Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформы государственного строя Афин

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды. К первому, высшему разряду пятисотмерников стали принадлежать все те, кто получал доход со своей земли не менее, чем 500 мер сухих и жидких продуктов. Второй разряд — трехсотмерники или те, кто мог содержать коня. Третий высший разряд — зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели… Читать ещё >

Реформы государственного строя Афин (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Первая реформа, которая коснулась положения отдельных слоев населения, была реформа Драконта (620 г. до Р. X.). Он первым постановил, что гражданские права даются лицам, способным иметь тяжелое вооружение {Аристотель. Афинская полития. 4. 2). Кроме того, высшие должности в государстве — архонтов и др. являются доступными только для состоятельных граждан, у которых было свободного от долгов имущества не менее чем на 10 мин (около 4 кг) серебра. Для занятия военной должности гиппарха требовался еще более высокий ценз — 100 мин серебра. Таким образом, можно считать, что именно Драконт упорядочил отношения между слоями общества, установив цензовую демократию (тимократию). Однако эти меры оказались половинчатыми, поэтому в 594 г. до Р. X. к архонтству был призван Солон, сын Эксекестида из рода Кодридов, чтобы провести окончательное устройство государства.

Надо признать, Солон мало в чем был оригинален, он просто усовершенствовал тимократию Драконта. Правда, с другой стороны, он провел достаточно радикальную социальную реформу, снявшую угрозу социального потрясения. Мы имеем в виду его знаменитую seisachthei — сисахфию, букв. — «стряхивание бремени»:

«Взяв дела в свои руки, Солон освободил народ и в текущий момент, и на будущее время, воспретив обеспечивать ссуды личной кабалой. Затем он издал законы и произвел отмену долгов как частных, так и государственных, что называется сисахфией, потому что люди как бы стряхнули с себя бремя» {Аристотель. Афинская полития. 6. 1).

Солон ввел более четкое деление афинского общества на разряды. К первому, высшему разряду пятисотмерников стали принадлежать все те, кто получал доход со своей земли не менее, чем 500 мер сухих и жидких продуктов. Второй разряд — трехсотмерники или те, кто мог содержать коня. Третий высший разряд — зевгиты или двухсотмерники. Отличительной особенностью этих разрядов было то, что они имели исономию в полном объеме — имели доступ к должностям (arche) полиса. Четвертый разряд — феты (букв. — «батраки») имели право участвовать только в народном собрании (экклесии).

Однако тимократия не гарантировала Афинам отсутствие последующих потрясений. Уже несколько лет спустя после солоновской реформы город снова оказался во власти политических партий, которые отражали не ценз, а именно политические интересы. Проблема этого противостояния, нам кажется, заключалась в опосредованных политикой экономических целях, в политических средствах, с помощью которых эти цели можно было достичь. Тимократия Солона строилась на аристократическом принципе владения землей, но не за право владеть землей боролись демократы. Они боролись за равное право занимать государственные должности, ибо они открывали дорогу к широкому социальному регулированию положения народа посредством государственной власти. Лозунгом, несомненно, не являлось стремление сделать всех равными в основании — земельной собственности или в чем-то ином. Греки понимали, что это нереально по физической причине (коммунисты до сих пор понять не могут, что собственности на всех поровну хватить не может). Реальным казалось только равенство в субъективном смысле, в смысле занятия государственных должностей и равном распределении доходов; тем более, что опыт Солона подсказывал возможность этого пути. См., например, рассуждения Аристотеля на этот счет в его Политике, 1301.b26−1302.a15. Проблема, следовательно, состояла в том, чтобы равенство объектов было заменено равенством субъектов (Там же. 1280. а19).

Реформирование в области разрядов населения продолжалось после Писистрата и его сыновей. В 508 г. до Р. Х. Клисфен из рода Алкмеонидов реформировал основу деления афинского населения — филы.

«Он начал с того, что распределил всех граждан между десятью филами вместо четырех. Он хотел смешать их

(курсив наш. — М. И.), чтобы большое число людей получило возможность участия в делах государства" (Аристотель. Афинская политая. 21. 2).

Суть этих преобразований сводилась к следующему. Вновь образованная фила состояла из трех триттий, которые включались в филу по жребию. Триттия состояла из трех демов. Всего Клисфеном было образовано 90 демов. Демы были трех родов: прибрежные, горные и равнинные. Таким образом, фила объединяла демы трех видов, население которых уже не могло преследовать никаких интересов, кроме интересов всего полиса. Фратрии и роды Клисфен оставил без изменений, не покушаясь на культ. Именно со времен Клисфена у афинян вошла в употребление поговорка «не считаться филами», т. е. не обращать внимания на происхождение. Общий итог этих нововведений выразился, согласно Аристотелю, следующим образом:

«В результате этих изменений государственный строй стал гораздо более демократическим, чем солоновский» (Там же. 22. 1). Так, Афины перешли от аристократии к демократии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой