальном нажиме, даже с очень низкой степенью развития мелкой моторики рук. Основной недостаток современных фломастеров — изменчивость цветового оттенка (например, черный фломастер может иметь синий оттенок) в зависимости от степени высыхания.

Шариковые цветные ручки имеют те же преимущества, что и фломастеры, с ними легко работать, получая очень тонкий цветовой след.

При выборе фломастеров и шариковых ручек необходимо руководствоваться следующими правилами, вытекающими из анатомофизиологических особенностей детей. Во-первых, следует подбирать материалы небольшого веса и диаметра. Шариковые ручки выбираются с прорезиненной зоной захвата, которая защищает пальцы ребенка от мозолей и не позволяет пишущему инструменту выскальзывать. Кроме того, такая прорезиненная зона препятствует соскальзыванию пальцев ребенка близко к пишущему модулю. В случае неправильного захвата ребенок не видит, что выходит из-под его пера, что вынуждает его наклоняться слишком близко к бумаге и приводит к нарушению осанки и ухудшению зрения.

Восковые мелки изготовлены на основе полимерных восков, в основном натуральных наполнителей и пигментов, за счет этого достигается насыщенность и сочность цветов. Восковые мелки имеют ряд преимуществ: они самозатачиваются, их можно использовать до последнего сантиметра, штрихи свободно наносятся и на гладкую, и на шероховатую поверхность, а также свободно стираются ластиком. Кроме этого, в процессе рисования руки не окрашиваются, даже если используется боковая поверхность карандаша.

Графитные карандаши, как правило, мягкие, используются для рисования в старшей и подготовительных группах для создания контура (подготовительного рисунка) с последующим закрашиванием цветными карандашами, красками, при рисовании сложных предметов: человека, животных, транспорта (А. А. Грибовская, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова). Основное преимущество графитного карандаша — легкость исправления рисунка с помощью ластика и незаметность изображения под кроющей краской.

Сангина представляет собой красно-коричневые карандаши разных оттенков, имеющие широкий фактурный мазок. Сангина позволяет добиться большой выразительности рисунка при изображении веток, деревьев, животных, человека.

Пастель — искусственный материал, позволяющий передать мягкие переходы оттенков разных цветов. Пастель дает матовый, слегка блеклый, красочный слой. Нажим при рисовании пастелью почти не употребляется.

При рисовании пастелью и сангиной необходимо закрепление, так как материалы на бумаге держатся непрочно. При рисовании мокрым способом закрепления не требуется: рисунок слегка подмывается набранной на кисть водой.

По мнению Т. С. Комаровой, в работе с детьми нельзя отдавать предпочтение одному какому-либо материалу, «в том случае, когда отработке техники рисования одним инструментам уделяется больше внимания, а другим — меньше, дети переносят лучше усвоенные приемы работы одним из инструментов на другой, не учитывая их специфики. Так, если отрабатывается только техника карандашного рисунка, дети переносят ее на работу с кистью, например при рисовании вертикальных и горизонтальных линий ведут кисть сбоку линии. Закрашивая рисунок, дети часто водят кистью туда-обратно, не отрывая ее от бумаги, как при закрашивании карандашом. От этого закрашенная поверхность получается в пятнах, где светлее, где темнее, и в отдельных местах мазки выходят за контур. Чтобы этого не происходило, необходимо одновременно учить способам работы и карандашом, и кистью, подчеркивая различие между ними»[1].

В зависимости от образовательных задач в ДОО используется бумага различных цветов, размеров, плотности и др. Акварель, например, лучше ложится на ватман или полуватман, легкотонированную бумагу. Для рисования угольным карандашом, пастелью, цветными восковыми мелками применяют тонированную и цветную бумагу мягких оттенков.

В изобразительной деятельности дошкольников используются беличьи, колонковые и синтетические кисти. Колонковые кисти отличаются упругостью и эластичностью при удовлетворительной мягкости. Беличьи кисти характеризуются большой мягкостью и эластичностью. Размер кисти зависит от возраста ребенка. Так, в младшем возрасте детям рекомендуется давать кисти среднего размера, в старшем дошкольном возрасте детям даются кисти двух размеров: маленькие для изображения мелких деталей и крупные для рисования крупных частей и закрашивания рисунка.

Для организации изобразительной деятельности детям в равной мере необходимы и другие материалы: салфетки из ткани, хорошо впитывающие воду, сложенные вдвое для осушения кисти после промывания, емкости для промывания кисти от краски (0,5 л), подставки для кистей, палитры и пр.

По мере овладения детьми техникой работы с различными материалами целесообразно подводить их к осознанному выбору материала для рисования. По мнению Т. С. Комаровой, можно смешивать различные техники, но важно сначала обучить детей одной технике, а потом уже знакомить с другой, подчеркивая отличия от уже знакомой[2]. Например, работая пастелью поверх акварели, можно нарисовать туман или дождь. Неплохое сочетание дают акварель и цветные карандаши, акварель и фломастеры.

В последнее время в работе с дошкольниками распространение получают нетрадиционные изобразительные техники. Так, в исследованиях Т. Г. Казаковой, В. А. Езикеевой, Г. Г. Григорьевой, В. Н. Белкиной, Г. В. Петуховой и других показаны возможности обучения детей техникам изобразительной деятельности. Они позволяют детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Нетрадиционные изобразительные техники делают процесс изображения еще более творческим, позволяют реализовывать самые разные изобразительные замыслы, формируют способность нестандартного мышления, дают ребенку ощущение наслаждения от своего труда.

Оборудование для лепки. В качестве материала для лепки во всех возрастных группах детского сада традиционно используется пластилин, а также недавно появившиеся в продаже материалы, такие как полимерная глина, шариковый пластилин, масса для лепки, воск и вощина, глина для лепки и др.

В традиционном издании 1980;х гг. Н. Б. Халезовой, II. А. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной указывалось, что глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно[3].

Использование небольших кусочков цветного пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет как дополнительное изобразительное средство часто отвлекает детей от изображения основного — формы.

В последнее время выбор материала для лепки значительно увеличился. Например, появился восковой пластилин, который является более мягким, а значит, может использоваться в лейке детьми младшего дошкольного возраста, а не только в старших группах.

Использование новых материалов имеет свои преимущества перед традиционными. К примеру, полимерную глину можно запекать, и она при этом не теряет цвет и форму. Есть также глина, которая засыхает на воздухе, сохраняя заданную форму. Шариковый пластилин в силу своей необычности привлекает дошкольников. Он состоит из небольших мягких шариков из поролона, которые соединены тонкими клеевыми нитями.

Воск и вощина как натуральные материалы являются экологичными и безопасными. Однако их применение рекомендуется в основном в образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста для ленки простых форм, поскольку у детей после пяти лет возникает необходимость создавать мелкие детали, украшающие изделие.

Во всех возрастных группах в качестве материала для лепки применяется соленое тесто, мягкость которого можно регулировать самостоятельно.

К оборудованию для лепки также относятся каркасы, стеки, доски или поворотные станки и др.

Материалы для аппликации. Для организации работы по аппликации в младшей группе в большей части используются готовые формы для выкладывания и наклеивания, клей ПВА, щетинные кисти для работы с клеем, розетки и пластины для намазывания форм клеем. Начиная со средней группы, детей учат работать ножницами с тупыми концами. Кроме того, значительно разнообразнее становятся сорта, цвета и форма бумаги: матовая и глянцевая, альбомная и для офисной техники «Снегурочка». В старшем дошкольном возрасте детям дают фактурную, с неровно окрашенной поверхностью бумагу, что позволяет добиться цветовой выразительности в аппликации.

Материалы для конструирования. Начиная с младшего дошкольного возраста, с детьми ведется образовательная деятельность по развитию конструктивных способностей, включающая умение создавать различные постройки из строительного материала, сочетая геометрические фигуры по форме, цвету, расположению на плоскости; дети познают конструктивные свойства деталей, учатся украшать постройки разными игрушками, использовать конструкции в сюжетных играх.

Л. А. Парамоновой апробированы различные современные конструкторы, разработана методика проведения занятий с их использованием в разных возрастных группах. Рекомендации, разработанные Л. А. Парамоновой, можно применять при выборе любых современных конструкторов.

Для младшего дошкольного возраста автором рекомендованы «Стандартный комплект кирпичиков», состоящий из множества ярких объемных деталей четырех основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый), имеющих разную геометрическую форму; набор, включающий иные детали, такие как домашние животные, человечки, машинки и детали с нанесенными на них рисунками[4].

В старшем дошкольном возрасте для сюжетного коллективного конструирования автором рекомендуются дополнительные тематические наборы типа «Городской транспорт», «Люди мира», «Домашние животные» и др. Детям седьмого года жизни (и далее) одновременно с рассмотренными выше предлагаются конструкторы, стоящие из большего количества деталей, с более сложными способами их крепления друг к другу.

Ценность данных конструкторов состоит в возможности получения разнообразных объемных форм, которые затем дети используют либо как основу для будущих конструкций, либо как части, детали сложных и очень оригинальных конструкций. Таким образом, названные конструкторы можно назвать полифункциональными.

В старшем дошкольном возрасте детям с шести лет целесообразно также предлагать и крупногабаритные пространственные пластмассовые конструкторы фирмы для самостоятельной деятельности. Интересно, что в данных конструкторах часто наряду с крупными деталями есть их копии в значительно уменьшенном виде, что позволяет детям сначала потренироваться и «отработать» свои замыслы путем моделирования из мелких деталей.

В последнее время большой популярностью пользуются полимерные {мягкие) конструкторы, а также магнитные конструкторы. Оба этих варианта конструкторов привлекают внимание детей своей необычностью, а последний — позволяет создавать абстрактные конструкции при помощи магнитных элементов.

Вместе с тем сегодня набирает популярность робототехника, предлагаемая разными производителями с целью изучения детьми старшего дошкольного возраста робототехнических устройств и механизмов, формирования интереса к технике в целом.

Большинство фирм-производителей в качестве рекламного хода апеллируют к ограниченности цветовых оттенков, применяемых при изготовлении конструкторов. Однако зарубежный опыт, и в частности, опыт Японии, позволяет сделать выводы об искусственной ограниченности возможностей детей в восприятии цвета. Поэтому главными требованиями к конструкторам остаются прочность и безопасность, полифункциональность, выбор способов крепления деталей друг к другу с учетом возраста, возможность применения группой детей, творческого использования в конструировании по собственному замыслу, по условиям и по заданному образцу.

Материалы для художественно-ручного труда. Для организации художественно-ручного труда в группе должна быть создана вариативная предметная среда, позволяющая формировать осознанное желание выполнять трудовые задания. Вопросы материального обеспечения ручного труда рассмотрены в работах Л. С. Барсуковой, Т. Н. Дороновой, Л. В. Куцаковой и других.

В качестве материалов в группе должны быть представлены образцы, на основе которых дети могут изучать свойства того или материала (например, ткани), образцы выполнения работы, выкройки, технологические карты как алгоритм для выполнения детьми конструктивных заданий.

Психолого-педагогические исследования показывают, что все инструменты для работы должны быть настоящими, со всеми рабочими качествами, чтобы ими можно было что-то действительно делать, а не имитировать труд. Плохой инструмент не дает возможности ребенку получить результат и приносит только разочарование и раздражение (Т. Н. Доропова, М. Н. Полякова).

Для организации художественно-ручного труда могут использоваться разнообразные виды бумаги (тонкая, плотная, папирусная), картон, природный материал (шишки, желуди, перья птиц, ракушки и т. п.), а также разнообразные предметы для работы с тканью, такие как лоскуты, выкройки одежды, обрезки лент, кружев, пуговицы и др. Для организации работы с тканыо в детском саду может использоваться швейная машинка (Л. С. Барсукова, Л. В. Куцакова).

Анализ рынка современной продукции показывает, что сегодня выпускается множество моделей детских швейных машинок, которые можно назвать безопасными, так как они работают достаточно медленно и имеют детали, которые разработаны специально для детей. На таких машинках используются пластмассовые иглы, чем предотвращается возможность ранения ребенка. Кроме того, большинство детских швейных машинок имеют небольшие размеры, легко передвигаются и работают на батарейках.

  • [1] Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд. М.: Столетие, 1994. С. 32.
  • [2] Комарова Т. С. Указ. соч. С. 43.
  • [3] Халезова Н. Б. Лепка в детском саду. М.: Просвещение, 1986. 152 с.
  • [4] Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. 192 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой