Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Ресурсы стратегического менеджмента в сфере культуры и искусства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На ситуацию в России существенное влияние оказывают, по наблюдению директора Института общественных и гуманитарных инициатив г. Архангельска Глеба Владимировича Тюрина, две противоположные ментальные установки: «Является ли в интересующем нас обществе ценностью право собственности, или гораздо более важными кажутся гарантии бесплатных социальных благ? Готовы ли люди кооперироваться или радуются… Читать ещё >

Ресурсы стратегического менеджмента в сфере культуры и искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для управления культурным процессом менеджмент в сфере культуры и искусства располагает большим количеством ресурсов. Однако не все они используются, поскольку не все попали в фокус внимания менеджеров. Общеизвестно, например, существование таких ресурсов, как финансы (бюджетные и внебюджетные), материальные ресурсы (в которые входят все материальные предметы, начиная от зданий, участка земли под этими зданиями и кончая коробочкой грима на гримерном столике актера). Технические ресурсы — все оборудование, начиная от системы вентиляции и кончая цифровой техникой последнего поколения. Информационные ресурсы — достоверная свежая информация о состоянии внутренней и внешней среды организации (вплоть до международного положения), современные знания в своей профессиональной области. Человеческие ресурсы (персонал) — каждый работник организации. Это главный, самый сложный и самый сильный, при хорошем менеджменте, ресурс организации (напомним, что менеджмент — наука и искусство управления людьми). Творческие ресурсы — тот творческий потенциал, носителем которого являются все без исключения работники организации культуры: как творческие, так и технические.

К этим внутренним ресурсам добавляются еще ресурсы внешние. Это, прежде всего, аудитория, публика. Аудитория рассматривается как ресурс культуры, поскольку читатель, зритель, слушатель, посетитель являются участниками творческого процесса. Для осуществления творческого процесса важно такое качество аудитории, как уровень ее культуры, а также количество, резерв ее свободного времени.

К новым ресурсам, к которым у нас в стране только начинают присматриваться, относятся ресурсы социального партнерства. Это государственно-частное партнерство, в котором главным преимуществом является взаимная заинтересованность частного бизнеса и государственного учреждения (учреждения культуры, в большей своей части, есть государственные институты), это межведомственные связи (как, например, связи учреждения культуры и учреждения образования) и внутриотраслевые связи (например, сотрудничество музея и концертной организации).

Существуют еще другие нематериальные ресурсы, громадный потенциал которых пока почти не востребован. Это социальный капитал, историческая память, символические ресурсы.

В настоящем разделе представлены четыре нематериальных ресурса стратегического менеджмента в сфере культуры — социальный капитал, государственно-частное партнерство, историческая память и культурные символы.

Социальный капитал

Социальный капитал как фактор развития экономики

В 2000;х гг. в исследованиях социально-экономических явлений появился термин «социальный капитал». Внимание аналитиков привлек тот факт, что подъем экономики в развитых странах в большой степени зависит от неэкономических факторов. Известные западные ученые (Дуглас Норт, Эрнандо де Сото, Рональд Коуз, Роберт Патнэм) пришли к выводу, что экономический рост зависит в первую очередь не от экономических факторов, а от коллективных правил и ценностей, царящих в обществе, от укоренившихся в нем моделей социального взаимодействия. Они доказали, что глубинные категории — моральные установки, коллективная идентичность и т. п. — создают те «загадочные энергетические поля», которые предопределяют в конечном итоге успешность конкретного общества. Ментальные установки, весьма далекие, на первый взгляд, от экономики, оказывается, имеют принципиальное значение для экономического развития.

На ситуацию в России существенное влияние оказывают, по наблюдению директора Института общественных и гуманитарных инициатив г. Архангельска Глеба Владимировича Тюрина, две противоположные ментальные установки: «Является ли в интересующем нас обществе ценностью право собственности, или гораздо более важными кажутся гарантии бесплатных социальных благ? Готовы ли люди кооперироваться или радуются, если у соседа сдохла корова? Воспринимают они друг друга как постоянных союзников или как вечных врагов? В конечном итоге именно разделяемые обществом ценности определяют важнейшие типы экономического поведения, наиглавнейшими среди которых будут: а) поведение, нацеленное на производство; б) поведение, нацеленное на перераспределение. Они же, эти ценности, закреплены и за ключевыми формами социального взаимодействия, среди которых противостоят друг другу сотрудничество, дающее не максимальные, но долгосрочные выгоды каждому, и забота лишь о своей индивидуальной выгоде, позволяющая максимально увеличивать прибыль, но не позволяющая выигрывать в долгосрочном плане. В России, увы, доминирующими по-прежнему остаются непродуктивные формы поведения и взаимодействия. Именно поэтому наша удивительно богатая страна является такой удивительно бедной» .

Очевидно, здесь мы имеем дело с синергией — системным феноменом социальных организаций, заключающимся в формуле «целое всегда больше или меньше, чем сумма частей, составляющих это целое». Социальный капитал представляет собой синергию со знаком плюс.

Социальный капитал — это связь между людьми духовного порядка, определяющая нормы доверия и созидательно направленные формы поведения. Социальный капитал является активом общества, включающим нематериальные стимулы, позволяющие интенсифицировать его развитие и наращивать его богатство.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой