Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Органы международного уголовного правосудия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Января 2012 г. МУС вынес свой первый вердикт, признав виновным в военных преступлениях Тому Лубангу Дьило, который возглавлял вооруженные отряды «Союза патриотов Конго» во время четырехлетнего военного конфликта в Демократической республике Конго, который продолжался до 2003 г. Его арестовали в марте 2006 г. в столице Демократической Республике Конго Киншасе и отвезли в Гаагу, где он оставался… Читать ещё >

Органы международного уголовного правосудия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Нюрнбергский международный военный трибунал был учрежден в соответствии с Соглашением, заключенным 8 августа 1945 г. между правительствами СССР, США и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии и Временным Правительством Французской Республики для справедливого и быстрого суда и наказания главных военных преступников европейских стран оси. Трибунал состоял из четырех членов и их заместителей.

Согласно Уставу Нюрнбергского трибунала, утвержденного вышеупомянутым Соглашением, данный Трибунал учреждается для суда и наказания главных военных преступников за совершение определенных этим Уставом международных преступлений.

3 мая 1946 г. в Токио приступил к работе Международный военный трибунал для Дальнего Востока (Токийский трибунал). Это был второй судебный процесс над главными военными преступниками, виновными в развязывании Второй мировой войны.

Важным этапом развития международного уголовного правосудия стало создание в первой половине десятилетия в рамках универсальной международной организации ООН двух специальных международных трибуналов (ad hoc) — в отношении бывшей Югославии и Руанды.

Международный трибунал по бывшей Югославии (МТБЮ)

Совет Безопасности ООН, решая вопрос об учреждении Международного трибунала для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 г., в своей резолюции 808 от 22 февраля 1993 г. указал, что действует на основании гл. VII Устава ООН по принятию мер для восстановления международного мира и безопасности. Согласно Уставу МТБЮ, утвержденному резолюцией Совета Безопасности ООН 827 от 25 мая 1993 г., ко всем стадиям конфликта на территории бывшей Югославии должны применяться нормы, регулирующие вооруженные конфликты, в частности Женевских конвенций. В юрисдикцию МТБЮ входило «осуществление судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года». Прежде всего речь идет о таких преступлениях, как нарушение законов или обычаев войны, геноцид, преступления против человечности. Юрисдикция МТБЮ распространялась на физических лиц, совершившие данные преступления на территории бывшей Югославии с 1 января 1991 г. МТБЮ состоял из трех камер: двух судебных (по три судьи в каждой) и апелляционной (пять судей) избирались Генеральной Ассамблеей ООН.

Судьи МТБЮ были избраны Генеральной Ассамблеей ООН из представленного Советом Безопасности ООП списка. По рекомендации Генерального секретаря ООН Совет Безопасности ООН назначил обвинителя.

Тюремное заключение преступниками отбывается в государстве, определенном МТБЮ на основе перечня государств, которые заявили Совету Безопасности ООН о своей готовности принять осужденных лиц. Местопребыванием МТБЮ является Гаага. Расходы МТБЮ относятся на счет регулярного бюджета ООН в соответствии с Уставом ООН.

В 1994 г. Генеральной Ассамблеей ООН был учрежден Международный уголовный трибунал по Руанде. Юрисдикция этого Международного трибунала состоит в осуществлении судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с 1 января по 31 декабря 1994 г.

Попытки Совета Безопасности ООН учредить подобные трибуналы ad hoc по Камбодже, Чечне, Восточному Тимору, Гватемале, Ираку не увенчались успехом.

Созданию Международного уголовного трибунала по Руанде предшествовали меры, предпринятые в связи с происходящими в этой стране событиями Советом Безопасности ООН. 30 апреля 1994 г. Председатель Совета Безопасности ООН в своем заявлении осудил нарушения международного гуманитарного права в Руанде и поставил вопрос о необходимости расследования серьезных нарушений гуманитарного права. 1 июля 1994 г. в резолюции 935 Совет Безопасности ООН установил, что геноцид и другие систематические и широкомасштабные нарушения международного гуманитарного права составляют угрозу международному миру и безопасности.

В сентябре 1994 г. в Совет Безопасности ООН поступила просьба от руандийского правительства о создании Трибуната, с учетом которой Совет Безопасности ООН резолюцией 955 от 8 ноября 1994 г. учредил Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с первого января по 31 декабря 1994 г. (далее — Трибунал по Руанде).

Различием между двумя трибуналами — МТБЮ и Трибуналом по Руанде заключаются в следующем. В соответствии со ст. 1−4 Устава Трибунала по Руанде последний компетентен, рассматривать дела о совершении геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Статья 3 этого Устава о преступлениях против человечности исходит из общепризнанного понимания этих преступлений — в ней отсутствуют в качестве условия связь преступления с вооруженным конфликтом, и содержится важный квалификационный признак широкомасштабного и систематического характера нарушений. Трибунал по Руанде имеет более широкую территориальную юрисдикцию, которая не ограничена территорией Руанды, а распространяется на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды.

Трибунал по Руанде включал три судебных камеры. Решение о создании третьей судебной камеры было принято с Советом Безопасности ООН с внесением соответствующих изменений в Устав резолюцией 1165 от 30 апреля 1998 г. с целью ускорить рассмотрение дел большого количества обвиняемых, ожидающих суда много месяцев.

Однако небывалый размах международной преступности — многочисленные террористические акты, уносящие тысячи жизней, международная торговля наркотиками, работорговля и другие преступления, широкомасштабные и вопиющие нарушения гуманитарного нрава побудили мировое сообщество к принятию еще более эффективных мер в целях придания суду лиц, ответственных за эти преступления.

Международный уголовный суд ООН (МУС) — первый постоянный международный судебный орган по международным уголовным преступлениям — начал действовать в 2002 г. на основании принятого в июле 1998 г. дипломатической конференции в Риме подавляющим большинством (120 — «за», 7 — «против», 21 — «воздержались») Статута МУС (далее — Римский статут)[1].

МУС, состоящий из 18 судей, согласно Римскому статуту призван преследовать в судебном порядке лиц, виновных в наиболее тяжких, с точки зрения международного права, преступлениях (к юрисдикции МУС относятся только те преступления, которые совершены после вступления в силу Римского статута). К серьезным относятся нарушения международного гуманитарного права, военные преступления, преступления против человечества и геноцид.

В соответствии с принципом «дополнения» МУС действует лишь в случаях неэффективности национального правосудия. Чаще всего это случается, когда речь идет о наказании граждан, занимающих высокое положение, или когда правовая система государства не дает возможности для правосудия.

МУС призван:

  • — быть сдерживающим фактором для тех, кто планирует совершение тяжких преступлений;
  • — побуждать национальные органы юстиции, ответственные за это в первую очередь, привлекать к суду виновных;
  • — предоставлять возможность жертвам насилия и их семьям добиваться справедливости в отношении жертв тяжелых преступлений;
  • — способствовать преодолению безнаказанности.

МУС может рассматривать преступления, которые были совершены либо на территории стран — участниц МУС, либо гражданами этих стран. Согласно Римскому статуту дела могут поступать в МУС двумя способами:

  • 1) инициировать расследование преступлений может прокурор МУС (эту должность занимает человек, обладающий высоким профессионализмом, большим опытом в уголовном судопроизводстве и исключительной нравственностью). Прокурор может основываться на информации из любого источника, включая показания пострадавшего или членов его семьи, если преступление и лицо, его совершившее, относятся к юрисдикции МУС;
  • 2) ратифицировавшие Римский статут государства могут обратиться к прокурору с просьбой расследовать одно или более преступлений, если они относятся к юрисдикции МУС.

Осуществляя правосудие, применяя Римский статут, соответствующие договоры, принципы и нормы международного права, МУС может приговорить виновного к тюремному заключению сроком до 30 лет.

Несмотря на то что в компетенцию суда входят преступления, совершенные либо на территории государства-участника, либо гражданином такого государства, Совет Безопасности ООН имеет право передать на рассмотрение суда ситуацию, сложившуюся на территории любой страны, если в ней есть признаки военных преступлений или преступлений против человечности.

Например, воспользовавшись этим правом, Совет Безопасности. ООН передал в МУС материалы о ситуации в суданской провинции Дарфур, хотя Судан не является членом МУС. В июле 2008 г. прокурор МУС потребовал выдать ордер на арест по обвинению в геноциде президента Судана Омара аль-Башира, который стал первым действующим главой государства, против которого выдвинуто обвинение в органах международной юстиции.

26 января 2012 г. МУС вынес свой первый вердикт, признав виновным в военных преступлениях Тому Лубангу Дьило, который возглавлял вооруженные отряды «Союза патриотов Конго» во время четырехлетнего военного конфликта в Демократической республике Конго, который продолжался до 2003 г. Его арестовали в марте 2006 г. в столице Демократической Республике Конго Киншасе и отвезли в Гаагу, где он оставался под арестом до начала процесса. На суде, который длился с января 2009 г., было доказано, что лидер боевиков привлекал к военным действиям детей младше 15 лет. Его подчиненные забирали подростков из их домов, школ и с футбольных площадок, после отдавая на военную службу. Также его обвиняли в похищении девочек, которых позже насиловали. К слушаниям были привлечены 34 свидетелей, среди которых бывшие дсти-восннослужащие, члены отрядов вооруженного ополчения, а также эксперты. Один из свидетелей — прибывший в Гаагу в сопровождении своего отца ребенок, участвовавший в боевых действиях, также давал показания.

МУС признал Тому Лубангу Дьило виновным в военных преступлениях и приговорил его к пожизненному заключению.

  • [1] Три постоянных члена Совета Безопасности ООН, обладающие правом вето (Россия, США и Китай), до сих пор не ратифицировали Римский статут. Следовательно, они не являются государствами — участниками МУС, что негативно отражается на его репутации.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой